Зачем власти Церковь?

19 663

Традиция демонстрировать близость к Русской православной церкви (РПЦ) досталась современной российской власти от ее основателя, Бориса Ельцина. Пытаясь создать традиции и ритуалы новой российской власти, он целенаправленно отталкивался от всего советского, делая ставку на то, что при советской власти порицалось. Нельзя забывать и о популярном тогда тезисе о «России, которую мы потеряли». Предполагалось, что отказ от государственного атеизма вернет Россию к тому состоянию, в котором она была до большевиков, т. е. сделает ее православной страной.

Свою роль сыграло и нескрываемое тогда желание равняться на США, где уровень религиозности населения крайне высок и потому, несмотря на отделение государства от Церкви, политик не только не может быть антиклерикалом, но должен так или иначе демонстрировать религиозность.

С тех пор прошло более 20 лет. Нарочитая воцерковленность чиновников и силовиков стала чем-то обыденным, при том что уровень воцерковленности населения за эти годы так и не достиг не то что американских, но даже и европейских показателей.

В Православной церкви Пасха является самым главным праздником и посещаемость храмов в эти дни максимальная в году. Но, по данным МВД, в 2017 г. в пасхальных богослужениях приняли участие 4,3 млн человек. Население России – 143,5 млн человек, и легко вычислить, что до храмов дошли в пасхальную ночь 3% населения.

Конечно, можно записать в верующие всех, кто носит крестики, клеит в машинах иконки и иногда заходит в церковь поставить свечку. Это выгодно руководству РПЦ, это интересно для социологов, изучающих религиозность населения, но в практическом смысле ничего не дает. Для реального влияния религии на состояние общества имеют значение не те, кто пассивно соглашается с причислением себя к какой-то конфессии, а те, кто слушает проповеди, активно участвует в приходской жизни и уж тем более не пропускает важные для своей конфессии праздники.

Поэтому легко увидеть разницу между влиянием, например, католической церкви в Польше или религии вообще в США и тем, что происходит в России. Вопреки многолетним призывам руководства РПЦ регулярно и постоянно посещать храмы это делают лишь 3% наших сограждан. В практическом смысле это и есть мобилизационный ресурс РПЦ в его самом максимальном значении. Очевидно, что реальное влияние руководства РПЦ на население страны и того меньше: одно дело – пасхальный максимум, наблюдаемый раз в году, а другое – посещаемость обычной воскресной службы и, соответственно, аудитория звучащей там проповеди.

Опора на столь откровенное меньшинство ничего не дает в электоральном смысле, и даже наоборот: активно подыгрывая воцерковленному меньшинству населения и назойливо демонстрируя свои клерикальные симпатии, политическая элита фактически противопоставляет себя подавляющему нецерковному большинству граждан России.

Можно понять РПЦ, которая с максимальной выгодой для себя использует религиозные сантименты высшего руководства страны, но логику самого руководства понять сложно: весьма странно демонстративно солидаризироваться с меньшинством населения, делая вид, что опираешься на большинство. Если даже в России 1917 г., где большинство населения действительно было религиозным, Церковь никак не смогла помочь царской власти в трудное для нее время, то чем может помочь власти в 2017 г. Церковь, которая способна мобилизовать всего-то 3% населения?

Отдельная тема для разговора – эффективность вложений. С 1988 г., когда власти перестали мешать Церкви и начали ей помогать, в религиозную пропаганду были вложены космические деньги. Все последние годы страна живет в религиозной лихорадке: строятся новые храмы, идет постоянная религиозная пропаганда на всех уровнях, Церковь требует доступа в школы и вузы – и на фоне этого всего мы год за годом наблюдаем стабилизацию воцерковленного населения на уровне статистической погрешности.

Не пришло ли время посмотреть на отношения государства и Церкви с реалистичных позиций?

Федор Крашенинников

Написано несколько поверхностно, но еще одна точка зрения лишней не будет. На самом деле, не от Ельцина, конечно, пошло православие на Руси - разлагавшаяся партийно-хозяйственная верхушка искала в православии новую идеологию еще с 1970-х годов... 

Но вопрос автор ставит правильный. 

К чему может привести навязывания большинству агрессивного меньшинства, кроме разжигания религиозной розни?

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

Обсудить
  • РПЦ, да ещё в состоянии полуслияния с власовской РПЦЗ  - вероятно, не самая мощная отечественная сила.  Но общее религиозное помешательство позволило укорениться в России множеству "тоталитарных сект" самого дикого пошиба, но на законных основаниях. А есть ещё и ислам, предполагающий, насколько я понимаю, куда более полный контроль над поведением верующих, чем православие.  И тоже - традиционная конфессия с преференциями.
  • +++Да понятно все, в общем-то. Советская идея прочно сидит в головах, а идею либеральную народ, хоть тресни, не воспринимает. Поэтому власти и пытаются задействовать любой альтернативный вариант, да и дополнительная антисоветская промывка мозгов не помешает. Вон как Кирилл с Иларионом стараются.
  • Написал, что думаю, потом стер. Все-таки много друзей, которые воцерковленные. Просто тупо не хожу их обижать. Я с ними честен, поскольку уважаю и люблю, такие как они есть. Но верхушка РПЦ и продажные сценаристы с режиссерами просто достали. Сейчас у моей страны единственное, что ее объединяет и это святое,  Победа. Как, победило атеистическое государство, да не могЁт быть?
  • Как я понимаю глубокая воцерковленность населения никому особо и не нужна. РПЦ достаточно того, что в стаде есть упомянутых 3 %, а от остальных требуется лишь следование парадигме "русский - значит православный, православный - значит свой". Они создают массовку, которую РПЦ своекорыстно представляет как массовость.
  • Вкладывая в "православных монархистов" добиваются усиления раскола. Но топить будут большинство