Давным-давно, на самой заре человечества, когда менее развитые племена ещё пытались сбить палкой банан с пальмы… Хотя нет, речь пойдёт о более поздних временах. VII век. Працювитые и домовитые украинцы, заработавшие неплохие деньжата на иностранных плантациях, откладывают часть своего заработка на единственно доступный в те времена депозит, т.е. зарывают клады в землю. Поскольку своих украинских гривен тогда ещё не изобрели, то закапывать приходилось исключительно иностранную высоколиквидную валюту, арабскую, византийскую, западноевропейскую. В VII веке!
Вы слышали про такое? Вот и я нет. Но тем не менее наткнулся на такое…
Можете не сомневаться, что его умственное развитие полностью соответствует стилю его письма. И если продраться сквозь хитросплетения его речи с матом, то вполне можно понять, что этот украинец радостно сообщает миру об очередной украинской перемоге над клятыми москалями. Мол, предки украинцев уже в VII веке валюту в землю закапывали, чем выгодно отличались от наших предков. Богатство и величие предков по-прежнему будоражит неразвитые украинские умы на фоне их современной нищеты.
Я бы прошёл мимо этого очередного укромаразма, порожденного цивилизацией вечной Руины – зачем реагировать на каждого упоротого? – но решил ответить. Во-первых, позабавило число лайков, поставленных ему вподобайками. Там просто перепись дегенератов УРБы (блога посвященного священной войне против москалей). Во-вторых, с изумлением узнал, что невидимая рука LiveJournal вывела его пост в ТОП-50. Русофобия всегда в тренде. Ну и в-третьих, этот украинец имел отвагу заявить, что своим постом посрамил индивидуально меня. Посему, отвечу. Тем более, если уже давно владеешь информацией по этой теме, это нетрудно.
Итак, как же свидомый украинец аргументировал своё чудное открытие о киевских кладах VII века? Ну, для начала он выставил несколько скринов, предварительно выделив даты, призванные убедить читателей в своей правоте. Ага, вподобайки рукоплещут! Я эти скрины объединил в один для экономии места.
Данные картинки украинец сопроводил текстом, по отсутствию грамматических и орфографических ошибок явно несобственного изготовления. Сам он написать хоть что-то связное и грамотное просто не в состоянии.
Для нас в этом тексте самое главное, что украинец ссылается на таких признанных авторитетов в археологии и нумизматики, как Рихард Фасмер и Янин Валентин Лаврентьевич.
Самое забавное, что я дал возможность украинцу исправиться, сообщив ему, что никаких кладов в Киеве VII века не найдено, впрочем, как и кладов VIII и IX веков. И это хорошо видно даже по его собственным материалам. Но свидомый украинец, завороженный наличием в кладах монет VII века, заартачился и продолжил настаивать на своём, ссылаясь опять-таки на авторитет Фасмера и Янина. «Ты что, не веришь им?!»…
Мда… Тут речь идёт даже не о исторических знаниях, а об элементарной логике. Если ты нашёл в подвале пятиэтажной хрущёвки сундук с монетами-«чешуйками» Ивана Грозного, бумажными ассигнациями Екатерины Великой и олимпийским рублём 1980-го года выпуска, то глупо надеяться, что этот клад был закопан каким-то московским стрельцом в XVI веке. Но свидомый украинец именно так и считает в отношении кладов киевских.
Ну что ж, если невозможно достучаться до разума украинца, то будем бить по фактам. А факты, в частности по киевским кладам и не только, можно почерпнуть в монографии профессора Каргера Михаила Константиновича «Древний Киев». Есть у него и про эти самые клады, что упомянуты на скрине свидомого украинца. Например…
…в 1845 г., в Киеве, близ Кирилловского монастыря, был найден новый клад, необычный по своему составу. Клад, находившийся в глиняном сосуде, состоял почти из 200 медных восточных монет, древнейшая из которых выбита в Бухаре при аббасидском халифе Мансуре в 148 (765-766) г. Однако наряду с древними монетами в том же кладе были джагатайские монеты, битые также в Бухаре, но Менгу-кааном, в 651 (1253-1254) г. Таким образом, состав клада охватывал почти пять столетий, и клад был зарыт в землю не ранее 1253-1254 г., т. е. в пору монгольского владычества в Киеве, вследствие чего рассматривать его среди памятников интересующей нас поры нет оснований.
Да-да, монеты VIII века, но зарыты в землю они лишь пять веков спустя. И нет никаких оснований считать, что все эти пять веков они провели в самом Киеве. Ещё…
Огромный клад 1851 г. состоял в основном из серебряных монет, древнейшие из которых относились к 129 (746-747) г., т.е. к середине VIII в. Однако эти древнейшие монеты клада отнюдь не определяют времени его зарытия, которое относится, по-видимому, не ранее чем к первой четверти Х в., так как в кладе было немало монет, чеканенных не только в конце IX, но и в первое десятилетие Х в…
В 1913 г. в усадьбе проф. И.А.Сикорского (Б.Подвальная ул., д.15), при нивелировочных работах в саду, на глубине 0.54 м был найден клад…
Основная часть монет (2458 экз. из 2930) представляет собой аббасидские диргемы, чеканенные между 132 и 287 (749-900) гг. Наиболее древней монетой клада является омейядский диргем, битый в 91 г. в Сабуре. Однако время зарытия клада определяется наиболее поздними монетами в нем. Это 117 саманидских диргемов, битых в Самарканде, Шаше и Нисабуре между 287 и 294 (900-907) гг...
По-видимому, клад был зарыт в середине Х в.
А ведь именно этот последний клад с улицы Подвальной свидомый украинец и имел в виду, фантазируя о том, как «киевляне уже в VII веке закапывали клады»! А на деле он содержит лишь одну единственную монету этого века, притом, что остальные гораздо моложе. Да-да, клад не VII века, а середины Х в. Это факт.
Ну и вердикт Каргера…
Необходимо прежде всего категорически отбросить распространенное до недавней поры убеждение, что киевские клады восточных монет охватывают период с конца VIII до начала Х в. Как показано выше, никаких кладов VIII и даже IX в. в Киеве не было обнаружено. Отбросив клад 1706 и клад 1889 гг. за невозможностью уточнения их даты, отбросив клад 1845 г. как относящийся к поре монгольского владычества в Киеве (XIII в.), приходится установить, что наиболее известные нам по составу киевские клады восточных монет были зарыты: два не ранее первой четверти и один не ранее середины Х в…
Нельзя не подчеркнуть и другой особенности киевских кладов и отдельных находок восточных монет.
По сравнению с бассейнами Верхнего Поволжья, Оки, Приильменья и Верхнего Поднепровья, Киев, как и вообще Среднее Поднепровье, значительно беднее находками этого рода. Монетные и вещевые клады названных районов не только значительно более многочисленны, но и древнее по составу, что является неоспоримым свидетельством того, что основное направление восточной торговли в VIII-IX вв. не захватывало Среднего Поднепровья.
Торговые связи Киева и Среднего Поднепровья с Востоком, в первую очередь со Средней Азией, начали развиваться тогда, когда Волжский торговый путь уже давно был проторен и когда значение его уже начинало падать.
Как по мне, так вполне чётко сказано, где были зарыты самые богатые древние клады арабского серебра. Но уверен, что любой свидомый евроукр воскликнет: «Да кто такой этот Каргер? Ведь есть же более авторитетные люди – Фасмер и академик Янин! А они-то точно знают, что клады Киева самые древние и богатые! Не то что у москалей!»… Ну что ж, обратимся к этим признанным авторитетам. Читаем труд Янина В.Л. «Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки истории и денежной системы средневекового Новгорода» …
Нет нужды цитировать многочисленные работы современных историков, где мнение о существовании развитых связей Восточной Европы со странами Халифата уже в VII и VIII вв. излагается с обязательными ссылками на исследование П. Г. Любомирова. Сочувственное изложение этого мнения встречается постоянно и иногда достигает большой красочности, примером чему может служить утверждение В. В. Мавродина о том, что «в VIII в. все среднее течение Днепра было усеяно кладами восточных монет».
Против такого чрезвычайно распространенного представления еще в 1933 г. выступил Р. Р. Фасмер, отметивший, что основной категорией датирующих находок являются клады, а не отдельно поднятые или случайно собранные монеты и что «кладов, зарытых в VIII в., до сих пор не найдено, а найдены только монеты VIII в. в кладах, зарытых в IX в.». Таково основанное на тщательном изучении источников мнение наиболее компетентного исследователя русско-арабской торговли.
Однако оно высказано им в статье общего характера, без подробного разбора хронологии ранних русских кладов, а в другой специальной работе Р. Р. Фасмера, посвященной наиболее раннему периоду обращения дирхема в Восточной Европе, сводка кладов была оставлена им без хронологического анализа.
Обращение к русским куфическим кладам наиболее ранней группы позволяет присоединиться к мнению Р. Р. Фасмера, при условии некоторого уточнения его даты.
Древнейший русский клад куфических монет относится по его составу не к началу IX в., как утверждал Р. Р. Фасмер, а к 80—90-мгг. VIII в. Это небольшой, но сохранившийся целиком (28 целых и 3 обломка монет) клад, найденный в Старой Ладоге в 1892 г. Монеты в нем составляют хронологически компактную группу, обнимая период чеканки в 38 лет (749–786 гг.).
Вот так сюрприз! Что Фасмер, что Янин прямо утверждают, что древнейший клад арабского серебра был найден вовсе не на среднем Поднепровье, а значительно севернее, в Ладоге!
Но может быть ладожский клад, это лишь единичный случай? Мол, скандинавы случайно обронили? Разочарую украинцев. Академик Янин разбил эпоху распространения арабского дирхама в Восточной Европе на три периода. И вот вам клады первого периода…
По клику можете рассмотреть картинку в большом разрешении. Но в принципе и так видно, что до Среднего Поднепровья дирхамы в первый период ещё не добрались. Самые ближайшие к нему клады обнаружены в районе Смоленска. А вот по реке Оке в районе будущего Подмосковья и у озера Ильмень клады есть.
Далее, второй период обращения дирхама…
Вполне наглядно сосредоточение кладов в Волго-Окском междуречье. Дирхам исчез из района современного Смоленска, и до среднего Поднепровья он так и не дошёл. Позволю себе цитату академика Янина…
Судя по топографическому размещению кладов второго периода, единственной магистралью, по которой в это время могло осуществляться транзитное торговое движение, был Волжский путь, переходящий затем в русла рек Волхова, Великой и Западной Двины. Но больше половины кладов второго периода обнаружено на Оке и Десне, служивших исключительно внутренними путями русской торговли.
Да-да, основные клады не в Киеве, а как раз на территории северо-восточной Руси. Русы уже известны арабам. Они уже торгуют, обменивая меха и рабов на арабское серебро. Вот только закапывают свои дирхамы они почему-то не в Киеве, а в верхнем Поволжье, Приильменье, на реке Оке и в самых верховьях Днепра.
Ну и третий период. Арабское серебро, наконец-то, достигает среднего Поднепровья! Ура, Русь приехала!
А может вы скажете, что, мол, дирхамы и клады восточного серебра вовсе не показатель цивилизации, а жители древнего Киев и среднего Поднепровья традиционно вкладывались в высоколиквидную византийскую валюту? Гм… Для начала замечу, что: арабские дирхемы имели почти монопольное положение в Восточной Европе; общее количество византийских монет не идёт ни в какое сравнение с массами восточного серебра; и именно восточные дирхамы ходили по Руси с выбитыми знаками Рюриковичей, как внутренняя валюта…
Но в целом, да, кладов с византийскими монетами на Среднем Днепре найдено больше, и они богаче, чем на территории остальной Руси. Вот только это всё касается уже древнерусского периода, т.е., начиная с Х века. А вот самые древние клады с византийскими монетами были найдены опять-таки за пределами Поднепровья.
Эта табличка из работы Кропоткин В.В. «Клады византийских монет на территории СССР». Самый древний клад в Завалишино, это Белгородская область России. Моисеевка – Курская область. А Хитровка… Тут зрада…
Это ж выходит, что в Москве зарывали клады восточных и византийских монет раньше, чем в Киеве? Мда… Хотя понятно, что самой Москвы в те времена ещё не существовало.
А на четвертом месте, Гнездово, это район летописного Смоленска.
Заметили Сасанидскую монетку VI века? Ну мы же не свидомые украинцы, чтобы кричать, что клад зарыли в этом же веке? И кстати, любопытное сравнение коллекций византийских фоллисов Киева и Гнездово (Смоленска)…
Ничего не замечаете? Ага, в Смоленске со временем убывает, а в Киеве прибывает. Это Русь идёт с севера на юг. Ну и опять процитирую выводы археологов из научного труда Шевцова А.О. «Коллекции византийских монет Гнёздова и Киева в контексте контактов Руси и Византии в IX–XI вв.»…
Таблица 5 демонстрирует, во-первых, уже отмеченную концентрацию фоллисов Феофила в Гнёздове. Эта хронологически компактная ранняя группа монет, не встреченная в материалах Киева и вообще южной Руси, связывает Гнёздовское поселение с Рюриковым городищем и Биркой и является свидетельством неких контактов с Византией во второй трети IX в. (Шевцов, 2017). Во-вторых, таблица 5 показывает, что по концентрации находок византийских монет константинопольского чекана последней четверти IX — первой половины X в. Гнёздово значительно опережает Киев.
И ещё…
Авторы отмечают роль Киева в функционировании транзитной магистрали «из варяг в греки», нашедшей отражение в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей» (948—952) и русско-греческом договоре 944 г. (Мурашева и др., 2009а. С. 530—532). Однако нумизматические материалы указывают на то, что до того, как Киев стал основным пунктом торговли между Русью и Византийской империей, прямые контакты между Гнёздовом и Константинополем существовали и приводили к случайному попаданию на памятник византийских монет. Причем активизация этих связей пришлась на 930—940-е годы (судя по доминирующим монетам Романа I), а затухание — на 960-е годы. Таким образом, анализ обширной коллекции византийских монет, а также обилие других находок византийского круга из Гнёздова подвергают сомнению монополию Киева в русской торговле с Константинополем, как минимум, до середины X в.
Вот так…
Ну и подведу итоги. Данные археологии и нумизматики вполне подтверждают легендарную историю Повести Временных Лет о призвании Рюрика, который «сруби город над Волховом», а «мужем своим» раздавал волости и города, т.е. устанавливал контроль над потоками арабского серебра по Волжско-Балтийскому пути. Большая часть всех кладов дирхамов расположена именно в зоне контроля летописного Рюрика «с Русью». Лишь позже Русь двинулась на юг, беря под свой контроль уже Днепро-Балтийский путь. И лишь с приходом Вещего Олега в Киев, последний начинает играть значимую роль в международной торговле и дипломатии. Именно после появления Руси в Киеве там появляются клады, а сам город наконец-то начинает упоминаться в иностранных источниках, как главный город.
Ну и в качестве бонуса и памятки…
Список использованной литературы:
Каргер М. К. «Древний Киев»;
Янин В.Л. «Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки истории и денежной системы средневекового Новгорода»;
Кропоткин В.В. «Клады византийских монет на территории СССР»;
Шевцов А.О. «Коллекции византийских монет Гнёздова и Киева в контексте контактов Руси и Византии в IX–XI вв.».
Оценили 12 человек
21 кармы