«Русский Сцевола», 1813 год.

0 174


Работа скульптора Василия Ивановича Демут-Малиновского (1779-1846).

Сюжет воспроизводит драматичный национальный миф Отечественной войны. Французские оккупанты, хозяйничая на русских землях, попытались рекрутировать крестьянина в армию Наполеона, для чего клеймили его кисть буквой «N». Тогда крестьянин, не желая предавать Родину, отсёк клейменную руку топором на глазах у шокированных оккупантов.

Название отсылает к подвигу древнеримского юноши Гая Муция Сцеволы, который, попав в плену к этрускам, сжег свою руку во имя преданности Родине.

Скульптура сочетает нормы классицизма с русской национальной спецификой. По канонам жанра крестьянин практически наг, однако его вид далек от утонченных античных пропорций: крепкое коренастое тело, грубые мужицкие руки, вьющаяся борода и православный крест на шее.

Демут-Малиновский одним из первых в России увековечил представителя русской нации незнатного происхождения (памятник с купцом Мининым появится на Красной площади только через 5 лет).

https://t.me/ia_steklomoy/2402...

Служилые люди Засечных черт России

Служилые люди Государства Российского века XVII (Засечные черты от поляков, крымчаков, ногаев и османов), века XVIII (Карл XII и его "сборная" Европы), века XIX (Наполеон и "сборная" Ев...

Про Глинище на Медведице и его обитателей

ПРО ГЛИНИЩЕ НА МЕДВЕДИЦЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ "Игорь Растеряев — наше национальное достояние. Он сам по себе — целое явление русской культуры. Как когда-то Василий Шукшин, Виктор Астаф...

Завидное постоянство наших врагов

В эпоху мира и стабильности высоко ценится предсказуемость политика. Она (предсказуемость) помогает эти мир и стабильность сохранять.В эпохи великих потрясений, к которым, безусловно, о...