АГРАРНЫЕ ПРОГРАММЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

3 1135

Аграрная програм­ма являлась в истории русской революции стержневым вопросом почти у всех политиче­ских группировок и партий. Значение в рус­ской революции крестьянства, без содействия которого немыслимо было свержение царизма, не позволяло обойти вопрос о земле ни одной сколько-нибудь сильной и жизненной революционной организации.

Наиболее чет­кое и революционное оформление аграрной программы впервые было дано Н. Г. Чернышевским, решительно возражавшим против выкупа крестьянами земли при реформе 1861 г., против насильственного обезземеления кре­стьян. Он же установил экономическое зна­чение и кабальную роль «отрезков», явля­ясь, таким образом, родоначальником аграрной программы РСДРП начала 20 в.

Другие народнические аграрные программы 60-х гг. выдвигали требования: «чтобы земля принадлежала не лицу, а стране», полное уничтожение следов крепостного права и т. п. (Н. В. Шелгунов, 1861 г.), дворовые и заводские получают землю из государствен­ного фонда, должна быть прирезка земли от помещиков малоземельным, помещикам вы­дается пособие или вознаграждение «сколько нужно» (программная статья землевольцев «Что нужно народу», 1861 г.) и др. Схо­дясь на общинном пользовании крестьяна­ми землей, народники 60-х гг. расходились в вопросах о способах получения земли и распоряжения ею. Лишь некоторые из более поздних последователей народничества уточ­няли задачу предложением «развить общи­ну в смысле общинной обработки земли и общинного пользования ее продуктами» (П. Л. Лавров) и «постепенного преобразо­вания современной крестьянской общины, основанной на принципе временного част­ного владения — в общину-коммуну, основывающуюся на принципе общего, со­вместного пользования орудиями производ­ства и общего совместного труда» (П. Н. Ткачев, 1875) (см. Община поземельная).

Землевольцы второго призыва (1876 г.) тре­бовали «земли, как общего достояния тех, кто на ней работает», «отнятия земель у по­мещиков и бояр» и «учреждения вольных автономных общин». Чернопередельцы, на­родовольцы и даже Северный Союз русских рабочих стояли на той же «общинной» по­зиции, как и все тогдашние революционеры-народники, верившие в общинный строй русской жизни и в вытекавшую отсюда воз­можность крестьянской социалистической революции.

Несколько особняком стоит аграрная программа Южного Рабочего Союза, где подчеркива­лись требования: «наделить землею рабочих не-мастеровых, в состав которых входят: от­ставные и билетные солдаты, городские мещане-бедняки и сельские крестьяне, на­плыв которых увеличивает нищету город­ских рабочих».

В аграрной программе кружка А. И. Уль­янова (брата В. И. Ленина) в 1886 г. и у социалистов-федералистов (1887—88 г.) стояло краткое — «национализация земли».

Из этих последних аграрных программ видно, что старый общинный крестьянский социализм в 80-х гг. уже начинает уступать место новому рабо­чему социализму, оставившему для истории две аграрные программы. группы «Освобождение Труда».

В первой из них (Плеханов, 1883 г.) гово­рится: «группа («Освобождение Труда») ни мало не игнорирует крестьянства…, но ра­бота интеллигенции должна быть прежде всего направлена… (на) промышленных ра­бочих. Заручившись… поддержкой этого слоя, социалистическая интеллигенция мо­жет распространить свое воздействие… и на крестьянство… Распределение сил на­ших социалистов должно будет измениться, если в крестьянстве обнаружится самостоя­тельное революционное движение»… и т. д.

Рабочий социализм Плеханова начинает вытеснять аграрную программу крестьянства. В 1888 г. в проекте программы Плеха­нов «в качестве ближайшего экономического требования» выдвинул: «радикальный пере­смотр аграрных отношений, т.-е. условий вы­купа земли и наделения ею крестьянских об­ществ. Предоставление права отказа от на­дела и выхода из общин тем из крестьян, которые найдут это для себя удобным», и т. п. Включение в программу «выкупа», против чего возражал еще Чернышевский, было явно нереволюционным подходом к разре­шению аграрного вопроса у первых социал-демократов.

Из обеих программ группы «Освобождение Труда» явствует, что новый рабочий социализм в лице Плеханова недостаточно понимал и ценил роль крестьянства в рево­люционном движении. В этой недооценке крестьянства можно уловить признаки буду­щей постановки вопроса об отношении к крестьянству у меньшевиков.

Совершенно по-буржуазному подходили к крестьянству народники конца 80-х и 90-х гг. в их правой ориентации. Эти «эпи­гоны народничества» выступали с аграрными программами, рас­считанными на то, чтобы улучшить положе­ние крестьянства при сохранении основ ка­питалистического строя; для достижения этой цели рекомендовались, главным образом, устра­нение малоземелья, высоких платежей, гне­та администрации и др. мелкие реформы. Свой «реформизм» эпигоны народничества прикрывали фразами о социалистичности крестьянской общины, которую они предла­гали поддерживать, хотя к тому времени она окончательно превратилась в орудие эксплуатации крестьянства командующими клас­сами. Таким образом, аграрная программа Н. К. Михайловского, Николая-она и других являлась не только реформистской, но в отношении общины и реакционной.

Третье течение в аграрных программах принадлежит В. И. Ленину, автору «Развития капитализма в России», изучившему аграрный вопрос не только теоретически, но и конкретно на экономико-историческом материале России. Резко критикуя программы «эпигонов на­родничества», В. И. Ленин еще в 1894 г. ре­шительно высказался за необходимость на­стаивать на немедленном возвращении кре­стьянам отнятой у них земли, на полной экспроприации помещичьего землевладения, оплота крепостнических учреждений и тра­диций. «Этот пункт — говорил он — совпа­дает с национализацией земли» (см. «Что такое «друзья народа», стр. 161). Это была первая революционная большевист­ская постановка вопроса об аграрной программе.

Таким образом, к началу 20 в. мы имеем три основ­ных линии по этому вопросу: плехановскую, ленинскую и правонародническую. Из пер­вой впоследствии развились меньшевистские аграрные программы и резолюции, из последней — програм­мы социалистов-революционеров и народных социалистов. Ленин­ская линия стала линией большевистских программ и резолюций и легла в основу декретов о земле, ныне действующего зе­мельного кодекса и т. п.

Перед II съездом РСДРП (авг. 1903 г.) разногласия между пле­хановскими взглядами на роль крестьян­ства в революции и Лениным сводились, главным образом, к вопросу о включении в аграрную программу требования «национализации» земли. Пле­ханов считал это предложение Ленина антиреволюционным и настоял на опущении его в качестве лозунга крестьянской рево­люции из статьи-комментария Ленина «Аг­рарная программа русской социал-демо­кратии». Дальнейшее столкновение между ними произошло по вопросу о включении в программу социал-демократии слов о выкупе земель. Ленин предлагал их вычеркнуть, т. к. идея выкупа, по его мнению, противоречила «социально-революционному ха­рактеру всего требования» и имела «специ­фический привкус пошло-благонамеренной и буржуазной меры». Плеханов и Аксель­род не соглашались с Лениным и настояли на принятии II съездом РСДРП аграрной программы в редакции «с выкупом» и без «национализа­ции».

Аграрная программа II съезда более всего известна, как программа «отрезков», т. к. она в числе других выдвигала требование «возвраще­ния сельским обществам тех земель, кото­рые отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служат в руках поме­щиков орудием для их закабаления». Тре­буя конфискации монастырских, церковных имуществ, имений удельных, кабинетских и принадлежащих лицам царской фамилии, аграрная программа II съезда, кроме «отрезков», настаи­вала на обложении помещичьих земель осо­бым налогом и только лишь с земель «землевладельцев-дворян, воспользовавшихся выкупной ссудой». Эта программа ставила своей задачей «устранение крепостного по­рядка» и намечала лишь первые шаги ра­бочей партии в этом направлении.

Следую­щий этап в развитии аграрной программы социал-демократии должен быть отнесен к 1905 г., когда широко развер­нулось крестьянское движение. Большевистский съезд (25/IV 1905 г.) в резолюции о крестьянских революционных комитетах вы­сказался за поддержку крестьянского дви­жения «вплоть до конфискации помещичьих земель», идя таким образом дальше программы «от­резков». Меньшевики на Женевской конфе­ренции (май 1905 г.) высказались за необхо­димость поддерживать попытки крестьян к насильственному захвату земли, но разъяс­няя при этом крестьянству, что его завое­вания в борьбе с помещиками могут быть прочно обеспечены только свободно избран­ным Всенародным учредительным собра­нием, которому должно быть предъявлено тре­бование образования, на демократической основе, особых комитетов для окончатель­ного устранения старых, столь тяжелых для крестьянства деревенских порядков (де­ревенские комитеты). Разница между большевиками и меньшевиками здесь своди­лась, главным образом, к тому, что первые выдвига­ли революционные крестьянские комитеты как органы революции, создающие Времен­ное правительство, и как органы, на которые оно могло бы опереться в созыве Учреди­тельного собрания, тогда как меньшевики высказывались за деревенские комитеты, образованные Учредительным собранием. В этом вопросе решающее значение имело различное отношение большевиков и мень­шевиков к проблеме власти в 1905 г.

На IV объединительном съезде РСДРП (апрель 1906 г.) Ленин защищал идею нацио­нализации земли, против которой меньшеви­ки выдвинули проект П. Маслова о «муни­ципализации». Часть делегатов предлагала «раздел» земли — «черный передел» (програм­ма чернопередельцев). Масловская програм­ма подверглась уничтожающей критике Ле­нина, который называл ее ошибочной и вредной, т. к. она предлагала оставить част­ную собственность на землю (мелкое кре­стьянское землевладение), говорила не о конфискации, а об отчуждении помещичьей земли, а значит, допускала и выкуп, пред­лагала не революционный захват поме­щичьей земли, а бюрократический, — по­становлениями органов местного самоупра­вления, — и не стремилась к организации крестьянства на почве общих интересов в борьбе за землю и волю, заменяя лозунг «революционных крестьянских комитетов» лозунгом «общедемократических бессослов­ных комитетов». Ленин называл нелепостью допускавшуюся меньшевиками конфиска­цию и муниципализацию помещичьей земли при реакционной центральной власти. Эта «программа», говорил Ленин, «специально приспособлена к половинчатому, неполному, непоследовательному или урезанному и обез­вреженному реакцией демократическому пе­ревороту. Она проникнута не духом рево­люции, а духом сделки с реакцией».

Про­грамма раздела, по заявлению Ленина, была не вредной, но ошибочной. Являясь про­грессивной и революционной, она оставляла абсолютную ренту, тогда как при национа­лизации абсолютная рента уничтожалась, а дифференциальную ренту пролетарско-крестьянское государство могло улавливать в свою пользу в виде прогрессивно-подоход­ного налога.

Имелась еще группа социал-демократов «беспрограммников», предлагавших партии не включать в свою программу никакой аграрной программы, а ограни­читься лишь тактической резолюцией об отношении к крестьянству [Ларионов (Чер номордик), Никодим (Шестаков) и др.]. Это предложение было ошибочно, так как не устанавливало никакой более или менее длительной увязки между задачами рабо­чего класса и крестьянства, не уточняло их форм борьбы и не указывало крестьянству конечных целей пролетариата.

IV съезд принял программу, в которой бы­ли элементы всех трех боровшихся на съезде главных течений: «национализации», «муниципализации» и «раздела», при чем в ней же повторялись и основные мысли резо­люции III съезда о поддержке «револю­ционных выступлений крестьянства вплоть до конфискации помещичьих земель», пред­лагавшейся «беспрограммниками».

Столыпинская реформа окончательно вы­травила у меньшевиков представление о революционной борьбе крестьянства в на­правлении уничтожения в деревне остатков крепостничества. Н. А. Рожков писал в 1913 г. в органе ликвидаторов «Наша Заря», что уже «совершилось перерождение помещичьего крепостнического хозяйства в буржуазное, капиталистическое… переход к буржуазным порядкам в сельском хозяйстве — факт совершившийся, совершенно несомненный… Аграрный во­прос в России в прежней форме сошел с очереди. Не надо пытаться гальванизиро­вать труп — аграрный вопрос в старой фор­ме». Ленин решительно возражал против такой постановки вопроса и называл взгля­ды Рожкова ликвидаторскими, подчерки­вая, что «старое, натуральное, полукрепостническое хозяйство (лишь) подмыто, а условия для нового буржуазного (еще) не созданы».

И в апрельских тезисах 1917 г. Ле­нин снова выдвинул требование конфиска­ции всех помещичьих земель и национали­зации всех земель в стране, дополнив их требованием перенесения в аграрной программе центра тяжести на советы батрацких депутатов, на распоряжение землею местных советов батрацких и крестьянских депутатов, на выделение советов депутатов от бедней­ших крестьян и создание образцовых хо­зяйств (будущих совхозов) под контролем батрацких депутатов, и на общественный счет.

Меньшевики на общероссийской конфе­ренции (12/V 1917 г.) приняли по аграрному вопросу контрреволюционную резолюцию, значительно ухудшающую аграрную программу IV съезда. В ней говорилось не о революционном раз­решении аграрного вопроса, а лишь «о зе­мельной реформе» для «уничтожения сослов­ного строя», которая должна быть произведена Учредительным собранием; мелкая земель­ная собственность сохранялась, и т. д. Ис­ходя из этих соображений, конференция призывала «всемерно бороться против анар­хических самовольных захватов земли и всяких других способов самовольного раз­решения земельного вопроса, которые могут вызвать междоусобицу и грозить контрреволюцией…».

С победой Октябрьской Революции пар­тия большевиков решительно провела в жизнь свою аграрную программу в части, касающейся кон­фискации помещичьих земель и национали­зации всех земель в стране. В отношении вопроса о пользовании землею партия большевиков пошла навстречу желаниям крестьянства и провела в жизнь через де­креты Советской власти идею «уравнитель­ного трудового землепользования», или «со­циализацию» земли по терминологии пар­тии социал-революционеров.

В первые годы своего оформления социалисты-революционеры не имели твердой и ясной аграрной программы. На съезде южных групп (левое течение) в Харькове (1900 г.) они высказались за «национализа­цию» земель, идею которой они намеревались проводить, используя «земельные общины». В основных положениях программы сою­за социалистов-революционеров, объединившего в 1901—02 гг. отдель­ные их группы, крестьянство трактовалось «как политически забитая, невежественная масса, мало доступная пропаганде», и отме­чалось, что «массовое революционное дви­жение крестьянства невозможно»; вместе с этим выдвигалось требование «государ­ственной помощи производительным и земле­дельческим артелям». По этой же программе деятельность партии среди крестьянства должна была сводиться, кроме пропаганды идей социализма и политической свободы, еще и «к руководительству крестьянскими движениями, преследующими цели: повы­шение заработной платы, уменьшение аренд­ных цен, сложение податей и недоимок, открытые протесты против административ­ных притеснений, и т. п.». В этом своеобразном «экономизме» социалистов-революционеров четко определились их поправение и отказ от старых традиций народничества 70-х гг., ставившего себе основной задачей — поднять крестьянство на революцию.

События 1905 г. повлияли на социалистов-революционеров не в лучшую сторону. На их первом партийном съезде (конец 1905 г. и начало 1906 г.) они постановили «опереться в интересах социализма… на общинные и трудовые воз­зрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности на распро­страненное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд». Отсюда и включение в аграрную программу партии социалистов-революционеров пресловутой «социализации», как основного пункта. В программе обхо­дился вопрос о конфискации помещичьих земель, как актуальной задаче момента, и весьма эклектически были втиснуты в нее частичная «национализация» и «муниципали­зация». В известном проекте 33 депутатов в 1 Государственной думе социалисты-революционеры повторили свою программу, выпятив «социализацию» и резко порицая трудовиков (проект 104-х) за предложение оставить в руках мелких владельцев их надельные и «частные» земли, при условии трудовой нормы.

Трудовики, руководимые «народными со­циалистами», очень четко, по выражению Ленина, ставили себе задачу создания «республики фермеров при национализации земли». Социалисты-революционеры же своей программой только запутывали вопрос «социалистической фра­зой». Ленин считал аграрную программу трудовиков наи­более правильно разрешающей основной вопрос для крестьянского хозяйства — унич­тожение помещичьего землевладения. И де­крет о земле от 26/Х 1917 г. (стар. ст.) в пер­вую очередь разрешил именно эту задачу.

Вопрос об уравнительном трудовом земле­пользовании являлся второстепенным, и социалисты-революционеры напрасно обвиняли коммунистов в том, что они «украли у них аграрную программу». Ленин ядовито отвечал им: «А почему вы ее не прово­дили в жизнь, когда были во Временном правительстве?»; но к этому следует добавить, что основной смысл первого декрета о земле Советской власти был в уничтожении помещичьей собственности на землю и пере­даче ее в руки крестьян, а вовсе не в вы­двигавшейся социалистами-революционерами уравнительной «социализации». Социалисты-революционеры в период власти Временного правительства так же, как и меньшевики, показали, что они не могут и не хотят разрешить аграрного вопроса в интересах кре­стьянства. Приказы Керенского, Чернова и других с.-р. министров о подавлении силою оружия крестьянской революции 1917 г. пока­зали крестьянству всю их контрреволюционную сущность. Они уже в этот период вре­мени бесславно погибли в глазах трудового народа, как изменники делу освобождения. Дальнейшие их попытки как-либо повлиять на крестьянство, в том числе программы и резолюции периода гражданской войны и современности, не имели никакого успеха.

Из партий крупной буржуазии консти­туционно-демократическая партия («каде­ты») выдвинула ряд аграрных программ, имевших целью заключить крестьянское хозяйство в систему «прусского» (более левого, чем Столыпин) типа развития, т.-е. эксплуатации кре­стьянства помещичьим государством, за­ключившим союз с буржуазией. На учредительном съезде этой партии 12—28 окт. 1905 г., т.-е. в разгар всеобщей политической забастовки и усиленного крестьянского дви­жения, «кадеты» внесли в свою программу требование увеличения площади землеполь­зования населения, обрабатывающего землю личным трудом, — как-то: безземельных и малоземельных крестьян, а также и дру­гих разрядов мелких хозяев-земледельцев, государственными, удельными, кабинетски­ми и монастырскими землями, а также пу­тем отчуждения для той же цели, за счет государства в потребных размерах частновладельческих земель, с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) цене. Отчужден­ные земли должны были поступить в особый государственный земельный фонд. Далее в программе намечался ряд необходимых для крестьянства реформ в области переселения, землеустройства, арендных отношений и распространения на сельскохозяйственных рабочих рабочего законодательства, с введе­нием инспекции и уголовной ответственно­сти хозяев за нарушение законодательных норм по охране труда.

В связи с дальнейшим ростом крестьян­ского движения, в 1906 г. «кадеты» в 1 Государскнной думе выступали с еще более «левыми» пред­ложениями, вплоть до наделения землею всех безземельных с.-х. рабочих, отчужде­ния всех земель, сдававшихся в аренду, пустующих и т. д. В проекте главного ос­новного закона о земельном обеспечении земледельческого населения, внесенном ка­детами во 2 Государственную думу 30/IV 1907 г., имеется уже ряд существенных отступлений от их первоначальных программных заявлений. Увеличение крестьянского землепользования оговаривалось словом «по возможно­сти»; за отчуждаемые земли требовались добавочные возмещения для уплаты про­центов на затраченный капитал, путем уста­новления особой платы с крестьянства с отведенных земель, в зависимости от их доходности и пр. Кроме того, из «от­чуждения» должны были выпасть земли под садами, огородами, виноградниками, пи­томниками, под специальными культурами и т. д.

Наряду с этим, в 1907 г. «кадеты» раз­работали проект закона о выделе из общины в духе Столыпина. Возражения «кадет» про­тив законопроекта Столыпина сводились, главным образом, к тому, что они находили реформу царского правительства недостаточно хорошо (в интересах буржуазии) разрешающей земельный вопрос. Требуя наделения кре­стьянства дополнительными наделами за счет части помещичьих земель за выкуп, «кадеты», как представители промышлен­ного и финансового капитала, имели в виду не столько интересы крестьянства, сколько интересы помещиков, а главным образом, интересы развития внутреннего рынка, в чем так нуждалась промышленная буржуазия. Вместе с этим, «кадеты» боялись той быстрой пролетаризации деревни, которую вели за со­бой столыпинские законы, и за которой могли последовать новые крестьянские восстания. Это так и случилось. Чтобы потушить кре­стьянскую революцию 1917 г., кадеты на VIII съезде партии 8—11 мая в Петрограде пе­ременили некоторые пункты своей старой про­граммы. В отличие от прежних ограничений отчуждаемых земель, в новой программе стояло: «в прочих частных владениях под­лежит принудительному отчуждению все количество земли сверх трудовой нормы». Несколько скромнее были формулированы и те суммы выкупа, которые «кадеты» хотели получить с крестьянства. Но эта аграрная программа кадетской партии не нашла никакого отклика в кре­стьянских массах, резко поставивших вопрос о конфискации всех помещичьих земель без всякого выкупа. Только часть ку­лаческих элементов, спасая свои земли, при­соединялась к союзам земельных собствен­ников, аграрной платформой которых большей частью была кадетская программа.

Во время гра­жданской войны белые правительства, вы­ступая перед крестьянством с разъяснением своей аграрной программы, выдвигали почти повсюду те же принципы, что и партия кадетов. За последние годы белая эмиграция в аграрном вопросе признает неизбежность конфискации и на­ционализации земель, выступая лишь про­тив уравнительности» и за «свободную борь­бу интересов» среди крестьянства, т.-е. за поддержку кулаческих хозяйств, как опо­ры против всей системы советского хозяй­ства вообще и против политики РКП и Со­ветской власти по отношению к середняцкой и бедняцкой части деревни в частности.

Коммунистическая партия после издания первых основных декретов о земле в инте­ресах крестьянства подробно разработала свою новую программу, которая была принята на VIII съезде партии (18—23/111 1919 г.). В основном § 10 говорилось: 

«Советская власть, осуществив полную отмену частной собственности на землю, перешла уже к про­ведению в жизнь целого ряда мер, напра­вленных к организации крупного социали­стического земледелия. Важнейшими из этих мер являются: 1) устройство советских хозяйств, т.-е. крупных социалистических экономий; 2) поддержка обществ, а равно товариществ для общественной обработки земли; 3) организация государственного за­сева всех, чьих бы то ни было, незасеян­ных земель; 4) государственная мобилиза­ция всех агрономических сил для энергич­ных мер по повышению с.-х. культуры; 5) поддержка с.-х. коммун, как совершенно добровольных союзов земледельцев для ве­дения крупного общего хозяйства»… 

В це­лях повышения производительности земле­дельческого труда программа выдвигает ряд мер: кооперацию, мелиорацию, снабжение улучшенными семенами, удобрениями, ско­том, инвентарем, устранение чересполосицы, длинноземелья, агропомощь, ремонт инвентаря, его прокат и т. п.

В связи с этими требованиями программы, партия принимала все меры к облегчению налогового бремени для крестьянства, к установлению более дешевых цен на фаб­рично-заводские товары, им потребляемые, привлекала внимание пролетариата к ком­мунистическому строительству в земледелии и содействовала организации крестьянства вокруг советов, обществ взаимопомощи и т. п. Вместе с этим, партия организовывала пролетарские и полупролетарские слои деревни в классовые профсоюзы, ведя борь­бу с эксплуататорскими стремлениями ку­лачества. Основной целью всей современной работы РКП в деревне является увеличение производительности труда в земледелии, укрупнение крестьянского земледелия путем кооперирования и вовлечения его, через всю экономическую систему советского хо­зяйства, в общую связь, для осуществления возможности соответствующего планового регулирования всего народного хозяйства в целом, в интересах рабочего класса и крестьянства.

БСЭ, 1 изд., т.1., 1926 г., к. 483-492

взято здесь

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • Спасибо. Очень интересно. Но слишком уж политкорректно.