ЗЕМЛЯНЕ?!

2 929


Периоды – конец 19-го века и конец 20-го – начало 21-го веков имеют существенные различия с точки зрения характеристики процессов, произошедших в мире.

Конец 19-го – капиталистическая система в большинстве развитых странах мира и коммунистический “призрак, бродящий по Европе”. В производственных отношениях – классовое расслоение и классовая борьба, ограниченная, в основном, национальными рамками капиталистических государств.

К концу 20-го – бурное развитие социалистической системы, ее апогей и крушение СССР, ослабление влияния коммунистической идеи в мире. В производственных отношениях – монополизация экономических структур, глобализация, выводящая эти структуры за рамки национальных границ. Классовое расслоение теперь следует рассматривать как существующее между развитыми капиталистическими государствами и государствами слаборазвитых стран, поставщиками дешевой рабочей силы.

Ослабление влияния коммунистической идеи вынесло на передовые рубежи, с одной стороны, идеи демократизации, насаждаемые США и ЕС в странах, представляющих для них экономический (страны ближнего востока) или политический (ряд европейских стран) интерес. С другой стороны, набирают силу радикальные религиозные течения, активно противостоящие экспансии крупных монополий, которые под видом демократизации фактически стремятся поработить страны, обладающие крупнейшими нефтяными месторождениями.

Этот сложный, нередко противоречивый процесс, можно охарактеризовать как классовую борьбу на современном этапе между крупнейшим мировым капиталом и беднейшими слоями населения, объединенными религиозной идеей установления справедливости во всем мире.

Можно говорить о терроризме, захлестнувшим весь мир, а можно увидеть в этом религиозном экстремизме феномен мировой революции, которая, как и все революции, совершавшиеся в историческом прошлом, носит кровопролитный характер.

Что ждет мир в будущем?

У революции, замешанной на религиозном экстремизме, нет будущего, т.к. она лишена гуманистических идеалов.

Казалось бы, именно коммунистическая идея, пропитанная идеалами гуманизма, ставившая целью формирования всесторонне развитых людей, должна была бы органично вписаться в длительную перспективу развития общественно-производственных отношений в большинстве развитых стран мира. Однако феномен России (СССР) в осуществлении коммунистической идеи не удался в условиях агрессивного враждебного окружения. Пришлось тратить ресурсы не на коммунистическое созидание, а на отражение агрессии, затем на поддержание военной мощи. И это основная причина, плюс системные ошибки, замешенные на человеческом факторе. В результате благосостояние советских людей отставало от благосостояния населения развитых стран мира, что снижало привлекательность социализма.

Враждебное окружение требовало определенных жестких шагов, ущемляющих свободы людей. Люди становились заложниками объективной необходимости противостояния, а следовательно, цель – все для человека - отходила на второй план. Социализм терял привлекательность не только в глазах трудящихся мира, но возникли внутренние противоречия, которые ощущали на себе трудящиеся соц. стран. Кап. система оказалась более гибкой в противостоянии с социализмом. Под воздействием такого мощного «раздражителя» как СССР кап. мир был вынужден резко улучшить условия существования собственных трудящихся. Это было сделано за счет перенесения бремени эксплуатации на беднейшие страны третьего мира. Таким образом, «подкормка» собственных трудящихся за счет бедноты остального мира не нарушила основного принципа капитализма – получения сверх прибылей за счет эксплуатации трудящихся.

Из этого следует, что классовая сущность взаимоотношений трудящихся и крупного капитала не исчезла, она трансформировалась в противостояние между беднейшим населением мира и странами крупного капитала. А так как коммунистическое движение ослабло, то на современном этапе эту борьбу возглавило радикальное религиозное крыло. Эти силы имеют свою идеологию, которая, если отбросить экстремистскую сущность, содержит классовые корни.

И все-таки, будущее за коммунистической идеей!

Почему?

Можно привести ряд косвенных и прямых доводов в пользу этого

утверждения.

Открытие объективных законов, существующих в природе (в областях физики, химии, биологии и т.д.), наталкивает на простую мысль о возможности открытия и установления объективных законов развития общественной жизни,

На сегодняшний день уже существует фундаментальная классическая модель, разработанная Марксом, Энгельсом, Лениным,

Имеется положительный и отрицательный опыт практического воплощения марксистско-ленинской теории в жизнь,

Теория и практика построения справедливого общества обладают перспективой прийти на смену эволюционному пути его развития на основе научного подхода, дают надежду на построение, управляемой и предсказуемой экономики, лишенной кризисов и тотальной зависимости человека от денежно-рыночных отношений,

И еще очень важный момент: коммунистическая идея и ее изломанное воплощение в российском социализме – это разные вещи. Не нужно их отождествлять, что бездумно или наоборот – с умыслом делается сегодня конъюнктурщиками сиюминутного момента.

НОВЫЙ ПОДХОД

Взгляд из «космоса»

Жизнь на ЗЕМЛЕ – уникальное явление в пределах бесконечных просторов космоса. И для этой жизни отведено так мало места – она в буквальном смысле сосредоточена на поверхности земли. Уже на глубине 3 км температура превышает 100 градусов Цельсия, а на высоте 9 км атмосферное давление падает втрое. Атмосфера защищает поверхность земли от миллионов метеоритов и космической пыли, а магнитное поле земли – от смертоносного излучения, приходящего из космоса. Фактически Земля является космическим «Ноевым ковчегом» для всего живого на ней и в первую очередь – для человека. ЧЕЛОВЕК – ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ ОБИТАТЕЛЬ ЗЕМЛИ.

Можно принимать любую из двух концепций по поводу наличия благоприятных условий жизни на Земле: то ли эти условия созданы чьим-то разумом, то ли они явились результатом стечения разнообразных обстоятельств (своего рода стохастический резонанс). Но одно неоспоримо – эти условия реально существуют и этот РАЗУМ (назовем его так условно), если он существует, оберегает жизни людей. И К ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НЕОБХОДИМО ПОДХОДИТЬ КАК К УНИКАЛЬНОМУ ЯВЛЕНИЮ.

Если это так, то каким диким и неразумным представляется поведение людей, несущихся по безжизненному космосу в спасительном «Ноевом ковчеге» и сознательно идущих на уничтожение друг друга в войнах, в различного рода конфликтах, да и вообще без каких-либо сдерживающих ограничений, сеющих вражду и делающих мукой друг для друга жизнь, подаренную судьбой. В 21 веке пора такие простые вещи осознать всем и осознав, принять концепцию НЕДОПУСТИМОСТИ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ как универсальную с точки зрения методов построения общественного обустройства на Земле.

Из этого следует, что преобразования в сторону лучшей жизни на земле должны осуществляться мирным путем.

Полемизируя со статьей Р. Ищенко, выводы которой отражены в ее названии: «Невозможность реставрации социализма», эти преобразования, все таки следует искать на путях заимствования лучших сторон обеих систем.

Подходы к проблеме.

У Р. Ищенко анализ и выводы сделаны в рамках рассмотрения двух замкнутых конкурирующих систем. И даже возможный гибридный вариант рассматривался как формальное слияние этих систем без нарушения внутренней природы каждой из них. В такой борьбе, естественно побеждает сильнейший. Собственно это мастерски и показал в своей статье Р. Ищенко.

Однако можно предложить модель на основе рассмотрения двух систем как единого целого с взаимопроникновением особенностей каждой из них друг в друга. Тогда это новое образование можно будет рассматривать как моно- систему с присущими ей противоречиями, разрешаемыми в рамках закона единства и борьбы противоположностей, что обеспечивает внутреннюю движущую силу развития этой моносистемы.

Как создать моносистему?

Принцип создания такой моносистемы можно иллюстрировать на примере устранения главного недостатка капиталистической системы.

Главный недостаток капиталистической системы — это периодические кризисы, возникающие в результате погони за сверхприбылями. Следовательно, в сферу рыночной экономики необходимо ввести ограничительный принцип. Т.е. моносистему необходимо привести к плановорегуляционным критериям по основным экономическим параметрам ( по принципу планирования социалистической экономики), не устраняя право на частную собственность.

В мире процессов экономической глобализации со стороны крупнейших экономических стран уже сегодня наблюдаются тенденции к попытке обсуждения и регулирования возникающих экономических проблем. Эти объективные предпосылки дают надежду на то, что глобальная плановорегуляционная система должна в будущем найти свое воплощение. Путь к ней – теоретические разработки ученых в этом направлении и давление широких народных масс, овладевших идеей построения общества справедливости мирным путем.

Надежду на прогресс в будущем по обсуждаемой проблеме вселяет и то, с каким «активом» Земляне подошли к настоящему историческому моменту.

21 век – это качественно новый период развития на Земле. Его наиболее яркие особенности следующие:

в целом, достаточно высокий уровень общественного самосознания прогрессивной интеллектуальной элиты землян,

процессы глобализации, включая создание Евросоюза, наличие высших ступеней общественно-экономических формаций, в том числе капиталистической и социалистической формаций,

высокий уровень развития науки и техники, обеспечившие научно-техническую революцию во всех областях человеческой деятельности,

многолетний опыт работы ООН, регулирующей политическую, экономическую и культурную жизнь землян.

Какие представляются шаги на пути к построению такого общества?

Здесь не ставится задача детализации сложной комплексной программы решения обозначенных выше проблем, но представляется неоспоримым первый шаг – это ликвидация безграмотности на всем земном шаре. В школьных программах доминантой должна стать, как «отче наш», гуманистическая направленность программы на УНИКАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ, НА НЕДОПУСТИМОСТЬ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ. Эту благородную миссию могла бы взять на себя ООН. Почему бы под эгидой ООН периодически не учреждать «ГОД ЧЕЛОВЕКА».

Конечная цель – поднять жизненный уровень людей на всей планете, сводя к разумному минимуму различия по этому важному показателю для различных категорий населения. Привить людям гуманистические идеалы. Комплексом подобных шагов вдохнуть живую душу в понятие «демократия».

Что посадить рядом с капустой, чтобы защитить от вредителей: дачникам рассказали, как быть

Соседство овощных культур на грядках определяет будущий урожай. Поэтому опытные огородники стараются создавать план посадок. Так можно сохранить урожай и исключить распространение вредит...

Обзор движения фронта с 13 по 19 мая. Карты

Предупреждение: карта не отражает на 100% точность реальной границы и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка СВО на май 2024-го года. Наступление на ...

Обсудить
  • Коммунизм в дистиллированном виде как и любая умозрительная система вряд ли возможен. Тем более, что за последние полтора века само понятие дискредитировано до предела. Вероятно, новый строй - гибрид коммунизма и капитализма будет называться как-то иначе. Мне видится, что стратегические и критически-социальные направления экономики должны находиться в сфере госпланирования и госкредитования под минимально возможный процент. А вот мелкобытовые услуги, мелкая и средняя розница, небольшие фермерские хозяйства, услуги дополнительного и развивающего образования, мелкосерийное и опытное производство и т.п. могут и должны быть частными. Кроме того законодательно должно быть закреплено безусловное право государственной собственности на ВСЕ недра (с предоставлением квот на разработку), а так же на стратегические направления всех (за исключением может быть автомобильного) видов транспорта. Имеются в виду например Транссиб для железных дорог, крупные международные и внутрироссийские авиаперевозки, восстановление работы Речфлота на крупных реках, в будущем космический грузовой транспорт (а что?). Государственная система бесплатного образования должна приобрести ступенчатую структуру. Начальное, среднее специальное (с обязательным получением одной из рабочих профессий), политехническое или общегуманитарное по выбору, высшее узкой специализации. Государственная бесплатная медицина должна обеспечивать базовый пакет обслуживания и включать в себя не только профилактические и лечебные мероприятия (ненавижу это слово!), но и санаторно - курортные услуги. Все прочие изыски - платно. Если кратко - то как-то так вижу.