Объяснение близких контактов с НЛО с точки зрения психологии

13 502

В последнее время стал популярен так называемый феномен Контактерства, люди рассказывают о своих контактах с пришельцами из космоса, утверждают, что их похищали и забирали на межпланетный корабль и даже «возили» на другие планеты. Как правило-таки контакты случаются, когда человек ложиться спать или в момент просыпание, контактер видит яркий свет, странных существ, часто похожих на людей, эти существа по утверждению очевидцев общаются телепатически. В более редких случаях (в крайнем случае у нас в России) человека на борт НЛО забирают в безлюдном месте, в лесу, в поле, на пустынной дороге и т.д.

Известно также, что похожие контакты происходили и сто лет назад и еще намного раньше, правда назывались бесоодержимостью. Известный русский и советский психиатр, невролог, физиолог, психолог В.М. Бехтерев в книге «Психика и жизнь. Внушение» описывает случай бессоодержимости, очень схожий с тем, что в современном обществе и среди уфологов называется контактерством:

«По описанию Regnard'a, к женщине, которая обыкновенно подвержена конвульсивным приступам, в один прекрасный вечер является изящный и грациозный кавалер; он нередко входил через открытую дверь, но чаще появлялся внезапно, вырастая как бы из земли. Вот как его описывают колдуньи на суде: «Он одет в белое платье, а на голове у него черная бархатная шапочка с красным пером или же на нем роскошный кафтан, осыпанный драгоценными каменьями вроде тех, что носят вельможи. Незнакомец является или по собственной инициативе, или на зов, или же на заклинание своей будущей жертвы. Он предлагает ведьме обогатить ее и сделать могущественной; показывает ей свою шляпу, полную денег; но, чтобы удостоиться всех этих благ, ей придется отречься от Св.крещения, от Бога и отдаться Сатане душой и телом».

Бехтерев продолжает:

«Вот стереотипные описания демонических галлюцинаций, которым подвергались истерические женщины средних веков или так называемые колдуньи по тогдашним понятиям.

Ясно, что здесь дело идет о галлюцинациях такого рода, которые выливаются в определенную форму, благодаря представлениям, упрочившимся в психике путем самовнушения или внушения быть может еще с детства, благодаря рассказам и передаче из уст в уста о возможности появления дьявола в роли соблазнителя. Другое не менее распространенное убеждение в народе, которое получило особенную силу, благодаря религиозному мистицизму, в эпоху средних веков есть так называемая бесоодержимость, то есть обладание дьяволом человеческого тела. Благодаря самовнушению о вселении дьявола в тело, эта идея нередко является источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые также способны к эпидемическому распространению».

Явления странных существ очень напоминающих людей, которые современные контактеры называют пришельцами или инопланетянами, очень распространено и по ныне. При этом надо упомянуть, что большинство контактеров женщины склонные к истерическим расстройствам, повышенной внушаемостью и фантазиям. Феномен контактерства исследовали не только уфологи, но и психологи и психиатра, одно из таких исследований я приведу в этой статье:

Исследования проводилось в Лондонском университете, Нью-Кросс, авторы исследования профессор Кристофер К. Френч, Джулия Сантомауро, Виктория Гамильтон, Рэйчел Фокс, отдел исследований аномальной психологии, факультет психологии. В категорию испытуемых входили все, кто утверждал, что имел внеземной контакт. В число таких случаев входили наблюдения НЛО (в большинстве случаев неоднократно в течение многих лет), причем возраст первого наблюдения варьировался от четырех лет или меньше до двадцати с лишним лет. Большинство участников эксперимента сообщали о прямых контактах с различными инопланетными формами жизни, а также о телепатическом общении с инопланетянами. Из 19 человек, принявших участие в исследовании, многие сообщили об опыте, который отражает общие темы в литературе об НЛО. Например, шестеро сообщили, что инопланетяне вживили в их тела какое-то устройство, один верил, что его земные родители не были его настоящими родителями (его настоящие родители - инопланетяне), двое сообщили, что нашли на своих телах следы, нанесенные инопланетянами, один сообщил об опыте «пропажи времени», а трое считали, что инопланетяне удалили у них плод или вызвали выкидыш. Также сообщалось о множестве других воспоминаний, связанных с пришельцами.

Участников набирали с помощью рекламы проекта в газетах и по радио, обращений на веб-сайте и сарафанного радио. Испытуемые и контрольные группы были подобраны по возрасту и полу и состояли из 19 участников, 8 мужчин и 11 женщин. Средний возраст испытуемых составил 45,0 лет (SD = 13,7), от 23 до 72 лет. Средний возраст контрольной группы составил 45,5 лет (SD = 14,5), от 21 до 74 лет. Участники представляли самые разные слои общества. Они проходили тестирование либо на GoldsmithsCollege, либо в другом учебном заведении, либо у себя дома. За свое участие они получали дорожные расходы и небольшое вознаграждение (обычно 10 фунтов стерлингов).

Исследователи пришли к выводу, что люди, пережившие опыт, отличаются от людей, не переживших опыт, психологическим профилем: у них выше уровень веры в паранормальное и переживания паранормального, самоотчеты о паранормальных способностях, склонность к галлюцинациям, поглощенность, диссоциативность и частота сонных параличей. Рассматривая незначительно значимую разницу между группами по склонности к фантазиям, отметим, что при анализе этих данных с помощью связанного t-теста или однохвостого несвязанного t-теста, оба из которых были бы оправданы, разница между группами оказалась значимой. Поэтому представляется разумным заключить, что наши результаты также свидетельствуют о более высоком уровне выраженности фантазий у испытуемых по сравнению с контрольной группой.

Большая часть современных теоретических и экспериментальных работ, касающихся восприимчивости к ложным воспоминаниям и галлюцинациям, основана на модели мониторинга реальности, предложенной Джонсоном и Райе (Johnson and Raye, 1981; см. также Johnson et al., 1993). Согласно этому подходу, галлюцинации возникают как следствие ошибки мониторинга источника, когда внутренне созданные образы ошибочно приписываются внешнему источнику. Аналогичным образом ложные воспоминания могут возникать, если воспоминания о внутренне сгенерированных событиях, таких как воображение, фантазии и сны, ошибочно интерпретируются как воспоминания о событиях, которые действительно имели место в объективной реальности (French, 2003). Решение о том, относится ли воспоминание к внутренне сгенерированному ментальному событию или к внешнему событию, частично основывается на характеристиках самого воспоминания (например, на количестве перцептивных деталей, причем воспоминания о внешних событиях обычно имеют больше перцептивных деталей и ясности, чем ментальные события). Кроме того, критерии, используемые для принятия решения о том, является ли воспоминание «реальным» или нет, также зависят от критериев, используемых для принятия этого решения. Люди могут различаться по степени готовности принять, скажем, мимолетный образ за подлинный фрагмент памяти о событии, которое действительно имело место.

К похожему выводу пришел и я, человек испытавший очень яркие пиковые переживания возможно в детстве имеющий склонность к фантазированию и к магическому мышлению (вера в паранормальные, сверхъественные явления), как правила такие переживания могут иметь травмирующий характер, в результате возникает защитная реакция организма и психики человека – диссоциация. Характеристиками диссоциативных состояний является:

• изменения мышления, при которых доминируют архаические формы;

• нарушение чувства времени;

• чувство потери контроля над поведением;

• изменения в эмоциональной экспрессии;

• изменения образа тела;

• нарушения восприятия;

• изменения смысла или значимости актуальных ситуаций или ситуаций, имевших место в прошлом;

• чувство «омоложения» или возрастной регрессии;

• высокая восприимчивость к суггестии.

Нечто подобное мы наблюдает при так называемых контактах с НЛО – это и изменение мышления, нарушение чувства времени, изменения образа тела и т.д. Я не отрицаю тот факт, что человек может пережить яркий трансперсональный/мистический опыт, он может видеть очень яркий свет, у него могут возникать видения и галлюцинации уфологического порядка, он может видеть существ, которые как он считает общаются с ним телепатически. Более того, как писал В.М. Бехтерев, человек может себе внушить те образы, которые в дальнейшем примет за контакт с инопланетянами. А еще бывает так что пережив такие пиковые переживания, человек обращается к уфологам, магам, эзотерикам, где ему сообщают, что оказывается у него был контакт с инопланетянами. Нужно с прискорбием сказать, что уфологи, часто не разбираясь в трансперсональном переживании человека, говорят ему что у него был контакт с НЛО, и этим отправляя его не правильным путем. Сами уфологи искренне верят в возможность контактов с пришельцами из космоса, автор данной статьи на протяжении почти двадцати лет достаточно близко сотрудничал с разными российскими уфологами и знает, о чем говорит. Я рекомендую тем, кто пережил пиковые переживания или трансперсональный опыт и даже возможно видение некоторых существ обратиться со своими переживаниями к психологу или к психотерапевту. В некоторых случаях для восстановления воспоминаний человеку и исследования его опыта, якобы претендующий на контакт с НЛО используют регрессивный гипноз, совсем не обращая внимания на некоторые нюансы такого метода восстановления переживаний. «Для клиента или пациента влияние гипнотизёра в сочетании с нашим культурным увлечением научной фантастикой и НЛО облегчает принятие простого решения о похищении инопланетянами. Так называемые «восстановленные» детали воспоминаний могут быть фантазиями, предоставленными субъектом, или воспоминаниями о других событиях, переосмысленными как похищения инопланетянами» (Дж. Рэндал Монтгомери «Похищенный! Научные объяснения опыта похищения инопланетянами»). С этим согласен и другой автор Найл Бойс, в своей статье «Психиатр, который хотел верить», ссылкой на Кристофер К. Френч (исследования опыта контактов, который я приводил выше) он пишет: «…проблема гипнотической регрессии в том, что вы получаете примерно то, чего ожидаете. Если вы идёте на сеанс, ожидая, что у вас восстановятся воспоминания о похищении инопланетянами, то, скорее всего, именно это вы и получите. Если вы идёте на сеанс, думая, что у вас восстановятся воспоминания о прошлой жизни в качестве Марии Стюарт, то именно это вы и получите».

Досадный случай «ложных исследований и результатов» произошел с Гарвардским психиатром Джоном Мэком. Мэк был известным, уважаемым психиатром, но после знакомства с идеями Станислава Грофа и с холотропным дыханием, который получил славу как очень неоднозначного метода в психологии и в психотерапии. Джон Мэк попробовав Холотропное дыхание пережив яркие воспоминания, его сознания поменялось. По мере погружения в трансперсональную психологию и знакомства с ее адептами, Джон Мэк по инициативе Грофа познакомился с Баддом Хопкинсом, который рассказал ему о Контактах с НЛО и исследования их с помощью регрессивного гипноза. В начале 1990-х Мэк сделал поразительное заявление. Он лечил пациентов, которые утверждали, что их похищали инопланетяне, — и он им верил. В 1994 году он опубликовал книгу «Похищение: встречи людей с инопланетянами», в которой описал 13 случаев из своей практики. В 1999 году вышло продолжение «Паспорт в космос». Мэк утверждал, что «Похищение» было логическим продолжением его более ранних работ, в том числе исследований Т. Э. Лоуренса, самоубийств и угрозы ядерной войны: «Связь заключается в вопросе идентичности — в том, кто мы есть в самом глубоком и широком смысле». Личный опыт стал первостепенным: «Пережитый свидетелем опыт и наша клиническая оценка правдивости этого опыта могут быть единственными средствами, с помощью которых мы можем судить о реальности этого опыта».

Для его коллег это стало неожиданностью. «Он во многом повлиял на меня, — сказал Ханцтян, — но я не мог пойти по этому пути… Это был болезненный аспект наших отношений, который я так и не смог полностью преодолеть». В 1994 году Гарвардский университет начал пересмотр должности Мэка, но он сопротивлялся и сохранил должность. Однако его профессиональная репутация была серьёзно подорвана. «Коллеги больше не воспринимают его всерьёз», — сказал Арнольд Релман, почётный профессор Гарвардской медицинской школы, в интервью Los Angeles Times в 2001 году. Мэк также столкнулся с жёсткой критикой со стороны академического сообщества: журналистка Донна Бассетт выдавала себя за так называемую похищенную и обнародовала подробности сеанса, во время которого Мэк, по-видимому, поверил в её историю о том, что она была похищена инопланетянами во время Карибского кризиса и стала свидетельницей переговоров между Хрущёвым и Кеннеди на борту космического корабля. (Найл Бойс «Психиатр, который хотел верить») Хотя часто рекомендуется, чтобы терапевт установил доверительные отношения с пациентом, специалист в области психического здоровья (или академический «эксперт»), который верит в сценарий похищения, укрепляет веру пациента. Вместо этого я считаю, что терапевт должен объяснить, что похищения инопланетянами не реальны, являются продуктом человеческой культуры и могут быть проявлениями нарушений сна или психических проблем. Некоторым пациентам нужна не поддержка, а противодействие и перепрограммирование, как тем, кому «промыли мозги» в сектах.

К сожалению большинство контактеров с которыми мне пришлось работать «истино» уверовали в то что у них на самом деле был контакт с пришельцами из космоса и переубедить их в этом не предоставляется мне возможным – это вызвано еще тем травматическим опытом, который бывает при очень ярких пиковых переживаниях и самовнушением самим контактером.

В заключении еще раз хочется подчеркнуть, что очень важно при травмирующих эстатических/пиковых переживаний обратиться к опытному психологу или психотерапевту избегая при этом уфологических и эзотерических интерпретаций своего опыта. В целом мне видеться очень сомнительным близкие контакты человека с внеземными цивилизациями, в том числе во многом из-за абсурдности рассказов самих контактеров, и отсутствия каких-либо физических доказательств, основном все держится на устных историях не чем не подтвержденных, при этом у контактеров при исследования их психологических особенностей с помощью психологических тестов, обнаруживаются различные психологические и психические особенности и отклонения, что говорит о мало вероятности таких контактов. 

Иран отправил нам аналоги "Хаймерсов". Запад не хочет верить и изучает снимки
  • Beria
  • Вчера 13:51
  • В топе

Иран отправил военную технику в Россию, что вызвало серьезные опасения у западных стран. На снимках, сделанных в порту Бендер-Энзели на Каспии, были задокументированы погрузка тактических ракетных...

Им не страшно: Запад перестал "бояться" России

Самая распространённая ловушка в которую попадают лжецы – отождествление себя с чужой ложью.Такое случается и на бытовом уровне, когда, например, рядовой участник очередной финансовой "...

Обсудить
  • Вам хочется пожелать встретиться уж если не с инопланетянами, то хотя бы с НЛО, тогда мозги, по крайней мере в этой сфере, встанут на место и о галлюцинациях забудете. Попросите ведущего медицинской телепередачи доктора Мясникова взять вас с собой на отдых в Сибирь, он там НЛО через раз видит, всего около семи раз видел. Или сами в деревню Малёвка Пермского края, там НЛО обычное явление.
  • А как же приборные фиксации чего-то, чего "не может быть"? И тарелки, и сумасшедшие огни, и океанские квакеры, и тени/светляки проплывающие по Луне? Да и госпроекты, с которых сняли секретность - тоже вызывают недовери? :question: :question:
  • Раньше были лешие и домовые, а теперь вот пришельцы и инопланетяне вместо них: лечиться надо, как следует, гражданам "контактëрам" пока крыша окончательно у них не съехала.
  • Мир гораздо сложнее, чем вам, автору статьи, кажется.