Украина готовит новое контрнаступление на южном участке. Детали в телеграм Конта

Самоорганизация общества

11 1221

Многое в нашей жизни не устраивает, пожалуй, большинство людей, и многие понимают, что, во-первых, само собой ничего не решится, а, во-вторых, не дождаться, когда «сверху» что-то сделают хорошо всем и каждому. Люди справедливо полагают, что решение многих проблем возможно, когда «все поднимутся», «самоорганизуются», однако не все представляют, как этот процесс протекает в реальности.

С ростом объёма информации, проходящей через каждого человека, становятся всё более острыми те нерешённые проблемы в обществе, которые «мешают жить», наличие этих проблем вроде бы обыденно объясняется тем, что «так сложилось», «так устроено», «по другому — никак», часто со ссылкой на объективные причины, но всё же объём противоречий во всём этом растёт как снежный ком и вызывает, как минимум, чувство дискомфорта. И это при том, что подразумевается наличие такого «последнего средства» как народный бунт, революция или просто коллективное действо, способное в корне изменить существующее положение дел, начиная от масштабов трудового коллектива или многоквартирного дома и до масштабов всего общества.

Все эти коллективные действа рождаются в результате процессов самоорганизации общества, и чтобы люди не разводили руками в непонимании, «почему до сих пор народ не встал», мы решили разобраться в этих самых процессах самоорганизации общества как таковых. Предлагаем и вам вместе с нами погрузиться в эту тему и в процессе чтения пойти дальше тех выводов, которые сделали мы.

Самоорганизация как явление

Если заглянуть в энциклопедии по нашей теме, то можно в принципе, найти общие характеристики явления, на которые и будем опираться при нашем исследовании. Вот что нам говорит Википедия.

«Самоорганизация — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия, хотя внешние условия могут иметь как стимулирующий, так и подавляющий эффект. В ходе самоорганизации некоторая форма общего порядка возникает из локальных взаимодействий между частями изначально неупорядоченной системы». [ 1 ]

Большая Советская Энциклопедия сообщает нам, что:

«Самоорганизация это процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер». [ 2 ]

Далее энциклопедии, развивая тему, подводят нас к мысли, что самоорганизация — общеприродное явление, близкое к само упорядоченности, свойственному даже отдельным химическим процессам.

Согласимся с тем, что явление общеприродное, однако заметим, что, если для животных самоорганизация важна как ответ на изменение среды, то для человека кроме вышесказанного, самоорганизация важна как инструмент формирования в целом устройства всего общества. И поскольку мы уверены в том, что все процессы управляемы, то управлять можно и самоорганизацией, поэтому рассмотрим её через призму теории управления.

Полная Функция Управления

Ход любого процесса можно представить как последовательное выполнение этапов Полной Функции Управления (ПФУ), и такой метод позволяет как понимать все действия участников процесса, так и перехватывать управление, если результаты процесса не устраивают. И хоть первые этапы ПФУ особо не видны и не порождают шумных эффектов, управление начинается именно с них.

1 этап. Распознавание фактора среды, который давит на психику и вызывает потребность в управлении.

Действительно, если посмотреть на результаты дел, которые люди сделали, объединив усилия, то можно обнаружить, что сначала был выявлен некий фактор, какая-то проблема. И это далеко не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы выявить какую-то проблему, нужна адекватная методология познания окружающего мира, позитивный образ будущего и привычка задумываться не только о личной, но и об общественной жизни. Все общественные проблемы выявляются именно так, будь это теснота на парковке многоквартирного дома, либо несправедливое распределение благ в масштабах всего общества.

Соответственно, для интенсификации первого этапа процесса самоорганизации требуется распространение в культуре общества информации о том, какова должна быть модель устройства общества, установки о том, что каждый человек — часть общества и должен вносить свой вклад в общественную жизнь. Должны распространяться примеры общественных дел и проектов, которые уже воплощены, либо находятся на стадии разработки.

А для того, чтобы процессы самоорганизации не стартовали, силы, не заинтересованные в них, распространяют информацию с обратными смыслами. Это установки, типа «я человек маленький, от меня ничего не зависит», «мир несправедлив, живи и приспосабливайся в нём как сможешь», «всё устроено не нами (или Свыше), не нам и переделывать», «инициатива наказуема» и тому подобное. Сюда же можно отнести искажения статистики, когда людям доносят, что уровень жизни повышается, а то, что они своими глазами видят обратное — их иллюзия.

Кроме того, при выявлении фактора среды важно распознать именно корневую причину, а не следствие, и, если здесь произошла ошибка (или перехват управления теми, кого устраивает существующее положение дел), то весь дальнейший процесс «забуксует», что приведёт к ещё худшему положению и станет лишним примером демонстрации, что «не лезьте, куда не просят, хуже будет». Здесь важна адекватная методология, которую можно освоить в процессе самообразования, погрузившись в книги по философии, социологии, психологии, теории управления. А для тех, кто этого ещё не сделал, порекомендуем методику выявления корневых причин «пять почему» [ 3 ]. В некоторых случаях она отлично помогает выявить именно ту причину, с которой и нужно работать.

Первые этапы ПФУ процесса самоорганизации общества являются самыми главными, к ним мы ещё вернёмся в отдельном разделе ниже.

2 этап. Стереотип распознавания фактора на будущее.

На этом этапе у людей появляются возможности для идентификации происходящего с процессами, о которых уже имеется некоторое представление. В том числе и эта статья вносит вклад в этот, второй этап ПФУ и прочитавший в дальнейшем сможет отнести, например, групповое обсуждение какой-то общей проблемы к процессу самоорганизации. А нужно это для того, чтобы понимать, куда двигать это обсуждение, чтобы проблема была решена, и какие шаги препятствуют объединению людей в некую структуру, которая и займётся в дальнейшем решение проблемы.

3 этап. Постановка целей.

Цель — это и есть некий желаемый образ будущего. Правильная постановка целей управления зависит:

во-первых, от того, как выявлена и сформулирована проблема;

во-вторых, какое имеется представление об общественном устройстве в предельно обобщённом виде.

Если выявлена не корневая причина, а одно из её следствий, может получиться половинчатое решение, либо исчезновение одной проблемы может породить другую.

Например, если огласить и начать решать проблему «слишком много автомобилей во дворе перед домом», то, во-первых, такая формулировка отсекает целый спектр возможных решений, а, во-вторых, порождает новые проблемы.

Если на парковке слишком много машин, то «очевидное» решение — уменьшить их количество например, (четвёртый этап ПФУ) путём установки шлагбаума, или пойти ещё дальше — установить плату за парковочное место. Не говоря уже о том, что с таких «решений» кормятся те, кто устанавливает и обслуживает шлагбаумы, возникают напряжения в обществе, далеко не всем становится лучше. Если же доходит до платы за машино-место, это расслаивает общество по степени достатка, что также не способствует благополучию. Такие решения вряд ли могут прийти в голову тем, кто имеет образ справедливого устройства общества, где всем комфортно, никто не получает выгоды от ущемления комфорта других.

Более правильная на наш взгляд постановка проблемы в этом случае — теснота на парковке. Такая формулировка предполагает ещё и такие решения, как например — расширение парковки. Если удаётся это воплотить, то новых проблем не возникает.

Как управлять процессами самоорганизации на данном этапе, чтобы общество двигалось по пути развития? Цели нужно уметь ставить так, чтобы по их достижению становилось лучше не только какой-то узкой группе людей, а всему обществу, и чтобы это не порождало новых проблем для кого-то ещё, пусть и в дальней перспективе. Для этого в культуре должны быть информационные модули, содержащие установки, что каждый человек — часть общества, общественное выше личного и тому подобное. И мыслить нужно уметь более широко, видеть весь спектр объемлющих процессов, причём — на много лет вперёд.

Чтобы тормозить процессы самоорганизации, заводить их в тупик и сливать энергию масс, нужно наоборот — мыслить узко, аргументированно доказывать выгоду «здесь и сейчас», которая будет получена конкретной узкой группой людей. Что будет с остальными, с обществом и в будущем — эти темы лучше не затрагивать, оно «как-нибудь само сложится».

4 этап. Выработка концепции достижения целей.

Именно после этого этапа у людей начинается вера в то, что их проблема может быть решена. Наличие такой веры даёт старт следующему этапу, когда уже видны конкретные действия участников процесса. Впрочем, слово «вера» хоть и общепринятое, но всё же лучше, когда описаны конкретные способы достижения целей. Когда люди чётко представляют определённую последовательность действий и их смыслы, то гораздо проще начать делать дело, находясь в состоянии определённости. Для сложных задач может быть разработана некая генеральная концепция и множество частных, вложенных в неё и описывающих какие-то более мелкие процессы.

На этапе разработки концепции важно соотноситься с существующими концепциями жизнеустройства, и не порождать новых проблем. По большому счёту, существует всего две генеральных концепции:

Толпо-«элитарная», когда меньшая группа людей живёт за счёт труда всех остальных;

Справедливая, когда нет места паразитизму, все имеют доступ к ресурсам и могут реализовать свой творческий потенциал.

При разработке концепций достижения конкретных целей следует понимать, что они в любом случае будут относиться к одной из вышеописанных генеральных концепций. И, если решать задачи в рамках концепции толпо-«элитаризма», то сопутствующие проблемы неизбежно возникнут.

Как стимулировать процессы самоорганизации общества на этом этапе? Распространять позитивные примеры успешных проектов с разбором технологии принятия решений, разных вариантов действий, которые были отвергнуты и так далее. Важно помнить, от проработки концепций, от достижимости будет зависеть следующий этап самоорганизации, на котором люди, вдохновлённые этим, начнут делать конкретные шаги. Нужны передачи на телевидении, объединённые в рубрику «сделано сообща», где показывали бы не только результаты дел, сделанных на основе самоорганизации, но и рассказы участников об их вкладе в эти дела, истории проектов и тому подобное. Наверняка есть множество таких роликов на видеохостингах, которые сейчас не объединяет тема самоорганизации, о них не знают широкие слои населения и это плохо. Поскольку в идеале львиную долю общественных дел должны делать сами люди (не зря наш президент всё время говорит о повышении роли местного самоуправления), нужен государственный подход к освещению этой тематики.

Загубить же процессы самоорганизации на этом этапе можно оглашением нереализуемых или рискованных концепций, примеров, когда люди пострадали от своих действий. Также вполне рабочие концепции можно представлять как утопические, уводить обсуждение на личности, или на другие темы.

Также на торможение выработки концепций достижения целей влияют различные фильмы с супергероями, которые, кроме прочих, внедряют в умы зрителей установки, что решение разных задач можно осуществить только, обладая разными сверхспособностями, а не путём объединения усилий многих людей (много ли вы знаете фильмов, где проблема решалась именно объединением людей, а не героем одиночкой?). Да и в целом внедряется мысль, что некий супергерой где-то существует, он обязательно придёт и решит наши проблемы.

5 этап. Создание структур.

Все действия, которые происходили на первых четырёх этапах, можно отнести к бесструктурному способу управления. Оно было распределено по психикам множества людей, которые общались, размышляли, рождали идеи, мысли, пока это не сложилось в некую стройную картину, увидев которую, активные люди начали действовать.

Структурное управление всегда выкристаллизовывается из бесструктурного, и происходит это тогда, когда подготовлена достаточная информационная база для того, чтобы начать совершать конкретные шаги по решению проблем. Бесструктурное управление порождает структурное в виде виртуальных структур, динамических по составу участников, месту и времени, или обычных, «стационарных» структур, которые занимаются конкретными делами.

Активисты начинают действовать, и обычно первые шаги направлены на поиск соратников, с которыми затем вместе будут трудиться над решением проблем. Поиск соратников становится легче, если идеи и смыслы первых трёх этапов ПФУ завладели большим количеством людей.

Объединению людей в коллективы способствует наличие и доступность каналов связи, законодательная база, позволяющая быстро и просто регистрировать общественные организации, фонды и прочее. На результативность их деятельности влияет наличие нормативной документации, в которой прописаны процедуры приёма обращений и работы с ними различных структур власти, отчётность и обратная связь по ним, открытость процедур принятия решений различными государственными структурами.

В настоящее время с развитием информационных технологий стало куда проще налаживать контакты и вести разговоры. Интернет сайты, форумы, группы и каналы в мессенджерах — отличные инструменты для коммуникаций неравнодушных людей.

Те, кто чувствует в себе потенциал для добрых совместных дел не должен относиться к современным технологиям «свысока», лишь критикуя «инстаблогеров» Информационные ресурсы — лишь инструменты и ими можно пользоваться в разных целях, в том числе, и для организации людей для решения проблем. Не нужно недооценивать и возможности современных цифровых сервисов для коллективного сбора средств на хорошее дело. Возможно, многих останавливает именно мысль о неподъёмности нужной суммы денежных средств, предлагаем обращать внимание на примеры успешного финансирования дел и проектов на «народные деньги», а тем, кто реализовал такие дела ярче подавать этот факт в своих публичных отчётах.

Даже коллективное (со сбором подписей) обращение в органы власти с предложением что-то сделать (или помочь нам своими ресурсами что-то сделать) это совсем не одно и тоже, что обращение одного человека. Сейчас органы власти всё более строго обязаны отчитываться перед общественностью, поэтому уже не могут как раньше отмахиваться от активных граждан. Здесь важно не стоять на позициях «мы платим налоги, власть ДОЛЖНА наладить нам жизнь». Конструктивный подход и сотрудничество гораздо эффективней и уж точно лучше постоянных сетований на нерадивость различных служб.

Ускорению процессов самоорганизации на данном этапе способствует наличие достаточно большого количества активных людей, неравнодушных к общественным проблемам, готовых тратить свои ресурсы на общественные дела, для которых принцип «общественное — выше личного» не пустой звук, а одна из базовых настроек психики.

Рассчитывая на государственную поддержку, следует понимать, что государственная система не может помогать тем инициативам, которые не прошли в процессе самоорганизации хотя бы до разработки и апробации технологий (действующих методик решения проблем), что наглядно иллюстрирует картинка внизу.

Большие, уже действующие в жизни общества системы могут направить ресурсы, только тогда, когда самоорганизующиеся малые системы прошли весь путь от различения до понимания того, как действовать, то есть, проработали практическую всю полную функцию управления (как минимум, отработав на малом масштабе, структуру, успешно решающую проблему). До этого нет смысла обращать внимание государственных систем на свою деятельность. О проблеме как таковой — да, всегда имеет смысл распространять информацию, чтобы заинтересованные в её решении могли либо включиться в процесс самоорганизации, либо могли самостоятельно начать её решать своими силами.

Как с пятого этапа по ПФУ процесса самоорганизации общества становятся заметны его участники и их действия, так и становятся очевидными действия тех, кто не заинтересован в самоорганизации общества как таковой и в результатах такой самоорганизации. Для затруднения поиска единомышленников важно контролировать каналы связи, и это стало хорошо видно с началом СВО России на Украине. Во многих странах пресекаются попытки выразить мнение, не совпадающее с «официальной позицией», блокируются каналы, группы в социальных сетях, мессенджерах.

Для затруднения влияния общественных объединений на решения органов власти, процедуры подачи предложений, жалоб должны быть максимально усложнены и забюрократизированы. Также должно быть максимально сложно официально создать общественную организацию такого уровня, к которой обязаны прислушиваться органы власти. Кроме того, центральные каналы ТВ, радио, пресса должны меньше освещать деятельность общественных объединений, как будто их нет совсем, а решения, которые воплощаются в жизнь, в том числе и позитивные — представлять, как воплощённые исключительно Властью.

Есть ещё один очень интересный способ недопущения влияния общества на Власть. Его лозунг: «не можешь победить — возглавь». Это когда структуры, имитирующие полезную общественную деятельность в интересах общества, создаются упреждающе, заблаговременно, а у реальных активистов возникают сложности уже на этапе организации структур, поскольку «место занято». Так, например, случилось с некоторыми политическими партиями. Некие структуры, причастные к управлению общественными процессами, на заре «перестройки» правильно предположили, что в результате антинародных реформ в обществе возникнет массовая поддержка идей коммунизма и, так или иначе, дело дойдёт до создания структуры — коммунистической партии. Поэтому заблаговременно под это была создана КПРФ, которая лишь имитирует поддержку идей справедливого общества, на самом же деле сливает энергию масс и уводит её в ненужные для дела процессы. Активистам, которым близки идеи коммунизма, теперь кроме прочего, нужно решить задачу создания коммунистической партии с непонятно каким названием и перетянуть людей к себе, зная, что многие не разбираются в политике и привыкли «идти за лидером», допуская что он в чём-то может идти на компромисс, или ошибаться.

Кроме того, так как на данном этапе видна деятельность структур, к ним и их лидерам могут применяться все средства, доступные незаинтересованным в общественной самоорганизации силам, часто действующим внутри государственных институтов. От силового воздействия до финансового; мы имеем в виду и шантаж и подкуп, фабрикацию уголовных дел, судебные тяжбы и прочее как за осознанное нарушение законов (которых такое множество — попробуй без нарушений), так и за нарушения, совершённые по недосмотру.

6 этап. Контроль за работой структур.

Важно, чтобы созданная структура работала именно на достижение тех целей, ради которых и создавалась. В каждом обществе есть люди, которые ищут ресурсы для достижения своих личных целей. В общественные организации могут попасть люди, которые пришли туда ради карьеры, хотят их использовать как «трамплин» в своей политической жизни. А также и с простыми личностными меркантильными интересами. К тому же, такие люди — слабое звено, через которых можно проводить действия на развал всей деятельности.

Об управлении структурами можно писать много, коснёмся лишь пары моментов. Важно понимать, что общественная организация — продукт самоорганизации общества и не должна превращаться в иерархическую структуру. Плохо, когда одни и те же люди ходят на собрания и слёты, делают доклады на конференциях, ездят в командировки, принимают решения. В такой организации нужно динамически перераспределять эти обязанности, иначе она превратится в толпо-«элитарную» структуру, где рано или поздно лидеры уйдут в отрыв от других членов организации и это загубит дело, ради которого они все собрались.

7 этап. Ликвидация структур.

Обычно после достижения целей структура может распуститься, главное, чтобы цели были действительно достигнуты, а не произошло «натягивание показателей». Однако в таких структурах собирается множество реально неравнодушных и активных людей и ставить и достигать новые цели проще в уже сработавшихся коллективах. А нерешённых проблем у нас хоть отбавляй.

Исторические примеры самоорганизации

Давайте заглянем в историю и посмотрим на некоторые известные многим события через призму самоорганизации. Такой подход, во-первых, поможет сформировать стереотип распознавания этого явления, а во-вторых, уже будут понятны те ошибки, которые были допущены людьми. И начнём мы с далёкого прошлого.

Восстание Спартака

Итак, в 73 году до нашей эры кучка гладиаторов, перебив охрану, бежала. Захватив обоз с оружием, они сформировали отряд, выбрали руководителей и больше двух лет наводили ужас на римскую власть, пока в 71 (до н.э.) году их не разбила армия под руководством Красса.

Посмотрим на это с точки зрения процессов самоорганизации. Гладиаторы были рабами, и этот фактор давил на них, побуждая к действиям. Группа активистов сформировала концепцию — сбежать. Во время побега к тем, кто был «в теме» присоединились и многие другие, потому что тоже не хотели быть рабами. В результате успешной «операции» они вырвались на свободу, но тогда перед ними встали новые угрозы, новые задачи. Им нужно было выжить, выдерживая натиск регулярных войск Римской империи. Спартак и товарищи занялись грабежом зажиточных вельмож, освобождением их рабов, попутно отражая нападения войск регулярной армии. К спартанцам присоединялось множество людей, также недовольных своим положением — рабов, крестьян, воинов.

Войско Спартака в итоге было разбито более мощным войском, в нашей терминологии — структура гладиаторов была уничтожена более мощной структурой, которую поддерживала государственная машина Римской империи. В чём же была главная ошибка спартанцев? Совсем не в том, что государственные структуры оказались сильней. Их ошибка была на первом этапе ПФУ, в определении фактора, с которым нужно было бороться. Они совершенно правильно уяснили, что их бедственное положение от того, что они — рабы. Но они не пошли дальше этого. Поднимись они в своём понимании всего на один уровень, они бы поняли, что корневая причина в том, что в их обществе — рабовладельческий уклад. Да, они не хотели быть рабами. Но они хотели иметь своих рабов!

Эта недоработка, допущенная на самом первом этапе, предопределила весь дальнейший ход их действий, они грабили, убивали рабовладельцев, но не додумались провозгласить государство, свободное от рабовладения. А битва их структуры со структурами государства имела заранее известный итог. Более подробно о восстании читайте в нашей статье «Восстание Спартака».

Новочеркасский расстрел

В 1962 году в городе Новочеркасск Ростовской области вспыхнуло восстание. Рабочие электровозостроительного завода объявили забастовку. Поводом было снижение зарплаты из-за изменения норм выработки, и это на фоне того, что Совет Министров принял решение о повышении цен на мясо и масло. Требования к руководству завода ни к чему не привели и люди пошли дальше. Они стали разбирать рельсы и останавливать поезда, начались массовые митинги, активисты вели переговоры с властями города.

Для «решения проблем» из Москвы выехала целая комиссия, итогом взаимодействия которой с народом стало применение армией оружия против мирных людей. Восставших разогнали, активистов осудили, погибли люди.

Давайте разберём причины неудачи восставших. Опять возвращаемся к первому пункту ПФУ — определению фактора среды. Да, люди живут своими проблемами и им близка, в данном случае, их зарплата, которая уменьшилась как номинально, так и по покупательной способности. В стране за год до этого была проведена денежная реформа, встроившая страну в мировую ростовщическую систему.

И первопричиной, с которой нужно было бороться восставшим, была та антинародная политика, которую стала проводить группа Н.С. Хрущёва. Да, на митингах были лозунги типа «Хрущёва — на колбасу», но люди только связывали ухудшение своей жизни с новым руководителем страны, а дойти до выявления процессов смены концепции управления в стране у них не хватило знаний. Кроме того, в те годы было слабо развиты горизонтальные информационные связи и наличествовала централизация и монополия средств массовой информации, поэтому о событиях в Новочеркасске не знали в других городах люди с такими же проблемами; и восстание, вспыхнувшее локально в одном месте, не распространилось на всю страну и было подавлено силами армии.

Силы, которые перехватили управление нашей страной, были готовы к тому, что подобный мятеж в каком-то месте произойдёт, и он стал поворотной точкой в истории, где интересы народа и интересы власти разошлись, и они стали жить каждый — по-своему, что постепенно привело к ситуации, когда стал возможен сильный манёвр по реставрации капитализма. Подробный разбор тех событий читайте в нашей статье «Новочеркасский расстрел 1962 года».

Вынесли директора завода

Дело было в «лихие 90-е». Директор крупнейшего в стране производителя кокса ОАО «Алтай-Кокс» начал проводить политику, которая вела завод к банкротству. Сейчас сложно сказать, что было причиной для этого. Либо это было намерение обанкротить предприятие и выкупить его дёшево, либо это мог быть заказ иностранных недружественных сил. Рабочие почувствовали снижение зарплаты, её задержку, снижение объёмов производства и сбыта.

В этих условиях всё громче стали раздаваться голоса обеспокоенных будущим работников, их поддерживали некоторые руководители предприятия, которые говорили, что кризис — искусственный, на их продукцию есть платёжеспособный спрос и нужна лишь воля руководства, чтобы всё наладить. В те годы была уже проведена приватизация и у многих рабочих на руках были акции родного завода. Это сыграло им на руку.

Были проведены собрания акционеров, причём такие собрания проводили как сторонники директора, так и противники, принимая диаметрально противоположные решения. На собрании акционеры (фактически — рабочие) приняли решение о смещении директора и назначении нового, однако тот нанял вооружённую охрану и забаррикадировался в здании заводоуправления. Люди, собравшиеся на площади перед ним, приняли решение брать «контору» штурмом. Вооружённая охрана не посмела стрелять в толпу, люди ворвались в кабинет директора и вынесли его оттуда вместе с креслом.

Боялись ли они получить пулю? Конечно. Но ещё больше они боялись за свои семьи, за своих детей, которым грозило нелёгкое будущее после закрытия градообразующего предприятия. И пусть сейчас скажут, что это могла быть банальная борьба за власть и ресурсы у конкурирующих группировок, но очевидцы помнят и собрания в трудовых коллективах, и обсуждение путей решения проблемы, но главное они помнят ту решимость, ту силу коллектива, которая вынесла старого директора, не побоявшись вооружённой охраны.

По нашей методике анализа, решили они, конечно, не корневую причину своих бед, но в этой истории прекрасно всё. И информационная работа, вовлечение большинства коллектива в процесс борьбы, и находчивость активистов, как использовать законодательство для того, чтобы это не было самоуправством. А главное — на завершающем этапе была готовность пожертвовать собой ради общего дела. И у них получилось. После смены руководства завод заработал, зарплату стали выплачивать, завод и город, построенные всем народом на «всесоюзной комсомольской стройке», удалось отстоять [ 4 ].

Помощь бойцам СВО. Наши дни

С началом Специальной Военной Операции России на Украине образовалось множество каналов в мессенджерах и социальных сетях, освещающих реальное положение дел на фронте. Именно оттуда люди узнали о состоянии нашей армии в части современных вооружений, обмундирования, средств связи и тому подобное. Неравнодушные люди, видя, что из-за этого гибнут наши люди, организовали множество структур, которые занимаются: сбором всего нужного для наших ребят на линии фронта, доставляют собранное, помогают раненым, семьям мобилизованных, изготавливают окопные свечи, маскировочные сети и так далее. И в этой современной самоорганизации можно выделить тот фактор, которого не было раньше — информационный обмен. Современные средства коммуникации позволяют общаться миллионам людей — читать, объединяться, обсуждать, собирать средства. И в настоящее время (январь 2024) все это видят и многие понимают. Но мы хотели в этом разделе обсудить не отдельную «группу помощи», которая успешно работает, а их совокупность, как проект самоорганизации в масштабах целой страны, и даже цивилизации.

Предлагаем читателям подняться на объемлющий уровень рассмотрения этого и увидеть всю структуру происходящего.

Итак, есть люди, группы людей, работающих на первом и втором этапе Полной Функции Управления. Это блогеры, администраторы телеграм-каналов. Они вскрывают проблемы, пусть не всегда корневые, но часто встречаются и довольно глубокие суждения о том, что проблемы армии, промышленности, власти растут из либерально–буржуазного уклада нашей системы. И не всегда нужно сразу браться за устранение корневой причины, отмахнувшись от её следствий. Это как скорая помощь, которая должна устранять локальные, острые проблемы перед кардинальным лечением. Люди, исходя из своих возможностей и способностей, создают структуры по решению этих локальных проблем — те самые группы помощи фронту.

На третьем, четвёртом этапах ПФУ работают те, кто обсуждают поднятые проблемы. В их обсуждениях прорисовываются цели и рождаются концепции достижения этих целей. А поскольку читающих и обсуждающих это — множество, причём, они информационно связаны воедино, то получается виртуальная структура размером с активную часть общества.

Далее, начиная с пятого этапа ПФУ, мы видим работу этих структур, пока локальную, но это лишь до момента, когда будет необходимый ресурс для действий по кардинальному решению корневых причин. Мы считаем, что такая попытка уже была в виде «мятежа Пригожина», с которым, однако, всё далеко непросто. Считаем, что некие силы ускорили начало этого, тем самым сделав «фальш»-старт, когда ещё не созрела ситуация для этого. Наше расследование этого события читайте в статье «Пригожин: фальшстарт и фальшфиниш».

Понятное дело, силы, не заинтересованные в самоорганизации общества, всячески противодействуют этому. О «сливе» мятежа мы уже упомянули, сейчас скажем об их работе на первом этапе ПФУ: о препятствовании осознания остроты проблем общества большим количеством людей. Посмотрите на различные «ток шоу» на центральных каналах. Лейтмотив этих передач — шапкозакидательство, формирующее у зрителей представление по типу «всё хорошо, прекрасная маркиза», а экспертов с другим подходом туда, видимо, не зовут в принципе.

Трудности в самоорганизации

Начнём с того, что у людей недостаточно знаний для того, чтобы адекватно описать ситуацию и выявить корневую причину. На примерах восстания Спартака и рабочих Новочеркасска было показано, что одной из главных причин неудачи было как раз отсутствие правильного понимания ситуации, в предельно обобщённом её виде. Силы выстроившие модель общественного устройства, в которой мы живём, не заинтересованы в том, чтобы люди вышли на понимание процессов, приводящих к их бедственному положению. Поэтому вся наука, система образования не ориентированы в основе своей на то, чтобы люди понимали всё.

В настоящее время адекватное миропонимание возможно, только если человек занимается самообразованием.

При прочих равных, у таких людей больше возможностей докопаться до истины, даже если она не будет дана в готовом виде, а придётся её складывать из кусочков разрозненных знаний. Такие люди и находятся во главе процессов самоорганизации, работая на первых этапах по ПФУ; они запускают цепочки обсуждений, которые затем выливаются в согласованные действия многих людей на общее благо.

Активисты. Во все времена это были те, кто первым делал шаг, собирал вокруг себя единомышленников, разъяснял, брал на себя роль руководителя, лидера, часто без какой-либо корысти. Известно, что «под лежачий камень вода не течёт», а потенциальные лидеры заняты сиюминутной суетой, получением удовольствий, да и банально выживанием своей семьи. На количество активистов влияет, конечно, и закредитованность людей с их боязнью потерять источник дохода и лишиться имущества, и общие идеи, которые транслируются через культуру. У многих просто банально нет времени заниматься общественно полезными делами, а отказаться от какой-то части дел не позволяют выпадающие доходы.

Опять же вернёмся к самообразованию. Люди, решившие даже просто подтянуть свой уровень понимания происходящего, и даже не планирующие заниматься чем-то общественно полезным, рано или поздно выходят на понимание того, что у них есть знания, ресурсы и желание делать что-то важное для общества.

Способность человека к самоорганизации

Как уже было обозначено в начале статьи, способность к самоорганизации — это генетически заложенная способность живых существ. Её можно наблюдать особенно хорошо в животном мире, когда перед угрозой гибели во время стихийных бедствий отдельные особи начинают вести себя так, будто весь вид — единый организм и выживание вида становится главной целью каждой особи, даже если конкретно ей придётся жертвенно погибнуть ради этого.

Также животным некоторых видов свойственно объединять усилия, например, охотясь. И такая способность появилась не просто так. Результативность коллективного труда всегда превосходит сумму индивидуальных усилий, благодаря динамическому перераспределению обязанностей и готовности чем-то жертвовать ради общего дела. У людей пример самоорганизации можно видеть при тушении пожара на селе. Думаем, многие это видели, хотя бы в фильмах. Налицо некая синхронизация действий, которые могут быть разными по сути, но в сумме дают целостный результат, видимый эффект — пожар потушен.

Однако, человек в отличие от остальных животных не только способен сам формировать среду обитания, но и — совершенствовать систему организации жизни общества. Для этого у человека есть потенциал развития, который, так или иначе, реализуется в ходе жизни из поколения в поколение.

И, собственно, главной целью написания этой статьи и было исследовать вот эту составляющую способности к самоорганизации, которая направлена на преображение общества в сторону развития, или на устранение помех к такому преображению.

Выше мы разложили процесс самоорганизации по Полной Функции Управления, и оттуда становится понятно, что видимые, структурные действия начинаются на пятом этапе, когда до этого уже выявлены факторы среды, выставлены цели, разработаны и оглашены концепции достижения этих целей.

На этом этапе вступают в действие наиболее активные элементы суперсистемы, запускающие и поддерживающие процесс синхронизации, а проще говоря — активисты, энтузиасты, неравнодушные личности.

Кстати, далеко не всегда те, кто выявил раздражающий фактор, правильно определил цели, разработал методы их достижения и активно начал действовать — одни и те же люди.

Поговорим об активистах. Нужно сказать, что степень активности может быть от молчаливой поддержки до тех, кто в первых рядах бросается в бой с риском потерять всё, в том числе и жизнь.

Отсюда первый фактор, влияющий на степень активности — готовность понести ущерб. Понятно, что в разного рода делах он может быть разный. Где-то люди рискуют только своим временем, которое они потратят, возможно, без результата. Где-то риски выше, особенно если придётся вступать в конфронтацию с государственной машиной, или даже со структурами иного, враждебного государства.

Но что же заставляет человека жертвовать своим временем, усилиями, имуществом, или даже жизнью? Видимо это некая идея, стоящая по важности в жизни человека настолько выше всего остального, что потеря всего и даже самой жизни не кажется столь критичной в сравнении с невозможностью приблизиться к этой идее.

Кому что интересно?

Люди в своей жизни руководствуются разными интересами, которые можно разделить на несколько групп.

Первая группа — исключительно единоличные, сводимые к желанию получить удовольствие или избежать неприятностей.

Вторая группа — семейно-бытовые. Направлены на создание комфортной среды в рамках узкого круга людей, например семьи.

Третья группа — финансово-профессиональные. Сводятся к желанию получить источник дохода, но всё это лишь ради того, чтобы материально обеспечивать интересы первых двух групп.

Следующие группы интересов могут подразделяться в зависимости от нарастания охвата и масштаба действия, территориально, по глубине и масштабу проблем города, страны, народа и всего человечества, и даже с выходом за пределы планеты Земля.

Это интересы:

обусловленные классовой принадлежностью,

обусловленные национальной принадлежностью,

обусловленные конфессиональной принадлежностью,

общегосударственного масштаба,

регионально-цивилизационного масштаба,

глобально-цивилизационного масштаба.

Интересы первых трёх групп являются демографически обусловленными для человека (в некоторых пределах), но готовность человека начать активные действия по совместному решению общих проблем и величина риска, на который он может пойти зависит от того, выходят ли интересы человека за пределы этих трёх групп. Также имеет значение, как эти группы интересов расставлены по приоритетам (помните лозунг советских времён: «Общественное — выше личного»).

Понятно, что если во внимании у индивида находятся интересы только первых трёх групп, он будет довольствоваться лишь тем, что есть, либо пустословить о проблемах, которые не решают структуры ЖКХ, органы власти, конкретные чиновники, президент, но не будет участвовать ни в каких действительно общественно полезных делах.

Соответственно, для ускорения процессов самоорганизации общества нужно распространять в культуре информацию мировоззренческо-методологического характера, отличающуюся глобальными подходами к жизни цивилизаций. Люди должны учиться мыслить масштабно, их идеи и проекты должны охватывать множество людей, а горизонт планирования не должен быть ничем ограничен.

Так достоянием психик становятся настолько большие идеи, что люди просто не могут сидеть на месте, зарываясь в мелкой бытовой суете, их тянет на подвиги, они грезят свершениями, которые затронут всё человечество и никакие возможные жертвы на пути к этому их не останавливают. И практика истории показывает, что в процентном отношении таких людей всё больше, поскольку всё больше людей планеты получают доступ к системам образования и информации. И хотя эти системы далеки от совершенства, однако, они дают главное — возможность узнать и научиться самому.

Для торможения же этого необходимо внедрять в культуру обществ узость взглядов, меркантильные интересы, устремлённость на получение сиюминутных удовольствий, что, собственно, и делается через фильмы, музыку, видеоклипы и тому подобное.

Есть ещё один важный момент. Кроме ориентации человека на интересы более высокого уровня, рождающую готовность многим жертвовать, у людей должны быть знания, как сделать то, или иное дело. Эти знания можно взять из культуры — проанализировать примеры успешных действий предшественников, либо выработать самому, опираясь на способность к аналитике и творчеству.

Для этого кроме адекватного Жизни мировоззрения, которое в наше время можно получить только путём самообразования, люди с юных лет должны развивать свой творческий потенциал, направленный на решение проблем. Для этого хорошо подойдут различные игры, квесты, участие в коллективных мероприятиях, благотворительных делах и тому подобное. На популярных телеканалах исчезающе мало внимания уделяется удачным примерам коллективного решения проблем, чтобы люди массово получали знания о том, как решить те, или иные проблемы.

И хотелось написать слово «жаль» по этому поводу, но мы понимаем, что все процессы управляемы и это тоже часть управляющего воздействия на общество с целью уменьшить вероятность возникновения процессов самоорганизации общества в разных областях жизнедеятельности, лишающего общество одного из компонентов, необходимого для этого.

Рассуждая о самоорганизации как о явлении, нужно помнить один момент, от которого бывает не отвертеться. Уж поскольку способность к самоорганизации заложена в людей, ею надо пользоваться. А, если не пользоваться, то можно понести разного рода ущерб. Для примера можно взять ту же Украину во времена СВО. Народ Украины допустил, что из их страны сделали то, с чем и мы и они сейчас имеют дело. И когда в дома прилетают снаряды, мужчин отлавливают на улицах для отправки на фронт и детишки «зигуют» на улицах, становится странно слышать возгласы «а нас-то за шо»?

Заключение

Жизнь обществ на планете Земля от местечковых дел до глубинных смыслов и глобальных масштабов устроена далеко не в интересах большинства. И такое положение дел, безусловно, устраивает определённую прослойку общества, «кому жить хорошо». Однако, в человека заложена способность к самоорганизации, которую он может реализовать, либо нет; в зависимости от различных факторов, которые мы рассмотрели в этой работе.

Процессы самоорганизации интересны тем, что они во-первых, по своей мощности могут превосходить различные механизмы контроля и стабилизации существующего положения вещей, а во-вторых, результаты самоорганизации обычно как раз лежат в области интересов большинства.

Мы живём во времена, интенсификации информационного обмена, и это объективно будет ускорять процессы самоорганизации, однако не стоит смотреть на это со стороны в ожидании, что всё случится само собой.

Силы, не заинтересованные в самоорганизации общества, также получили инструменты и информационные каналы для торможения этого.

Нам нужны в первую очередь знания мировоззренческо-методологического характера чтобы успешно отработать именно первые, самые важные этапы по ПФУ и вложить большие идеи в умы активной части общества.

Идём этим путём.

Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграмм https://t.me/analitikishkola

Можете поддержать нас, переводя любую сумму любым удобным вам способом по ссылке http://upravolenie.ru/sponsors...

Материалы:

[ 1 ] https://ru.wikipedia.org/wiki/Самоорганизация

[ 2 ] https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129695/Самоорганизация?ysclid=lowb2lvkei764078476

[ 3 ] https://kaiten.ru/blog/5-pochemu/?ysclid=lpjbkpyis0887471856

[ 4 ] http://kommersant.ru/doc/185046/

Изображения:

https://inteq-bau.ru/wp-content/uploads/5/e/9/5e9745d9fec87685cdf8d0ac4e1c95a0.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/07/13/s_5f0bf2ccef831/img87.jpg

Зачем им мир, который нельзя грабить?

Глобальный системный кризис оставляет всё меньше надежд на мирное его разрешение, а значит, «наши западные партнёры» просто обречены воевать с Россией. "Хорст Вессель" уже звучит над Европой. Они пойд...

Правда и её варианты

Часто слышу, читаю мнение, что «если бы мы смогли донести до людей правду», то и кризис украинский давно бы разрешился, и сами украинцы устыдились бы и вновь стали русскими, с энтузиазм...

А что делали США во Вьетнаме?
  • Conrat
  • Вчера 11:12
  • В топе

Троллинг дня - Мэтт Ли пытается уточнить у спикера Госдепа Миллера, как США могут упрекать Россию в присутствии на Украине после своей истории с Вьетнамом: - Вы говорите об уставе ООН, территориа...

Обсудить
  • Какой бред в нашей школе под видом наукообразности. Возьмите простой пример. В лихие девяностые годы под видом демократии и самоорганизации ответственность за состояние МКД и коммуникации сброшена на самих утопающих. После СССР ЖКХ и МКД все более погружаются в пучину проблем. 90% лифтов давно пора заменить, как и коммуникации, однако... Никто уже не хочет быть членом Совета МКД и тем более его председателем. А кто вдруг захочет что то решить, его тут же затравят соседи, управляющая компания, инспекции и гос. аппарат.Все пороки демократии проявляются тут в их очевидном безобразии: тупость людей, наивная вера в царя, зависть, желание властвовать, кучи психических отклонений. Соседский чат никак не помогает, а на собрания собственников никто не ходит. Каждый торгует как когда то в Речи Посполитой своим правом шляхетства в своих личных корыстных интересах . Никто не хочет думать о том, что МКД построен не из изолированных друг от друга скворечников и мышиных норок . При партийной диктатуре, при жесткой системе власти все эти казалось бы не разрешимые вопросы решаются легко и быстро. Прибалтийские республики ушли в демократическое плавание. Их рейтинги Запад вознес до небес. Но на самом деле как жили они в хрущовках, так и живут. Железные дороги идут на металлолом, а асфальт без всякой самоорганизации общества у нас укладывают еще лучше и дешевле.
  • Диктатура пролетариата - ярко выраженная толпо-элитарная концепция. Патриотизм - ярко выраженная концепция справедливости в рамках Отечества. Космополитизм - ярко выраженная толпо-элитарная концепция. :smirk:
  • Ниасилил. Так куда приходить с кофием и хорошим настроением?
  • Народ имеющий общинный способ самоопредления, самоороганизации, может сохранить свою самоидентичность. Коагда общины разрушеныили уничтожены. Народ теряет свою этническую иднетичность. Становится безликой массой под названием нация. Нация это связь никого, который никем не является с таким же, посредством экномической системы.
  • не надо писать большие статьи, их не читают. эту статью можно было написать двумя абазацами и сэкономить время другим.