Столетие легенды

1 1311

Анатолий Мозжухин

СТОЛЕТИЕ ЛЕГЕНДЫ

К 100-летию Общества Председателей земного шара

Киев

Друкарский двор Олега Федорова

2016

УДК

ББК

Мозжухин А. А.

М Книга посвящена истории легендарного Общества Председателей земного шара (ПЗШ), придуманного в начале XX века Велемиром Хлебниковым, и получившего поддержку в среде поэтов-авангардистов «серебряного века». Автор, являясь членом этого общества, как Первый Знаменосец ПЗШ, рассказывает об истории его зарождения и последующих событиях, непосредственным участником которых он был. В книге изложены рассуждения автора об актуальной в наши дни идее мира, являющейся императивом Общества ПЗШ, о деятельности его последних Председателей, об их гибели и задачах литераторов в наши дни.

Автор ищет пути к формированию Человека Будущего, Смысл жизни которого должен заключаться в совершенствовании этой жизни, в стремлении к достижению всеобщего счастья на основе правды с помощью наук и искусств, и видит творчество основным элементом фундамента счастья.

К 100-летию ЖИЗНИ ЛЕГЕНДЫ

Начало

Сейчас уже не все даже любители поэзии помнят литературную игру поэтов серебряного века, которую основали Велемир Хлебников и Сергей Есенин.

В апреле 1915 года Велемир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников) был призван в армию, а знакомый ему по поэтическим тусовкам прошлых лет Владимир Маяковский – в сентябре. Оба, хоть и не участвовали непосредственно в боях, были удручены военными событиями. Встретились они в очередной раз в Петрограде в 1917 году после Февральской революции. В марте 1917-го года, получив отпуск, Хлебников побывал в Киеве и Харькове, где в апреле 1917-го написал и, с помощью Григория Петникова, выпустил «Воззвание Председателей Земного Шара» (ПЗШ).

25 мая 1917 года (названное Хлебниковым «праздником искусств») на самом деле проводилось празднование «Займа свободы», организованного Временным правительством с целью помочь фронту (!). В Петрограде молодые, творчески дерзающие люди, переименовали его в «день художника» (?). Сохранились немногие свидетельства современников о том, как это выглядело: "Около двух часов дня все группы деятелей искусства соединились вместе и прошли перед Мариинским дворцом, где заседало Временное правительство».

По воспоминаниям Петникова: «Грузовик вопреки строгому церемониалу, был, во-первых, в плакатах против войны… нас осуждали за это; а «Заем свободы» и весь этот неудалый праздник был ведь за войну «до победного конца».

«Грузовик Предземшаров, по мысли Хлебникова, был украшен плакатами с черными буквами и рисунками на белых больших полосах бумаги вокруг бортов и надписями – против войны! Грузовик наш украшал Юрий Анненков. В грузовике были Хлебников (торжествующий и загадочно улыбающийся этой затее) и я <Г. Петников>. Выехав, нарушая очередь машин, готовых к «параду», мы вскоре за аркой Генерального штаба, выходящей на Невский проспект, встретили Владимира Маяковского, он прыгнул через борт в нашу будетлянскую машину, в этот предземшаровский грузовик, и втроем вместе со сговорчивым молодым шофером мы двинулись по Невскому. Милиция задержала было машину, но потом отпустила ее... Керенская милиция срывала наши плакаты с бортов, но часть их уцелела, и наш путь продолжался. Маяковский читал стихи против войны...»

Они называли себя словами Хлебникова «творяне» (творцы, возглавляемые поэтами) и «будетляне» (люди будущего). Эти слова нравились Маяковскому. В гуманитарном порыве они протестовали против империалистической бойни.

Это было время расцвета форм творчества, куда входили и символисты, и акмеисты, и имажинисты, и футуристы, и другие. Потом это время назовут «серебряным веком», отнеся к нему таких поэтов как Ахматова, Асеев, Маяковский, Есенин, Волошин, Бурлюк, Блок, Гумилев, Хлебников, Крученых и многих других ярких и неугомонных личностей, носителей большой и светлой идеи, которую оставил после себя незабвенный серебряный век.

О Знамени Председателей земного шара

Вот интересное свидетельство самого Хлебникова:

«На празднике искусств 25 мая знамя Председателей земного шара, впервые поднятое рукой человека, развевалось на передовом грузовике.

Мы далеко обогнали шествие. Так на болотистой почве Невы было впервые водружено знамя Председателей земного шара».

Стоп. И еще уточним детали.

Вот воспоминание спутницы Хлебникова художницы Ольги Лешковой, написанное по горячим следам тех событий: «Хлебников ехал в огромном грузовике (футуристов – АМ), грязном, черном, украшенном простым черным плакатом с черепом и мертвыми костями и с надписью „317 Председателей земного шара“. Этот автомобиль представлял собой забавный контраст с одуряющей пестротой процессии и ослепительно ярким солнечным днем, а также и с настроением толпы».

Всё. И никакого голубого знамени, никакой красной молнии.

Заблуждения о существовании знамени породил сам Хлебников, описав знамя в «Воззвании Председателей…» словами:

Перерезанное красной молнией

Голубое знамя безволода,

Знамя ветреных зорь, утренних солнц

Поднято и развевается над землей.

Это «Перерезанное красной молнией голубое знамя» было плодом его поэтического видения, красивым символом мечты. Как человек, не склонный к хозяйственной деятельности, он не позаботился об изготовлении такого знамени. Во всяком случае я не нашел сведений о таковом.

Но оно уже прочно существовало в его фантазии. – «Знамя Председателя Земного Шара всюду следует за мной», – писал Хлебников.

28 июня 1922 года Хлебников умер. Знамени рядом с ним не было.

Знамя ПЗШ, придуманное Велемиром Хлебниковым, впервые материализовалось при Леониде Вышеславском, носившим титул ПЗШ-3, в 2002 году.

Но именно в 1916-1917 гг. родилось Общество Председателей земного шара (ОПЗШ). Вот запись Хлебникова:

«Только мы, свернув ваши три года войны в один завиток грозной трубы, поем и кричим, поем и кричим, пьяные дерзостью той истины, что Правительство Земного Шара уже существует. Оно – Мы. Только мы нацепили на свои лбы неувядаемые венки Председателей Земного Шара, неумолимые в своей загорелой дерзости, мы – обжигатели сырых глин человечества в кувшины времени и балакири, мы – зачинатели охоты за душами людей...

«Какие наглецы!» – скажут некоторые. «Нет, они святые!» – возразят другие. Но мы улыбнемся и покажем рукой на солнце: «Поволоките его на веревке для собак, судите его вашим судом судомоек – если хотите – за то, что оно вложило эти слова и дало эти гневные взоры. Виновник – оно».

Правительство Земного Шара – такие-то".

Этим воззванием был начат поэтический год, и с ним в руках два самозваных Председателя земного шара вечером садились на поезд Харьков – Москва, полные лучших надежд.

«Нашей задачей в Петрограде было удлинить список Председателей, открыв род охоты за подписями, и скоро в список вошли очень хорошо отнесшиеся члены китайского посольства Тинь-Э-Ли-и Янь-Юй-Кай, молодой абиссинец Али-Серар, писатели Евреинов, Зенкевич, Маяковский, Бурлюк, Кузмин, Каменский, Асеев, художники Малевич, Куфтин, Брик, Пастернак, Спасский, летчики Богородский, Г. Кузьмин, Михайлов, Муромцев, Зигмунд, Прокофьев, американцы - Крауфорд, Виллер и Девис, Синякова и многие другие».

В 1920 г. в Харькове при активном участии Есенина Хлебников был избран Предземшара на собрании поэтов, а Вице-председателем избрали Петникова. После смерти Хлебникова в 1922 г. титул ПЗШ перешел к Петникову. В этом же году во главе компартии стал И.В.Сталин – «вождь всех народов», при котором титул ПЗШ был небезопасным. На 40 лет память о Хлебникове и его идее была предана забвению, пока в 1962 году не вышла в США монография Владимира Маркова, посвященная творчеству Хлебникова и его соратников. Начался новый этап в переоценке и признании гения.

Петников в 1963 году по уже сложившейся традиции передал свой титул ПЗШ Вышеславскому Леониду Николаевичу (ВЛН). В 1998 г. Вышеславский нарек Юрия Каплана Вице-предземшара и своим преемником, а в 2001 г. нарек меня (Анатолия Мозжухина) 1-м Знаменосцем ПЗШ. Так выглядел «штат» Общества. Естественно, знаменосец без знамени мне показался неполноценным.

Клейноды ПЗШ

Так уж случилось, что подтолкнул меня к созданию знака и знамени ПЗШ сам Вышеславский. В предисловии к моей книге стихов «Тая в улыбке грусть» он написал:

«Творчество Мозжухина мне близко, я вижу в нем подтверждение давно сказанного мною, что никогда еще поэзия не была так нужна обществу, как в наш век космонавтики, ядерной физики, электронных коммуникаций. Мы вправе многого ожидать от союза поэзии и науки, чувственного и логического осмысления мира. Это основа созидания человека общества будущего и цель института Председателей Земного Шара, которому я имею честь принадлежать. Анатолий Мозжухин проникся высотой этой идеи, рожденной Есениным и Хлебниковым, и добровольно взял на себя обязанности знаменосца Председателей, популяризируя рожденную великими поэтами традицию как моральный исток нового образа жизни без войн и насилия в красивом мире Счастья, Правды, Наук и Искусств. Пусть же не устанут его руки нести это знамя! А я, Волею ниспосланной мне свыше, по праву Председателя Земного Шара, подобно тому, как я нарек поэта Юрия Каплана Вице-председателем ЗемШара, нарекаю Анатолия Мозжухина Первым Знаменосцем ПредЗемШара, с надеждой, что таких знаменосцев будет много и они помогут Председателям выполнить их историческую миссию».

Вышеславский был щедр, и хотя я знал, что подвигнуло его к этому написанное мною о председателях земного шара, я воспринял это как слишком большую честь для меня.

В сентябре 2001 года я привез ВЛН свои предложения по атрибутике ОПЗШ в виде клейнодов, в числе которых было знамя, эскиз которого выглядел так.

Кроме знамени были и другие эскизы клейнодов в виде Знака ПЗШ и орденов, но, даже посоветовавшись с Капланом, ВЛН ограничился только одобрением без надежды реализации. И тогда я решил действовать сам. Преодолев массу проблем, мне удалось изготовить Знак ПЗШ. В это же время я купил необходимые материалы, и дома с помощью жены Татьяны Анатольевны сделал «перерезанное красной молнией голубое Знамя».

Знамя физически материализовалось, наконец, через 85 лет после опубликования его описания во «Временнике» и через 80 лет после смерти Хлебникова.

Это Знамя Мира – символ ответственности поэтов, как духовных вождей народов, за то, чтобы все народы отвергли войну как способ решения проблем.

Знак Председателя земного шара

Борис Евгеньевич Патон

О нем и его жизни написано очень много, но я хочу рассказать о том, что почти никому не известно, о его причастности к легенде Общества Председателей земного шара.

Когда я решил изготовить клейноды для Леонида Николаевича Вышеславского 3-го Председателя земшара, я не только был озабочен поиском формы, технологии изготовления, материала, скульптора, но и главного – от чьего имени должно быть вручение. Не от себя же лично – это было бы легкомысленно.

Материал для изготовления выбрал титан, как наиболее стойкий к воздействию агрессивных сред, не поддающийся коррозии в морской воде, и дающий удивительное разнообразие цветов побежалости при разных температурах нагрева. Технологию изготовления выбрал аргонодуговую сварку. Сварка символизирует соединение как основное направление деятельности Института Председателей Земного шара и Института электросварки им. Е.О.Патона. Образ Знака я видел в форме Звезды – наиболее соответствующей личности Вышеславского, автора «Звездных сонетов», именем которого названа малая планета «Вышеславия».

Дмитрий Владимирович Кушнирук

У нас работал замечательный скульптор-сварщик Дмитрий Кушнирук, который в совершенстве владел секретами этой техники.

Идея вдохновила Дмитрия, и как истинный творец он, посмотрев мои эскизы, скорректировал образ Знака под свою технологию. Надо отметить, что эта работа была не только трудоемкой, она требовала ювелирной тщательности. Титан особый материал, работать с ним не просто. Любая ошибка неисправима, и всю работу надо начинать сначала. А получить различные цветовые оттенки можно только варьируя температурой нагрева. При температуре 620ºC титан приобретает золотистый цвет. С ростом температуры до 1200ºC появляются разнообразные оттенки, пурпурные и синие цвета (так называемые цвета побежалости). Особого мастерства требуют детали скульптур, шарики, волны, соединения элементов.

В итоге этой уникальной работы родился Знак Председателя земного шара, изготовленный впервые.

В обсуждении идеи Знака принимали участие и горячо поддерживали меня сотрудники института академики АИНУ В.Ф.Мошкин, В.Л.Найда, С.И.Притула, а также В.Т.Мишель, Н.Ю.Малиночка и др.

Борис Евгеньевич Патон, увидев этот Знак, и узнав о моем предложении вручить его от имени Института, поддержал эту идею, и соответствующая гравировка была выполнена на оборотной стороне Знака.

Знак имел приложение в виде орденского удостоверения, оформленного, как положено, подписями и печатью.

Б.Е.Патон в мастерской Дмитрия Кушнирука

18 марта 2002 года Вышеславский отмечал свое 88-летие. На семейном вечере дома было 15 человек, в том числе: Софья Леонидовна Каценко, внук Глеб с Верой, ВицеПЗШ Юрий Каплан и редактор журнала «Соты» Дмитрий Бураго с супругами, три поэтессы: Леокадия Капля, Татьяна Куликова и Наталья Филиппова – любимые Вышеславским участницы его поэтической студии «Зеркальная гостиная». ВЛН был в яркой разноцветной рубашке с доминирующим замысловатым красным узором. На голове у него сверкал стального цвета цилиндр, на котором было написано «2002 г.». Первичные индивидуальные поздравления и вручения подарков и цветов происходили в коридоре и в кабинете. Сюрпризным событием было вручение мною от имени Института электросварки им. Е. О. Патона Национальной Академии наук нагрудного знака ПЗШ и Знамени Председателя. Это уже было в «Зеркальной гостиной» квартиры ВЛН.

Среди всеобщего гама тихо прозвучали слова Каплана, адресованные ВЛН: – «Он таки сделал это!»

Конфиденциально Леониду Николаевичу я сообщил, что для того, чтобы подчеркнуть звездное родство должности Председателя, при изготовлении знака был использован также металл метеорита, но об этом пока нельзя говорить, учитывая источник его получения. Это тайное обстоятельство особенно, чуть не до слез, тронуло ВЛН.

Леонид Николаевич Вышеславский, поэт, именем которого астрономы назвали планету Вышеславию, писал: «В моей жизни все складывалось так, что мне очень рано стало совершенно ясно: наука и поэзия занимаются одним и тем же делом, только идут к одной цели двумя разными путями. Никогда еще поэзия не была так нужна обществу, как в наш век космонавтики, электроники, ядерной физики... Союз поэзии и науки, чувственного и логического осмысления мира сулят очень многое». «Человек – сознательный строитель нового общества, разумный хозяин богатств природы и бережливый питомец ее красот. У такого человека есть два равных крыла: красивое и полезное, поэтическое и научное познание мира».

Вот на этих крыльях Вышеславского и должны мы подняться и лететь к новому образу жизни, который должен стать религией будущего, религией счастливой жизни в правдивом мире науки и поэзии. В мире истинных ценностей без канонов и догматов, против которых так выступал Хлебников, ибо «все истинно прекрасное и живое не терпит канонизации. Канонизация мертвит истину, а истина должна быть живой как жизнь, из которой она возникла», – утверждает Вышеславский.

Для создания Нового Мира, о котором мечтали Председатели, потребуется много ума и терпения, самоотверженности и знаний, педагогических, культурных, юридических, медицинских... И любви. Учитесь любить, – призывают Председатели. Любовь – это «не свет, летящий издалёка», пишет Леонид Вышеславский, она многого требует от каждого и зависит от того «каков ты есть».

Каков ты есть, как ты живешь на свете,

такою будет и твоя любовь!

Это он говорил, видя как

Под грудой вседневных забот и вопросов,

под скрип друг на друга наплывших столетий

проходят и тащат свой скарб на колесах

богатой утопии нищие дети.

Продолжая эстафету Председателей, Леонид Николаевич указывает на запутанность человеческих отношений в наши дни

В них, кажется, всё есть: компьютер,

мобильная связь, интернет,

а мир всё ещё не распутан,

а мира в нём всё ещё нет.

Вышеславский призывает своих единомышленников к объединению, зная, что и кажущееся несбыточным, и даже абсурдным, усилиями людей может осуществиться:

Верую: нам еще странствовать вместе…

Верую, потому что абсурдно.

Последние дни 3-го Председателя

20 декабря 2002 года в Украинском Доме на Европейской площади свой первый 5-летний юбилей отмечало собрание Николаевского землячества города Киева. ВЛН встретили как всегда сердечно не только в силу того, что он старейшина, но и памятуя его настоящий триумф на предыдущем собрании землячества, где он презентовал свою книгу стихов «Николаевская колыбель».

Собрание прошло по плану. Расходились в десятом часу вечера. ВЛН предлагали отвезти домой, но он отказался, желая прогуляться пешком. Попутчиков и провожатых не оказалось, и домой ВЛН не пришел.

Внуку ВЛН Глебу (дочь Ирина была во Франции) с трудом удалось узнать, что ВЛН полураздетого в бессознательном состоянии, явно требующем медицинской помощи, привезли в больницу и поместили в реанимацию с диагнозом инсульт. Фронтовику Вышеславскому не раз за его век приходилось выживать и от вражеских ран, и от коварных недугов. Только недавно он перенес операцию по удалению желчного пузыря и чувствовал себя бойцом. Но здесь все было иначе. Сердце работало, но с перебоями, врачи делали свое дело по обязанности, зная неутешительный прогноз. Оставалось надеяться на чудо. Чуда не произошло.

В 3-м часу ночи с 25 на 26 декабря ВЛН скончался, не приходя в сознание.

Патологоанатом «не нашел» следов насилия на теле. Хотя отсутствие верхней одежды, денег и другие признаки убедили близких в криминальной причине этой смерти.

28 декабря в 12 часов в Доме Писателей на ул. Банковской началась церемония прощания с поэтом. Я с трудом пристроил рядом с большим портретом ВЛН (кисти его дочери Ирины) Знамя ПЗШ. Кое-кто подходил и спрашивал, чье это знамя. Я объяснял, что это Знамя Председателя Земного Шара, придуманное первым ПЗШ Хлебниковым, и цитировал его описание по «Воззванию Председателей Земного шара». Ныне знамя принадлежит 3-му ПЗШ Вышеславскому и провожает его в последний путь. Никто не знал о том, что это знамя впервые физически появилось менее года тому назад к 88-летию ВЛН, а я об этом не рассказывал.

От имени Правления Союза писателей начал траурный митинг Петр Ильич Осадчук. На его плечи в последнее время легла нелегкая ноша проведения многих писательских юбилеев и похорон, но, несмотря на «навык» в подобных речах, чувствовались в его словах и искренняя скорбь, и глубокое знание творчества Вышеславского. Затем выступил поэт Иван Драч. После оценки литературного наследия в первой части своего выступления Иван Федорович вдруг, широко разведя руки, заговорил о том, что мы хороним Председателя Земного шара! Примечательно то, что, выступая на украинском языке, он не переводил этот титул в Голову Земної кулі, а просто произносил русские слова, которыми, кстати, изобиловала его речь, с украинской фонетической окраской. За ним выступали поэты Рауль Чилачава, Юрий Каплан, Олекса Ющенко, переводчик стихов ВЛН на украинский язык поэт Мыкола Карпенко, Алла Потапова и многие другие.

Потом началась церковная панихида. На подушечках были приколоты правительственные награды ВЛН, полученные им за боевые и трудовые заслуги. На отдельной подушечке экспонировался Знак ПЗШ. Его необычность особенно привлекала и задерживала взгляды, но на вопросы что это такое ответить было некому. Я частично смог это сделать по окончании церемонии перед посадкой в автобусы.

Могила Вышеславского была приготовлена на Байковой горе в том месте, где захоронены актер Леонид Быков, дирижер Натан Рахлин, профессор микробиолог Сергей Дяченко, поэт Василь Стус и др. достойные сыны Отечества. Под траурную мелодию духового оркестра ВЛН проплыл на руках к месту вечного пребывания. На могиле вновь выступили П. Осадчук и другие близкие и любившие ВЛН люди. После выступлений была продолжена панихида с участием певчих.

Я стоял во время всей церемонии, держа склоненным над гробом Знамя Председателя земного шара с траурными лентами. Ко мне подходили кладбищенские работники и другие люди, периодически спрашивая: какой партии принадлежит это знамя, или что означает символика на знамени. Я всем объяснял, цитируя Хлебникова, а сам думал о том, что перерезанное красной молнией голубое знамя безволода ВПЕРВЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОДНЯТО И РАЗВИВАЕТСЯ НАД ЗЕМЛЕЙ! Впервые через восемьдесят пять лет после его изобретения.

Поминки провели в кафе «Эней» под Домом Писателей. И здесь еще поработал П. Осадчук, но руководил уже Юрий Каплан. Опять было тесно, часть людей стояла. Тем не менее, вечер памяти Леонида Вышеславского прошел под сенью его высокого духа с воспоминаниями и чтением его стихов и ему посвященных. Здесь уже больше было личного в воспоминаниях о поэте, учителе, друге… Это заговорили молчавшие на официальной церемонии.

9 дней выпали на 3 января 2003 года. В 9 часов утра мы собрались в старой церкви-ротонде с колоннадой на Аскольдовой могиле. Молебен длился полтора часа при участии четырех священнослужителей и певческого хора, после чего на микроавтобусе и легковых машинах мы поехали на кладбище.

После кладбища уже в зеркальной гостиной квартиры Вышеславских бас священника освящал поминальную трапезу. За ширмой внук ВЛН Глеб поместил проигрыватель и дважды в процессе воспоминаний включал грампластинку с записью чтения Вышеславским его стихов. Это было потрясающе – ВЛН как бы был с нами. Все молчали, а его голос читал и читал стихи…

Через пару дней я привез для Ирины Леонидовны, пожелавшей иметь во Франции мои книги «Власть», где я писал о ВЛН, и «Тая в улыбке грусть» с предисловием Леонида Николаевича Вышеславского «Изобретатель крыльев к кандалам». Мы пили чай и прощались. Передача знамени ПЗШ преемнику и изготовленного нового Знака ПЗШ-4 была назначена на 14 января.

Король умер! Да здравствует король!

Ю.Г.Каплан – 4-й ПЗШ

Так проходила инаугурация нового Председателя земного шара.

Все поэтические фестивали, проводимые Ю.Капланом, проходили на фоне этого знамени

Каплану знаменосец достался по наследству, и я постарался оправдать и его доверие. К сожалению, я мало помогал ему в его многотрудных делах, он сам делал огромную работу, минимально привлекая к ней других. Поэтому подбор произведений для антологий, разработка их структуры, замечательные анализ работ авторов и исторические комментарии – это, безусловно, его единоличная заслуга.

А чего стоит его анализ цены времени в поэзии. В течение долгих лет недоступные произведения эмигрантской литературы, написанное в ГУЛАГе, просочившееся с риском для жизни в микротиражи самиздата – публикуя их Каплан пишет, что только теперь приходит понимание того, как много потеряли в своем духовном развитии поколения, на целые десятилетия отлученные от этих животворных источников. Он знал эту цену времени и поэтому не щадил сил, чтобы хотя бы частично компенсировать потери. Трудно себе представить, как много знал он поэтов, истории их личной жизни и взаимоотношений с обществом и властью. Объединение в антологиях произведений поэтов эмигрантов, политзаключенных, репрессированных и избежавших этой участи, а также современных, с трудом пробивающихся (или не пробивающихся) в печать – это беспрецедентно смелый замысел, осуществление которого сродни подвигу.

Несмотря на невероятную занятость издательской деятельностью, он вел поэтическую программу на телевидении, руководил работой Конгресса литераторов Украины, выпускал газету «Литература и жизнь», альманах «Юрьев день» и при этом уделял много внимания своей поэтической студии «Третьи ворота», дверь в которую была открыта для всех. Многие не знали что это за ворота, но большинство понимало это как ворота в жизнь в отличие от ворот в Ад или в Рай.

Среди лиц, посещавших поэтическую студию Каплана, были и ученики школ, и старики. Он был приёмником, впитывавшим их мысли, и резонатором, усиливающим идущие от них волны. Космос от сонетов Вышеславского проходил через творчество Каплана и всех студийцев. Анатолий Зарицкий врач, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки и техники, автор книги «Космопоэзия» писал:

Вперед – к свободе! В рай и ад!

От злобы, мелочности, чванства…

Переосмыслим все подряд –

И жизнь, и время, и пространство.

Вперед за Воландом, туда –

В космогоническое поле,

Где символ времени – Всегда!

Покой, Бессмертие и Воля!

Время непрерывно. Но в результате научно-поэтических исследований поэта Юрия Каплана появляется книга «Времени рваный ритм». Л.Вышеславский, успевший написать к ней вступительную статью, отметил, что если и дано смертному одержать победу над временем, то – прежде всего – благодаря любви. Время берет на себя роль главного лирического героя поэзии Каплана. И дальше Вышеславский пишет, что время ничему не научило поэта, ибо «Время учит мудрому смиренью…» а Каплан не смиряется.

Не смиряются и его соратники и ученики. Каплан пишет «Как жалок человек, бегущий за автобусом». А Наталья Филиппова игнорирует его своим «Бегу. Мне успеть бы. Автобус, постой, не спеши…». А Виктор Глущенко о том же, но иначе:

Остановись мгновенье, я устал бежать,

Дай мне ну хоть какую передышку,

Я навещу стареющую мать

И напишу очередную книжку.

Но лишь увижу как из птичьих стай

Ко мне спускается мой ангел белый,

Взгляну на убегающий трамвай

И вновь за ним помчусь как угорелый.

О времени пишут все. Василий Дробот, обращаясь одновременно к себе и к нам, призывает: «Время проснуться от долгого-долгого сна, встать, потянуться, и льдинки на душах растают. Парус дырявый живым полотном зарастает…» («Оглянись на себя»).

Татьяна Чепелянская. В ее стихах время и любовь переливаются в широком диапазоне как звуки арфы. В книге «Вопрос времени» заметив, что у Каплана «время сжимается кожей шагреневой» она спохватывается: «О время! Самый страшный кредитор. С каких же пор я у тебя в долгу?».

Вопрос этот я повторяю себе, и ответ напрашивается сам:

Мы все у времени в долгу с рожденья.

Наш срок отмерен, только бы успеть,

не просто сочинить стихотворенье,

а песню до конца свою допеть.

Время и любовь были гранями призмы, через которую Вышеславский и Каплан раскрывали спектр человеческого бытия. Главными героями их книг были люди с их проблемами. Их гражданская позиция была бескомпромиссно ориентирована на борьбу с несовершенством мира. Все их творчество – пример трудолюбия и самопожертвования. До последних дней оба напряженно работали над новыми произведениями. Они спешили, как будто зная, как мало времени осталось… И при том не щадили времени для других! Атмосфера благодарной памяти и любви не рассеивается, а, как мне кажется, наоборот концентрируется с течением времени.

Время тоже зодчий. В нем как кристаллы приобретают свою истинную форму и человеческие личности, и их творения. Через поэтические студии «Зеркальная гостиная» Вышеславского и «Третьи ворота» Каплана прошли десятки ныне известных поэтов, для которых это были и школы, и трамплин в мир литературы. Благодаря им многие приобрели необходимый творческий уровень и получили возможность печататься, попали в антологии и альманахи. Общения поэтов на фестивалях поэзии, которые проводил Каплан с участием представителей областных организаций, были не только праздником для всех, но и позволяли познакомить людей из разных регионов и объединить их в большую семью. И семья эта была разнолика, где многие были со своими амбициями, не всегда понимали друг друга. А Каплан собирал, обольщался, разочаровывался, терял друзей, и снова собирал.

Я часто жил во сне, а грезил наяву,

Болтал о чепухе (казалось – о высоком),

Друзей не узнавал. Обманут был жестоко.

А в сущности всю жизнь одно вопил: «Ау».

И на его «Ау!» откликались и объединились в творческий союз Конгресс литераторов Украины. Я не мог тогда отделаться от чувства, что мы осиротели. Конгресс потерял своего лидера и основателя, студия «Третьи ворота» осталась без Ментора, издательство «Юг» без издателя и собирателя россыпей поэтических жемчужин. Сколько произведений увидело свет благодаря ему, в том числе репрессированных поэтов! Их рукописи он добывал из архивов КГБ с помощью историка-краеведа Рыбакова Михаила Александровича, сетовавшего, что без Каплана он просто не знает, что ему делать с накопанными в архивах КГБ 700 художественных произведений неизвестных доселе авторов.

Когда придет конец положенного срока,

Какую предстоит прочесть еще главу,

Не знаю. Но ушел от первого урока

Совсем недалеко. — Ау, — кричу, — Ау!

Увы, уже не кричит. И адекватной замены ему я не вижу ни в одной его ипостаси, ибо Юрий Григорьевич Каплан был не просто незаурядной личностью. С ним ушел его неповторимый мир поэта и общественного деятеля, великого труженика и человеколюба с обостренным чувством справедливости и неприятия пороков нашего слишком несовершенного мира.

Одно утешает, что он успел оставить о себе достойную память, которую сохранит Время.

14 января 2003 г., надевая Каплану Знак, и вручая Знамя ПЗШ, я не предполагал, что через 6 лет он погибнет, не назначив себе преемника.

Но его вклад в развитие русской поэзии в Украине и идей ПЗШ был оценен не только в нашей стране в статьях Анатолия Лемыша, Станислава Бондаренко, но и за рубежом в Германии, США и др.

Будет ли новый Председатель и сможет ли Дмитрий Владимирович Кушнирук сделать следующий знак для ПЗШ-5 – это пока вопрос к литераторам и почитателям легендарного Велемира Хлебникова и его идеи Правительства Времени и Общества Председателей земного шара.

Велемир Хлебников.

Я везде пишу ВелЕмир, а не ВелИмир, потому что считаю это правильным. И многие со мной согласны. Хотя официально и в Википедии пишут ВелИмир. Здесь заложена принципиальная ошибка в трактовке имени.

Велемир – славянское имя, произошло, как считают, от velemir, с тюркского праязыка – "повелевающий миром". В основе двоякий смысл, где «мир» может быть «не война». Характеризует по некоторым мнениям неприхотливость, неподкупность. Велемир может означать и веление мира. В те времена распространеными были имена с корнем «веле» Велемир, Велемудр, Велезвезд, Велес. Имелось в виду «веление мира», «повелевать».

Позже решили, что это имя надо писать как ВелИмир от «великий мир». При этом не заметив, что «велИкий мир» и «повелЕвающий миром" имеют разный смысл и второе имеет несомненно больше оснований быть именем, чем первое.

Историография на основании «Слова о полку Игореве» и «Велесовой книги» знакомит нас с князем Велемиром, возглавившим в IV веке после 375 года военную группировку «Киевская Троянь», под руководством которого русичи в 382 году изгнали готов из Русской земли.

Возможно Хлебников, выбирая себе имя Велемир, учитывал всё это и придавал ему смысл «веление мира». Это полностью согласуется с императивом, который он определил как основную цель Общества Председателей земного шара – Правительства Времени – МИР! Как это актуально сейчас и как нам не хватает такого вождя!

Есть еще явная фальсификация, выдаваемая за автограф.

Сравнение с почерком в его рукописях опровергают это утверждение.

Здесь в доказательство своей правоты приведу несколько обложек книг изданных при жизни (!) Хлебникова с его участием (!). В то время авторы часто сами рисовали обложки своих книг или пользовались помощью друзей художников. Так что это наиболее достоверные свидетельства правильности написания имени Велемира Хлебникова, с которым так бесцеремонно поступили этимологи.

К выше сказанному уместно добавить, что похоронивший Хлебникова в 1922 году друг его Художник П.Митурич написал на могильном кресте «Велемир Хлебников – Председатель земного шара». В 1960 году прах Хлебникова был перезахоронен на Новодевичьем кладбище уже с именем Велимир. Сам же Хлебников свой знаменитый манифест “Труба марсиан” (М. [Харьков], 1916) с полным сознанием ответственности так и подписал: «Король времени Велемiр I-й»

Автобиография Хлебникова.

Я родился 28 окт(ября) ст. ст. 1885 в урочище Ханская Ставка калмыцкой степи или на морской окраине России вблизи устья Волги. Печатал: 1) воззвание к славянам в газете [Вечер], статьи в [Славянине], описание поездки в Павдинский край в [Природа и Охота], стихи [О, рассмейтесь] в [Студии Импрессионистов], 1 вещь в [Весне], [Маркиза Дезес] в [Садке Судей] 1-м, [Мария Вечора] в [Садке судей] 2-м, [Учитель и ученик] (разговор, где определен год падения России в 1917 году), в [Союзе Молодежи] в 1913 году и в отдельной книжке в 1911 году, [Девий Бог] в [Пощечине Общественному Вкусу], [Дети Выдры] в [Рыкающем Парнасе], в [Стрельпе], [Футуристах], [Молоке Кобылиц], [Дохлой Луне], [Изборнике], [Ряве], [Творениях], [Ошибке смерти]. В харьковском [Временнике] изд. [Лирень], 5 NN в газете [Заем Свободы] 1917 года, газете [Красный Воин], Лстрахань, 1918, журнале [Пути Творчества], Харьков, 1919 г., сборниках [Харчевня Зорь], [Мы], [Ржаное слово], [Взял], [Центрифуга], [Трое], [Требник троих], [Игра в аду], [Мир с конца], в отдельных книжках [Время -- мера мира], [Битвы 1917 -- 1918 гг], [Учитель и Ученик]. В изданиях Казанского Общества Естествоиспытателей есть статья за 1905 год о кукушке Cuculus minorus. Собрания сочинений не было. В 1916 году напечатана написанная мной [Труба марсиан] и в 1917 [Воззвание Председателей земного шара], написанное тоже мной во [Временнике].

Музей в Старом Крыму

Очень важным событием в истории ОПЗШ было создание трудами дочери ВЛН Ирины Леонидовны Вышеславской и его внука Глеба музейного комплекса в Старом Крыму. В него вошли не только собственно музей Вышеславского, но и зал Петникова с экспонатами тех времен поэтов «серебряного века». Музей был открыт 21 августа 2013 года.

О знаменосцах

Излучая самые высокие чувства и идеи, которые так нужны сейчас человечеству, Леонид Вышеславский заслуженно и с гордостью носил высокое звание Председателя земного шара. Доверив мне должность Знаменосца, он надеялся что таких знаменосцев будет много и они помогут Председателям выполнить их историческую миссию.

Это завещание я не отработал своевременно и к 100-летию со дня рождения ВЛН, руководствуясь традицией передачи титулов в обществе ПЗШ, я решил «наречь» Знаменосцами ПЗШ еще несколько человек, наиболее достойных и прославившихся в поэзии и общественной деятельности по развитию нашей литературы в духе идей ПЗШ. Для этого я сделал соответствующие Свидетельства с символическим оформлением и настольные копии Знамени ПЗШ с надписью «Знаменосец Председателей земного шара».

В число нареченных в день столетия Вышеславского Знаменосцев вошли:

1. Ковальский Юрий Владиславович, (Киев)

2. Стус Дмитрий Васильевич, (Киев),.

3. Федоров Олег Николаевич (Олег Никоф), Киев

4. Борозенцев Леонид Леонидович (Винница)

5. Скорик Светлана Ивановна, (Запорожье)

6. Басыров Валерий Магафурович (Симферополь)

7. Спектор Владимир Давидович, (Луганск)

8. Матвеева Любовь Владимировна (Балаклава)

9. Масалов Анатолий Кириллович (Алупка)

10. Потапова Алла Вячеславовна (Киев)

11. Гордиенко Тамара Митрофановна (Севастополь)

12. Заиченко Виталий Гаврилович (Израиль)

13. Юрченко Анатолий Петрович (Кировоградская область)

Не все они смогли прибыть на торжество по случаю 100-летия ВЛН, где я вручил клейноды первой когорте Знаменосцев. Остальные получали их при первой возможности. Думаю, что это будет способствовать расширению светлой памяти Председателей и их идей в борьбе с несовершенством нашего мира.

Леонид Вышеславский оставил мне завещание:

«Мы вправе многого ожидать от союза поэзии и науки, чувственного и логического осмысления мира. Это основа созидания человека общества будущего и цель института Председателей Земного Шара. Анатолий Мозжухин добровольно взял на себя обязанности знаменосца Председателей, популяризируя рожденную великими поэтами традицию как моральный исток нового образа жизни без войн и насилия в красивом мире Счастья, Правды, Наук и Искусств. Пусть же не устанут его руки нести это знамя!».

Не устанут. Клянусь!

Он ушел «с надеждой, что таких знаменосцев будет много, и они помогут Председателям выполнить их историческую миссию».

Религию делают не мессии, религию делают апостолы.

Новый образ жизни тоже не создается одним человеком.

Слово за нами.

Всё, что могу...

Для продолжения распространения идей ПЗШ к 100-летию поэта Леонида Николаевича Вышеславского, которое состоялось 18 марта 2014 года, я выпустил книжку «Под Знаменем Председателя земного шара – к человеку будущего». Вот ее обложка:

В заглавной статье под названием «К человеку будущего» и «Сверхзадача литератора» я продолжаю призывать людей сформулировать СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО и подчинить этому смыслу всю свою деятельность.

Размышления у могилы Ю. Г. Каплана

Семь лет прошло с тех пор, как мы простились с Юрием Григорьевичем. Теперь приходим сюда, где последний раз стояло склоненное над ним знамя Председателя земного шара.

28 мая 2009 года ему исполнилось 72 года. Незадолго до того мы сидели у меня дома, и Юрий Григорьевич рассказывал о международном успехе уже изданных антологий и о новых издательских замыслах. Говорили о теме любви в поэзии, которая могла составить основу новой антологии. Вспоминали у кого из студийцев «Третьих ворот» есть хорошие стихи о любви.

Я напомнил его слова «Любовь – мой единственный жребий» из цикла «Пожизненный жребий», где он дал неожиданный философский вариант любви:

Преследует запах меня помидорной рассады,

Хоть я не преследую даже древесную тлю.

Не любят меня ни букашки, ни рыбы, ни гады.

А я их люблю.

Он улыбнулся и сказал, что, конечно, это о любви к природе, а он имел в виду антологию стихов о любви в первую очередь между мужчиной и женщиной, любовную лирику, хотя тема любви значительно шире. Мы заговорили о родительской и сыновней любви, любви к Родине, к жизни, к миру и дружбе, своему дому. И еще о любви к работе, профессии, искусству, к красоте человеческих отношений. Прививаемая в обществе любовь проявляется в соответствующем отношении к перечисленным объектам, но вершина любви – это все же природная тяга, обоснованная необходимостью продолжения рода.

И тут я рассказал ему, что когда я прочитал его стихотворение о почте, меня поразило его отношение к почтовым работницам, то, с каким пониманием он смотрел на них. Оно выразилось в строке «ангел отправляет бандероли». Он видел не замученных и задерганных посетителями согбенных тружениц, он видел девушек с их внутренним миром, в котором были и любовь, и вся гамма человеческих чувств, невидимая стоящим в очередях к ним людям. Я тогда не удержался и распечатал на принтере с десяток экземпляров этого стихотворения и раздал работницам почтового отделения, услугами которого я пользовался. Надо было видеть, как посветлели их лица, когда они прочли. Девушки спрашивали меня кто автор, я отвечал, и все они просили передать автору большое спасибо. Каплан сказал, что так его еще никто не популяризировал.

12 июля его не стало, он трагически погиб. Зверски убитого в луже крови его нашла соседка, которая по просьбе дочери Анны, находившейся в Германии, зашла узнать, почему не отвечает его телефон.

Следы побоев и удушения свидетельствовали о том, что его пытали с целью узнать, где он прячет сбережения.

Люди, близко знавшие обстоятельства жизни Юрия Григорьевича, рассказали милиции о его знакомых супругах-торговцах, у которых он делал покупки, и которые бывали у него дома, помогая по хозяйству в уборке и ремонте. Такие отношения сложились у него после того, как он помог им, приезжим из Бердичева, с обустройством в Киеве на съемной квартире. Ничто не предвещало беды. Но очевидная разница в образовании, интеллекте и культуре, видимо, давила на кнопку зависти его новых знакомых.

Вот так относительное благополучие одиноко проживавшего человека, несмотря на проявленную к ним доброту, толкнуло на преступление нелюдей, уверенных в его беззащитности. Уверены они были и в собственной безнаказанности, потому что не поспешили сбыть награбленное. Но они ошиблись.

Подозрение в их причастности к преступлению оправдалось при обыске у них на квартире, где было найдено все похищенное у Каплана. Кроме предметов одежды и бытовой техники была и пачка денег, собранная им для оплаты издательских проектов с его собственноручными надписями.

Следствие квалифицировало преступление как убийство с целью ограбления по заранее намеченному плану.

О Ю.Г.Каплане уже написано немало, но будут еще исследования его поэтического творчества и грандиозной подвижнической работы по развитию и сохранению русской поэзии в Украине. Он был с виду несколько грузным флегматиком с полузакрытыми глазами, казалось бы, постоянно погруженным в собственные мысли, но под этой маской скрывалась неуемная энергия человека, чей титанический труд не укладывается в возможности одной личности.

Мы оба учились в киевской 19-й школе на Подоле, в Политехническом институте, но не общались, хотя его лучший друг Роман Пилявский жил со мной в одном доме на Почайнинской 23. А сотрудничество наше и тесное общение начались уже на склоне лет на литературном поприще благодаря Леониду Вышеславскому. Историю этого я описал в книге «Крылья поэта»

Удивляла многогранность жизненных интересов Каплана, в которые входили не только сочинение стихов, издательская деятельность, поиск наследия репрессированных и малоизвестных поэтов. Огромных усилий требовала подготовка уникальных антологий стихов сотен поэтов, популяризация русской поэзии в Украине на радио и телевидении. А организационная работа по вовлечению молодых авторов в круг уже известных поэтов, зарубежные общения с проведением презентаций и распространением изданных новых книг. О том, как он при этом много лет вел еще свою поэтическую студию «Третьи ворота», в которой был настоящим учителем и для молодых и старых, стоит написать отдельную книгу. В конце занятий, подведя итог и дав оценку выступавшим, он нередко читал свои новые стихи, которые всегда воспринимались с заслуженным восхищением и благодарностью, как фразы «под занавес» в театре.

И при этом он находил время иногда после занятий посидеть в кафе, попить кофе, или в парке поговорить со студийцами об их взглядах на жизнь и отражении того, что их волнует, в стихах.

В памяти всплывают проводимые им ежегодно фестивали русской поэзии, на которые как на праздники съезжались авторы из разных областей Украины, и даже из Москвы и Петербурга. По материалам этих фестивалей он издавал альманах «Юрьев день», в который включались стихи участвовавших в них авторов.

Недовольный отношением к русскоязычной украинской литературе в Спілке письменників України, он создал новый творческий союз – Конгресс литераторов Украины (КЛУ). Его областные отделения образовали «острова», которые по праву можно назвать «Архипелаг Каплантида».

Архипелаг живет, продолжает дело создателя, но «Антология любви», давно уже подготовленная к изданию, до сих пор не вышла. Не хватает энергии, целеустремленности и самоотверженности Юрия Григорьевича. Отрадно, что областные организации КЛУ все шире расправляют крылья, и множатся печатные и интернет-издания новых авторов, ведется большая организационная работа, проводятся поэтические фестивали и литературные конкурсы для выявления новых имен и молодых талантов, выпускаются газеты, альманахи, журналы. Все это вклад в великий памятник КУЛЬТУРЕ, которой отдал свою жизнь Юрий Григорьевич Каплан.

Созданный им Всеукраинский творческий союз «Конгресс литераторов Украины», после его смерти возглавил большой энтузиаст литературного движения в Украине Александр Иванович Корж. В сотрудничестве с титаном нашей культуры Ларисой Павловной Скорик они с большим успехом продолжили начатое Капланом и способствовали развитию деятельности региональных отделений КЛУ, число которых было доведено до 21. Благодаря их энергии расширились международные связи с писательскими организациями России, Белоруссии, Чехии, Германии, Франции, поэтические фестивали «Славянские традиции» и «Пристань менестрелей» проводились в рамках всего СНГ. Значительным событием была организация Всеукраинского литературного конкурса «Каплантида–2012» для выявления новых молодых талантов, и, конечно же, учреждение Всеукраинских литературных премий им. Арсения Тарковского, им. Григория Сковороды, им. Юрия Каплана и им. Бориса Антоненко-Давидовича. Были созданы интернет-сайты Конгресса литераторов Украины и нескольких его региональных отделений.

Как справедливо отметила руководитель Запорожского отделения КЛУ Светлана Ивановна Скорик, если Юрий Каплан заложил основание, фундамент организации, то Александр Корж начал возводить стены, продолжив начинания Каплана и активно их развивая и укрепляя; кроме того, он активизировал процесс регистрации региональных отделений КЛУ в Министерстве юстиции, что позволило нам стать официально признанной, профессиональной писательской организацией. Кроме того, он стал постоянным «донором» для поддержания нормальной работы КЛУ, оказывая адресную материальную помощь и отдельным региональным организациям.

Сейчас во главе КЛУ стоят такие титаны как Дмитрий Стус, Лариса Скорик, Владимир Спектор, Исаак Трахтенберг, Анатолий Зарицкий, Светлана Скорик и еще целый ряд выдающихся деятелей нашей литературы, которые просто обязаны бить в набат. Набат, созывающий всех на борьбу за актуальнейшую идею мира, которую оставили нам в наследство поэты «серебряного века» и их последователи Председатели земного шара.

К человеку будущего.

Сегодня, как никогда, напряжённость в обществе, взаимное непонимание, столкновение интересов показывает необходимость идеи, ведущей к миру. Без неё невозможен не только прогресс, но и сохранение ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО образа в лучшем моральном понимании его смысла. Гомо сапиенс – человек РАЗУМНЫЙ – уже перестал быть таковым. Войны за ресурсы, межэтнические и межконфессиональные конфликты, «жёсткая» конкуренция в бизнесе, удовлетворение сверхъестественных потребностей вышли далеко за пределы разумного.

Поэты авангардисты, создали Общество Председателей земного шара – Правительство Времени. Они считали, что человек должен оторваться от убожества и несовершенства мира и подняться на новую ступень человеческих отношений. В наш век космонавтики, ядерной физики, электронных коммуникаций мы вправе многого ожидать от союза поэзии и науки, чувственного и логического осмысления мира. Это основа созидания человека общества будущего и цель института Председателей Земного Шара, которому я имею честь принадлежать. Эта рожденная великими поэтами традиция – моральный исток нового образа жизни без войн и насилия в красивом мире Счастья, Правды, Наук и Искусств. Во главе этой идеи по праву должны стоять творческие союзы.

Красивая легенда Правительства Времени Председателей земного шара по мнению Президента «Русского собрания» Аллы Вячеславовны Потаповой должна получить приземленное продолжение. Нельзя не согласиться с мнением этой мудрой женщины, сделавшей так много для развития нашей славянской культуры. Сейчас надо работать над реализацией этой установки.

То, что мы сеем сегодня, завтра будет миром наших детей, и жаль будет, если им это не понравится и они нас за это осудят.

Успех может прийти только тогда, когда резко повысится культура всего народа, когда престижными станут не степень потребления, а стремление помочь другим людям и принести пользу сообществу людей. Достичь этого можно только воспитанием, и это достижимо – примеров такого поведения людей в отдельных коллективах можно найти немало. К сожалению, деструктивные элементы сейчас влияют на значительную часть молодёжи своими порочными идеями и втягивают их в аморальные действия. В том, КТО ОКАЖЕТСЯ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, МЫ ИЛИ ОНИ, сегодня актуальный вопрос.

Из всех идеалов, а их придумали множество, Идеал Счастья – вершина системы человеческих идеалов. А вот он-то и не получил развития и воплощения на государственном уровне.

Всё чаще на разных уровнях нашего общества звучит вопрос «Что делать?». Давайте попробуем на него ответить.

Всеобщее счастье, как и всякий идеал, недостижимо, но стремление к нему, как и целенаправленная работа по его достижению, будет приближать нас к идеалу. Сейчас мы стремительно удаляемся от него.

Даже само понятие счастья не имеет однозначной трактовки, у каждого своё видение счастья и смысла жизни. Я пришёл к следующему.

СЧАСТЬЕ – ЭТО ТАКОЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОЕ ОТРАЖАЕТ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЖЕЛАНИЙ.

Оно уходит на второй план, когда нас постигает горе или неудачи, но возвращается сразу, как только мы с ними справимся. В обычной мирной жизни счастье зависит от нашего внутреннего психофизического состояния и от наших ЖИЗНЕННЫХ ПРЕТЕНЗИЙ. Наше счастье во многом зависит от нас.

Искоренить в себе зависть, научиться реалистично мечтать, оценить правильно свою личность и свои силы и соответственно им выбирать цели – это первые условия счастья.

Это ЛИЧНОЕ счастье. Оно предполагает, что мы справляемся со всеми своими обстоятельствами жизни, и нет внешних непреодолимых разрушающих наше счастье воздействий. Но они могут быть. Смысл жизни каждого человека – по возможности не допускать, чтобы они были.

Смысл жизни.

Первоочередная задача – сформулировать Смысл жизни каждого человека в совершенствовании жизни общества. Надо заложить основы для создания Государственного плана воплощения и развития такого смысла жизни, его формирования во всех составляющих, от обучения до профессиональной деятельности и семейных отношений.

У животных он заключён в продолжении рода и сохранении вида. Самосохранение – основной инстинкт – это не только боязнь огня или любой опасности, но и генетически обусловленная непреодолимая тяга к размножению.

У людей, которые отличаются от животных более высокими умственными способностями, смысл жизни я вижу тоже более высокий. Сразу отмечу: разница умственных способностей у индивидов определяет и разницу их смысла жизни от возвышенного до непонимания его вообще. А надо, чтобы наши люди знали свой (!) смысл жизни. Для этого его надо чётко сформулировать и сделать достоянием нашей культуры и образования.

Смысл жизни ЧЕЛОВЕКА должен заключается в ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭТОЙ ЖИЗНИ.

Я вижу эту работу в стремлении к достижению ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ на основе ПРАВДЫ с помощью НАУК и ИСКУССТВ. И здесь ТВОРЧЕСТВО (!) – основной элемент фундамента СЧАСТЬЯ.

Творчество свойственно человеку изначально безо всякой корысти, и появилось задолго до появления товарно-денежных отношений. Исток его – в желании сделать что-то полезное, красивое, радующее людей. Радующее, то есть дающее радость, без которой невозможно счастье. Творчество делает счастливыми многих людей и самого творца. Всех творцов, и композиторов, и архитекторов, и художников, и инженеров. И миллионы людей, для которых они творят, не рассчитывая на то, что когда-нибудь услышат от них слова благодарности. Сознание того, что он сделал доброе дело, делает творца счастливейшим из людей. Каждый человек должен быть творцом.

Творчество в технической области уже сделало жизнь людей несоизмеримо более комфортной и интересной по сравнению с первобытным обществом и животным миром. Изобретение колеса, электротехники, реактивного двигателя, новых материалов, компьютеров, беспроводных коммуникаций и многих других, отсутствующих в природе устройств и технологий, изменили нашу жизнь к лучшему. Сколько ручного и вредного труда взяли на себя автоматические производства! И 180-ти лет не прошло с момента открытия Фарадеем электромагнитной индукции, а как изменился мир! Информационные и коммуникационные технологии с фантастической скоростью и точностью позволяют обрабатывать и доставлять любые массивы информации в любую точку нашей планеты.

В то же время в социальной сфере, где работают обществоведы, сохраняются и даже культивируются неприемлемые отношения между людьми, которые не делают человечество более счастливым, не ведут к миру и согласию. Всеобщее счастье остаётся несбыточной мечтой. Почему?

Что сделали за тысячелетия (!) своего существования армии философов, историков, социологов, политологов, религиозных деятелей, культурологов и др. представителей общественных наук, чтобы ОБЩЕСТВО получило мир и согласие и такое же чёткое взаимодействие своих звеньев, как элементы в технике?

Очень наглядное сравнение. В компьютеры тоже деструктивные элементы периодически запускают разрушительные вирусы, но антивирусные программы не допускают их «побед» над полезными свойствами машин. Они автоматически уничтожают вредителей. Почему же в человеческом обществе нет эффективных средств защиты от преступной деятельности, разрушения морали, семьи, государства, мира? Не остановим эту агрессию – сами превратимся в животных.

Это колоссальная недоработка не только упомянутых обществоведов, но и педагогов, психиатров, психологов, юристов и ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ, КАК НАИБОЛЕЕ СПОСОБНОЙ И ПРИЗВАННОЙ РЕШАТЬ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ.

Зачем я говорю о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, счастье, идеалах и человеке будущего? Цель – искать и собирать единомышленников для распространения идей совершенствования мира. Уверен, что этот разговор нужен, чтобы понять, где счастье «зарыто».

Знаю, найдём. Рано или поздно. Хотя Призрак Счастья ещё не бродит не только по Европе. Всем надо искать и реализовывать методы развития и внедрения разумного смысла жизни, и сделать его необходимым, как воздух, с детства. Это должно стать элементом культуры, образования, главной задачей в семейной жизни и производственных отношениях.

Было бы здорово, если бы МЫ в Украине (а не они где-то) впервые в мире поставили этот вопрос на Государственный уровень. И чтоб не мы в Европу за пресловутыми «европейскими ценностями», а они к нам, СЛАВЯНАМ, за Смыслом жизни потянулись.

Что надо для этого делать? Многое. Главное, не убить мечту о всеобщем счастье и «сказку сделать былью»! Для этого рождён человек. В этом его смысл жизни. Давайте вместе думать, как создать детализированную программу реализации этой задачи по составляющим её элементам. Но сначала надо их определить.

1. Принуждение к миру

На первом, довольно длительном этапе принуждение сохранится, пока Новая этика не станет нормой, такой же естественной, как сейчас отправление естественных нужд в туалетах, а не публично.

2. Неравенство

Возможно ли счастье в условиях неравенства? Неравенство коррелируется с несправедливостью. Оно заложено в биологии человека: сильный – хилый, умный – «тормоз», красивый – неказистый, здоровый – больной. Есть ещё масса неравенств, определяемых социальным статусом, психическими особенностями личности (особо отмечу психопатическую агрессивность), но это отдельная тема.

3. Работа

Да, работа – потрясающий источник удовольствия. Мне повезло: я получил бесценное наследство. После смерти матери я нашёл в одном из её писем 1946 года, где она рассказывала о трудностях послевоенной жизни, фразу: «Я умею и люблю работать». Это было НЕОБЫЧНО для меня и осталось в моей памяти как завещание матери. Я поразился тогда высотой этих слов и решил сделать всё, чтобы иметь право сказать: «Я умею и люблю работать!». Мне это удалось, и работа принесла мне много счастья. Уметь, быть мастером своего дела, страдать, когда не удаётся, и любоваться результатами упорного, иногда каторжного труда, радоваться успеху – это настоящее счастье. Не допускать в своей работе никакой халтуры. ТОЛЬКО БЕЗУПРЕЧНАЯ РАБОТА ИМЕЕТ СМЫСЛ. Только она даёт совершенную продукцию, гарантирует нас от катастроф и сулит признательность.

4. Конфликт потребителя и творца

Творец и потребитель сочетаются в разных пропорциях в каждом человеке. Важно, чтобы в каждом из нас творца (созидателя, производителя) было больше, чем потребителя, иначе (если мы будем потреблять больше, чем производим) не останется тем, кто производить уже не может. Я имею в виду немощных стариков и инвалидов, в числе которых, рано или поздно, может оказаться каждый.

Творец – это не обязательно изобретатель, композитор и так далее. Конечно, архитектор, реализовавший свой сокровенный замысел, переполняется СЧАСТЬЕМ: красивый дом, привлекающий взоры тысяч людей, увековечивает его имя, в то время как механик, отрегулировавший карбюратор, испытывает чувство только собственного удовлетворения, пусть даже глубокого. Но творчество должно быть чертой характера и сопровождать человека всегда: рационально расставить мебель в квартире, подобрать удачно занавески, приготовить вкусный обед... Перечень этот бесконечен. Здесь главное – воспитать в себе тягу к творчеству и красоте, неравнодушие к халтуре. Только безупречная работа имеет смысл – это кредо творца. Потребитель никогда не испытывает такого удовлетворения и счастья, какое испытывают все творческие люди.

5. Школа. Реформа образования

Растущий объём накопленных человечеством знаний, давно превзошёл психофизические возможности человека в его освоении и создал проблему, которую я назвал ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТОПОМ. Человек с рождения обречён на невежество, ибо он не может постичь и усвоить и малой доли Знаний Человечества. Это уже проявляется у людей в комплексах неполноценности, бравировании нежеланием учиться, «Учись – не учись, а дураком помрёшь». Появляются «хиппи» и «панки». Воинствующее невежество – это груз, который, как якорь, держит значительную часть человечества в трясине убогого миропонимания.

Выход есть. Для балерин и футболистов проблема решена давно. Они с детства знают, что будут значительными людьми – без знания законов Кирхгофа, постоянной Планка и тройного интеграла. И не комплексуют! Так надо ориентировать с раннего детства после тестирования.

В школе на начальном периоде обучения, параллельно с преподаванием общеобразовательных предметов, должны исследоваться разносторонние способности и склонности детей для дальнейшей специализации, аналитические и математические способности для выявления потенциальных учёных, музыкальный слух и фантазия будущих музыкантов и композиторов, объёмно-пространственное мышление, без которого невозможен конструктор, ассоциативное мышление будущих журналистов и поэтов, и многое другое.

Необходимые профессиональные знания и навыки для будущей работы юноши и девушки должны получать уже в школе до 17 лет.

Это поможет им достичь профессиональной зрелости к возрасту физического расцвета – 25 годам (так сейчас учат балерин, футболистов, музыкантов). Тогда максимально продуктивный период их деятельности во многих областях будет не менее двух десятилетий, ибо в возрасте после 45 лет начинает снижаться скорость и острота мышления, появляются проблемы трудоустройства. Сейчас из институтов не выходят профессионалами ни инженеры, ни гуманитарии. Им приходится доучиваться на практике от 5 до 15 лет, в зависимости от способностей и условий. Как правило, в научно-технических областях профессионалы «вырастают» к 35 годам. Вот и остаётся наиболее продуктивной деятельности 10 лет.

А балерина... А балерина к 18–20 годам уже почти само совершенство. Ещё немного практического театрального опыта – и достигнута вершина. То же может быть получено в инженерной деятельности. Только надо раньше выделить врождённые склонности и концентрировать обучение на профессиональном направлении с более раннего возраста. Конструкторов и инженеров для разных производств тоже можно «выпускать» прямо из специализированных школ. Совпадение профессионального совершенства с возрастом физического расцвета сулит выдающиеся достижения. При этом удваивается и срок наиболее продуктивной деятельности в возрасте с 25 до 45 лет. Это на порядок повысит эффективность работы людей всех профессий.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕОБЩИМ и проходить в храмах Науки среди «икон» Бессмертных Ученых, Поэтов и Писателей, Отважных Первопроходцев и Исследователей, чей пример должен создавать священно-трепетную обстановку радостной жажды творчества.

Дети должны иметь нормированный рабочий день и ЗАНИМАТЬСЯ ТОЛЬКО В ШКОЛЕ. НИКАКИХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ! Родители тоже должны быть избавлены от дополнительной нагрузки, которую сейчас перекладывают на их плечи некомпетентные учителя.

Отбор на педагогическую работу должен быть через кастинг с предъявлением ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ УЧИТЕЛЯ (!) В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, чем к музыкантам в оркестре, актёрам в театре или к футболистам в клубных командах. Как слепой и глухой человек не может быть сторожем, так человек с каменным сердцем, не умеющий увлечь детей в мир науки, не может быть Учителем. Кандидатов в учителя надо искать как алмазы для последующей огранки в бриллиант Учителя.

Наука должна стать дорогой в будущее, в котором Идеал Счастья будет основой Смысла Жизни для всеобщего блага и добра.

6. Семья

И здесь есть что совершенствовать.

Родители – это, в первую очередь, тоже педагоги. А каков уровень их образования в этой области, мы не можем даже себе представить. На этот счёт нет ни научных, ни статистических данных. Известно только, что несчастливых семей много, страдают часто и дети, и родители.

Очевидно, нужен семейный кодекс и система образования и государственной ответственности за наличие условий нормальной жизни, а не только уголовной ответственности за насилие в семье. Именно в семье Идеал Счастья должен стать главным смыслом жизни её членов.

7. Искусство и СМИ

Все произведения искусств должны быть ориентированы на то, что каждый человек должен быть счастлив, СМЫСЛ ЖИЗНИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЖИЗНИ ДЛЯ ДОБРА И ЛЮБВИ, а любое антисоциальное поведение недопустимо и неприемлемо. КАТЕГОРИЧЕСКИ ДОЛЖНЫ ПРЕСЕКАТЬСЯ ПОПЫТКИ ПРОПАГАНДЫ НАСИЛИЯ И ВРАЖДЫ, А ТАКЖЕ ПОНЯТИЯ СВОБОДЫ КАК ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ. Без ложного понятия о цензуре. Но везде должны быть «антивирусные» фильтры, не допускающие деградации человечества.

Тема эта требует продолжения до создания Государственной программы. По большому счёту, если вы согласны, придумайте ей название. Я её пока назвал «Гомосапиенсизм». Придумайте лучше.

Хотелось бы надеяться, что эта публикация положит начало походу Призрака Счастья, который «побредёт» не только по Европе. Я в это верю.

Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо так...

Как? Давайте сформулируем смысл жизни человека, достойного называться действительно разумным, и попробуем привить его другим. Это сверхзадача всей нашей деятельности.

Сверхзадача литераторов

Помимо всем известных понятий, таких как лейтмотив и красная линия сюжета произведения, есть ещё порой неуловимое, более тонкое и высокое понятие – «сверхзадача». Она действует на уровне подсознания. Её ввел К. С. Станиславский для обозначения той главной цели, ради которой создается пьеса. Термин быстро перешагнул театральную практику и приобрёл иносказательное значение: высшая цель, которую необходимо достичь. Вот о сверхзадаче всех творческих союзов Украины хотелось бы поговорить.

В двадцатом веке на Земле в войнах и конфликтах было убито людей больше, чем за всю историю человечества. Нравственные идеалы XVIII–XIX веков девальвировали в новых веяниях раскрепощённого человечества, сбросившего с себя многие ограничения свободы личности. То, что раньше считалось постыдным и унизительным, сейчас во многом стало нормой, девичья честь уже исчезает как понятие. Пресса, радио и телевидение передают репортажи и сообщения со всего мира о войнах, где гибнут люди, льётся кровь. Вперемешку со спортом и новостями искусства показывают катастрофы, терроризм.

Как мы на это реагируем? Никак. Мы привыкли. Мы любим винить политиков, ведь от нас ничего не зависит.

Человеческому интеллекту свойственно предвидение. Анализ – прогноз – наш выбор – действия – такова жизненная программа каждого из нас и человечества в целом.

Что посеешь... То, что мы сеем сегодня, завтра будет миром наших детей, и жаль будет, если им это не понравится и они нас за это осудят.

Человек в первую очередь является биологической системой. Система эта далеко не совершенна, поэтому воспитанием её можно несколько улучшить, но до идеала ей будет ещё очень далеко. Есть, конечно, люди, у которых развиты творческие потребности, с детства испытывающие тягу к знаниям, есть люди с альтруистическими потребностями, инстинктами, которые характерны не только для человека, но и для многих стадных и стайных животных (пчёлы, муравьи). Но часто человек пытается выделиться не собственными полезными для общества достижениями, а уровнем своего потребления повысить свой престиж за счёт демонстрации своих материальных возможностей, порой за рамками разумного. Без переделки биологической природы человека общество всегда будет сталкиваться с примерами антисоциального поведения. Можно, конечно надеяться, что в будущем наука найдет способ, как превратить всех людей в близких к идеалу существ, но когда это будет, и будет ли...

Успех может прийти только тогда, когда резко повысится культура всего народа, когда престижными станут не степень потребления, а стремление помочь другим людям и принести пользу сообществу людей. Достичь этого можно только воспитанием, и это достижимо – примеров такого поведения людей в отдельных коллективах можно найти немало. К сожалению, деструктивные элементы сейчас влияют на значительную часть молодёжи своими порочными идеями и втягивают их в аморальные действия. В том, КТО ОКАЖЕТСЯ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, МЫ ИЛИ ОНИ, сегодня актуальный вопрос.

КЛУ – не политизированная организация, но он твёрдо стоит на основах высоких моральных идеалов, на общечеловеческих ценностях, издавна присущих нашему народу. Поэтому то, что КЛУ является объединением профессиональных литераторов, не должно закрывать двери перед желающими сделать свой вклад в литературу и культуру Украины на непрофессиональной основе. Надо отказаться от всех бюрократических ограничений для желающих вступить в КЛУ. Надо помнить, что членство в КЛУ ещё не даёт никаких привилегий, а только накладывает обязанность ТВОРИТЬ. Поэтому надо привлекать всех желающих сеять разумное, доброе, вечное. Что дальше? Сверхзадача – высшая цель, к которой необходимо стремиться. Вот о сверхзадаче нашего союза необходимо постоянно помнить.

Первоочередная задача – сформулировать смысл жизни каждого человека в совершенствовании жизни общества. Надо заложить основы для создания Государственного плана воплощения и развития такого смысла жизни, его формирования во всех составляющих, от обучения до профессиональной деятельности. Очень хочется, чтобы своими мыслями по этой теме делились все члены и не члены КЛУ, чьи мнения и предложения, я надеюсь, будут учитываться Правлением и публиковаться в газетах и на сайтах.

Итак, наша задача сформулировать Смысл жизни Человека будущего, сделать его Законом и создать Государственную программу по его внедрению на всех этапах человеческой жизни.

Мы должны искать и объединять единомышленников и соратников для формирования Смысла жизни Человека будущего.

Идея легенды должна звучать везде. Как смело писал Хлебников, обращаясь к поэтам:

Поем и кричим, поем и кричим,

Пьяные прелестью той истины,

Что Правительство земного шара

Уже существует.

Оно – Мы.

Надо довести до осознания поэтов, что «Правительство земного шара уже существует. Оно – Мы». Только тогда они смогут понять, что их голос должен быть услышан, и поверить в собственное предназначение – творить Будущее. Это сверхзадача поэтов.

Пора сделать шаг вперед

Я не вижу энтузиастов сделать хоть что-нибудь для поиска пути в будущее. Именно поэтому я пишу о Правительстве Времени и Обществе Председателей земного шара, порожденного Хлебниковым, видя, что помимо идеи Мира на основе идеала Счастья, Правды, Науки и Искусства необходим следующий шаг к Смыслу жизни. Понимая, что легенда Общества – это пока только легенда, но история показывает нам, что и мифологические легенды бывают живучими и способны в какой-то мере влиять на человеческое несовершенство. Религии, например, не принесли миру мир, но влияли на многие процессы сознания. Очень хочется подвигнуть человечество к религии Наук и Искусств.

О ней здесь: А. Мозжухин. Религия человечества 3-го тысячелетия http://svitk.ru/004_book_book/4b/1058_mozjuhin-religiya.php

В. Хлебников

Воззвание Председателей земного шара

Только мы, свернув ваши три года войны

В один завиток грозной трубы,

Поем и кричим, поем и кричим,

Пьяные прелестью той истины,

Что Правительство земного шара

Уже существует.

Оно – Мы.

А пока, матери,

Уносите своих детей,

Если покажется где-нибудь государство.

Юноши, скачите и прячьтесь в пещеры

И в глубь моря,

Если увидите где-нибудь государство.

Девушки и те, кто не выносит запаха мертвых,

Падайте в обморок при слове «границы»:

Они пахнут трупами.

Ведь каждая плаха была когда-то

Хорошим сосновым деревом,

Кудрявой сосной.

Плаха плоха только тем,

Что на ней рубят головы людям.

Так, государство, и ты

Но зачем оно кормится людьми?

Зачем отечество стало людоедом?

Если вы, о государства, прекрасны,

Как вы любите сами о себе рассказывать

И заставляете рассказывать о себе

Своих слуг,

То зачем эта пища богов?

Зачем мы, люди, трещим у вас на челюстях

Между клыками и коренными зубами?

И не высоким ли холопством

Со стороны людей, как едомых,

Защищать своего верховного Едока?

Мы – особый род оружия.

Итак, боевая перчатка

Трех слов: Правительство земного шара –

Брошена.

Перерезанное красной молнией

Голубое знамя безволода,

Знамя ветреных зорь, утренних солнц

Поднято и развевается над землей,

Вот оно, друзья мои!

Правительство земного шара.

Анатолий Зарицкий

Взгляни из космоса. Декларация ПЗШ

1

Смотрю из Космоса на Землю.

Она – как матовый сапфир.

Туманной каплей – мысли семя

несёт в пространство – в звездный Мир.

С орбиты все мы на планете –

одна семья – на много лиц.

Ни линий фронта не заметишь,

ни государственных границ.

Не видно замков, грозных башен.

И лишь китайская стена –

пока – из Космоса видна.

Так шрамом рыцарь разукрашен.

Земля. Единственная в Свете.

Так беззащитна! Так легка!

Что капля жизни для кометы,

летящей к нам издалека?!

Юла запущена! Сдвигают

льды Антарктиды ось Земли.

Последний круг земного Рая

часы вселенские пошли.

Но это – рок! Судьба и тайна…

Даст Бог – минует, не сгорим!

Земле страшна другая крайность.

Удар опасней – изнутри!

Убьёт Презрение планету –

к богатым, к бедным, не таким,

к неверным, не такого цвета

и просто к нациям другим.

2

Я – православный мусульманин.

Я – католический буддист.

Иудаистский лютеранин.

Персоналист* и синкретист!**

Я узкоглазый, чёрнозадый.

Хохол, колбасник, макарон.

Москаль проклятый, жид пархатый…

Как много «ласковых» имён!

Всё это – Я. И если русский,

то нараспашку – всей душой.

Когда француз – учу французский!

Мы ж центр культуры мировой!

Сказал мне как-то в оперетте

друг из Милана средних лет:

«Поем мы лучше всех на свете!».

У самого ж и слуха нет!

В футболе тоже – мы! – испанцы!

Мы! – впереди планеты всей!

А в их команде – иностранцы.

Всего лишь 5 испанцев в ней.

И я горжусь своим народом,

родным могучим языком,

своим простым – не древним – родом,

хоть слабо с предками знаком.

Но Личность строит не Природа!

За ней – лишь тело. Не секрет –

мы козыряем всем народом,

когда своих достоинств нет!

* Персонализм – философское течение, расценивающее религию и науку как равнозначимые требования человеческого духа, фетишизирующее творческое начало человека.

** Синкретизм – смешение разнородных вероучений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.

3

Чем больше разных в государстве –

тем больше Бог ему даёт!

От сатанинских сил коварство –

делить границами народ!

Столкнуть арабов и евреев.

стравить хохлов и москалей…

Бес правит бал! Через лакеев –

безумных фюреров, вождей…

Все от Адама и от Евы!

От первородного греха!

Достойны праведного гнева –

ведь не исправились в веках.

Быть может, нас исправит Карма –

другую жизнь мы проживем

не за границей, не в казарме –

пускай козой или ослом!

Прорви в душе своей границы!

Взгляни из Космоса – как я.

Откроем новую страницу

великой книги Бытия!

Страница только приоткрыта.

Но двадцать первый век – для вас.

Пора вставать, космополиты!

Для Процветанья пробил час!

Анатолий Мозжухин.

Декларация ПЗШ

Истоптан босыми ногами,

подковами и сапогами

наш мир, в котором мира нет.

А короли и президенты,

их холуи и диссиденты

как будто в стороне от бед.

Одни воруют, убивают,

а миллиарды голодают,

не кормит их нелегкий труд.

Враньем опутана планета,

и тонет в шуме глас поэта,

когда вокруг все хором врут.

Поэты – партия вне власти,

им ближе всех людские страсти,

и честь, и совесть им близки.

И с нами знамя идеалов!

где молния не потеряла

способность целиться в виски.

Паучью сеть политиканов,

сатрапов, держиморд, болванов

поэт всегда пером разил.

И будет так всегда и вечно,

покуда в жилах человечьих

течет кровавый сок чернил.

А королям и президентам,

их холуям и претендентам

мы посылаем СВОЙ привет.

Но Председателем планеты,

раз порешили так поэты,

во веки будет лишь поэт!

СТОЛЕТИЕ ЛЕГЕНДЫ

Содержание

К 100-летию жизни легенды 3

Начало 3

О Знамени Председателей земного шара 4

Клейноды ПЗШ 6

Знак Председателя земного шара 7

Последние дни 3-го Председателя 11

Ю.Г.Каплан – 4-й ПЗШ 15

Велемир Хлебников 23

Автобиография Хлебникова 25

Музей в Старом Крыму 25

О знаменосцах 26

Всё, что могу... 28

Размышления у могилы Ю. Г. Каплана 28

К человеку будущего 33

Смысл жизни 37

1. Принуждение к миру 39

2. Неравенство 39

3. Работа 39

4. Конфликт потребителя и творца 40

5. Школа. Реформа образования 40

6. Семья 42

7. Искусство и СМИ 42

Сверхзадача литераторов 43

Пора сделать шаг вперед 45

В. Хлебников. Воззвание ПЗШ 46

А. Зарицкий. Взгляни из космоса. Декларация ПЗШ 47

А. Мозжухин. Декларация ПЗШ 50

Литературно-художественное издание

(на русском языке)

СТОЛЕТИЕ ЛЕГЕНДЫ

Анатолий Александрович Мозжухин

Редактор Н. А. Резниченко

Макет обложки автора

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...