Россия пробивается, как и 200 лет назад

0 204


Сегодня, когда западная культура в кризисе, видна правота философа и славянофила Ивана Аксакова, писавшего о том, что во многом этой культуре присущ характер случайный и временный. Отсюда такое желание Аксакова воплотить русский культурный проект.

200 лет назад родился Иван Аксаков – философ, публицист, поэт и славянофил. Его размышления о русском народе, историческом пути России и сегодня вдохновляют, представляют содержательный ответ для тех, кто вопрошает о русской идее.

Многие из статей Аксакова можно и сейчас публиковать в СМИ, более того, их нужно изучать в школах. Иван Аксаков стоял за отмену крепостного права и свободу балканских народов. Среди близких ему людей были В.С. Соловьев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и Ф.М. Достоевский.

Потомственный славянофил

Будущий философ родился в семье знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (вспомним хотя бы его записки про охоту и рыбалку или сказку «Аленький цветочек»). Уже в десять лет он увлеченно читал газеты. Пройдет совсем немного времени – и мир узнает блестящего публициста Аксакова, редактора газет «День», «Москва», «Русь» и журнала «Русская беседа». Уже в 13 лет он поступил в Императорское училище правоведения. К 1851 году государственная служба для Ивана Аксакова закончилась, и он вышел в отставку. Начинается новая полоса его жизни, связанная с писательством и борьбой за утверждение своих идей.

В 1852 году под редакцией Ивана Аксакова начинает выходить альманах «Московский сборник» – голос московского кружка славянофилов. Вся его жизнь была связана с поприщем редактора: его отстраняли, его газеты закрывали, но он вновь и вновь возвращался, становясь у руля нового печатного издания. Как редактор он выпускал газеты «День» (1861–1865) и «Москва» (1867–1868). Обе газеты постигла одинаковая судьба – они были закрыты цензурой за обличительный тон и принципиальную позицию редактора. Ту самую, за которую мы чтим сегодня имя Ивана Аксакова. В чем же ее суть?

Россия – это сила! Это великий исторический организм, призванный ко всемирной роли. Всякому русскому человеку присуще сознание единства и целостности русской земли. Это не просто факт, это утверждение исторического призвания России. Тысячу лет, ценою стольких жертв, Россия стоит. Лишь благодаря живому чувству, которое есть у всякого русского человека. Чувству силы и чести нашего государства. Народ России есть ее историческая почва. Потому всё, что заявляет о себе с других позиций – фикция, подделка. Но эта «подделка» вставляет палки в колеса совершающейся исторической правде утверждения русского государства. Либеральная интеллигенция, зараженная модой на все европейское, то и дело поправляет становящийся в своем могуществе русский дух. Этого нельзя допустить, с этим нужно бороться!

В этом состояла и гражданская, и философская позиция Аксакова.

Аксаков был председателем Московского славянского общества и стоял за освобождение Болгарии от турецкого владычества. Вот что он написал, когда это освобождение наконец совершилось: «Вздумали мы устоять Болгарию и, желая показать себя "на высоте требований современного прогресса", … желая даже щегольнуть, за чужой счет, либерализмом и европеизмом наших… воззрений, взяли да и сочинили для нее… "конституцию"». Аксаков словно предвидел, каким неприятным уроком станут последствия этих событий для нашей истории. Теперь, в 2023 году, независимые, с конституцией, власти Болгарии с лихвой отдают дань русскому народу-освободителю, поставляя на Украину комплексы С-300 и запрещая въезд автомобилей с российскими номерами.

А вот слова философа о промахах в национальной политике на западных приграничных землях Российской империи. «Напоминать ли о том, как мы полячим Литву, как немечим насильственно латышей и эстов, как разводим германскую колонизацию вдоль своей окраины…», – так сокрушался Аксаков в середине XIX века.

Сегодня, в 2023-м, мы пожинаем плоды. Всё это уже не Россия, но независимые страны Прибалтики, входящие во враждебный блок НАТО, открыто притесняющие остатки русского населения. Однако «Россия пробивается» (Аксаков любил это выражение) и – факт остается фактом – в этих осколках Российской империи по-прежнему говорят на русском языке, думают по-русски. Русская культура не подлежит отмене в умах людей на ней выросших.

Аксаков, Достоевский, Пушкин

Аксаков был всего на два года младше Достоевского. Писателей связывало долгое и не всегда безоблачное общение (например, Аксакову так и не удалось уговорить Достоевского поучаствовать в газете «Москва»). Однако, когда дело касалось православных корней народа, это были говорящие на одном языке единомышленники.

20 июня 1880 года в зале московского Благородного собрания на заседании Общества любителей российской словесности Достоевский прочитал свою знаменитую речь о Пушкине. Один гений запечатлел другого: Достоевский сказал о Пушкине, что поэт – явление пророческое для русского духа. Вслед за Достоевским предстояло выступать Аксакову. Он взошел на кафедру и заявил, что речь Достоевского есть историческое событие в нашей литературе, после которого всякий вопрос о том, великий поэт Пушкин или нет, упраздняется. «Нечего больше толковать… – сказал Аксаков. – Всё, что я готовился прочесть, потеряло всякое значение. Моя речь упраздняется речью Достоевского». Следом Аксаков все-таки прочитал отрывки из заготовленной речи.

Не будучи вполне произнесенной, «Речь о А.С. Пушкине» осталась для того, чтобы быть напечатанной. Это программное заявление 57-летнего Аксакова, по которому мы можем судить о его непримиримой позиции русского патриота.

У России всегда был особый путь развития, говорит философ, однако «факт таков…, что русская земля подверглась страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца… Всё, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению…». Всюду утвердились чужое мерило, чужие формы, чужое миросозерцание – таких жертв потребовало европейское просвещение. «Жизнь наводилась ложью, призраками, подобиями… и колоссальным недоразумением между народом и его так называемой "интеллигенцией"», – говорил Аксаков. Все поэты до Пушкина творили, озираясь на кальку классических образцов, навеянных европейской традицией, когда язык и поэзия стонали в прокрустовом ложе изящной нерусскости. Так сочиняли Жуковский и Батюшков. И только Пушкин сломал этот порочный уклад – в его стихе заговорил наконец голос живой русской души. «Точно день, белый день настал для русского общества с появлением Пушкина», – отмечал Аксаков. Стихи о няне философ называет чистой струей народной речи и духа, испитой из груди матери-земли.

Нынешние писатели-постмодернисты подобных достойных слов о Пушкине не скажут – даже если захотят, просто не смогут.

В 1878 году Илья Репин пишет портрет Ивана Аксакова. На нем 55-летний мыслитель изображен сидящим за столом, с раскрытой книгой в руке. Портрет возвращает зрителю образ мудрого, твердого в своих убеждениях человека. Картина была написана Репиным в имении Варварино Владимирской области, куда Аксаков был сослан за протест в отношении пересмотра мирного договора, освободившего балканские народы от турецкого владычества. Фактически – за следующие свои слова: «Ты ли это, Русь-победительница, сама добровольно разжаловавшая себя в побежденную?».

Итак, в логике Аксакова русские либералы – никакие не либералы, но только люди либералами прикидывающиеся. Подделка. «Все либеральничало по форме…» – пишет он. Так было во времена Аксакова, таково положение дел поныне. Либерализм – ведь только номинально некий концепт про права человека, его свободы и общественный договор, дошедший до нас из эпохи Просвещения. Сегодня либерализм превратился в жесткую корпорацию, исключающую любые свободы и подотчетно требующую ежедневной клятвы верности на пространстве запрещенных в России соцсетей.

Та самая, прожженная либерализмом интеллигенция, гасительница народного духа, способна сегодня лишь на истеричное исповедование своей ненависти к Родине. Но все они – подделка. Обезьянничанье перед Западом.

Сегодня, когда западная культура в кризисе, особенно видна правота Аксакова, писавшего о том, что во многом этой культуре присущ характер случайный и временный. Философ говорил: «…Запад отрекается от всех начал, которыми управлялся во всю свою историю». И в этом главное, онтологическое различие между Россией и Западом. Отсюда такое желание Аксакова воплотить собственный, русский культурный проект.

Любовь Аксакова к народу не была безответной – когда в 1886 году он умер, проститься с ним пришло более 100 тыс. человек. Прах философа был погребен в Троице-Сергиевой лавре. А славянофильство, у истоков которого стоял Аксаков, никуда не исчезли

автор Иван Иванюшкин

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...