"Первый русский фашист Петр Аркадьевич Столыпин" - именно так назвал свою изданную в 1928 году Харбине книгу белоэмигрант Ф.Т. Горячкин. Как ни странно, она и сегодня побуждает о многом задуматься.
Понятно, что название и тема была продиктована политической конъюнктурой того времени - тогда это было свежо, остро, по-европейски.
Фашист - слово итальянское, новое,
должно пониматься нами по-русски как крайний националист, активист... Фашисты русские — это истинные охранители своих исторических национальных святынь, эти святыни: бог, вера православная, царь православный и земля русская народа православного. Ясно также, почему фашисты и общенационального русского вождя в. к. Николая Николаевича признают также своим вождем. А духовно-церковный наш вождь в эмиграции митроп. Антоний, предс. Заграничного Архиер. синода
- восторгался Горячкин.
Надо сказать, что многие белые эмигранты были падки на этот "новый дух". Прославился этим (и, пожалуй, единственно этим) "русский философ и мыслитель" И.Ильин. Начать свою хвалебную оценку при этом ему пришлось с оправданий:
Я отказываюсь судить о движении германского национал-социализма по тем эксцессам борьбы, отдельным столкновениям или временным преувеличениям, которые выдвигаются и подчеркиваются его врагами.
Масштабы "эксцессов" впоследствии потребовали созыва международного трибунала. В том, они приняли такие масштабы - есть вина и восхвалявших фашизм таких вот Ильиных:
«Новый дух» национал-социализма имеет, конечно, и положительные определения: патриотизм, вера в самобытность германского народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению (фашист-ское «sacrificio»), дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски-всенародное единение. Этот дух составляет как бы субстанцию всего движения; у всякого искреннего национал-социалиста он горит в сердце, напрягает его мускулы, звучит в его словах и сверкает в глазах. Достаточно видеть эти верующие, именно верующие лица; достаточно увидеть эту дисциплину, чтобы понять значение происходящего и спросить себя: «да есть ли на свете народ, который не захотел бы создать у себя движение такого подъема и такого духа?...» Словом - этот дух, роднящий немецкий национал-социализм с итальянским фашизмом. Однако не только с ним, а еще и с духом русского белого движения.
В годы войны белоэмигранты подтвердили делом слова своих выразителей - от эсэсовца Краснова с его казаками, до "великого князя" В.К.Романова, который с 1938 года считался в среде монархистов претендентом на российский престол и главой Российского Императорского Дома. В этом качестве В.К.Романов был приближен к Гитлеру, имел звание офицера Вермахта и всю войну носил фашистскую форму. То, что великокняжеский фашист не смог стать марионеточным оккупационным царем, заслуга исключительно советского народа и коммунистической партии, которая смогла мобилизовать советских людей сокрушить мощнейшую военную машину в мире.
Конечно же, не все белоэмигранты были фашистами. Но распространены фашистские настроения в их среде были снизу и до самого верху.
Что ставит перед историками интересные вопросы, на которые до сих пор нет официального научного ответа:
1. Какой режим пытались установить в стране белогвардейцы?
2. Не с фашистами ли воевали красноармейцы в Гражданскую войну?
Так что к оценкам белогвардейца Горячкина не стоит относиться с пренебрежением. Он выражал взгляды многочисленной и агрессивной социальной группы. Его ностальгические восторги имели кровавые последствия.
В чем же состояла позиция Горячкина и вытекавшие из нее оценки?
Во-первых, Горячкин выступает от имени некой организации, или партии «православных русских фашистов», и обращается к совершенно определенному читателю: «Вам, только вам посвящаю, православная молодежь святой Руси». В 1928 году, когда была написана книга, такой организации еще не было. Но она была создана в 1931 году.
Русская Фашистская Партия (РФП) просуществовала до 1943 года, когда была ликвидирована японцами. РФП настойчиво предпринимала попытки ведения диверсионной работы против СССР, которые сдерживались только скудными ресурсами этой организации.
По сути РФП была сворой собак без хозяина - капиталиста, и пыталась подражать своим успешным немецким и итальянским собратьям, которых за их собачью службу кормили. Но они активно искали Хозяина - и некоторые даже находили, когда их принимали в "успешную" европейскую стаю.
Да, только один религиозно-нравственный фашизм сотрет с лица земли этот кровавый, звериный материалистический инернационализм с возглавляющим его жидо-масонством.
Православный фашизм основан на фундаменте христианской экономики. А поэтому фашизм — смерть экономическим революциям
- написал Горячкин в предисловии ко своей нетленке.
Очень многие авторы и комментаторы этого ресурса пишут то же самое. Просто они по причине дремучести не знают, что повторяют слово в слово фашиста Горячкина. И только по этой причине ошибочно полагают себя не фашистами, а русскими патриотами.
Кому-то может показаться - если спустя столетие в русской среде воспроизводятся такие настроения, то может быть, они обусловлены какой-то глубинной потребностью, и раз так, то и не стоит ей противиться? К счастью, это совсем не так. В смысле, потребность у определенной части общества есть, но она никак не вытекает из его интересов и склонностей, а обусловлена исключительно личной дурью и трусостью отдельных граждан. И эти дурь и трусость побуждают их сбиваться в агрессивные стаи.
Дело в том, что новое время и новые вызовы капитализма породили свои, новые, стрессы. В средневековом сословном обществе каждый человек хорошо понимал свой статус и знал свое будущее. Да, его вчера выпороли на конюшне, с него дерут такие подати, что его дети умирают от голода, а если они выживут и попробуют получить образование, их просто не пустят в гимназию за подлое происхождение. Он понимает, что проживет свои средние 30 лет и умрет, изможденный тяжелым трудом и без всякой медицинской помощи. И его дети повторят его судьбу, определенную при рождении. Тоже форма стабильности.
При капитализме же этот же маленький человек становится игрушкой могучих сил, которые ломают его жизнь по своему разумению. Он не может постичь их движение, но понимает, что ему нельзя с ними и пытаться связываться. Сотрут в порошок и не заметят. А стресс никуда не девается и требует выхода. И поэтому агрессия выплескивается на какого-нибудь непонятного ботана, которого можно безнаказанно облить зеленкой (при попустительстве полиции, конечно), и сублимируется в истерическое желание заползти в обратно в средневековую нору. Пусть без прав и свобод, которые непонятно, как реализовать, зато в стабильность.
Но вернуться обратно невозможно - прошлое уже не существует. Поэтому место царя занимает фюрер, а вместо сословной норы возникает "сильное государство", которое своей диктатурой оказывается еще страшнее капитализма с его лукавыми свободами. И в этом мраке маленький человечек, ничего не добившись, замирает в ужасе и истерическом оцепенении. До поры. Ведь возникший противоестественный гибрид квазифеодализма и капитализма непременно будет разрушен интересами капитала. Или последствиями внешнеполитических авантюр его вождей, что исторически случалось чаще.
Проще говоря, фашист - это обгадившийся боец, которые бездумно бежит от танка капитала под прицел его пулеметчика, на бесславную погибель себе и на подставу другим.
Для контраста и продолжая аналогию - коммунист же пытается подорвать этот танк самодельной гранатой.
Но вернемся к нашему Горячкину.
Под «экономической революцией» Горячкин понимал революцию социальную, т. е. Октябрьскую. И главная заслуга Столыпина, на его взгляд, как раз и состояла в том, что он — последовательный враг таких революций. Реформа Столыпина была им «применена для уничтожения навсегда экономических революций», ибо она удовлетворяла «справедливые запросы трудящихся» и, что «очень важно, исключительно только свой народ, своя нация обогащается. Вот этим, главное, и обезвреживается в корне беспощадно жадный, сатанинский жидо-масонский интернациональный капитал — этот проклятый бич человечества». Ну вы узнали лексику, да? Она не меняется уже много десятилетий.
Петр Аркадьевич Столыпин был своеобразный, даже гениальнее современного Бенито Муссолини. Этот русский колосс, этот гениальный государственный деятель
- восхищался Горячкин.
Погрешности стиля с лихвой искупаются темпераментом. Особый восторг у Горячкина вызывает, конечно, аграрная политика Столыпина, к прославлению которой он возвращается неоднократно.
Одним росчерком пера был разрешен аграрный вопрос!» «И вот так гениально разрешается в России аграрный вопрос: что и волки были сыты и овцы целы, и государство с прибылью. А главное — то, что этим проектом П.А. Столыпина предотвращалась аграрная революция
Напоминаю суть реформ Столыпина: разделить крестьян на собственников (кулаков) и безземельных батраков, и создать из кулаков опору царского режима. Часть собственников пытались создать путем переселения крестьян в отдаленные районы без всякой инфраструктуры - эта попытка провалилась еще при жизни Столыпина.
В той же части, в которой реформа чего-то достигла, она, как и все капиталистические реформы, ухудшила положение большинства сельских трудящихся настолько, что исправить его удалось только путем той самой "агарной революции", "предотвращение" которой Горячкин ставит в заслугу Столыпину!
Фашизм не может существовать без вранья, мифов и эклектики.
Так, например, любовь к простому народу нисколько не мешает Горячкину восторгаться благородной родословной «первого русского фашиста»:
Петр Аркадьевич Столыпин — по матери Рюрикович — принадлежит к потомству св. равноапостольного князя Владимира, Столыпин был потомок свят. Ольги, бабки св. Владимира, и потому не мудрено, что душа его так горела любовью к России
Не мудрено, конечно, понять, что это — очередная выдумка автора, не скованного предрассудком правдолюбия.
В книге находит отражение и внутриэмигрантская борьба между правыми и либералами. «Второй русский фашист» не хотел ударить лицом в грязь перед благоговейной памятью «первого фашиста»:
...еще горшее зло — старые, прогнившие, безбожные либералы, эти, бывшие без лица и родных, мягкотелые, слепо пресмыкающиеся перед Европой людишки. Это — добровольные предатели своей нации!.. Это ряженые космополиты-либералы, из которых немало крещеных жидков и других разных инородцев
Если выразить глубинную суть черносотенства, фашизма и других родственных им течений в одном слове, этим словом будет антиинтеллектуализм. Ненависть к интеллигенции, как к таковой, была и осталась у русских черносотенцев и в эмиграции.
И эти в действительности тайные сатанисты, — продолжал Горячкин громить либералов, — мечтающие заменить в России большевиков и стать хозяевами нашей родины, могут быть еще злее и опаснее, чем бич божий — большевики, которые хотя грубы, как звери, но все-таки имеется надежда, даже частью их и на раскаяние. А те, которые останутся неисправимыми и злыми, как дикие звери, сами пожрут друг друга, этим и кончится звериное царство
Н. Бердяев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Л.В. Карташев, Сергей Булгаков «и прочие софианцы», продолжал перечислять своих врагов из либерального лагеря Горячкин, суть «словоблудцы, фальсификаторы, лжецы обыкновенные, презренные обманщики — одним словом, это отборные интеллигенты, зло ненавидящие нашу милую отчизну, человеконенавистники, исторические шулеры... Это же — явные продажные прихвостни жидо-масонства». Пощады нет никому: «Продажная шкура — профессор Н. Бердяев, этот злейший из врагов Руси». Сменовеховцы не лучше: «Затем должен быть объявлен бойкот сменовеховской, социалистической и главной либеральной жидо-масонской прессе и их литературе»
В общем, интеллектуальный и образовательный уровень идеологов фашизма не отличается от уровня рядовых адептов, и не меняется с годами, четко держась на уровне плинтуса.
Однако даже такие примитивные умы могут посещать озарения. Так был ли, все-таки, первым фашистом П.А.Столыпин, или все-таки нет?
Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов капитала. Фашизм — это власть самого капитала.
Фашизм - это откат капитализма от экономическому принуждению к прямому, внеэкономическому.
Это не обязательно использование рабского труда. Можно принуждением обставлять трудовую деятельность такими условиями, которые сделают трудящегося нищим, а капиталиста - богатым.
Например, в предреволюционной России существовала практика понуждения крестьянина продавать зерно осенью, на минимуме цен, чтобы заплатить долги и подати. Что понуждало его по весне покупать зерно в долг и задорого.
Фабричных рабочих душили системой самых изощренных штрафов, принуждением к покупке товаров в фабричной лавке (опять же задорого), задержками зарплат, экономией на охране труда.
Подобные беспредельные, квазирыночные трудовые отношения обеспечиваются только подавлением прав, свобод и самих протестных выступлений трудящихся. Обеспечиваются диктатурой.
И это именно то, чем занимался диктатор Столыпин на министерских постах. Озвучивая вслух демагогию о "великой России без потрясений".
Особенностью столыпинской диктатуры было насаждение капиталистических отношений вопреки воле и потребности российских граждан.
Ну а военно-полевые суды и усмирения путем расстрелов довершают портрет диктатора.
Да, Горячкин каким-то ганглием сумел все же понять и выразить суть. П.А.Столыпин действительно был одним из первых русских фашистов. Но, к сожалению, пока еще не последним...
А в целом героизация Столыпина и ползучее возрождение идей Русской Фашистской Партии - это диагноз тяжелого заражения нашего общества фашистской идеологией.
Михаил Денисов, 29.04.2017.
Оценили 24 человека
38 кармы