Мраморный сатир, который уже много веков смущает зрителей.

4 1221

Мраморный сатир, который уже много веков смущает зрителей.

Скульптура под названием «Фавн Барберини» (или «Пьяный сатир») была, видимо, создана около 200 года до н.э., в эпоху эллинизма, и в настоящее она время хранится в Мюнхенской глиптотеке. Современного зрителя она потрясает позой, в которой раскинулся изображенный полубог. Давайте поговорим об этом произведении искусства поподробней.

Итальянскую "фамилию" Барберини скульптура приобрела в XVII веке после РХ, когда ее выкопали из римского культурного слоя и приватизировали в личную коллекцию тогдашнего папы римского Урбана VIII Барберини. В его семье и одноименном палаццо она хранилась до XIX века, так что прозвание прилипло навечно.

Семья Барберини в искусстве толк знала. Сегодня в их палаццо разместился государственный музей (Национальная галерея старинного искусства). Правда, Фавна они успели продать в Германию уже лет двести назад.

Выбранная скульптором тема произведения — пьяный сатир, для той эпохи была совершенно нормальной. Античные скульпторы обожали изображать спутников бога виноделия Диониса (Вакха) — всяких вакханок, менад, фавнов, сатиров, силенов. Их гульба и распутство привлекали заказчиков и имели двойной эффект: с одной стороны — возбуждение, некое бурление в крови от ничем неприкрытых телесных красот. С другой стороны — назидание от того, что все вот так вывалено на потеху. Мол, если будешь таким же дурнем, так же напьешься — то будешь таким же смешным, позорно валяющимся. (В античной эстетике демонстрация органов была уделом низших существ; а олимпийские боги и интеллектуалы все либо прятали, либо показывали очень маленькое, сморщившееся).

О том, что в этой скульптуре прославляется отнюдь не идеальная красота, легко догадаться, вглядевшись в грубые "мужицкие" черты лица Фавна, отнюдь не напоминающие аполлоновский "греческий нос".

Возможно, раньше у Фавна были рожки, подверждающие его демоническую сущность, но сейчас они обломаны и на фоне волос не различимы.

Копыт у этого подвида фавновых, очевидно, не водилось. Остроконечных "эльфийских" ушек под волосами не видно.

Зато есть хвост!

https://shakko-kitsune.livejou...

w

Из-за чего Потанин увозит "Норникель" из России в Китай

Когда мы с вами думаем, что вот-вот, еще чуть-чуть, и все добро олигархов, украденное в 90-е, начнет национализироваться, пусть и в каком-то спокойном варианте, происходит ровно обратно...

Страна непуганых Чубайсов: Губернатор Беглов устал от борьбы с капиталом. Ему начала сниться "Аврора"

Владлен ЧертиновПостроенный в России капитализм — источник всех наших бед. Как в тылу, так и на фронте. Кажется, это уже начинает доходить до правящей элиты России. Неожиданно для многи...

Обсудить
  • Искуствовид! Лукавит, или не знает ... Все "античные" скульптуры, когда начался музейный бум эллинизма, в мире уже цвёл, и с античных же времён, ринок подделок и фальсификата. Вот это были великие знатоки искусства и художники (и есть)! которые ублажают мир своими произведениями. Микельанджело не брезговал. Наш академик живописи, великий мастер, Василий Николаевич Яковлев в 20-х годах подделал какого-то Великого голландца, не помню какого, и "загнал" в Голландии за большие деньги. М.Горький был в восторге и "прыгал до потолка!" Ай да Васька, ай да молодец"! Суд приговорил академика к каторге, заочно. Париж – Пóриж! всемирная мастерская Искусства, на стыке 19-20 веков, да и щас не бедствует, Здесь процветали и скульптурные мастерские антиков, а наш ГМИИ так и называется, честно, – музей слепков. Греческие антики, официально! не сохранились, они физически не смогли бы сохраниться за 2 500 лет, это римские копии. А римские "оригиналы" показывают нам "Античное", как его представляют парижские мастера на все руки. Спасибо им! А чо! всем нравится. Как могут сохраниться и выглядели настоящие антики, показывает нумизматика. А Ви? Ваш удел – "ЧорныйКуадрат", «Музея Людвига в Русском музее», намалевичи, матиссы и "Саври менаё искуство"..