Как стать святым
1 октября 2006 года, когда Карло Акутису было 15 лет, он заболел с высокой температурой и болью в горле. Обратившись к педиатру, он пропил антибиотик, но симптомы ухудшились. 6 октября он обнаружил кровь в моче; на следующий день у него не было сил встать с постели. Родители отвезли его в больницу, где ему поставили диагноз «лейкемия» и перевели в палату интенсивной терапии. Он сказал матери, что не выйдет из больницы живым. В течение следующих нескольких дней его состояние продолжало ухудшаться, и к его постели вызвали священника. 11 октября у него произошло кровоизлияние в мозг, и он впал в кому. Спустя несколько часов врачи объявили его мертвым. На следующий день, в 6.45 утра, его сердце перестало биться. Его тело было доставлено в его дом в Милане, где собрались близкие. Его похоронили на семейном участке в Пьемонте, пока готовилась могила в Ассизи.
Вскоре после этого вещи Акутиса были переданы исторической комиссии местной архиепархии, которая начала изучать вопрос о том, мог ли он на самом деле быть святым. Они начали собирать свидетельства соседей, друзей, учителей и священников. Они изучили его историю в Интернете и обширные записи, ища любые признаки греха. В 2012 году Миланская архиепархия открыла официальный процесс его беатификации и канонизации, который называется «Дело». В следующем году Ватикан дал первый знак одобрения кандидатуры Акутиса, издав распоряжение под названием nihil obstat, или «ничто не мешает», которое дает разрешение на проведение расследования жизни святого. Его официальный путь к святости начался.
В 2012 году была утверждена канонизация первой женщины - святой коренной американки из Северной Америки Катери Текаквиты, спустя 332 года после ее смерти. Скорее, она была первой такой женщиной в Северной Америке. В этом регионе первым святым из числа коренных народов в католической церкви был Хуан Диего Куаутлатоатцин из Мексики, канонизированный в 2002 году.
До 1983 года, когда Папа Иоанн Павел II попытался модернизировать этот процесс, дело не могло быть даже открыто, пока кандидат не умер в течение 50 лет. (Он сократил срок ожидания до пяти лет, вдвое уменьшил количество требуемых чудес и упразднил учрежденную в 1587 году должность «адвоката дьявола», в обязанности которого входило выдвигать возражения по каждому делу).
Святость стоит недешево. Сторонники каждого дела должны покрыть расходы на расследование и документирование жизни кандидата, что обычно включает в себя привлечение исторических, медицинских и богословских экспертов. Им также необходимо заниматься рекламой. Отец Морис Натт, священник редемптористов в США, подсчитал, что ему придется собрать 1 млн долларов, чтобы довести до конца дело сестры Теи Боуман, афроамериканской монахини, умершей в 1990 году. «Вам придется заплатить за все - стулья на площади Святого Петра, мессу, кардиналов, которых нужно будет доставить самолетом», - сказал он мне. Натт был лично знаком с Боуман. «Она призывала нас делиться своими дарами и гордиться тем, что мы черные католики», - сказал он. Она говорила: «Святой - это просто грешник, который упал, но снова поднялся».
Поскольку два чуда, необходимые для канонизации, так труднодостижимы, сторонники дела стремятся оптимизировать масштаб: чем больше людей молятся их кандидату, тем больше вероятность того, что чудо действительно произойдет. Камилла Браун Приветт, президент гильдии в поддержку преподобной матери Марии Ланге, гаитянской монахини и педагога, основавшей в 1818 году первую католическую школу для цветных детей в Балтиморе, раздает молитвенные листовки за Ланге в самолетах и вкладывает их в поздравительные открытки. «Моя работа заключается в том, чтобы добиться этих двух чудес», - сказала она мне.
Путь к святости не всегда был таким сложным. До XII века святых признавали по общему признанию, создавая то, что ученые называют «нерегулируемым рынком святых». Папы начали контролировать этот процесс только тогда, когда рынок вышел из-под контроля. В 1170 году, после того как шведский епископ попытался канонизировать монаха, убитого в пьяной драке, папа Александр III постановил, что все будущие святые должны быть одобрены Ватиканом. В XVII веке папство взяло на себя полную власть над этим процессом. В последние годы папским указом были ускорены дела Матери Терезы и Папы Иоанна Павла II, в то время как другие, например, дела Папы Пия IX, томились веками, в значительной степени забытые верующими. (Будущие святые могут творить чудеса только в том случае, если живые не забывают о них просить).
Сегодня правила, регулирующие причисление к лику святых, сохраняют основную структуру, установленную четыре века назад. После того как Ватикан издает приказ nihil obstat, необходимо представить свидетельства о жизни кандидата, а затем скомпилировать их в positio. Объем этих томов, напоминающих юридические записки, зачастую превышает 1500 страниц. Каждое positio начинается с письма генерального релятора дикастерия, одобряющего дело и объясняющего, почему данное дело должно быть продвинуто. Рассказы о предполагаемых чудесах воспроизводятся полностью: в позицио для Катери Текаквиты описывается, как мальчик, «страдавший от истощения костей одной ноги», был отнесен к ее святыне и «полностью восстановил здоровье», и как другой ребенок, который не мог принимать пищу или пить, был исцелен после того, как проглотил воду, смоченную землей с ее могилы и пеплом с ее одежды.
Затем positio представляется на пленум дикастерия - органа, состоящего из епископов и кардиналов, который служит «высшим судом» канцелярии и проверяет письменный отчет на наличие признаков нечестия, что может застопорить Дело на десятилетия. (Дело Генриетты Делиль, основательницы религиозного ордена в Новом Орлеане, было поставлено под сомнение из-за слухов о том, что она родила двух внебрачных сыновей). Если пленум убежден, то дело передается на рассмотрение Папе, который определяет, может ли кандидат быть назван «досточтимым» и стать объектом непосредственных молитв верующих. После этого остается исследовать два чуда, которые должны быть признаны необъяснимыми с научной точки зрения. Доказательство первого чуда означает, что человек может быть беатифицирован, то есть Церковь признает его место на небесах; только второе чудо может сделать его святым, почитаемым вселенской католической церковью.
Группа бразильских священников, посетивших его могилу Карло Акутиса, утверждала, что лепестки роз, которые они там нашли, никогда не увядали. Когда в 2019 году его тело было эксгумировано, появился слух, что его нашли нетленным. «Он все еще был нашим большим мальчиком, ростом 1,82 метра, только его кожа была немного темнее, со всеми его черными, вьющимися волосами», - сказала его мать итальянской газете. (Архиепископ Ассизи выступил с заявлением, в котором развеял эти слухи: «Это неправда, что тело было найдено нетленным», - сказал он. «Оно было найдено в обычном состоянии трансформации, свойственном трупному состоянию». В любом случае, церковь больше не считает нетленные останки признаком святости).
В апреле 2019 года Акутис был перенесен в застекленную гробницу в церкви Санта-Мария-Маджоре, одной из главных святынь Ассизи, и была организована прямая трансляция из святилища.
Его тело стало церковной собственностью, а останки были подготовлены для публичного показа.Силиконовая маска его лица была сделана, чтобы скрыть следы разложения, а сердце было сохранено в золотом ковчеге и помещено в близлежащий собор Сан-Руфино.Куски погребального савана, срезы его волос и фрагменты органов были собраны и подготовлены как реликвии для почитания.
Реликвия «первого класса» - это часть тела святого; «второго класса» - то, чем он владел; «третьего класса» - то, к чему он прикасался.
Акутис был одет в свою любимую одежду: темно-синие кроссовки Nikes, голубые джинсы и свитер на молнии North Sails. Он стал первым предполагаемым святым, которого похоронили в фирмовой одежде.
Антония утверждает, что первые чудеса ее сын сотворил в день своей заупокойной мессы, когда исцелил женщину от рака груди. Прошли те времена, когда святые творили чудеса, отправляясь в полет или спасая верующих от пожаров и наводнений. С 1950 года каждое чудо, одобренное медицинской комиссией дикастерия - тайным органом врачей, которые регулярно встречаются для оценки историй о божественных исцелениях, - было физическим актом исцеления. Даже такие чудеса «становятся все более редкими», признал Папа Иоанн Павел II в своем обращении в 1988 году. Развитие научных знаний означает, что все меньше случаев исцеления действительно необъяснимы. «Становится все труднее определить, что именно является фактом, выходящим за рамки законов природы», - признался один из сотрудников дикастерия журналисту Кеннету Вудворду, который в течение нескольких лет изучал деятельность дикастерия в 1980-х годах.
Те предполагаемые чудеса, которые все же попадают в медицинскую комиссию монастыря, должны сопровождаться документами: КТ, рентгеновские снимки, результаты анализов крови. Это требование ставит бедные общины в крайне невыгодное положение, поскольку отсутствие медицинского оборудования может остановить многие расследования чудес еще до того, как они начнутся. А поскольку Ватикан, как оказалось, готов позволить некоторым Причинам обойти требование о чудесах - в 1980 году Иоанн Павел II беатифицировал Текаквиту в отсутствие какого-либо обоснованного чуда, - многие стали сомневаться, стоит ли вообще продолжать настаивать на сборе записей о них.
«Очевидно, что представление о чудесах изменилось с изменением мира, - сказал мне в Риме отец Анджело Романо. Медицинский совет признает чудо только в том случае, если после тщательного расследования не удается найти научного объяснения исцеления. «Вопрос в том, каково сегодня состояние медицины? Мы должны судить, исходя из сегодняшнего уровня знаний», - сказал Романо. «Мы не можем судить, основываясь на том, что вы можете обнаружить завтра».
Как отмечает гематолог и историк Джакалин Даффин, такой подход противоположен подходу ученых и врачей, которых учат верить, что необъяснимые явления сегодняшнего дня - это всего лишь открытия завтрашнего дня.
Канонизации могут откладываться на десятилетия, пока Ватикан не сочтет это подходящим моментом, например, когда Папа посещает родину святого. Например, дело афроамериканской активистки сестры Теи Боуман было официально открыто в 2018 году, после того как в предыдущем году в Шарлоттсвилле (штат Вирджиния) прошла акция белых супремасистов Unite the Right. Весь этот процесс - «отражение того, как Ватикан стремится консолидировать власть над мирскими религиозными практиками», - сказала мне историк Алексия Уильямс. Однако, несмотря на усилия церкви контролировать, что считается чудом и кто причисляется к лику святых, в народе сохраняются очаги народного почитания, что свидетельствует об эпохе, когда святых признавали не священники, а прихожане.
Многие люди, с которыми я разговаривала, цитировали теолога середины века Карла Ранера, который однажды сказал: «Я не верю в чудеса, я полагаюсь на них».
Крейг Рубенс, инфекционист из Сиэтла, давший показания о необыкновенном выздоровлении мальчика от пожиравшей его бактериальной инфекции в 2006 году, не является верующим. Вскоре после того, как мальчика выписали, три священника и юрист из его архиепархии пришли допросить Рубенса и одного из его коллег. «Я помню, как один из них спросил меня, считаю ли я это чудом. Я сказал им, что не достаточно понимаю, что такое чудо, чтобы ответить на этот вопрос, но с точки зрения медицины могу сказать, что не все, кто получает подобную инфекцию, выживают», - вспоминает Рубенс. По его мнению, жизнь пациенту спас не Бог, а каскад медицинских вмешательств - гипербарическая кислородная камера, повторные операции, экспериментальные вмешательства, механическая вентиляция легких, искусственно вызванный паралич, медикаменты, - но он готов согласиться с тем, что теологическое объяснение дало семье утешение особого рода. За десятилетия своей практики Рубенс убедился, что воля человека к выживанию может быть тем, что позволяет ему выкарабкаться: если вера в то, что божественное исцеление может наступить, делает это, то он не видит причин для того, чтобы отбрасывать этот предмет веры.
1 июля католические кардиналы в Риме собрались с папой Франциском в Апостольском дворце Ватикана. После того, как префект дикастерия кардинал Марчелло Семераро представил краткий отчет по делу Акутиса, известный как peroratio, или последнее слово, было проведено голосование, и канонизация была одобрена.
В следующем году, в 10:30 утра 27 апреля, Папа подтвердит святость Акутиса, произнеся одно латинское слово: «discernimus», или «мы признаем это». Его имя будет внесено в Список святых, печатный том, издаваемый Дикастерией и переиздаваемый каждый год.
Linda Kinstler
https://www.theguardian.com/ne...
Папу римского сравнили с танцорами Рианны на Суперкубке/Twitter*
Оценили 0 человек
0 кармы