Сталин и православие

102 6246

Тема отношения Сталина к православию обросла мифами и легендами. 

Наиболее крепким в конспирологии гражданам предписано веровать, что тайный агент Сталин внедрился в банду жидотроцкистов-ленинцев с целью восстановления Великой Империи, результатом чего стало восстановление Сталиным института патриаршества в 1943 году. 

Легенда, правда, не дает ответа, почему "истребив как собак всех г'еволюционеров" в 1937 году, Сталин не сразу обернулся к русской православной традиции, а ждал зачем-то аж до 1943 года

Из такой трактовки истории естественным образом получается, что раз уж сам Великий Сталин пришел к православию, то православие - это wow, cute и cool, и не надо от этого добра искать другого.

Как ни странно, есть граждане, которые в это верят.

Диаметрально противоположным образом оценивают восстановление патриаршества с крайнего левого фланга. Там принято считать, что Сталин предал идеалы революции, загнав освободившийся от ярма самодержавия народ под другое ярмо, ярмо партийной бюрократии. Что было по факту отступлением от всех принципов научного коммунизма. Которые Сталин подменил сперва псевдонаучной догматической идеологией, а на перспективу - стал готовить ей на замену испытанный царями инструмент для угнетения народных масс, православие. Первым шагом к чему стало создание им в 1943 году марионеточной русской православной церкви во главе с патриархом.

Точка зрения жесткая, имеющая внутреннюю логику - но и ошибочная, как это часто бывает с красивыми за счет упрощения предмета изучения теориями. Если бы все было так, то  в роль РПЦ после создания в 1943 году только возрастала бы до 1953 года - чего в действительности не было.

Либералы этот вопрос вообще не изучают. С их точки зрения, Сталин все равно был тиран и деспот. Почему восстановил патриаршество? Да потому что мог, какие еще нужны причины.

Как ни странно, ближе всех к пониманию отношения Сталина к православию стоят российские воцерековленные правые консерваторы. Они на уровне преданий сохранили память о тяжелой руке Вождя, о жестких тумаках, которыми он потчевал российское поповство и его непутевую паству. Но обо всем по порядку.

Люди, которые пытаются выдать Сталина за тайного почитателя православной религии, обязательно упоминают период его обучения в православной духовной семинарии. Но означает ли это, что Сталин с детских лет был ревностным верующим и готовил себя к карьере священника? Как мальчики иных эпох мечтали стать полярными исследователями или космонавтами? Нет и еще раз нет!

Таковы были особенности образовательной политики в РоссииКоторуюМыВсеПотеряли. Относительно светское и качественное образование было доступно для очень узкого круга привилегированных или состоятельных поданных. Остальным была доступна в лучшем случае начальная церковно-приходская школа. Единственной лазейкой для низших сословий была школа для подготовки попов или вертухаев.

Для сына сапожника из Гори единственным вариантом получения хотя бы среднего образования было Горийское духовное училище, которое как раз специализировалось на подготовке к церковному служению детей из осетинских семей. Как раз это направление царское правительство спонсировало. Соответствовало оно средней школе. Сталин закончил его с отличием, и был рекомендован для поступления в Тифлисскую духовную семинарию, которая соответствовала примерно техникуму, по современным меркам.

Чему могли научить православные попы юношу, который писал такие пронзительные и пророческие стихи, как "ходил он от дома к дому..."? Да чему могли, тому и научили - презрению и ненависти к корыстным и лицемерным людям, надевших рясы.

«Людвиг. Что вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?
Сталин. Нет. Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем не плохо. Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения.

[И. Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом, 1938 г].

Закончилось обучение Сталина в духовной семинарии тем, что он полностью забросил учебу в ней в пользу революционной деятельности. 

Это важно для понимания. Сталин с отличием окончил школу, был в пятерке лучших на первых курсах семинарии, да и всю последующую жизнь учился много и самостоятельно. Однако к старшим курсам семинарии Сталин настолько разочаровался в православной "науке", настолько считал это знание бесполезным, что даже не явился на экзамены. После чего и был отчислен.

Вот какой вывод сделал товарищ Сталин из своего "духовного" образования:

"Так называемое “богостроительство”, как литературное течение, и вообще, привнесение религиозных элементов в социализм, – является результатом ненаучного и потому вредного для пролетариата толкования основ марксизма. БК (Бакинский комитет) подчеркивает, что марксизм сложился и выработался в определенное мировоззрение не благодаря союзу с религиозными элементами, а в результате беспощадной борьбы с ними"

[Сталин И.В. Cочинения. – Т. 2., стр. 167]

Хочется заметить, что это говорит не глава революционного победившего правительства атеистического государства, а член подпольной организации, который жил под постоянной угрозой если не смерти, то ареста. Позиция по данному вопросу, которую отстаивал Сталин на протяжении всей жизни, была искренняя.

Из юношеских лет никак невозможно вывести уважительное отношение Сталина к православию. Скорее можно вывести тему влияния "духовного" образования на последовавшие репрессии против "духовных" пастырей.

В отношении репрессий. Надо понимать, что начиная с иностранной интервенции в 1918 году и до появления концепции "неприемлемого ущерба" и ядерного сдерживания в середине 1960-х СССР постоянно находился в условиях военного или предвоенного времени. Что определяло жесткую политику по отношению к бандитам, ворам, саботажникам и потенциальной "пятой колонне". Собственно принцип Жеглова "вор должен сидеть в тюрьме, и не важно, как  его туда засажу" - не просто творческая фантазия писателей братьев Вайнеров, а отражение советских реалий. От того формулировка книги и замечательного фильма и приобрела такой резонанс и известность.

Людям, которых определяли как представителей какой-то из враждебных категорий, не всегда обоснованно, приходилось туго, по законам военного времени. Вспомним разгром генетиков и кибернетиков. Или как г-н Курчевский попилил военный бюджет, а потом на всякий случай присели Королев и Таубин. И неправильно приписывать принимаемые меры одному Сталину. Это была коллективная, коллегиальная деятельность.

Другое дело, что Сталин был архитектором советского государства. При нем оно приобрело те формы и черты, которое сохраняло до конца. И как основатель и лучший знаток всех деталей и тонкостей работы этого механизма мнение Сталина было гораздо весомее, чем мнение любого другого из советских граждан. И практически любую инициативу своего аппарата Сталин мог приостановить или, наоборот, усилить.

И по мере укрепление государственного аппарата под руководством Сталина росло давление на церковников. Возможно, Сталин считал их ворами? Почему бы и нет, ведь они пытались украсть у людей будущее. А возможно, сказывалась позиция уже основанной за рубежом РПЦЗ, которая делала попов и мирян в потенциально неблагонадежными гражданами. Пятую колонну надо было зачищать...

Также не следует забывать, что православная церковь под крышей царской репрессивной машины успела накопить много нереализованной ненависти к себе со стороны широких слоев населения. 10, 20 лет после революции - не такой большой срок. Бывшие поданные русского царя мстили давним обидчикам, используя в том числе служебное положение (и нынешним попам и олигархам - готовиться к тому же!).

В то же время, руководство молодой советской республики сразу поставило сверхзадачу - перейти от неразвитого капитализма, полуфеодализма, к коммунизму. Шансов было очень мало изначально, и уменьшать их еще ради хороших отношений с попами и их прихожанами никто не пытался. 

Поэтому институты церкви и религии вообще, как не пригодные ни к какой конструктивной деятельности, просто обязаны были быть демонтированы.

Советское государство практически сразу заняло по отношению к церкви жесткую позицию - отделило от бюджета и школ, конфисковало имущество, обложило налогами, наравне со всеми прочими гражданами и организациями. После смерти патриарха Тихона в 1925 не дало выбрать нового патриарха, оставив организацию обезглавленной.

Но все это были только жалкое начало.

В 1929 году советское руководство, возглавляемое товарищем Сталиным, взяло курс  на постепенную ликвидацию РПЦ как религиозной структуры. Был выпущено циркулярное письма ЦК ВКП(б) "О мерах усиления антирелигиозной работы".

Читатель может оценить дух и направленность этого письма:

"Партийным и комсомольским организациям немедленно организовать систематическое руководство антирелигиозной пропагандой... Всемерно поддерживая деятельность единственного антирелигиозного добровольного общества «Союз безбожников», — вливая членов своих организаций — особенно могущих вести антирелигиозную и культурно-просветительскую работу в массах — в «Союз безбожников», партия и комсомол должны обязать своих членов вербовать в этот союз беспартийных рабочих и крестьян и принимать активное участие в борьбе с религией"
Наркомпросу необходимо взять более решительный курс по преодолению элементов нейтрализма школы к религии, выражающегося в т.н. безрелигиозном воспитании, поручив ему поставить серьезнейшим образом антирелигиозную подготовку и переподготовку учителей, особенно школ повышенного типа, ввести соответствующий антирелигиозный цикл в техникумы и в педвузы, ввести таковой в свои заочные курсы, разработав методы антирелигиозной пропаганды в школе, внести соответствующие поправки к программам школы

Что показывает приоритеты общества. Если общество готовится к научно-техническому рывку, оно всячески развивает естественно-научное образование и антирелигиозную пропаганду. Если общество готовится к загниванию, где главной целью становится сохранение особняка Медведева и яхты Сечина, оно сворачивает материалистическое образование и насаждает так называемое "духовное развитие", которое неизъяснимо, потому как полностью фиктивно.

Это вопрос бескомпромиссного выбора - молельный дом или "Буран". Вот это вот "освящение" ракеты на снимке - это патология, исторический тупик.

"Освященная" ракета упадет. Это не так работает, в основе успешного запуска всегда лежат точный расчет и высокая культура, а ни в коем случае не невежество и суеверие. Которыми прикрывают нищенские зарплаты трудящихся космической отрасли.

И научные и технические успехи СССР говорят о том, что руководство  СССР Сталинской эпохи это понимало. А больные религиозностью не поняли до сих пор.

Возвращаясь в 1929 год. Циркулярное письмо ЦК ВКП(б) было адресовано не только общественным и образовательным организациям, но и карательным органам советского государства.

Наркомвнуделу и ОГПУ не допускать никоим образом нарушения советского законодательства религиозными обществами, имея в виду, что религиозные организации (церковные советы, мутаваллиаты, синагогальные общества и т.п.) являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы.

И это дало еще больший, весомый, грубый и зримый эффект.

Усилились массовые аресты православного духовенства, закрытие православных молельных домов по решению советских административных органов. 

Не все молельные дома ликвидировались по причине полной утраты интереса и потребности со стороны бывших прихожан. Известный пример - так называемый "Храм Христа Спасителя". 16 июня 1931 года вышла резолюция Комитета по делам культов при президиуме ВЦИК: 

«Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК»

Репрессии, начатые в 1929 году, продолжались до 1933 года. Многие попы за это время были арестованы и посажены в лагеря. За период с 1929 по 1933 год было арестовано около сорока тысяч попов. Примерно столько их есть сейчас в богоспасаемой РФ. Жрут, гадят, попирают со всех трибун правду и справедливость и думают, что все обойдется.

К 1935 году посадки несколько снизились, чтобы возобновиться в 1937.

20 мая 1937 года Маленков направил Сталину записку:

«Известно, что за последнее время серьезно оживилась враждебная деятельность церковников.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что организованности церковников содействует декрет ВЦИК от 8.IV-1929 года «О религиозных объединениях». Этот декрет создает организационную основу для оформления наиболее активной части церковников и сектантов.
В статье пятой этого декрета записано: «Для регистрации религиозного общества учредители его в количестве не менее 20 человек подают в органы, перечисленные в предыдущей (4) статье, заявление о регистрации по форме, устанавливаемой НКВД РСФСР».
Как видим, уже сам порядок регистрации требует организационного оформления двадцати наиболее активных церковников. В деревне эти люди широко известны под названием «двадцатки». На Украине для регистрации религиозного общества требуется не двадцать, а пятьдесят учредителей…
Считаю целесообразным отменить этот декрет, содействующий организованности церковников. Мне кажется, что надо ликвидировать «двадцатки» и установить такой порядок регистрации религиозных обществ, который не оформлял бы наиболее активных церковников. Точно так же следует покончить, в том виде, как они сложились, с органами управления церковников.
Декретом мы сами создали широко разветвленную, враждебную советской власти легальную организацию. Всего по СССР лиц, входящих в «двадцатки», насчитывается около шестисот тысяч.
Зав. отделом руководящих парторганов ЦК ВКП(б) Маленков» 

[АПРФ. Ф. 3 Оп. 60, ед. хр. 5, л. 34–35]

Сталин 26 мая 1937 года перенаправил записку Маленкова на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) с простой резолюцией: «Членам ПБ от т. Маленкова». Что говорит о том, что инициативу Маленкова Сталин счет уместной, своевременной, был с ней согласен и поддержал.

Ответил на эту записку Маленкова Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР Н. Ежов. 2 июня 1937 года он написал Сталину:

«Ознакомившись с письмом т. Маленкова по поводу необходимости отмены декрета ВЦИКа от 8.4.29 года «О религиозных объединениях», считаю, что этот вопрос поднят совершенно правильно.
Декрет ВЦИКа от 8.4.29 г. в статье 5-й о так называемых «церковных двадцатках» укрепляет церковь тем, что узаконяет формы организации церковного актива.
Из практики борьбы с церковной контрреволюцией в прошлые годы и в настоящее время нам известны многочисленные факты, когда антисоветский церковный актив использует в интересах проводимой антисоветской работы легально существующие «церковные двадцатки» как готовые организационные формы и как прикрытия.
Вместе с декретом ВЦИКа от 8.4.29 г. нахожу необходимым отменить также инструкцию постоянной комиссии при Президиуме ВЦИКа по вопросам культов – «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах».
Ряд пунктов этой инструкции ставит религиозные объединения на положение едва ли не равное с советскими общественными организациями, в частности, имею в виду пункты 16 и 27 инструкции, которыми допускаются религиозные уличные шествия и церемонии, и созыв религиозных съездов…» 

[АПРФ. Ф. 3 Оп. 60, ед. хр. 5, л. 36–37]

На уровне руководства страны при поддержке Сталина попов и религиозных активистов официально признали врагами народа. Что имело закономерные последствия.

По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136.900 православных священнослужителей, из них расстреляно – 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно – 21.500; в 1939 году арестовано 1.500, расстреляно – 900; в 1940 году арестовано 5.100, расстреляно – 1.100; в 1941 году арестовано 4.000, расстреляно – 1.900.

К весне 1938 года власти сочли, что церковь физически уничтожена и отпала необходимость содержать специальный государственный аппарат по надзору за озабоченными религиозно гражданами и подавлению их деятельности. 16 апреля 1938 года Президиум Верховного Совета ССР постановил ликвидировать комиссию Президиума ЦИК ССР по вопросам культов. 

Из 25 тысяч молельных домов в 1935 году, после 1937 и 1938 годов в СССР их осталось 1277. Это динамика Сталинских пятилеток. Нам предстоит ее повторить.

Часть попов поняла, что им в таком качестве совсем не рады, и сама сложила с себя сан. По сути - отреклись от Христа и паствы. Уверен, при следующей зачистке подобных окажется гораздо больше.

Мы были тогда реально близки к тому, чтобы увидеть последнего в СССР православного попа. Впрочем, и одного было бы много. Это наш упущенный исторический шанс.

Забегая вперед, когда в 1943 году Сталину понадобились попы, по всей стране удалось найти всего четырех живых и не отрекшихся от своей "веры" церковных иерархов.

Некоторые сочинители легенд о православном вожде называют цифру роста числа молельных домов после 1938 года. Действительно, рост был кратный. Но произошел он не за счет реанимации ранее закрытых культовых сооружений, а за счет территориальных приобретений. 1744 молельных дома оказались на территории Советского Союза после присоединения к нему западных областей Украины, Белоруссии и Прибалтики. Так что и здесь мимо. Политика СССР на уничтожении религий и религиозных организаций была абсолютно последовательной, и религиозные организации на новых советских территориях ждало бы много интересных аттракционов.

Следующий прирост числа молельных домов был связан с территориальными потерями - гитлеровцы считали православие годным средством угнетения русских унтерменшей, и успели открыть на временно оккупированной территории СССР 3732 (видимо, на 1941 год - на 1943 упомянуто уже 6500, а в докладе Совета по делам РПЦ 1949 года фигурируют вообще 10000) молельных домов. 

Примерно таким же темпами открываются православные молельные дома в РФ после 1992 года. Совпадение? не думаю...

В подтверждение - фрагмент письма К. Розенфельдера министру А. Розенбергу:

«Использование всех сил на Востоке в борьбе против большевизма также требует привлечения Православной церкви. Поэтому следует разрешить Православным церквам или православным церковным группам созвать всеобщий Синод или Поместный собор против большевизма. Эта уступка может в большей мере способствовать использованию Церкви в германских интересах и создать благоприятное впечатление у верующего населения»

[Православная Церковь на оккупированных советских территориях].

Кто-нибудь возразит, что репрессии большевиков сами спровоцировали православное "духовенство" пойти на службу Гитлеру, агитировать население за оккупационные власти и молиться за победу германского, а не русского, оружия. Но такое мнение совершенно несостоятельно. 

В Гражданскую Войну, когда никаких "сталинских" репрессий еще не было, православные попы точно так же молились за наемников иностранных интервентов Колчака, Врангеля, Краснова. 

Так что репрессии, в том числе превентивные, в отношении этой категории неблагонадежных граждан были разумны и обоснованы.

В самом тяжелом и страшном 1941 году руководство СССР и Сталин не видели смысла и интереса в пересмотре отношения к православной церкви. Попов священников из мест заключения не выпустили, выбрать патриарха и открыть ранее закрытые молельные дома и семинарии не разрешили. Что логично - люди решали актуальные задачи, и им было просто не до проблем и чаяний поповства. 

Гитлеру хребет ломали атеисты, а православные просто путались у них под ногами и гнусаво нудили.


Тем не менее, определенный разворот к православию в 1943 году со стороны руководства СССР произошел. Заметим, что произошел он не в результате военных поражений, а, напротив, в результате исторической победы в Курской битве, которая окончательно сломили хребет Вермахта и предрешила победный исход войны.

Причина этому - американский ленд-лиз. Война - это дефицит всего - тушенки, сырья для промышленности, производственных мощностей и оборудования, оружия.  И получения американской экономической помощи было совсем не лишним - она сохраняла жизни советских людей, обрушивая на головы врага больше огня и стали. Помощь по лен-лизу была включена в планы советской промышленности - так, например, в 1943 году было свернуто производство легких танков в пользу тяжелых, средних, которых просто никто больше не мог поставить в должном качестве. А потребность в легких танках, которые вполне сносно получались у американцев и англичан, закрывалась поставками по ленд-лизу.

Пока Вермахт напирал и итог войны был неочевиден, экономическая помощь поступала достаточно исправно. Но после побед 1943 года американская сторона начала задумываться, а не свернуть ли им это дорогостоящее мероприятие. Пусть лучше русские с немцами воюют до последнего солдата...

И с американской стороны начали выдвигаться всякие условия:

Государственный секретарь США в 1933-1944 годах Корделл Хэлл в своих воспоминаниях («The Memoirs of Cordell Hull») сообщает:

Президент откровенно объяснил Уманскому [посол СССР в США] значительные трудности получения от Конгресса необходимых ленд-лизовских ассигнований для России из-за недоброжелательного отношения к России со стороны некоторых группировок США, пользующихся значительным политическим влиянием в Конгрессе… президент сказал, что если бы Москва организовала информационную кампанию в США о свободе религии в СССР, это могло бы дать хороший просветительский эффект. Он предложил далее, чтобы такая кампания началась до обсуждения законопроекта по ленд-лизу в Конгрессе и до прибытия американской миссии во главе с А. Гарриманом в Москву для обсуждения советских военных потребностей. Уманский сказал, что он займется этим вопросом.

Затем аналогичное требование было продублировано через советника Президента США, Гарри Гопкинса.

Как пишет генерал-лейтенант НКВД П.А. Судоплатов в книге «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы», в начале декабря 1941 года вернувшийся в Москву бывший посол Уманский рассказал ему:

Гарри Гопкинс, близкий друг Рузвельта и его личный посланник по особо важным делам, от имени президента поставил перед нами вопрос о роспуске Коминтерна и о примирении с русской православной церковью. По его словам, это необходимо, чтобы снять препятствия со стороны оппозиции в оказании помощи по ленд-лизу и обеспечить политическое сотрудничество с США.

Вопрос об уступках по религиозным вопросам был поднят и на официальных переговорах по ленд-лизу в Москве, куда прибыла делегация во главе со специальным представителем президента США Авереллом Гарриманом (позднее, в 1943 году, он стал послом США в СССР).

Как пишет М.В. Шкаровский в книге «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве»:

Прибывший в Москву его [президента США Ф.Д. Рузвельта] личный представитель А. Гарриман сообщил Сталину об обеспокоенности американской общественности судьбой Русской Церкви и передал просьбу президента улучшить её правовое и политическое положение.

Вообще говоря, "союзники" давили на СССР в религиозных вопросах и раньше. Создавали "закладки" на будущий 1985 год.

В декабре 1941 года для юридического оформления создания Антигитлеровской коалиции США предложили проект международно-правового документа под названием «Декларация 26 государств». Американцы настаивали на том, чтобы в Декларацию, которую должен был подписать в том числе и Советский Союз, включался пункт о «религиозной свободе».

В книге американского историка Р. Шервуда «Рузвельт и Гопкинс» приводится записка Г. Гопкинса Ф.Д. Рузвельту от 27 декабря 1941 года, в которой сказано: «Вы должны приложить все усилия, чтобы добиться включения в этот документ пункта о свободе религии. Я считаю, что Вам необходимо побеседовать по этому вопросу с Литвиновым в полдень» (Литвинов - новый посол СССР в США с ноября 1941).

Разговор президента Рузвельта с послом Литвиновым состоялся:

Рузвельт доказывал ему важность включения в декларацию упоминания о свободе религии… Литвинов считал, что его правительство … отрицательно отнесётся к предложенному изменению. Он заявил, что Кремль может согласиться лишь с фразой «свобода совести», но Рузвельт заверил его, что это одно и то же и просил сообщить об этом Кремлю. Он объяснил, что ему хотелось бы видеть в декларации слово «религия»… Он указал, что традиционный джефферсоновский принцип свободы религии имеет столь широкий демократический характер, что это включает право не придерживаться вовсе никакой религии.

Литвинов передал рузвельтовские аргументы Сталину, тот согласился на включение в Декларацию слов о свободе религии, и 1 января 1942 года Декларация 26 государств была подписана в Вашингтоне в том числе и от лица Советского Союза представителем СССР Литвиновым.

В Декларации было сказано, что полная победа над врагами необходима 

«для защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы и для сохранения человеческих прав и справедливости».

Так что, дорогие ревнители "русской традиции", ваше любимое православие вернулось в СССР из-за океана. 

В комплекте с "общечеловеческими ценностями" в западном понимании, в одном пакете с правами гомосексуалистов. Просто их реализовали в позже.

3 января 1942 года Декларация 26 государств была опубликована в газете «Известия» - официальном издании Президиума Верховного Совета СССР.

Таким образом, впервые за всю советскую историю, СССР подписал и официально опубликовал юридический документ, в котором употреблялся термин «религиозная свобода».

Затем, в начале 1942 года в СССР для распространения в США была издана книга «Правда о религии в России» под редакцией митрополита Сергия. В книге доказывалось, что в Советской России существует свобода совести, благодаря которой все верующие могут исповедовать свою религию и беспрепятственно отправлять религиозные обряды. Кроме того, в книге утверждалось, что аресты священников связаны с их антисоветской деятельностью и не имеют ничего общего с преследованием по религиозным мотивам, Советская власть религию не преследует.

Таким образом, предложение Рузвельта «организовать информационную кампанию в США о свободе религии в СССР» было принято и практически реализовано.

Благодаря этой информационной кампании и официальному признанию Советским Союзом принципа «религиозной свободы» Конгресс США одобрил новые ассигнования на ленд-лиз в гораздо больших объёмах, чем раньше, и в 1942, 1943 и 1944 годах были подписаны новые советско-американские протоколы по ленд-лизу.

С июня 1942 года СССР вёл переговоры с США и Великобританией об открытии Второго фронта в Европе, однако те уклонялись от более масштабной помощи Советскому Союзу.

И дело было не только в нежелании Рузвельта и Черчилля: американское и британское общественное мнение могло ещё примириться с необходимостью посылать в СССР по ленд-лизу авиационный бензин, алюминий или «Студебеккеры», но отправлять сыновей своих избирателей умирать ради помощи «безбожной России»...?

Проблема демократии состоит в том, что некоторые вещи избирателям объяснить очень сложно. Тем более, что Сталин не выполнил уже упоминавшиеся требования о роспуске Коминтерна, а в отношении религии всё ограничивалось декларациями, в реальности же практических шагов по облегчению положения церкви сделано не было.

В 1943 году, после длительных неудачных переговоров об открытии Второго фронта, Сталин согласился на роспуск Коминтерна, и предпринял ряд мероприятий, чтобы доказать американской и британской общественности, что в СССР обеспечивается свобода религии не только на бумаге, но и на практике.

4 сентября 1943 года Сталин принял митрополитов Сергия, Алексия и Николая, и дал согласие на избрание Патриарха, на создание Священного синода, на открытие духовных учебных заведений (богословских курсов, духовных семинарий и академий), на издание «Журнала Московской патриархии», на увеличение числа православных приходов и открытие ранее закрытых православных храмов, на освобождение находившихся в заключении православных священнослужителей, на разрешение исполнять церковные службы священнослужителям, отбывшим срок своего заключения, и на открытие свечных заводов.

Кроме того, как видно из текста записи беседы И.В. Сталина с иерархами Русской православной церкви (ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 1, лл. 1-10), Сталин сказал: 

«Если нужно сейчас или если нужно будет в дальнейшем, государство может отпустить соответствующие субсидии церковному центру».

После этого нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов, присутствовавший при беседе И.В. Сталина с иерархами, договорился с митрополитом Сергием о приёме делегации Англиканской церкви, желающей приехать в Москву, во главе с архиепископом Йоркским.

Этот факт указывает на то, что встреча с митрополитами была обусловлена именно необходимостью подготовки к визиту английской церковной делегации - ей было необходимо продемонстрировать наличие в СССР «религиозной свободы»

Что лишний раз показывает, что православие в очередной раз было привнесено в Россию извне...

Через 4 дня после встречи Сталина с православными иерархами, 8 сентября 1943 года, на Архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

14 сентября 1943 года был создан Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР во главе с начальником 5-го отдела 2-го Управления НКГБ СССР полковником госбезопасности Г.Г. Карповым. То есть руководить отношениями РПЦ и государства был назначен старший офицер государственной безопасности. 

Что логично - если дорогие союзники внедрили в СССР троянского коня, то надо его хотя бы контролировать.

Совет был образован в соответствии с постановлением СНК СССР № 993 от 14 сентября 1943 года; практически же Совет начал работу только в октябре 1943 года, когда постановлением СНК СССР № 1095 от 7 октября 1943 года было утверждено Положение о Совете по делам Русской Православной Церкви.

19 сентября 1943 года в Москву прибыл из Великобритании архиепископ Йоркский Сирил Форстер Гарбетт, и его принял новоизбранный Патриарх Сергий.

21 сентября архиепископ Йоркский вместе с Патриархом присутствовал на литургии в Богоявленском соборе, а 24 сентября 1943 года крупнейшая американская газета «Нью-Йорк таймс» («The New York Times») опубликовала слова архиепископа Йоркского о том, что он «убеждён, что в Советском Союзе существует полнейшая свобода религии».

После этого архиепископ Кентерберийский (глава Англиканской церкви) выступил за оказание всемерной помощи СССР, а руководители Епископальной церкви США (одна из крупнейших протестантских церквей Америки) обратились с письмом к президенту Рузвельту, в котором говорилось: «Мы присоединяемся к Англиканской и Русской православной церкви и призываем к поддержке русского народа и его Красной Армии».

Затем, в конце октября 1943 года, на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, госсекретарь США Корделл Хэлл отметил, что в США до сих пор всё ещё с беспокойством относятся к вопросу о религии в СССР, однако В.М. Молотову удалось его убедить, что прежние представления о религии в СССР не соответствуют действительности, и теперь всё изменилось.

Таким образом, требования Рузвельта от 1941 года о роспуске Коминтерна и об улучшении правового и политического положения РПЦ к концу 1943 года были полностью выполнены.

На Тегеранской конференции 28 ноября - 1 декабря 1943 года было принято решение об открытии Второго фронта в Европе, что и требовалось Советскому Союзу.

Сталин получил то, что ему было нужно, и дальнейшее прогиб под американцев не имел смысла, поэтому, когда 15 мая 1944 года умер Патриарх Сергий, провести выборы нового Патриарха Сталин не позволил.

Ибо нефиг. Вор должен сидеть в тюрьме, попы - под шконкой... Это была суверенная внутренняя политика сталинского СССР.

На решение о высадке западных союзников в Нормандии общественное мнение уже повлиять не могло, подготовка была практически завершена, и 6 июня 1944 года Нормандская операция началась, Второй фронт в Европе открылся.

Однако в начале 1945 года, когда СССР готовился к проведению Крымской (Ялтинской) конференции, на которой должно было решаться послевоенное устройство и раздел сфер влияния в Европе, американцы вновь подняли вопрос об ущемлении прав Русской православной церкви, о котором свидетельствовал тот факт, что уже в течение 9 месяцев не разрешается избрание нового Патриарха.

Поэтому Сталин подготовил эффектный ход: разрешил провести выборы Патриарха за два дня до Ялтинской конференции: новый Патриарх Алексий I был избран 2 февраля, а Ялтинская (Крымская) конференция открылась 4 февраля 1945 года.

Перед открытием Ялтинской конференции генерал П.А. Судоплатов, входивший в рабочую группу по подготовке конференции, встретился с американским послом Авереллом Гарриманом, и, как пишет П.А. Судоплатов в книге «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы», 

«Гарриман заметил, что недавние выборы патриарха русской православной церкви произвели весьма благоприятное впечатление на американское общественное мнение».

Как видим, все сталинские ходы с послаблениями по отношению к РПЦ были обусловлены необходимостью создавать благоприятное мнение об СССР среди американцев, и тем самым облегчить переговоры с Рузвельтом.

Но одно дело - продемонстрировать иностранцам наличие Патриарха и подписать документ о «свободе религии», а другое дело - открытие православных молельных домов, которые раньше массово закрывались.

Обычно в литературе упоминают, что к концу войны в СССР открылось большое количество молельных домов, но при этом умалчивают, где и с чьего разрешения они открылись.

Имеется очень важный документ - «Справка Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР о действующих и недействующих храмах» от 31 октября 1945 г. (РГАСПИ ф.82 оп.2 д.499 л.37–41), в которой приводится соответствующая статистика:

1. На октябрь месяц 1943 года ко дню образования Совета по делам Русской православной церкви действующих православных церквей на территории Союза было 9829. Из них открыто немцами в период временной оккупации нашей территории примерно 6500 церквей.

2. За 1944-1945 года по Союзу поступило от групп верующих 6770 заявлений об открытии церквей (не считая повторных). По рассмотрении этих заявлений, их проверке, по заключениям обл (край) исполкомов Советом открыто 529 церквей. Из них за 1944 год - 208 церквей в 48 областях, краях и республиках, за 10 месяцев 1945 года - 321 церковь в 64 областях, краях и республиках.

3. За тот же период времени отклонено ходатайств верующих церквей 4850. Находится на рассмотрении 1391 ходатайство. Таким образом, удовлетворено за 1944-45 года 9,8% всех рассмотренных ходатайств.

4. На сегодняшний день имеется на территории Союза действующих православных церквей и молитвенных домов 10358. Из них: в Украинской ССР - 6073; в РСФСР - 2606; в Белорусской ССР - 633; в Молдавской ССР - 615; в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР - 343; в остальных союзных республиках - 88. Церкви и молитвенные дома размещены весьма неравномерно. Самое большое количество находится в районах, подвергавшихся немецкой оккупации, где в период 1941-1943 годов имело место массовое открытие церквей.

Особенно наглядно это иллюстрирует следующий пример на основании статистики из упомянутой Справки: в Псковской области до оккупации было 3 церкви, после освобождения её советскими войсками - 200, в Курской области до оккупации - 2 церкви, после ухода немцев - 282 церкви, а в Тамбовской области, не подвергшейся оккупации, как было до войны 3 церкви, так после войны 3 церкви и осталось.

Но дальше на внутреннюю политику ослабленной войной страны опять повлияла политика внешняя.

С сентября 1945 года СССР вёл переговоры с США по вопросам предоставления кредитов, необходимых для восстановления разрушенной войной советской экономики.

Как сообщается в книге Дж. Гэддиса «Соединённые Штаты и происхождение Холодной войны, 1941-1947» (J. Gaddis. The United States and the Origins of the Cold War, 1941-1947), 14 сентября 1945 года Сталин принял делегацию Конгресса США во главе с Уильямом Коллером.

На встрече Сталина с американскими конгрессменами обсуждался вопрос о предоставлении Советскому Союзу денежного займа, но американцы выдвинули следующие условия: СССР должен был раскрыть информацию о состоянии советской экономики, и обеспечить возможность проверки этой информации; сообщить сведения о своих военных расходах; вывести войска из Восточной Европы; разрешить свободное распространение в СССР и Восточной Европе американских книг, газет и журналов.

Эти условия советское руководство не устроили, и переговоры о предоставлении кредитов на более приемлемых условиях продолжались до начала 1947 года. При этом, когда закрытые, непубличные переговоры стали заходить в тупик, Сталин вынес вопрос на публику, и апеллировал к американскому общественному мнению.

В интервью корреспонденту американского информационного агентства «Юнайтед Пресс» Х. Бэйли (опубликовано для советских читателей в газете «Известия» 29 октября 1946 года) И.В. Сталин сообщил, что наша страна заинтересована в получении займа у Соединённых Штатов.

В интервью Эллиоту Рузвельту, сыну умершего в 1945 году президента Ф.Д. Рузвельта (опубликовано для советских читателей в газете «Известия» 24 января 1947 года), И.В. Сталин сказал, что если бы между Соединёнными Штатами и Советским Союзом было достигнуто соглашение о кредитах, это было бы взаимно выгодно для обеих сторон.

Однако США по-прежнему выдвигали неприемлемые условия для предоставления кредита, а предложенный в 1947 году американцами для Европы «План Маршалла» был столь же неприемлемым для контролируемых Советским Союзом стран Восточной Европы, и в июне 1947 года те от участия в «Плане Маршалла» отказались.

После этого окончательно стало ясно, что получить от США кредиты на устраивающих СССР условиях не удастся, и отношения между двумя сверхдержавами резко ухудшились, началась «Холодная война», в связи с чем дальнейшее заигрывание с американским общественным мнением, в том числе и в сфере «религиозной свободы», не имело смысла.

Поэтому после 1947 года положение РПЦ в СССР вновь начинает ухудшаться.

В 1948-1949 годах в СССР были запрещены крестные ходы, молебны на полях, уроки Закона Божия для детей.

С 1949 года ранее открытые православные храмы стали вновь закрываться. Их переоборудовали под сельские клубы и склады.

С 1 января 1949 года по 1 января 1953 года (статистика из упомянутой книги М.В. Шкаровского) количество православных храмов в СССР уменьшилось с 14447 до 13508 (на 7%), количество монастырей за этот же период сократилось с 75 до 60 (на 25%).

В 1947 году возобновились аресты поповства. 

Согласно сводному отчету ГУЛАГа на 1 октября 1949 года количество священников по всем лагерям составляло 3.523 человека, из них 1.876 священников было в Унжлаге, 521 человек – в Темниковских лагерях (Особый лагерь № 3), 266 человек – в Интинлаге (Особый лагерь № 1), остальные в Степлаге (Особый лагерь № 4) и Озерлаге (Особый лагерь № 7). Все эти лагеря принадлежали к категории лагерей каторжного режима [46].

На свободе оставалось 11835 попов. Таким образом, от общего числа православных попов по стране (15358) в лагерях сидели 22,9%, то есть каждый четвёртый.

(при написании этого раздела я воспользовался вот этим материалом. пусть послужит делу добра и разума)

В октябре 1948 года Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви стал настоятельно советовать Патриарху Алексию, «продумать сумму мероприятий, ограничивающих деятельность Церкви храмом и приходом». Неоднократные попытки первоиерарха встретиться со Сталиным окончились неудачей. Стало запрещаться и то, что Церковь могла совершать в рамках своей богослужебной деятельности – крестные ходы, кроме пасхальных, поездки духовенства в населенные пункты для духовного окормления верующих, обслуживание одним священником нескольких храмов, что при отсутствии священника могло привести к их закрытию. Власти бесконечно разнообразили формы гонения на Церковь. Так в 1951 году был повышен налог, которым стали облагать отчисления притча в пользу епархии, потребовав уплаты этого налога за два предыдущих года.

Продолжался процесс закрытия молельных домов. На 1.01.1952 г. в стране насчитывалось 13 786 молельных домов, из которых 120 не действовали, так как использовались для хранения зерна. Только в Курской области в 1951 году при уборке урожая около 40 действующих молельных домов были засыпаны зерном. Количество священников и диаконов уменьшилось до 12 254, осталось 62 монастыря, только в 1951 году было закрыто 8.

Подводя итог.
1. Сталин глубоко разочаровался в православии еще в период обучения в духовной семинарии, и сохранил свое разочарование, переходящее в гнев, до конца дней.


2. Советское государство и православная церковь находились в глубоком антагонизме, и этот антагонизм был взаимен.


3. Внутренняя политика СССР была последовательно антирелигиозна. Эта политика полностью разделялась товарищем Сталиным. Все отступления от нее были продиктованы подрывом мощи советского государства в результате гитлеровской агрессии и соответственно некоторым ослаблением суверенитета, под давлением "союзников".


4. Восстановление в СССР РПЦ произошло под давлением внешних сил (американского империализма и германского нацизма). Это не было каким-то следствием процессов собственного развития русского народа.


Михаил Денисов, 02.04.2017.

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • +++
  • Отличная статья Михаил!!!!! А то последователи Прыхожанки твердят , что Сталин ,был чуть ли не верующим и хотел возродить православие,не зря говорят , чем чудовищнее ЛОЖЬ , тем охотнее в нее верят, надо раскрывать людям глаза на ПРАВДУ
  • Согласенъ съ авторомъ, истину глаголетъ! Это всё жиды, кровавые жидобольшевики, рвали Великую Россiю на части, взрывали храмы, попутно убивъ нашего Царя-батюшку и истребивъ цветъ русскаго народа.  Но Господь Богъ послалъ намъ православного Императора Сталина, который спасъ Соборную Россiю побѣдивъ адептовъ Iудокагала!
  • . как всё верно-то! (а смотреть на полив оружия и техники водой, без содрагания от мерзости такой, нет сил!) .