Град велик Смоленск и градок мал Киев в IX веке

13 1745

Константин VII Багряноро́дный, император Византии, широко известен ученому миру, как автор нескольких произведений, являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии и других стран. Именно в его трактате «Об управлении империей» (De administrando) имеется одно из первых иностранных описаний древней Руси, дается список русских городов, описывается торговый маршрут «из варяг в греки», а также впервые употребляется слово «Россия».

Это общеизвестно. Но мало кто знает, что трактат De administrando представляет собой компиляцию разнообразных разновременных материалов…

Трактат «Об управлении империей» состоит из «two editorial stages», по определению британских историков-византистов Ромили Дженкинса и Джеймса Ховарда-Джонсона. Часть трактата действительно принадлежит перу Константина Багрянородного и описывает реалии его времени, т.е. 948-952 года. Другая же часть датируется «между 900 и 910 гг.», т.е. временем правления императора Льва VI Мудрого, и была включена Константином в свой сборник позднее.

Так вот авторство, главы 9, описывающей присутствие росов в Киеве, полюдье и регулярные торговые поездки росов в Константинополь, принадлежит Константину Багрянородному, и описанное им относится к середине X века. А вот глава 42, целиком и полностью, содержит данные из эпохи Льва VI Мудрого, т.е. конец IX – начало X века. И Киев императору Льву Мудрому не известен вовсе. О росах он, конечно же, знает, но помещает их далеко от Киева, в самых верховьях Днепра.

Именно оттуда, с верховьев реки, росы и приходят в Константинополь по Днепру. Также они добираются и до Каспия, используя широтный торговый путь «Западная Двина — Днепр — Ока — Волга». Археологические данные подтверждают наличие и функционирование этого широтного торгового маршрута. Напомню, что арабский путешественник Ибн Фадлан описал свою встречу с русами на Волге именно в этот период.

Глава 42 трактата, конечно же, никак не опровергает того, что Киев в IX веке уже существовал, как и того, что росы до него всё-таки уже добрались. Следуя от верховьев Днепра вниз по реке, невозможно пропустить среднее Поднепровье с Киевом. Но тем не менее, до времён царствования Константина Багрянородного византийцы не знали о существовании Киева или, как минимум, не считали его достойным какого-либо упоминания. А во-вторых, они не были в курсе о постоянном присутствии росов на Среднем Днепре, зато отлично знали об их присутствии на Днепре Верхнем.

И какие же следы присутствия росов можно обнаружить в верховьях Днепра? Это, конечно же, Смоленск, через который, согласно Повести Временных Лет, проходила летописная русь, следуя на юг, к Киеву и Царьграду. И в русском летописании есть интересные моменты, касающиеся Смоленска.

Традиционно считается (Шахматов А.А., Лихачев Д.С. и др.), что фрагменты текста Начального свода, предшествующего Повести Временных Лет, можно найти в Новгородской Первой Летописи младшего извода. Начальному же своду, по версии Шахматова, предшествовал ещё более древний «древнейший свод». Понятно, что оригинал этого «древнейшего текста» не сохранился, но по убедительному мнению части учёных (Зиборов В.К., Котышев Д.М.) следы этого древнейшего летописания сохранились в целом ряде летописей, дошедших до нашего времени. Речь идет об Устюжской

летописи, Архангелогородском летописце и Летописце Переяславля-Суздальского. И в этих сводах упоминаются довольно любопытные сведения, которых нет в привычной нам ПВЛ.

Например, там имеется описание древнего Смоленска, относящееся к IX веку. В других сводах это описание опущено.

И беста с ним пришли из Варяг 2 человека: имя единому Аскольд, имя другому Дир; ни племени княжа ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села. Асколд же и Дир испросистася у Рюрика ко Царюграду итьти с родом своим, и поидоша из Новаграда на Днепьр реку и по Днепру вниз мимо Смоленьск, и не явистася в Смоленьску, зане град велик и мног людьми, и приплыста под горы Киевския, и узреста на горе град мал, и вопросиста ту сущих людей: «Чии есть градок сеи?». Они же реста им: «Были у нас зде 3 брата: Кии, Щок, Хорив да сестра их Лыбедь, иже зделаша град сеи и изомроша, мы же седим зде и даем дань козаром». Аскольд же и Дир рекоста им: «И мы есмя князи варяжские», и седоста в городке том княжити, и многи варяги совокуписта, и начата владети Полянскую землю и беша ратьми со древляны и со югрецы.
(Архангелогородский летописец)

Как вы понимаете, в этом отрывке описывается начальный этап похода росов на Царьград. ПВЛ относит его к 866-му году, но благодаря византийским хроникам известна точная дата нападения норманнов [Normannorum gentes]/северных скифов/росов на Константинополь – 860-й год.

Не будем вдаваться в подробности разночтения дат первого похода росов на Царьград, всё-таки древние русские летописи грешили неточностями и полу-легендарностью описываемых событий. Меня же заинтересовало описание древнего Смоленска. Перед Аскольдом и Диром предстал большой и густозаселенный город. Понятно, что необходимо сделать скидку на реалии IX века, но имеющегося населения хватило, чтобы Аскольд и Дир предпочли поискать, что-то более беззащитное. И они нашли это ниже по течению Днепра.

Очень примечательно, что Новгород и Смоленск описаны в летописи, именно как «грады», а вот Киев даже в киевской ПВЛ удосужился упоминания лишь, как «градок». И в принципе, археология подтверждает эти факты. Ранние укрепления, обнаруженные в Киеве, являются более поздними аналогами укреплений, раскопанных на Рюриком городище (летописном Новгороде). Увы, сведения о городских укреплениях Смоленска, равно как и о системе его домостроительства скудны, т.к. в культурном слое поселения (Гнездово) практически не сохраняется дерево. Но тем не менее, сохранившиеся каменные печи являются аналогами, найденным в Ладоге и на Рюриковом городище. Так что связь древнего Новгорода с древним Смоленском, несомненно, просматривается уже в IX веке.

Просматривается связь Смоленска и с Византией. Прямые контакты с официальными представителями Византийской империи в Х веке подтверждаются находками свинцовых византийских вислых печатей-моливдовулов. Именно эти печати использовались для заверения документов, договоров и грамот. Ну и нумизматика… Несмотря на то, что в нумизматических материалах Гнёздова доминируют арабские дирхамы, на его территории было найдено приличное число монет византийской чеканки. Сразу скажу, что в Киеве византийских монет найдено всё-таки больше. Но вот сравнение киевской и смоленской коллекций дает любопытные результаты…

По-моему, вполне наглядно. Киевская коллекция начинает активно пополняться лишь после того, как затухает пополнение коллекции смоленской. Ну и процитирую выводы археологов из научного труда Шевцова А.О. «Коллекции византийских монет Гнёздова и Киева в контексте контактов Руси и Византии в IX–XI вв.»…

Таблица 5 демонстрирует, во-первых, уже отмеченную концентрацию фоллисов Феофила в Гнёздове. Эта хронологически компактная ранняя группа монет, не встреченная в материалах Киева и вообще южной Руси, связывает Гнёздовское поселение с Рюриковым городищем и Биркой и является свидетельством неких контактов с Византией во второй трети IX в. (Шевцов, 2017). Во-вторых, таблица 5 показывает, что по концентрации находок византийских монет константинопольского чекана последней четверти IX — первой половины X в. Гнёздово значительно опережает Киев.

И ещё…

Авторы отмечают роль Киева в функционировании транзитной магистрали «из варяг в греки», нашедшей отражение в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей» (948—952) и русско-греческом договоре 944 г. (Мурашева и др., 2009а. С. 530—532). Однако нумизматические материалы указывают на то, что до того, как Киев стал основным пунктом торговли между Русью и Византийской империей, прямые контакты между Гнёздовом и Константинополем существовали и приводили к случайному попаданию на памятник византийских монет. Причем активизация этих связей пришлась на 930—940-е годы (судя по доминирующим монетам Романа I), а затухание — на 960-е годы. Таким образом, анализ обширной коллекции византийских монет, а также обилие других находок византийского круга из Гнёздова подвергают сомнению монополию Киева в русской торговле с Константинополем, как минимум, до середины X в.

Вполне очевидно, что археология ни только не противоречит 42-й главе трактата «Об управлении империей» (De administrando) и Архангелогородскому летописцу в части описания древнего Смоленска, а напротив, вполне подтверждает их.

Я, конечно, понимаю всю степень патриотического огорчения украинцев, но что поделать, если объективная реальность, подтвержденная документально, несколько противоречит укроцентричной версии истории Руси. Посему украинцы, заявляя о краже имени Руси злыми москалями, выглядят нелепо и жалко. Интересно, как бы отнеслись те древние русы с верховьев Днепра к тому, что потомки полян-древлян и прочих пачинаков вдруг возомнили себя эксклюзивными правообладателями на имя Руси? Пожалуй, могли бы и притопить свидомых дурней в мутной днепровской водице за проявленную тупость и дерзость.

Ну и поучительная картиночка в тему…

Русский князь Олег убивает Аскольда и Дира за то, что те назвались теми, кем не были

Использованная литература:

От Русской земли к земле Киевской. Становление государственности в Среднем Поднепровье. IX—XII вв., Котышев Д.М.;

Коллекции византийских монет Гнёздова и Киева в контексте контактов Руси и Византии в IX–XI вв., А.О. Шевцов;

De administrando (Об управлении империей), Константин Багрянородный;

Иллюстрации из Радзивиловской летописи.

Оригинал

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • 17. VI век. Сирийский автор Псевдозахарий упоминает народ рос в Причерноморье. 18. VI век. Историк начала XI века ас-Са'алиби в рассказе о постройке Хосровом I (531—579) Дербентской стены называет наряду с турками и хазарами русое. 19. VI век. Прикаспийский автор XV века Захир-ад-дин Мар'аши упоминает русое в районе Северного Кавказа. 20. 626 год. Византийский поэт Константин Манасси (XII в.) называет русских в числе осаждавших вместе с аварами Константинополь. 21. 643 год. Арабский автор ат-Табари (838—923) дважды называет русое как врагов мира, в особенности арабов. 22. 765 (или 773) год. Византийский хронист Феофано (ум. 817) упоминает русские хеландии (корабли). Норманисты греческое «та роусиа» читают как «красные». 23. 773—774 годы. Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII—XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов — от войска Карла Великого. В Северной Италии русы занимали район Гарды близ Вероны (скандинавы «Гардами» называли Восточную Русь). 24. Ок. 778 года. «Песнь о Роланде» (записи XII—XIV вв.) называет русое в числе противников франкского войска. Упоминаются также «русские плащи». 25. Конец VIII — начало IX века. В поэме Рено де Монтебан (конец XII — начало XIII в.) среди приближенных Карла Великого назван русский граф. 26. В поэме «Сэсн» (конец XII в.) русский великан Фьерабрас выступает на стороне Гитеклена-Видукинда Саксонского против Карла Великого. «Фьерабрас из Руссии» — исполин «с прекрасной гривой русых и курчавых волос, рыжеватой бородой и рубцеватым лицом». 27. В поэме «Фьерабрас» (вторая половина XII — начало XIII в.) — богатырь Фьерабрас, сын эмира Балана, — царь Александрии и Вавилона, а также правитель Кельна и Руси. Попав в плен, становится верным слугой Карла Великого. 28. В поэме «Флоован» 12 пэров Карла Великого, находясь в плену, избивают сарацинских предводителей и русского короля. 29. В поэме «Фольк из Кандии» (XII в.) Ганита Прекрасная получила в удел Русь и «аморавов». В отсутствие отца она сдает город франкам и принимает крещение. 30. Конец VIII века. В Житии Стефана Сурожского упомянут русский князь Бравлин. Имя князя, возможно, происходит от Браваллы, при которой в 786 году произошла большая битва между данами и фризами. Фризы потерпели поражение, и многие из них покинули свою страну, переселяясь на восток. 31. Ок. 821 года. Географ Баварский называет русое рядом с хазарами, а также неких росов (ротсов) где-то в междуречье Эльбы и Салы: Атторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы. 32. VIII—IX века. Папы римские Лев III (795—816), Бенедикт III (855—858) и другие держатели римского стола направляли специальные послания «клирикам рогов». Очевидно, общины ругов (они были арианами) продолжали держаться обособленно от остальных христиан. 33. 839 год. Вертинские анналы сообщают о прибытии к Людовику I Благочестивому с послами византийского императора Феофила представителей народа рос, правитель которого носил титул кагана. 34. До 842 года. Житие Георгия Амастридского сообщает о нападении росов на Амастриду (Малая Азия). 35. Между 836—847 годами Ал-Хорезми в географическом сочинении упоминает Русскую гору, с которой берет начало река Др. ус (Днепр?). Известие имеется также в трактате второй половины X века (Худул ал-Алам), где уточняется, что гора находится к северу от «внутренних болгар». 36. 844 год. Ал-Якуби сообщает о нападении русое на Севилью в Испании. 37. 846 (или 885) год. Ибн Хордадбех называет русое видом или родом славян (известны две редакции его труда). 38. 18 июня 860 года. Нападение росов на Константинополь. 39. 861 год. Константин-Кирилл Философ, будущий создатель славянской азбуки обнаружил в Крыму евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, и, встретившись с человеком, говорившим на этом языке, усвоил разговорный язык и расшифровал письменность. 40. IX век. По сообщению персидского историка Фахр ад-дина Мубаракшаха (XIII в.), у хазар было письмо, которое происходило от русского. Хазары заимствовали его от вблизи живущей «ветви румийцев» (византийцев), которых они называют руссами. В алфавите 21 буква, которые пишутся слева направо, без буквы алеф, как в арамейском или сирийско-несторианском письме. Это письмо было у хазарских иудеев. Руссами в данном случае, как полагают, названы аланы. 41. 863 год. В документе, подтверждающем прежнее пожалование, упомянута Русарамарха (марка Русаров) на территории современной Австрии. 42. Ок. 867 года. Патриарх Фотий в окружном послании сообщает о крещении росов (район жительства неизвестен). 43. 871 год. Византийский император Василий в письме к Людовику II, принявшему титул императора, применяет титул кагана, равный королевскому, по отношению к четырем народам: аварам, хазарам, болгарам и норманнам. Известие обычно связывают с упоминанием кагана у русое под 839 годом (см. указание 33), а также в ряде восточных и собственно русских источников. 44. Ок. 874 года. Ставленник Рима, константинопольский патриарх Игнатий направил епископа на Русь. 45. 879 год. Первое упоминание Росской епархии Константинопольского патриаршества, находившейся, видимо, в городе Росия в Восточном Крыму. Эта епархия существует до XII века. 46. До 886 года. Крещение росов императором Василием (сообщение Иоанна Скилицы). 47. До 885 года. Хроника Далимила начала XIV века называет архиепископа Моравии Мефодия русином. 48. До 894 года. Чешская хроника Пулкавы конца XIV века включает в состав Моравии эпохи моравского князя Святополка (871—894) Полонию и Руссию.
  • 52. IX век. Ряд восточных авторов пересказывает сюжет о русах, живущих на острове «в три дня пути» (примерно 100 км), правитель которых назывался хаканом. 53. Конец IX — начало X века. Ал-Балхи (ок. 850—930) говорит о трех группах руси: Куйабе, Славии, Арсании. Ближайшая К Булгару на Волге — Куйаба, самая отдаленная — Славия. 54. Ок. 904 года. Раффельштеттенский торговый устав (Австрия) говорит о славянах, приходящих «из Ругии». Исследователи обычно выбирают между Ругиландом на Дунае, Ругией в Прибалтике и Киевской Русью. 55. 912—913 годы. Поход русое на Каспий со стороны Черного моря, отмеченный арабским ученым Масуди (сер. X в.) и другими восточными авторами. 56. 921—922 годы. Ибн Фадлан описал русое, которых он видел в Булгаре. 57. Ок. 935 года. Устав турнира в Магдебурге называет в числе участников Велемира, князя (принцепса) Русского, а также выступающих под знаменем герцога Тюрингии Оттона Редеботто, герцога Руссии и Венцеслава, князя Ругии. Документ опубликован в числе других магдебургских актов Мельхиором Гольдастом (XVII в.). 58. 941 год. Нападение росов или русое на Византию. Греческие авторы Феофан, Продолжатель Георгия Амартола и Симеон Магистр (все середина X в.) поясняют при этом, что росы — это «дромиты» (т. е. переселенцы, мигрирующие, непоседы), происходящие «от рода франков». В славянском переводе Хроники Георгия Амартола последняя фраза переведена как «от рода варяжска». Лангобард Лиудпранд (ок. 958) написал историю, в которой назвал русое «северным народом», которых греки «по внешнему виду называют русами» (т. е. «красными»), а обитатели Северной Италии «по их местоположению норманнами». В Северной Италии «норманнами» называли живущих севернее Дуная, в Южной Италии самих лангобардов отождествляли с северными венетами. 59. До 944 года. В еврейско-хазарской переписке X века упоминается «царь русое Халегву», который сначала напал на хазар, а затем, по их наущению, при Романе Лакапине (920—944) пошел на греков, где потерпел поражение от греческого огня. Стыдясь вернуться в свою страну, Халегву пошел в Персию (в другом варианте — Фракию), где и погиб вместе с войском. 60. 943—944 годы. Ряд восточных источников, близких к событиям, говорит о походе русое на Бердаа (Азербайджан). 61. 946 год. Этим годом датирован документ, в котором Балтийское море названо «морем ругов». Аналогичное название повторено в документе 1150 года. 62. Между 948—952 годами. Константин Багрянородный упоминает Русь «ближнюю» и «дальнюю», а также дает параллельное обозначение названий днепровских порогов по-русски и по-славянски.
  • 4. До 337 года. У византийского писателя первой половины XIV века Никифора Григоры упоминается русский князь, занимавший придворную должность при императоре Константине. 5. Вторая половина IV века. Иордан упоминает в составе державы Германариха рогов, а затем говорит о племени росомонов (или розомонов), вышедшем из повиновения. 6. Между 379—395 годами. Степенная книга (XVI в.) говорит о «брани с русскими вои» императора Феодосия. Сведение заимствовано, видимо, из жития упоминаемого здесь Ивана Пустынника Египтянина. Здесь же упоминается о нападении русов на «Селунский град». Известие восходит к Житию Дмитрия Солунского.
  • В куеве не бывал и не собираюсь. А Смоленск впечатлил. Древние храмы на холмах, старинная крепостная стена. Исторически, первый держал оборону против западной погани во все времена.
  • :clap: :thumbsup: