На злобу дня.
Эта статья навеяна опусами некоторых авторов, рассуждающих об «исторической родине» славян/русов применительно к Киевской Руси. С какой спрашивается стати?!
Во-первых, у русских, в отличие от евреев, нет и быть не может никакой «исторической родины»; удел русских – Всемiрность.
Во-вторых, а при чём тут захолустный (в средние века) город Киев (главным-то был Новгород)? – Так ведь «Повесть временнЫх лет», которая, как бы является главным источником информации о возникновении первого русского государства на это указывает. – А вы уверены насчёт достоверности? Я – нет!
Никто не доказал подлинность этой «Повести», а вот сомнения имеются – листы перепутаны, нумерация нарушена, имеются вставки и исправления. Да и что там сказано-то? – Мол, Киев «мать городов русских»? – Нет, там сказано: «И сѣде Олегъ, княжа в Киевѣ, и рече Олегъ: «Се буди мати городом русскымъ». Т.е. Олег, сев князем Киевским, сказал, что «здесь будет столица киевского княжества». Столицы же, как известно, иногда меняют: Москва – Питер – Москва, например. Всё. Никого Киев не рожал )) и центром кристаллизации Руси, как того государства, которое мы и воспринимаем Русью, никогда не был, а был фрагментом того государства Русь, которое существовало задолго до Олега.
Этот миф о Киевской Руси, как прародины подозрительно плотно связан с «норманнской теорией» а-ля Шлёцер. Кстати, супротив Шлёцера, как учёного-историка слова плохого не скажу. Фокус лишь в том, что он (сознательно или нет) опирался не на исходные первоисточники, а в частности, на шведскую и немецкую их трактовку Тидрексаги (записана в XIII в Норвегии). Бывает, ошибся, заблудился. За это ему Ломоносов нос кулаком и сломал.
О князьях
Князь Владимир Святославович (IX в.) вошёл в историю, как проводник христианства, Креститель Руси, за что и получил прозвание (от церкви) Святой. Но что характерно, его обычно «путают» с героем русских былин князем Владимиром Всеславичем Красное Солнышко. Однако это две разные исторические личности, принадлежавшие к разным эпохам. Время правления князя Владимира Всеславича соответствовало времени владычества гуннского правителя Аттилы, т.е. первой половине V в., что возвращает русской истории около 500 лет, потерянных в ходе распространения в России западноевропейских утопий, объединившихся в системе взглядов, известных как норманизм. Его прозвание «Красное Солнышко» маркировало его конфессиональную характеристику – поклонение Солнцу как проявлению божества, составлявшего основу системы дохристианских верований.
Л.П. Грот в статье: «РУСЬ И ЮЖНОБАЛТИЙСКИЕ СЛАВЯНЕ В ЭПОХУ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА КРАСНОЕ СОЛНЫШКО (V в.)» сообщает следующее.
Время правления князя Владимира Красное Солнышко – исторический этап чрезвычайной значимости, поскольку он был правителем Руси в период, когда она подверглась нашествиям гуннов. Территория Руси, согласно известным источникам, включала земли от моря до моря, простираясь далеко на восток, и значительно превосходила размеры позднейшего Киевского государства X в. Оживлённые контакты связывали Южную Балтию и Русь с древнейших времён и носили самый разнообразный характер, включая и междинастийный обмен задолго до призвания Рюрика.
События того времени отражены в Тидрексаге – уникальном источнике, где фигурируют вождь гуннов Аттила, правитель готов Тидрек – прообраз короля готов Теодориха, правитель Руси Гертнит и его сыновья король Владимир и король Осантрикс.
В числе своих героев Тидрексага называет и короля по имени Вилькин, правивший страной Вилькинией, расположенной, как долго полагали, в нынешней южной Швеции, на датской Зеландии и на южнобалтийском побережье.
В то время на Руси правил король по имени Гертнит. Кроме Руси, под его властью находились такие страны как Pullernaland/Pullinaland, Greken, Ungaria и др. Стольным городом Руси являлся Nogard (Новгород). Тидрексага описывает Гертнита могущественным и богатым правителем. В его стране было много городов и крепостей. И это соблазняло соседних правителей приходить на Русь с грабительскими походами. Так поступали Аттила и Тидрек, так поступил и король Вилькин. Он напал на Русь (Rydzeland) с большими силами. В результате победа осталась за Вилькином. Гертнит принес Вилькину клятву верности, стал его данником и был оставлен правителем Руси.
Перед смертью Вилькин завещал свой престол старшему сыну Нордиану. Прослышав об этом, Гертнит посчитал себя свободным от клятвы Вилькину, собрал войско и разбил войско Нордиана, сделав того данником и дал ему в управление Зеландию и Свитьод. Таким образом, правитель Руси Гертнит стал верховной властью над землями на южнобалтийском побережье, а также над землями будущих Дании (Зеландия) и Швеции (Сконе, Свитьод и Гауталанд).
У короля Гертнита было три сына: старший сын Осантрикс, младший Владимир и сын Илиас от наложницы. Гертнит разделил свои владения между сыновьями, дав Осантриксу титул короля и земли вилькинов, Владимиру титул короля и Русь вместе с Pollernaland/Pullinaland, а Илиасу важный пост в Греции и титул ярла.
У Нордиана, правившего на Зеландии, было четверо сыновей: Аврод, Эггерт, Аспиан и Видвилс. После смерти Нордиана Осантрикс потребовал клятвы верности от его сыновей и сделал Аспиана конунгом в Зеландии. Таким образом, согласно Тидрексаге, в V в. южнобалтийское побережье и Скандинавский полуостров находились под властью правителей Руси – сначала при Гертните, затем при братьях Владимире Красное Солнышко и Осантриксе.
Прошли годы и начиная с VI в. на Скандинавский полуостров потянулись германоязычные племена, которые постепенно захватили власть и стали звать себя свеями.
В XVI веке шведы в лице короля Карла Кнутссона стали искать сакральную основу своего королевства. Поэтому слегка «натянули шведскую сову на русский глобус», предположив (а затем и поверив), что король Вилькин из Тидрексаги – предок шведских королей, а вилькины – это шведы, коренные жители Вилькинии. Мысль об этом надолго закрепилась в исторической мысли Швеции.
В этой шведской фантазии король Вилькин предстаёт одним из героических предков шведских королей, покорившим полмира, включая Россию и Прибалтику. В шведской версии Тидрексаги к списку древнешведских королей был приписан и правитель Руси Гертнит, шведских интерпретаторов не смутил тот момент, что династия шведских королей, получалось, восходила к русскому правителю – завоевателю Вилькинии или Вилькиналанд, т.е. древней Швеции.
И тут случился ОБЛОМ! Было выяснено, что Вилькиналанд в Тидрексаге – это страна велетов/вильцев (лютичей) – славянского народа, населявшего в средневековье обширный ареал от восточноевропейских земель до Одера и Эльбы. Страна вилькинов включала и вендские земли между Эльбой и Одером, и земли по южнобалтийскому побережью, уходившие внутрь по течению Западной Двины.
Вильтин, это – эпоним славянских вильцев, вельтов-велетов, которых упоминал Птолемей, как народ, живущий на востоке от Вислы за вендами, заселявшими ближайшую часть побережья вендского залива. Спустя несколько столетий (с 798 по 1157 г.) велеты/вильтины (велетабы-вильцы) встречаются западнее, на том же балтийском побережье между реками Варной, Одером и Гавелем.
Франкский историк Эйнгард, впервые упоминающий позднейших велетабов-вильцев в числе славянских народов, живущих на южном берегу Балтийского моря. Он называет их славянами, имена их князей – славянские: Драговит, Любый, Милогость, Цълодраг. Но Веселовский отмечал и распространение имени велетов в Белоруссии, Малороссии, России вплоть до Сибири. Велетам соответствовали здесь парные формы *волтъ и *велтъ в значении Исполин. В малорусском языке слову волот соответствовали велетъ, велетень.
Слово волот/велет, действительно, широко представлено в топонимике России и Белоруссии, что говорит о глубокой древности этого названия. В России такие топонимы и гидронимы чаще всего встречаются в северной и центральной частях страны. Помимо гидронимов, названия от слов волот/велет давались историческим местам и населённым пунктам.
В некоторых преданиях волоты назывались народом. Согласно «Словарю древнерусского языка», волот это – великан. В словаре В. Даля волот, велетень в южных говорах – это гигант, великан; богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы. В Сибири сохранились предания о народе волотов.
На Русском Севере сохранились предания о том, что в старину имя Волота использовалось и как племенное название, и как имя легендарных первопредков, в честь которых отправлялись культы и жертвоприношения. В белорусском фольклоре сохранились предания о героических богатырях осилках-волотах. В Смоленской губернии была записана легенда, в которой волоты выступали родоначальниками местного населения.
Имя Волот/Велет в форме Валит/Валет известно и как личное имя исторических или полулегендарных лиц. В «Преданиях русской начальной летописи» Ф. Гилярова находим: «И посла (Рюрик) воеводу своего именем Валета и повоева Корелу и дань на них возложи. Умре Рюрик в войне в Кореле».
Ежели кто не знает, то Корела – это город Приозерск в Ленобласти.
Об этом самом Валите сохранились также предания в связи с его победой над «немцами» (т.е. норвежцами) у поселения Варенга в Мурманской земле. В честь победы Валит воздвиг огромный камень и около него «оклад в 12 стен», названный Вавилоном (сохранился до сих пор). Аналогичный оклад был сделан в Коле (есть такой Кольский п.о.).
Распространенность слова волот/велет и имени Волот/Велет показывают, что за ними – дань памяти объекту священного поклонения. И имя Волот/Велет должно было быть связано с образом божества или мифического обожествленного первопредка, следы культа которого сохранились на Русском Севере до исторически верифицируемого периода(!). Устойчивость культа, а также широкие границы его распространения, фиксируемые топонимикой (от Русского Севера и Новгородчины до Верхнего Поднепровья на юге, охватывая Полоцкое Подвинье и северные районы Минской области на западе, а также заходя в Сибирь и т.д.), говорят о его значительной роли в жизни наших предков.
Это божество, известное под именем Волос/Велес, является одним из самых древних божеств русского пантеона и единственным богом всех трёх Мiров. Древнерусская традиция относит Велеса к Солнечным Богам (Солнцебожество), поклонение которым составляло ядро древнерусских дохристианских верований
Возвращаясь к велетам/вильтинам можно констатировать, что они уже с римского времени (точнее, римляне записали то, что видели, а что было до них?...) были участниками широких миграционных процессов и возводили города по всей Западной Европе, вплоть до Атлантичнского побережья. Поэтому рассказ о них в Тидрексаге, относящийся к V в., как о сильном народе с могущественными правителями, вполне историчен и Тидрексаге можно доверять и как историческому источнику, рассказывающему об отношениях правителей вильтинов с правителями Руси, тем более что имя Руси прослеживается на путях миграций велетов/вильтинов вплоть до Британских островов.
Кстати, само слово РУСЬ – древнее и означает «светлое место», а в сакральном смысле «Белый Свет».
Отношения между правителями велетов/вильтинов и правителями Руси были полны военными столкновениями, перемежавшимися замирениями под властью победившей стороны. И это было обычным для средневековых обществ. Но важно подчеркнуть тот факт, что, согласно Тидрексаге, правители велетов/вильтинов и правители русов правили на Скандинавском полуострове ещё в V в., т.е. до появления там германоязычных народов (свеев, гетов, данов). Следовательно, Скандинавский полуостров осваивался древними русами и велетами/вильтинами, создавшими ту субстратную среду, в лоне которой расселялись позднее носители северогерманских языков, мигрировавшие с европейского континента на Скандинавский полуостров.
И ещё одно замечание: велеты/вильтины и русы, являясь братьями по крови, говорили на одном языке и придерживались одних верований в Солнцебожеств и, в частности, в Велеса (Волота-Волоха).
И где здесь Киев, мать городов?
Засим, Добра!
Оценили 5 человек
15 кармы