Жива Русь ещё, не вся под кагалом*

13 3772

17 ФАКТОВ О ЖИЗНИ СТАРОВЕРОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЗАДУМАТЬСЯ.

На сегодняшний день в России насчитывается около 2 миллионов староверов.

"Мне посчастливилось пожить несколько дней в закрытой общине староверов, которая располагается в 1000 км от Хабаровcка, и в 300 км от г.Комсомольск-на-Амуре.

Места красивейшие! Природа суровая, но благодатная и щедрая.

Мы, с моим другом Николаем приехали в давно известный ему поселок, в дружественную семью староверов, переехавших сюда 23 года назад на пустое место. Нас приняла семья дяди Вани. Дядя Ваня – радушный, бородатый мужик в русской рубашке-косовортке с пронзительно голубыми глазами, добрыми, как у щенка. Ему около 60 лет, его жене Аннушке около 55. Аннушка с первого взгляда располагает своим обаянием, за которым интуитивно чувствуется сила и мудрость. У них просторный деревянный дом с печью, окруженный пасекой и огородами.

Факт 1

Жизненный уклад староверов практически не менялся уже более 400 лет.

Дядя Ваня рассказывает нам «прошел собор староверческий и решили: водку не пить, одежду мирскую не носить, женщина заплетает 2 косы, не подрезает волосы, закрывает их платком, мужчина не бреет и не подрезает бороду …» И это лишь малая часть.

Основательность и жизнестойкость этих людей потрясает. Убери сейчас у них машины или электричество, они не сильно пожалеют: ведь есть печка, есть дрова, есть вода из колодца, есть щедрый лес, река с тоннами рыбы, запасы еды на год вперед и опытные рабочие руки.

Мне посчастливилось побывать на застолье по случаю приезда дочери. Картина маслом. Стол ломится, есть все, что недоступно в городских супермаркетах. Я такое видел только на картинках в учабниках истории: сидят бородатые мужики в рубашках-косоворотках с подвязанными поясами, шутят, смеются во весь голос, часто даже не понимаешь о чем они шутят (к староверческому диалекту еще надо привыкнуть), но радостно от одного настроения, царящего за этим столом. И это, при том, что я непьющий. Старорусское застолье во всей красе.

Факт 2

Живя на земле, их заработки превышают заработки горожан.

“Городские там напрягаются гораздо больше, чем я зесь” – говорит дядя Ваня, «я работаю в свое удовольствие». В поселении почти у каждого старовера во дворе стоит Toyota Land Cruiser, просторные деревянные дома, от 150 м2 на каждого взрослого члена семьи, земля, огороды, техника, домашний скот, заготовки и запасы... Они рассуждают категориями миллионов “на одной только пасеке я поднял 2,5 миллиона рублей” – откровенничает дядя Ваня. “У нас нет нужды ни в чем, все что нам надо – купим. Но много ли нам надо здесь? Это в городе все что заработал уходит на продукты, а у нас тут они сами растут”.

“Вот приехала сюда семья племянницы из Боливии, продали там технику, землю, привезли с собой 1,5 миллиона долларов. Они земледельцы. Купили 800 га пахоных земель в Приморском крае. Сейчас живет там. Все рады, все живут в достатке”.

Вот после этого и думаешь, а так ли продвинута наша городская цивиллизация?

Факт 3

Централизованного управления в общине не было и нет.

«В общине мне не кто не может указать что мне делать. Наше согласие называется «часовенное». Мы объединяемся, живем поселками и на службу вместе собираемся. Но если мне это не понравится, то я не пойду и все. Буду дома молиться» - говорит дядя Ваня.

Встречается община по праздникам, которые проводятся по уставу: 12 главных праздников в году.

«У нас не церкви, есть молильный дом. Там есть избираемый старший. Избирается он по талантам. Он организует службу, рождение, крещение, похороны, отпевание. Кроме того, не каждый отец может растолковать своему сыну почему одно можно делать, а другое нельзя. Этот человек должен иметь и такие знания: способность убеждать, способность разъяснять».

Факт 4

Вера – формирующая основа общины.

Община регулярно встречается не в магазине или в пивнушке, а на молитве.

Праздничная, пасхальная служба, к примеру, длится с 12 ночи до 9 утра. Дядя Ваня, пришедший утром с пасхальной молитвы рассказывает “кости ломит, стоять конечно трудно всю ночь, но сейчас такая благодать на душе, столько сил… не передать”. Его голубые глаза искрятся и горят жизнью.

Я представил себя после такого мероприятия, и понял, что упал бы и спал еще 3 суток. А у дяди Вани сегодня следующая служба: с 2 до 9 утра. Обычной службой называется та, которая длится с 3 до 9 утра. Проводится она регулярно, каждую неделю.

“Без попа”, как говорит дядя Ваня. “У нас все учавствуют: читают и поют все” – добавляет Аннушка.

“Разница в чем от соверменной Церкви, если кратко сказать: там управление народом идет централизованное, даже на духовном уровне (что царь с партархом решили – дойдет до самого низа народа). А у нас каждый свое мнение высказывает. И никто меня не заставит. Это должно меня убедить, мне это должно быть надо. Любые вопросы решаются соборно, а не централлизовано. Все остальные различия – мелочи и частности, которым отвлекают и обманывают народ”.

Вот как. Что бы я ни читал про староверов, об это действительно практически не говорится. Скромно умалчивая главное: люди сами принимают решения, а не церковь за них. Вот в чем их главное отличие!

Факт 5

Семья – это основа жизни.

И здесь это понимаешь на все 100%.

Средняя численность семьи составляет 8 детей.

У Дяди Вани семья небольшая - всего 5 детей: Леонид, Виктор, Александр. Ирина и Катерина, самому старшему 33, младшему 14. А вокруг роится просто несчиляемое количество внуков.

«На 34 дома в нашем поселении более 100 детей. Просто еще молодые семьи, они еще больше будут рождать детей» - говорит дядя Ваня.

Детей воспитывают всем родом, они с малых лет помогают в хозяйстве.

Большие семьи здесь не тяготят, как в тесной городской квартире, а дают возможность опоры, помощи родителям и развития всему роду.

Опираясь на семью и род, эти люди решают все вопросы жизни.

“У нас в каждом староверческом поселении обязательно есть родственик”.

Родственник – понятие очень объемное для старовера: это, как минимум, группа поселений, включающая несколько деревень. А, чаще, и гораздо больше.

Ведь, чтобы крови не смешивались, молодым староверам приходится искать себе пару в самых отдаленных уголках нашего мира.

Факт 6

Поселения староверов есть по всему миру: в Америке, Канаде, Китае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Румынии, Австралии, Новой Зеландии и даже на Аляске.

Сотни лет староверы уходили от гонений и раскулачиваний, которые им устроили на Родине.

«Срывали крестики. Заставляли бросить все. И наши бросили. Дедам приходилось по 3-4 раза в год переезжать с места на место. Возьмут иконы, посуду, детей и уезжают” – делится дядя Ваня.

«И уезжали по миру. А там их никто не притеснял. Они жили как русские: носили свои одежды, свой язык, свою культуру, свою работу…»

“А прирастают староверы к землей с корнями. Как мне взять, все бросить и уехать – не представляю. Выдирать придется только с кровью. Сильные были наши деды”

Теперь ездят староверы по миру друг к другу в гости, знакомят детей, делятся чистыми семенами для огорода, новостями и опытом.

Там, где староверы – там начинает плодоносить земля, которую местные считали не плодородной, развивается хозяйство, зарыбливаются водоемы. Посмотрите ролики на youtube, если не верите. Просто потому, что эти люде не сетуют на жизнь, а берут и делают свое дело изо дня в день, помаленьку.

Те кто далеко от России - тоскуют по Родине, кто то возвращается, кто то нет.

Факт 7

Староверы свободолюбивы.

“Начнут притеснять, говорить как мне жить, я просто собрал детей и умотал отсюда.

В случае необходимости, нам помогают восстановиться всей родней, и русские и американцы: наша родня из Америки. Они больше сохранили, и высылают оттуда нам уже более 20 лет все, чтобы мы восстанавливали свой уклад».

К слову, именно в Америке до сих пор у староверов сохранился уникальный диалект 30х годов прошлого века.

Жизнь била и колотила этих людей, при этом поражает то жизнелюбие и радушие, с которым они встречают жизнь и нас, мирских людей.

Факт 8

Трудолюбие “от души”.

Староверы работают с 5 утра и до позднего вечера.

При этом, никто не выглядит замученным или уставшим. Скорее, выглядят удовлетворенными, после очередного прожитого дня.

Все чем богаты эти люди – они создали, вырастили, смастерили в буквальном смысле своими руками. В магазинах из еды, к примеру, покупается сахар. Хотя и в нем большой надобности у них нет: есть мед.

“Здесь мужики живут, не имея ни образования, ни престижной профессии, а зарабатывают достаточно, на Крузаках ездят. А заработал на речке, на ягоде, на грибах…вот и все. Он просто не ленивый” – говорит дядя Ваня.

Если что то не работает и не служит развитию – то оно не для жизни старовера.

Все жизненно и просто.

Факт 9

Помощь друг другу – это норма жизни старовера.

«При строительстве дома мужики могут собраться всем поселком, чтобы помочь на начальном этапе. А потом вечером, я организовал стол, чтобы посидеть. Или одинокой женщине, у которой мужа нет, мужики соберутся и накосят сено.

Пожар случился – сбегаемся все на помощь.

Тут просто все: я не приду сегодня – завтра ко мне не придут» - делится дядя Ваня.

Факт 10

Воспитание детей.

Детей воспитывают в ежедневных естественных работах.

Уже с 3х лет дочка начинает помогать маме у плиты, мыть полы.

А сын помогает отцу по дворовому хозяйству, по стройке.

«Сын принеси мне молоток», говорил дядя Ваня своему 3х летнему сыну и тот с радостью бежал исполнять просьбу отца. Происходит это легко и естественно: без принуждения или особых развивающих городских методик.

В малолетстве такие дети познают жизнь и радуются ей больше любой городской игрушки.

В школах дети староверов учатся среди «мирских» детей.

В институты не идут, хотя мальчики в обязательном порядке служат в армии.

Факт 11

Свадьба – 1 раз и на всю жизнь.

Возвращаясь из армии, сын начинает задумываться о своей семье.

Происходит это по велению сердца.

“Вот вошла Аннушка в дом, где мы готовились к празднику, и я сразу понял – это мое” – рассказывает дядя Ваня. “И пошел я свататься к ней в семью”.

“В мае мы познакомились с Аннушкой – в июне уже сыграли свадьбу. И я не представляю себе жизни без нее. Мне спокойно и хорошо, когда я знаю моя жена постоянно рядом со мной”.

Единожды выбрав жену, или мужа староверы связывают себя с ними на всю жизнь. Речи о разводе быть не может.

“Жена дается по карме, как говорится” – смеется дядя Ваня.

Они не выбирают долго друг друга, не сравнивают, не живут гражданским браком, их сердца с многовековым опытом помогают им определить “единственного” на всю жизнь.

Факт 12

Стол старовера богат каждый день.

По нашему восприятию, это праздничный стол. По их восприятию – это норма жизни. За этим столом, мне показалось, что я вспомнил вкус хлеба, молока, творога, супа, солений, пирогов и варенья. Этот вкус невозможно сравнить с тем, что мы покупаем в магазинах.

Природа дает им все в избытке, часто даже не отходя далеко от дома.

Водка не признается, если люди и выпивают, то квас или настойку.

«Посуда все освещается наставником, у нас она моется с молитвой и каждому человеку со стороны выделяется мирская посуда, из которой мы не едим» - говорит дядя Ваня.

Староверы чтут достаток и чистоту.

Факт 13

Нет лекарств. Нет медицины. Нет болезней.

Начать нужно с того, что эти люди здоровы с самого рождения.

Прививки детям – зло, как и прививки взрослым.

“Генетика” – говорят они, смотря на дородного хлопца с солдатской выправкой на семейной фотографии. “А чем вы лечитесь?” – спрашиваю я у Аннушки. “Я даже не знаю” – говорит она. “Травки попьем. А какие нужно пить – подсказывает нутро”. “Та же баня, то же натирание медом” – добавляет дядя Ваня. “Мой дед лечил ангину перцом с медом: делает лодочку из бумаги и в этой бумаге кипятит мед над свечкой. Бумага при этом не горит, это же чудо! Что усиливает действие лекарства” – улыбается он. “Дедушка жил 94 года, лекарствами он не лечился вообще никогда. Он умел сам себя лечить: где то свеколку натер, что то съел…”

На мой вопрос: используются ли заговоры против болезней, дядя Ваня ответил “Это считается грехом”, а потом добавил “Осталось в народе старое знание, но оно скрывается”.

Факт 14

Модное – все недолговечное. Не поспоришь.

«Деревенщиной» этих людей никак не назовешь. Все аккуратно, красиво, эстетично. Они носят платья или рубашки, которые мне нравятся.

«Рубахи мне шьет жена, дочка шьет. Платья и сарафан для женщин также шьют сами. Бюджет семьи не так страдает» - говорит дядя Ваня.

«Дед отдал мне свои хромовые сапоги, им было 40 лет, они были по состоянию как неделю похоженные. Вот такое отношение было к вещам: он не менял их каждый год, то длинные, то узкие, то тупые… он их сам сшил и всю жизнь проносил».

Факт 15

Никакого “языка русской деревни” - мата.

Общение происходит радушно и просто, начиная с первых слов “здорово живешь!”. Так они естественно приветствуют друг друга.

Может быть нам повезло, но гуляя по поселению, мы не слышали бранного слова. Напротив, каждый поздоровается, или кивнет тебе головой, проезжая мимо на машине. Молодые парни, останавливаясь на мотоцикле спросят “Чей ты будешь?”, пожмут руку и поедут дальше. Молодые девушки отвесят замной поклон. Это поражает меня, как человека, жившего с 12 лет в “классической” русской деревне.

Куда все и почему это ушло? Задаюсь я риторическим вопросом.

Факт 16

Староверы не смотрет телевизор. Вообще.

Их у него нет, это запрещено укладом, также как и компьютеры.

При этом уровень их осознанности, информированности и политических взглядов находится часто выше моего, человека живущего в Москве.

Как люди получают информацию?

Сарафанное радио работает лучше мобильной связи.

Информация о свадьбе дочери дяди Вани дошла до соседних деревень быстрее чем, он успел приехать туда на машине.

Новости о жизни страны и мира быстро доносятся из города, ведь некоторые староверы сотрудничают с горожанами.

Факт 17

Староверы не разрешают себя снимать на видео.

Несколько попыток и уговариваний заснять хоть что то заканчивались добрыми фразами “Да, не к чему это…”.

Мы сделали фото, но этого совсем недостаточно, чтобы передать этот дух.

Говорят, что приезжали к ним журналисты, но несмотря на открытость и радушие староверов, как ни странно увидели и засняли они только потемневшее от времени дерево, заборы и “разруху”.

“Странно – говорит дядя Ваня, “такое впечатление что это “госзаказ” говорить о том, что у нас все плохо. Ничего хорошего еще не сказали. Вот и не видим мы смысла их привлекать внимание мирских людей сюда”.

Без комментариев.

P.S.

Попадая к ним, чувствуешь себя дома, именно дома.

Это ощущение радости, покоя и защищенности.

Ничего сложного, ведь один из староверческих принципов — «простота во всем»: дом, природа, семья, духовные принципы. Этот образ жизни такой естественный, но такой забытый нами."

Источник:

https://vk.com/vladimir_arhipo...

* Кагал (Кахал, ивр. ‏קָהָל‏‎ — «собрание народа, сход») — орган общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в диаспоре и являвшийся посредником между ней и государством, в широком смысле слова община у евреев, в узком — административная форма самоуправления общиной у евреев в Польше и других странах Восточной Европы в XVI—XVIII веках, в Российской империи в период 1772—1893 годов.

Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/...

“Однако души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых “клипот”, в которых нет добра совершенно, как сказано в книге “Эц хаим”, врата 49, глава 3: “И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя”. И как комментирует Гмара30 выражение “Милосердие народов – грех”31: “Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия и т. д.”.”

“Ибо весь народ Израиля, его шестьсот тысяч отдельных душ, – это всеобщая жизненная сила всего мира, так как ради них создан мир. И каждая отдельная душа обобщает в себе и относит к себе жизненную силу одной шестисоттысячной части всего мира, и от витальной души зависит вознесение [этой части мира] ко Всевышнему при ее [души] вознесении. А именно -то, что он использует в этом мире для нужд своего тела и витальной души, чтобы служить Всевышнему, как, например, еда и питье и подобное им, и жилище, и все предметы, которыми он пользуется.

Но шестьсот тысяч отдельных душ – корни, а каждый корень подразделяется на шестьсот тысяч искр, и каждая искра – одна душа.”

“Клипот и ситра ахара называются “рвота и испражнения”, как известно”.

Тания, часть 1, гл.24, стр. 141

Ликутей Амарим (Тания) - библия “Хабад Любавич”,

автор - раби Шнеур Залман из города Ляды

Книга “Танья” была написана хасидским раввином Шнеуром-Залманом, жившем в местечке Ляды во второй половине ХVШ — начале XIX вв., примерно 200 лет назад.

Название ей дано по первому слову ее текста, подлинное же название этой книги — “Ликутей Амарим” (“Собрание Речений”).

Книга “Танья” является изложением вероучения “ХАБАД” — одного из направлений в хасидизме.

Согласно ему, Бог создал мир исключительно для евреев.

Главный раввин России

Раввин Пинхос Берл Лазар родился 19 мая (8 Сивана 5724) 1964 г. в Италии в семье раввина еврейской общины Милана.

В 1978 г., окончив общеобразовательную еврейскую школу, он поступил в раввинской колледж Нью-Джерси (США).

Затем, в 1982 году продолжил учебу в иешиве (духовной академии) «Томхей Тмимим» в Нью-Йорке и окончил ее в 1988 г. с дипломом раввина в звании даяна, религиозного судьи.

Впервые раввин Берл Лазар побывал в России в 1988 г.

А год спустя лидер движения «ХАБАД-Любавич» Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон благословил его на работу по возрождению еврейской религиозной жизни в СССР, и в 1989 г. раввин Лазар приехал в Москву.

В 1990 г. он становится раввином московской синагоги в Марьиной Роще.

С 1995 г. он также занимает пост Председателя Объединения раввинов СНГ, а в 1999 г. его избирают Главным раввином Федерации Еврейских Общин России.

В 2000 году раввин Берл Лазар получает российское гражданство.

В тот же год на съезде российских еврейских общин он был избран главным раввином России.

Согласно Указу Президента Российской Федерации В. Путина, в 2001 году раввин Берл Лазар вошел в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

2 июля 2002 года на учредительном съезде Всемирного конгресса русскоязычного еврейства в Москве раввин Берл Лазар был избран председателем Раввинского совета этой международной организации.

Одна из его обязанностей в этой должности – регулярно и объективно информировать международную общественность о положении еврейской общины в нашей стране и противодействии органов государственной власти проявлениям антисемитизма.

В настоящее время под духовным попечительством раввина Берла Лазара возрождены еврейские общины более чем в 350 городах России и СНГ, действуют национальные школы и детские сады, в десятках городов работают раввины, функционируют синагоги и благотворительные организации.

Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2004 года (8 Нисана 5764) «за заслуги в развитии духовной культуры и укреплении дружбы между народами» раввин Берл Лазар был награжден орденом Дружбы.

Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2014 года (30 нисана 5774) «за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности и правопорядка, многолетнюю добросовестную работу, активную законотворческую и общественную деятельность» раввин Берл Лазар был награжден орденом "За заслуги перед отечеством" IV степени.

Раввин Берл Лазар свободно владеет итальянским, английским, русским, ивритом и идишем.

Раввин Берл Лазар женат, имеет 13 детей.

Источник:

http://ravvinat.ru/ru/about_us...

Страна вернула патронный завод
  • pretty
  • Вчера 07:21
  • В топе

АМАРАНТ"Всё для победы!" По иску прокуратуры легендарный Климовский патронный завод забрали у ловчил-прихватизаторов. Страна вернула патронный заводКлимовский специализированный патронны...

Позиции ВСУ сровняли так, что хоронить не надо. Сводка СВО на утро 16 мая

Под Харьковом бои не утихают, а, наоборот, разгораются с новой силой. По информации Министерства обороны, подразделения группировки войск «Север» продолжают наносить массированные артил...

Обсудить
  • Так и надо ЖИТЬ!
  • :thumbsup:
  • Молодцы, здоровы все и красиво живут. :thumbsup: А наши попы, с круглыми мордами, засылают к ним журналюг, чтобы обхаять.
  • :thumbsup:
  • Замечательная статья. Спасибо, +++++ !