О китайском социализме
Тут на днях у товарища Водокачкина прошёл пост, начинающийся словами «Менее, чем за неделю, даже в моей куцей френд-ленте таковой [социализм в Китае — A.D.] оказался провозглашен целых дважды». Далее он излагает свой взгляд на положение вещей, с которым я в целом согласен. Хотя это, наверное, общий тренд — чем дальше, тем про Китай больше разговоров, но и в этом потоке бывают большие или меньшие возмущения, создаваемые медиа-событиями, и на моей памяти одним из таких был выход 18 декабря на ютуб-канале Station Marx посиделок с Санатом Жилкибаевым, который жарко отстаивает точку зрения социалистического пути Китая.
Надо сказать, собеседники быстро взяли быка за рога и вопрос был поставлен ещё до конца второй минуты передачи.
Приведу выдержки из этого примечательного места:
«... я придерживаюсь больше той точки зрения, что всё-таки Китай идёт по пути социализма, но достаточно не спеша и постепенно. Возможно слишком постепенно для нас, людей западных, так как мы имеем отношение с восточной цивилизацией.
— Многие наши зрители, возможно, спросят, то есть, если ты считаешь Китай социалистическим, значит ты считаешь, что там социализм?
— Нет, я не считаю так. Социалистическое государство — это не только то государство, которое построило социализм или достигло социализма, я считаю что социалистическим государством можно назвать любое государство, которое имеет социалистическую ориентацию и вступило на путь строительства социализма, которое по всем теоретическим законам и практике реальной истории может быть достаточно продолжительным, долгим, извилистым и очень трудным. Следовательно нам не нужно загонять лошадей, а быть более рациональными и взвешенными в своих оценках и в своих действиях.
— То есть дать скидку своеобразную?
— Да, определённую, учитывая комплекс объективных и субъективных проблем, вставших перед Китаем».
По-моему, замечательно. В общем это совпадает с тем, что говорил Ювэнь Ли — штатный китайский марксист — у Саида Гафурова, излагая официальную китайскую точку зрения. Как я тогда заметил, «с таким подходом строить что-то можно вечно — пока не сдохнет шах или ишак». Ещё на язык просится старый анекдот про пенсионера, пришедшего к сексопатологу, мол, доктор у меня проблемы с этим, не могу, на что доктор сказал, что в вашем возрасте уже пора бы, на что пациент возразил «а мой сосед говорит, что может», на что последовал ответ доктора — коронная фраза сей басни: «И вы тоже говорите».
Но помимо ёрничания, замечу, что подобным образом рассуждают довольно многие, и это демонстрирует более чем откровенно идеалистический подход: получается, что состояние по факту подменяется намерением — в лучшем случае, а говоря прямо — трёпом. «И вы тоже говорите». Это как купить удочки, годами выписывать «Рыболов-спортсмен», примерять резиновые сапоги, перебирать катушки с леской и крючки и говорить себе и окружающим «а я рыбак», я же собираюсь на рыбалку». Некоторые так собираются всю жизнь. Нет милый, рыбалка — это когда ты уже сидишь с удочкой на реке и ловишь рыбу, тогда ты рыбак.
Когда ещё было сказано «По плодам их узнаете их»? Кстати, эти слова там предваряются такими: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные».
Не понимаю я такой словесной эквилибристики: социализма нет, но государство социалистическое. Я молчу, что с моей точки зрения «социалистическое государство» вообще оксюморон. Но всё же, пребываю в наивной уверенности, что утверждать что-то положительно, мол «там-то то-то и то-то» можно только когда оно там уже есть, сейчас есть, по факту есть. И если мы нечто характеризуем при помощи прилагательного, то характеристика должна как-то соотноситься с существительным, указывать на существующие свойства описываемого объекта. А не желаемые. Нет, конечно мы можем применять и сослагательное наклонение, и оперировать объектами виртуальными, и мечтать о будущем. Но вот только путать не надо желаемое с действительным. Если мы хотим дать определение таки существующему здесь и сейчас — надо это называть правильными именами.
Перепост из:
Оценили 13 человек
34 кармы