С начала писанной истории люди познавали мир путем накопления знаний. Аристотель, Пифагор, Евклид - совершали свои достижения лично наблюдая и осмысливая окружающий мир. Позже случился регресс средневековья, и основной методикой познания мира стало изучение трудов мыслителей прошлого, а критерием истины - субъективная вера в авторитет источника. В этот период регресса вера и знания стали неразделимы (я говорю про веру вообще, а не про религии в частности).
Такой подход показал свою бесперспективность, и ученые отказались от следования субъективным авторитетам в пользу непосредственного изучения объективной реальности.
Так возникло четкое разделение на знания и веру.
Знания - это то, что человек может узнать об окружающем мире самостоятельно не прибегая к чьему-то посредничеству. Знание объективно, поскольку существует и проявляется вне зависимости от отношения человека к этому знанию.
Например, каждый может убедиться в существовании сил гравитации и инерции. И наблюдая за этими явлениями может самостоятельно вывести формулы Ньютона или изучить их и согласиться или не согласиться с его выводами. Например, в части граничных условий действия этих формул.
Наблюдения, которые человек может сделать непосредственно, и выявленные из наблюдений объективные закономерности - представляют собой знания.
Вера - это то, что человек считает истинным без объективных оснований, на основании своих субъективных предпочтений.
Чаще всего в предмете своей вере человек узнает благодаря свидетельству других людей, хотя может верить и в собственную фантазию.
Чтобы не касаться религии - примером можно использовать американскую лунную программу. Объективные ее результаты несут признаки фальсификации, которые ставят под сомнение истинность всей программы. И обсуждения ее сводятся к доверию - "в программе были задействованы многие тысячи людей, не верю, что они могут согласованно врать",
В результате, как и всякий продукт веры, "лунная программа" представляет собой недостоверную информацию, истинность которой сейчас невозможно оценить.
Проблема современного человечества в том, что оно накопило больше знаний, чем способен за отведенный ему срок качественно усвоить отдельный человек.
В результате многое ему приходится принимать на веру. И это превращает его зачастую в жертву обмана.
Любая вера представляет собой эрзац знания.
Суть развития человека как разумного вида - в том, чтобы больше знать и меньше верить.
Оценили 10 человек
20 кармы