Хальмер-погребальные обычаи ненцев

3 11975

У разных народов существует разная культура погребения покойников . Сказывается влияние истории народов, обычаи, религиозные воззрения и климат . Ненцы живут на Крайнем Севере России и занимающиеся оленеводством, ведут кочевой образ жизни .

Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрова чума и перевязывали веревками. Выносили покойного не через вход, а приподняв покров чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских — женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба. Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

По прибытии на кладбище сооружали гроб , однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.Пара планок в головах покойника соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик.Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7—10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы - только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу — паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть. Детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю?» обычным ответом были слова «так надо» или «а как душа слабенького младенца из земли выберется?».Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский — Хальмер-Седэ — в переводе означает «сопка мертвых». Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» . Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени. Существуют и священные места захоронений . И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых .

Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему. Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.Среди кочевников не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего. Что такое Аргиш ?Аргиш- так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище — чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь. И более широкое понятие – «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».Аргиш – это весь жизненный путь северного кочевника , прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом – опять в бесконечный аргиш.

источник : http://amarok-man.livejournal....

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Небольшое дополнение - вещи умершего специально портятся с целью сделать их непривлекательными для злых духов - что бы не отобрали у умершего... Функционал вещи как правило сохраняется...
    • NOT
    • 23 октября 2015 г. 13:01
    Но ведь такая сложная обрядовость однозначно указывает на серьёзную развитость общества? Разве не так? Или всё-таки важнее Культура Потребления и Святой Айфон? По мне, так совсем наоборот…