Похищена самая дорогая картина в мире - Salvator Mundi (Спаситель мира) Леонардо да Винчи

0 5722

Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» пропала в ОАЭ.

Сотрудники филиала Лувра в Абу-Даби заявили об исчезновении картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира». 

Об этом сообщает газета The New York Times.

По данным издания, картину должны были выставить в музее ОАЭ еще в сентябре 2018 года. 

Однако показ полотна отменили без объяснения причин.

Позже выяснилось, что филиал не может найти произведение. 

Парижский Лувр заявил, что ему также не удается установить местонахождение «Спасителя мира».

«Спаситель мира» — картина Леонардо да Винчи, которая долгое время считалась утраченной. 

Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. 

Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. 

Сохранилось порядка 20 работ леонардесков на этот сюжет.

В 2011 году отреставрированная версия полотна из коллекции баронета Кука была представлена на выставке произведений Леонардо в Лондонской национальной галерее как сильно испорченный оригинал Леонардо, законченный, возможно, кем-то из его мастерской. 

В ноябре 2017 года она была продана на аукционе «Кристис» за $400 млн (450 млн с учётом комиссии), став самым дорогим произведением искусства в истории.

Парижская версия

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. 

По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу вдова Людовика XII.

В 1982 году картина участвовала в выставке работ мастера в его родном городе Винчи; эту выставку курировал Карло Педретти, опытный специалист по атрибуции леонардесков. 

Несмотря на все усилия, маркизу не удалось доказать принадлежность парижского «Спасителя» кисти Леонардо. 

В большинстве современных каталогов он приписывается Франческо Мельци или Марко д’Оджоно.

В 1999 году картина была продана на аукционе «Сотбис» за 332 000 долларов.

Нью-йоркская версия

Известна также гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевы Генриетты Марии. 

Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам. 

Возможно, именно эта работа поступила в 1688 году в собрание герцога Бекингема. 

Во всяком случае, в 1763 году его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся.

В конце 2011 году Лондонская Национальная галерея объявила о том, что на предстоящей выставке работ Леонардо вместе с его достоверными произведениями миланского периода, привезёнными в Лондон со всей Европы, будет выставлен и «Спаситель мира» из частной коллекции в Нью-Йорке. 

В 1900 году его приобрёл как работу миланской школы один из богатейших людей викторианской Англии, баронет Фредерик Кук, владелец роскошного дворца Монсеррат в Синтре. 

В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта.

Репродукция из каталога коллекции Кука, 1913. Картина до реставрации

«Спаситель мира» из коллекции Кука был искажён позднейшими записями и исправлениями: в эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. 

В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 году наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов.

В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена (за чуть менее $ 10 000) Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей. 

Специалистов особенно впечатлило обнаружение пентименто — следов исправления положения большого пальца правой руки Христа, выполненного первоначальным художником. 

(Наличие значимых отклонений от изначального замысла свидетельствует об оригинальности произведения). 

Детали реставрации, которой руководила Диана Дуайер-Модестини (Dianne Dwyer Modestini), не раскрываются.

Преображённый реставраторами «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США. 

Из них только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами рискнул признать авторство Леонардо. 

Полотно было впервые представлено публике на беспрецедентно полной выставке «Леонардо да Винчи: придворный живописец в Милане», которая открылась в Лондоне 9 ноября 2011 года.

В качестве аргументов за атрибуцию полотна гению Ренессанса обращалось внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы и как бы светящейся длани Христа, воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато, сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах». 

Противники атрибуции (включая Карло Педретти) подчёркивали безыскусственность иератичной позы Христа (которая вполне традиционна и имеет мало общего с динамической сложностью композиции зрелых работ Леонардо), переосвещённость десницы в сравнении с остальными деталями, а также некорректность отображения прозрачной сферы, символизирующей мироздание (что более чем странно для такого специалиста по оптике, каким был Леонардо да Винчи).

Атрибуция нью-йоркского полотна Леонардо получила широкое признание среди специалистов по творчеству художника, так что летом 2011 года его рыночная стоимость оценивалась в $200 млн. 

В 2012 году попытку приобрести картину предпринял Музей искусств Далласа.

Год спустя у арт-дилера Ива Бувье за 127,5 млн долларов полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. 

Самому Бувье картина обошлась почти в два раза дешевле.

Продажа в 2017 году

В 2015 году в Монако разразился скандал вокруг обвинений в мошенничестве, выдвинутых Рыболовлевым против Бувье. 

На фоне утверждений прессы, что арест Бувье был организован по наущению Рыболовлева министром юстиции Нармино, последний был вынужден уйти в отставку. 

Чтобы компенсировать убытки, нанесённые махинациями Бувье семейству Рыболовлевых, осенью 2017 года картина «Спаситель мира» была выставлена на продажу. 

Ввиду плачевного состояния оригинального красочного слоя стартовая цена лота оценивалась всего в 100 млн долларов.

В преддверии торгов аукционный дом «Кристис» развил беспрецедентную активность, позиционируя лот как последнее живописное произведение Леонардо, оставшееся в частных руках. 

На Youtube были размещены ролики, где картину разглядывают такие знаменитости, как Леонардо ди Каприо, Дженнифер Лопес и Патти Смит. 

Чтобы увидеть полотно на предпродажном показе в Нью-Йорке, нужно было отстоять часовую очередь. 

С целью привлечь внимание наиболее обеспеченной публики произведение было перенесено из секции старых мастеров в секцию современного искусства, чего раньше также не случалось.

На нью-йоркских торгах 15 ноября шаг аукциона составлял беспрецедентные $30-40 млн. 

В итоге картина была продана за 400 млн долларов (450 млн с учётом комиссии аукциона), став самым дорогим в мировой истории произведением искусства. 

Это вызвало разноречивые отклики среди специалистов: так, Джейсон Фараго из The New York Times характеризовал «Спасителя мира» как довольно заурядное для Высокого Возрождения произведение, не открывающее новых художественных горизонтов. 

Как выяснила газета The New York Times, картину купил наследный принц Саудовской Аравии. 

Предполагается, что она будет экспонироваться в новом музее «Лувр Абу-Даби».

До недавнего времени мало кто в мире слышал хоть что-то о принце Бадере бин Абдулле бин Мохаммеде бин Фархане Аль Сауде (впредь для краткости будем называть его просто принц Бадер). Но отныне это имя у всех на устах. Ведь именно принц Бадер, один из 5000 принцев Саудовской Аравии, является тем человеком, кто вызвался заплатить $450,3 миллиона за картину «Salavator Mundi» — «Спаситель мира» — авторства Леонардо да Винчи. Об этом со ссылкой на имеющиеся в их распоряжении документы сообщает The New York Times.

Подобной страсти к искусству раньше за принцем Бадером не наблюдалось, в списках знаменитых коллекционеров с Аравийского полуострова (шейха аль-Маясса из Катара и другие) он никогда не состоял. Как, впрочем, и в списках главных аравийских богачей. Но факт остается фактом: именно он торговался за Леонардо до $400 млн ($450,3 млн с учетом комиссии Buyer’s Premiun). Газета NYT провела целое расследование относительно того, кто такой этот принц, и вот что выяснила.

Хоть принц Бадер и является для текущей правящей династии Саудитов очень дальним родственником (его династия Фарханы идет от брата правителя Саудовской Аравии в XVIII веке), но наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салману аль Сауду он ровесник и однокашник. Оба окончили Университет имени короля Сауда в Эр-Рияде — возможно, там и познакомились. Наследный принц Мухаммед ибн Салман, по сути, является сейчас главным правителем страны при своем 81-летнем отце, короле Салмане. А принц Бадер при Мухаммеде возглавил компанию Saudi Research and Marketing Group, издающую главную правительственную газету, и руководит комиссией по развитию перспективной в туристическом плане провинции Аль Ола. Еще у Бадера бизнес, связанный с переработкой отходов, членство в правлении энергетической компании и т.д. и т.п. Аукционному дому Christie’s своим основным источником дохода он назвал недвижимость.

По странному стечению обстоятельств, рекордная покупка «Спасителя мира» произошла практически одновременно с началом антикоррупционной кампании наследного принца Мухаммеда. С начала ноября этого года была проведена серия арестов одиннадцати принцев и нескольких бывших министров. А всего в преступлениях, связанных с коррупцией, подозревается около 200 человек — сплошь высокопоставленные чиновники, бизнесмены и принцы. И в этих условиях появляется принц Бадер, который торгуется до $450 млн за картину западного художника, да еще и на христианский сюжет, что само по себе бросает вызов всему жизненному укладу мусульманских стран Аравийского полуострова.

Но отправится самая дорогая картина в мире не домой к принцу Бадеру. И даже не в Саудовскую Аравию. А первым её пристанищем станет недавно открывшийся филиал Лувра в Абу-Даби. New York Times объясняет это хорошими отношениями между наследными принцами Саудовской Аравии и ОАЭ. Но произойдет это только после того, как покупка будет оплачена. Пока что вся рекордная сумма аукционному дому не выплачена. В связи с непредвиденным ростом цены в ходе торгов был подписан договор, согласно которому сумма будет разбита на шесть частей, которые покупатель будет обязан выплатить в течение полугода — до мая 2018 года.

Пропажа картины в 2019 году

В марте 2019 года газета The New York Times сообщила о пропаже картины из филиала парижского музея Лувр в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби.

Salvator Mundi (Спаситель мира), Леонардо да Винчи, около 1499

Деревянная панель, масло. 66 × 47 см

Местонахождение - неизвестно!

Источник:

https://www.mk.ru/culture/2019...

https://artinvestment.ru/news/...

https://ru.wikipedia.org/wiki/...


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...