Элитаризм и крушение СССР

154 3567

Когда говорят, что СССР погубила ложь - в этом утверждении, к сожалению, есть большая доля правды. Проблема не в том, что советские газеты занимались каким-то особым враньем - они скорее замалчивали часть информации, что порождало в народе самые дикие слухи и домыслы. Проблема была в другом - при создании СССР декларировалось всеобщее равенство, а по факту руководство страны стало обособляться в особую касту с отдельными правами, в номенклатуру.

Обидно, что по сравнению с тиграми капитализма, советские номенклатурщики выглядят как милые домашние котики. Но главной советской идеей была "мы - не рабы. рабы не мы". И даже робкие попытки ее нарушить не были приемлемы. Собственно именно эта идея, положенная в основу архитектуры СССР Лениным, и мешала советской номенклатуре пуститься во все тяжкие, защищала граждан, ставя пределы волюнтаризму руководства.

В результате парадоксально сложились два противоположных интереса - народ хотел приструнить номенклатуру, номенклатура - освободиться от мешавшего ей ленинского наследия. В результате же, народ совместно со вторыми секретарями снесли первых секретарей, попутно снес СССР (да, люди хотели сделать другое, но сделали то, что сделали. никакой Ельцин не подчинил бы людей, если бы они сразу порвали его хотя бы за власовскую тряпку), и посадил довольных вторых секретарей себе на шею в новом качестве олигархов и аффилированых с ними чиновников.

То, как проходила "перестройка", уже вошло в историю как серьезная заявка на премию Дарвина, и по мере осмысления этого события его оценка будет только ужесточаться. Хорошо хоть живы остались, живые способны чему-то научиться, мертвые - уже нет.

С учетом произошедшего, любое размышление "как жить дальше" должно начинаться с осмысления роли и сути номенклатуры или, как ее сейчас называют, "элиты".

"Элита" современном значении есть подмена понятий. Это не те люди, которых можно было бы по каким-то критериям назвать лучшими, а те, которые сами назначили себя таковыми.

В "элиту" попадают не по цвету волос и разрезу глаз, не самые искусные мастера, голосистые певцы и живописные художники. 

Эту "элиту" составляют люди, которые собирают и распределяют по своему усмотрению общественное богатство, созданное трудом остальных людей.

Предположительно, такая "элита" естественным образом возникла в древние времена в условиях тотальной нехватки ресурсов (и надеюсь, те времена действительно ушли и больше не случатся).

Например, дикое племя жило впроголодь - и тогда оно обеспечивало сытым существованием вождя, шамана и самых ловких и сильных воинов. В этом случае они обеспечивают выживание и развитие своей общности за счет еще более беспросветной жизни всех остальных.

Жестокое разделение общества на ценных членов и малоценных особей, которые живут лишь для того, чтобы обеспечить человеческую жизнь горстке избранных. Развитие общества при таком разделении происходило совершенно людоедским путем, за счет лишения возможности развития большинства людей.

По мере развития человечества такая технология выживания все больше утрачивала оправдание и вступала в конфликт со справедливостью.

Возникали недовольные - но что мог сделать доходяга против сытых и тренированных бойцов? Система еще на заре существования интегрировала в себя механизмы и инстинкты социального подавления низов.

Хотя у нее и возникла подпорка - в виде отсутствия системы всеобщего качественного образования.

Знания и секреты мастерства в этой ситуации передавались от отца к сыну, и секреты и знания мастерства государственного управления - тоже.

И такое положение сохранялось много веков, пока в начале XIX века в Пруссии не случилась Гумбольдтовская реформа образования. Именно "прусская система" всеобщего образования, многие положения которой стали основой советской системы образования, сняла последние предпосылки к существованию отдельной "элиты". Любой способный человек, не только из среды потомственных руководителей, мог отныне быть подготовлен и назначен на руководящую должность.

Не случайно именно после Гумбольдтовской реформы образования и именно в Германии возник марксизм. Марксизм - абсолютно антиэлитарная теория, и корни ее лежат именно во всеобщем образовании и понимании что "элита" отныне окончательно стала тормозом развития человечества. А вовсе не в талмуде, как подло врут некоторые граждане.

К сожалению, "элита", привыкнув к своему привилегированному положению, стремится сохранять его вопреки уму и совести. Поэтому даже наличие такой мощной антиэлитарной теории, как марксизм, не дает автоматически победу над элитой. В той же Германии, при сохранении отличной системы образования, в итоге победил фашизм, а марксистов стали кидать в тюрьмы и концлагеря.

Но дела немцев - отдельная тема.

Нам интересна история элитаризма в России.

Россия XIX века была заповедником самого махрового элитаризма

8/10 населения составляли нищие голодные крестьяне, которых элита империи, помещики, воспринимали как полезных животных, которые живут и размножаются на их землях и сами, как пчелки, приносят в закрома помещиков полезный продукт. Сдается мне, что слово "народ" изначально имело смысл "те, кто народились на прокорм "лучшим" людям". Иначе трудно объяснить, как их продавали в розницу, оптом и вместе с территориями, на которых они жили. Учитывая, что вся система сельского хозяйства, в которой были заняты крестьяне, была архаичной и приводила к регулярным "недородам", дореволюционную Россию можно рассматривать как заповедник "пещерного", голодного элитаризма.

Но практиковался и "просвещенный" элитаризм - через ограничения доступа низов к информации и образованию.

«Циркуляр о кухаркиных детях» — издан 1 июля 1887 года министром просвещения Российской империи графом И. Д. Деляновым и предписывал при приёме в гимназии воздержаться «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

Циркуляр опирался на воззрения Александра III (Александру принадлежит отзыв на показания крестьянки М. А. Ананьиной о том, что ее сын хочет учиться в гимназии — «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!») и К. П. Победоносцева о необходимости «остудить» российское общество, ограничив передвижение из «неблагородных» слоёв населения в разночинцы и студенты.

Поясню суть конфликта. По законам Российской Империи для поступления на государственные должности необходимо было наличие гимназического образования. Отсекая людей низших сословий от гимназического образования, их автоматически лишали возможности какого-либо влияния в государстве.

Эта архаичная система элитарного подавления населения и послужила детонатором русских революций начала века. Экономических предпосылок социализма, полностью созревших, какими их понимал Маркс, в отсталой аграрной стране не было.

Но было всеобщее отчаянное желание освободиться от пережившего себя отсталого феодального угнетения. Оно сработало как первичный источник нейтронов, который резко снизил необходимую для запуска реакции критическую массу.

Великая Октябрьская Социалистическая Революция была одновременно и революцией антиэлитарной.

Ленин был таким же противником элитаризма, как и Маркс. Он был пожалуй даже чемпионом мира по антиэлитаризму на тот момент. И именно этот настрой Ленина и его соратников обеспечил победой возглавленную ими революцию. Не стремление разграбить вековые богатства русских царей, как пытаются трактовать нынешние защитники буржуазного элитарного строя. Таких желающих было много - и где все они?

Ленин понимал, КАК. И это понимание было востребовано. И попробовали бы большевики замутить тогда что-то иное. Летели бы они далеко и быстро.

В противоположность царскому министру просвещения Делянину, Ленин сразу заявил:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

И это сразу началось реализовываться. Помимо программы ликвидации безграмотности и внедрения всеобщего образования по "советской" системе, уже в 1918-20 годах, при Ленине, в Советской России было открыто 33 новых научных центра, и далее развивалось по нарастающей.

Ленин сразу стал создавать необходимые условия для организации общества, в котором элитой стали бы все. Ведь действительно, если любой чернорабочий и любая кухарка подготовлены так, что их можно поставить на руководящую должность и они справятся - таких людей очень трудно, практически невозможно обмануть, а руководящие кадры можно ротировать самым широким образом.

Но - не получилось. Довести до желаемого состояния общество, которое многими десятилетиями искусственно загоняли в темноту и невежество, требовало много времени - а его не оказалось.

Начали прорастать "старые добрые" имперские практики вроде "я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак". Из советских руководителей сам же советский народ по привычке начал лепить царей и святых, а советские руководители - вспоминать, как получать от процесса поклонения удовольствие.

В итоге внуки сами пришли почти к тому же, от чего ушли деды, и им это не понравилось.

Когда говорят, что бытие определяет сознание - бытие означает не просто набор предметов материальной культуры. Это означает общественное бытие, так было в оригинале, но многие понимают превратно. Общественное бытие - это умение правильно использовать объекты материальной культуры и воспроизводить себя. В этом смысле общественным бытием и сознанием людей существует двусторонняя обратная связь.

Не так давно в стране ЮАР был отменен режим апартеида. И заполнившие города этой несчастной страны носители примитивной родоплеменной культуры вместо того, чтобы усвоить более развитую культуру обосновавшихся на их земле пришельцев, просто перепортили все для них непонятное.

Советский номенклатурный элитаризм пророс из менталитета, деформированного российским имперским элитаризмом. Это пережиток феодальной формации в массовом сознании. По этой причине я не любитель русской старины. Та Россия, которая существовала до Революции, сожрала сама себя и умерла естественной смертью

СССР мог бы не родиться - и про Россию вспоминали бы сейчас как про какую-нибудь Австро-Венгрию или Османскую империю. СССР был уже совершенно новой формацией, хотя вобрал в себя от своих предшественников и хорошее (например, Пушкина и Толстого), и плохое (вроде распространенного в обществе чинопочитательства). Суть Российской Империи под конец была пропитана трупным ядом, и его остатков хватило, чтобы отравить СССР.

Советский человек не хотел быть рабом. Но исторически сложилось так, что после веков феодального зомбирования он должен был постоянно отучать себя хотеть быть и господином. И внимательно следить, чтобы в ком-то рядом не проросла подленькая мечта о барстве. Это постоянная работа над собой, и проще было сделать вид, что нет никаких проблем, чем заниматься этой нудной и кропотливой работой. И общественное сознание рухнуло в бездны.

В результате такие люди, как Собчак, дождавшись момента, продали их в рабство, и вывели "в люди" таких персонажей, как Греф:

Вы говорите страшные вещи. Вы предлагаете передать власть фактически в руки населения. – Как только простые люди поймут основу своего я, самоидентифицируются, управлять, т.е. манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. ... Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию, не через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины спущенных на головы СМИ, которые как бы независимы, а на самом деле, мы понимаем, что все СМИ заняты сохранением страт?

Круг - от Делянова до Грефа - замкнулся. 

Но между ними были Ленин, Сталин, всеобщее образование и почти реализованное равенство. И именно это - несмотря ни на что, наше общественное бытие.

Греф боится того, что начал делать Ленин. И правильно боится. Даже несмотря на все усилия Чубайса по смене базиса, дело Грефа и Чубайса висит на волоске. Чтобы перевернуть эту страницу истории, достаточно поднять на адекватный уровень общественное сознание. 

Страты и их сохранение нам не нужны.


Греф: https://youtu.be/MQ8qMim7eIQ

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

Обсудить
  • Страты и их сохранение нам не нужны.
  • Кстати, народ не завидовал руководству, просто не надо было в перестройку Горбачёва устраивать тотальные дефициты. Эти дефициты искусственно устраивали уже новые "протестные силы", которые никакого отношения к народу не имели.
  • " Та Россия, которая существовала до Революции. СОЖРАЛА САМА СЕБЯ и умерла естественной смертью"--- ЭТО, в корне, неверное И ВРАЖДЕБНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ.
  • Вот и Высоцкий говорит, что без равенства счастливую страну не построить: Переворот в мозгах из края в край, В пространстве — масса трещин и смещений: В Аду решили черти строить рай Как общество грядущих поколений. Тем временем в Аду сам Вельзевул Потребовал военного парада, Влез на трибуну, плакал и загнул — Говорит: "Рай, только рай — спасение для Ада!" Визжали черти и кричали: "Да! Мы рай в родной построим Преисподней! Даёшь производительность труда! Пять грешников на нос уже сегодня!"
  • О роли «элит» верно. Но вот по поводу народа, который «попутно снес СССР» - откровенная неправда. Горбачев и Яковлев – опытные аппаратчики, вначале тщательно зачистили руководство, в том числе и от «идейных» (известно, что уже к 1987 г. было заменено 70 % Политбюро, 60 % секретарей обкомов партии, 40 % членов ЦК). Ну а дальше – дело техники, манипуляции и предательства; Яковлев впоследствии об этом откровенно рассказал. Народ сопротивлялся, как мог и референдум 1991 года тому подтверждение. А почему оружие в руки не взял – так это тема для отдельного большого разговора.