Материал, подготовленный мной для студентов, в рамках курса "История Русской церкви" нежданно-негаданно оказался злободневным.
В начале 15 века положение Византийской империи стало критическим. Османы захватили полуостров Малая Азия и часть Балкан, и Византийская империя сжалась до небольшой территории вокруг Константинополя. В этих условиях Византийский император обращается за помощью к странам Запада и к Римскому папе. Условием оказания помощи Римский папа называет объединение всех христианских церквей под властью Рима и принятие восточными патриархами католических догматов.
Для решения этого вопроса был созван Ферра́ро-Флоренти́йский собор, который проходил с 1438 по 1445 сначала в Ферраре, затем во Флоренции.
В 1439 г. во Флоренции византийский император и константинопольский патриарх подписали унию об объединении западной и восточной церкви на условиях Рима.
Она предполагала.
1) Главой объединённой церкви признаётся Папа Римский
2) Восточная церковь признаёт филиокве – католическое положение, согласно которому Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (в восточной традиции он исходит только от Бога-Отца) и догмат о чистилище.
3) Восточная церковь сохраняет право проводить богослужение по собственному обряду.
Забегая вперёд, скажем, что это не помогло Византии и в 1453 г. Константинополь пал под натиском османов.
Среди подписавших Флорентийскую унию был и митрополит Киевский и всея Руси грек Исидор. Исидор прибыл в Москву только на Страстную седмицу Великого Поста 19 марта 1441 года. Ему дали отслужить Литургию в кафедральном Успенском соборе. Во время литургии вопреки обычаю митрополит первым помянул не Константинопольского патриарха, а папу Евгения. По окончании Исидор провозгласил унию. После этого, великий князь Василий изгнал его из храма, а через три дня он был арестован и заключён в Чудов монастырь. Впрочем, впоследствии Исидору дали возможность бежать в Литву, тем самым избавив себя от неприятной обязанности судить отступника-митрополита.
После ареста митрополита великий князь из епископов, находившихся в это время в Москве, созвал собор. Документом, вероятно связанным с собором, стало послание великого князя Константинопольскому патриарху. Известно два варианта этого документа, близких по тексту. Одно адресовано патриарху Митрофану, другое — на имя императора Иоанна VIII. Однако узнав о принятии унии императором и патриархом, великий князь вернул посольство с дороги, и послания адресатов не достигли.
После изгнания Исидора русская митрополия несколько лет оставалась вакантной. В декабре 1448 года церковный собор утвердил рязанского епископа Иону митрополитом без согласования с Константинополем. Это событие считается началом независимости Русской церкви.
В Царьград к императору было отправлено послание, в котором говорилось: «И церковь наша Русская святейшия митропльи Русскиа, святыя Божия вселенския сборныя апостольския церкве Премудрости Божия святыя София Цареградския благословения требует и ищет, и во всем по древнему благочестию повинуется; и тот наш отец Иона, Митрополит всеа Руси, по томуж, всячески требует оттоле благословения и соединения, развее нынешних новоявльшихся разгласий"
Сложность ситуации состояла в том, что Иона был избран собором епископов только Северо-восточной Руси. Епископы Литвы в этом случае оказывались не у дел, и была вероятна опасность сепаратистских настроений на западе митрополии. Однако этого не произошло. В 1451 году великий князь литовский и король польский Казимир особой грамотой признал Иону митрополитом Киевским, подтвердив его права на все церковные имения на территории своего государства.
В 1453 году Константинополь был взят турками. На Руси это восприняли как Божью кару за вероотступничество.
Если признание митрополита Ионы на западе митрополии в первое время было безусловным, то при сменившем папу Николая Каликсте III (1455—1458), положение изменилось. Решением папы Каликста от 21 июля 1458 г. митрополия была разделена. Из документа следует, что отныне, по мнению Рима, поместная церковь Руси состоит из епархий «высшей России», управлявшуюся «раскольничьим монахом Ионой, сыном беззакония», и «нижней России».
Однако при новом понтифике Пие II в январе 1459 «московская» часть митрополии Исидором была передана Григорию и целостность митрополии формально была восстановлена. Казимир предложил принять Григория митрополитом и Василию II. Однако из Москвы потребовали «старины не нарушать» и отказались принимать митрополита-униата. Поэтому фактическое разделение сохраняется. В 1464 году Григорий Болгарин вошел в общение с Константинополем и прекратил общение с Римом. В 1467 году Константинопольский патриарх Дионисий I потребовал признания Григория от всех русских епархий. Но собор епископов в Москве в 1470 году его не признал, по-прежнему считая патриарха униатом.
5 сентября 1475 года на освященном Соборе в Константинополе в митрополита Киевского и всея Руси был избран и рукоположен монах Афонского монастыря Спиридон. Однако он не был признан ни в Литве, ни в Москве.
Король Польши и великий князь Литовский Казимир IV не позволил новому иерарху русской церкви осуществлять управление своими епархиями и сослал Спиридона в Пуню. а на митрополичьем престоле утвердил смоленского архиепископа из рода русских князей Пестручей — Мисаила. Поставление Спиридона митрополитом всея Руси вызвало беспокойство московских правителей, обозвавших митрополита Сатаной. Из Литвы Спиридон перебрался на территорию Новгородской республики (в 1478 году покорённой Иваном III). Арестованный митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси был сослан в Ферапонтов монастырь.
После смерти Мисаила православные епископы Киевской митрополии выбрали себе митрополитом архиепископа Полоцкого Симеона. Король Казимир IV позволил ему получить утверждение в Константинополе. Константинопольский Патриарх Максим утвердил Симеона и прислал ему «Благословенное письмо», в котором обращался не только к нему, но и ко всем епископам, священникам и верным Святой Церкви. Патриаршее послание привезли два экзарха, которые в 1481 году совершили интронизацию нового митрополита вместе с епископами митрополии Киевской, Галицкой и всея Руси в Новгородке (Новогрудке) Литовском. Избрание Симеона прекратило недоразумения, связанные с арестом Спиридона и деятельностью неканонического митрополита Мисаила. Хотя митрополия именовалась Киевской, ее глава — митрополит имел резиденцию в г. Новогрудке на территории современной Белоруссии.
Оценили 4 человека
8 кармы