Добывал недостающие книжки и обнаружил, что школьная программа по литературе сильно изменилась с памятными мне временами. "Агитатора-горлана-главаря" Маяковского товарищи потомки сократили до модерниста из Серебряного Века. Из Горького осталось только "Детство", исчезли революционные "Мать" и "Песня о буревестнике".
Что, в общем-то, логично. Власти решают задачу воспитания послушного потребителя, а уж ни в коем разе не творца истории. (Единственно в смысле "творец истории" имеют смысл знаменитые слова Ливанова) Поэтому власти прилагают усилия, чтобы в школах не воспроизвелось революционное создание, которое и позволяет человеку стать этим самым творцом истории.
Но каков интерес школьных учителей соучаствовать в этом? Трудно найти в современном российском обществе более бесправного человека, чем школьный учитель. Бесправие зачастую закономерно оборачивается нищетой - зарплата учителя в 4 тысячи рублей в месяц не придумка.
Что может сделать учитель, если он не способен защитить свои права? Все же навряд ли даже всеобщая забастовка учителей как-то напугают правящих страной олигархов.
Правильно - он может воспитать в учениках понимание своих жизненных интересов и необходимость их защиты. Устраивая свою взрослую жизнь, бывшие ученики помогут и бывшим учителям. Но... Учителя и этого не делают. Выкинуть из программы Горького и Маяковского - запросто, кастрировать Блока - с дорогой душой. Могут еще провести урок духовного краеведения и научить детей смиренному покаянию перед их угнетателями.
Стоит ли сокрушаться по нищенским зарплатам таких учителей? Я в этом не уверен - дешевки в принципе не могут стоить дорого.
Но проблема эта не только российской школы.
Она пришла к нам из советской школы, по многим показателям - лучшей в мире.
Да, в ней изучали и Горького, и Маяковского. На уроках обществоведения изучали Маркса, Энгельса и Ленина. Но изучили очень странно.
В основе и коммунистической теории Маркса, и революционной практики Ленина лежала аксиома - человек имеет собственные, жизненные интересы. Интересы его личные.
Но не все личные интересы могут быть разрешены в индивидуальном порядке - поскольку никто не может жить в обществе и быть свободным от общества. Марксизм - это теория о том, как как коллективными усилиями реализовать те индивидуальные интересы большинства людей, которые возможно реализовать в обществе.
Ленинизм - это практический пример того, как это сделать.
Ведь первыми декретами советской власти были не декреты о ношении пионерами красных галстуков и издании газеты "Правда".
Это были декреты об условиях труда (действуют до сих пор), передачи земли и фабрик тем, кто на них трудятся. То, что соответствовало как раз таки личным интересам большинства людей. Это и был материалистический подход, и он сработал.
Советские же учителя транслировали ученикам какой-то идеализм - вместо объяснения необходимости поступаться личными интересами ради общественных когда это необходимо, они учили, что иметь личные интересы вообще постыдно, и позаботиться о личных интересах граждан должно их начальство, которому в обмен нужно проявлять безусловную лояльность.
Учителя обществоведения объясняли важность соблюдения пределов самообороны - пусть лучше вас побьют, чем вы повредите напавшему. Ну а если вам так не повезло - то вас обязательно посадят в тюрьму, и это правильно и справедливо.
Воспитанный советский школьник не мог постоять за себя - ни умом, ни кулаком. Правда, некоторых перевоспитывала потом армия...
Советская школьная система воспитания выращивала на потоке котов Леопольдов - очень милых, образованных, разносторонне развитых, но все равно идиотов.
И естественно, эти идиоты не способы были понять нормальных людей - Маркса, Ленина, Горького, Маяковского, зачастую даже собственных дедов и прадедов, которые сокрушили сперва сословный фашизм Российской Империи, а потом отправили туда же импортный, гитлеровский.
Позднесоветскому школьнику не доступна стала логика и аксиоматика их поступков.
Тех же, кому инстинктов выживания хватало чтобы не становиться идиотами - система выталкивала на периферию общественной жизни, в криминал и полукриминал - в фарцовщики, спекулянты, будущие приватизаторы.
Единицы из них смогли задуматься о том, что проблема общества не в социализме, а в его российской интерпретации. Их объявляли диссидентами и преследовали, как до этого религиозные фанатики преследовали еретиков.
Бисмарк в свое время заявил, что войну с Францией выиграл германский школьный учитель.
Так вот, Холодную Войну проиграл советский школьный учитель. И сейчас расплачивается за это бесправием, бессмысленной отчетностью и нищенской зарплатой.
С другой стороны, если он по заданию Ливанова, Фурсенко или Васильевой формирует из детей "квалифицированных потребителей" - логично делать это в рамках выделяемого заказчиком бюджета...
Михаил Денисов, 29.07.2017
Оценили 17 человек
26 кармы