История самой необычной станции Московского метро

11 1761

Почему сооружение этой станции стало вызовом для московских метростроителей? С какими сложностями они столкнулись во время работ, и почему всё было так медленно и трудно? Как станция приобрела свой уникальный внешний вид? Что означают её украшения? А также - куда делся ещё один её вестибюль, и как он выглядел во время открытия станции? 

Построить, никому не мешая

Станция "Комсомольская", ныне Сокольнической линии, изначально планировалась, как она из самых важных среди всех остальных платформ первой очереди Московского метро. Станция должна была расположиться в сердце огромного транспортного узла - Комсомольской площади с тремя железнодорожными вокзалами, а также оживлённым трамвайным движением. Работы начали в мае 1933 года. Сооружали конструкцию открытым способом.

Оживлённая Комсомольская площадь, вид с Казанского вокзала, 1930-1933.

Поэтому для строителей это был вызов. С одной стороны, требовалось разрыть площадь, чтобы сделать станцию. С другой - движение транспорта на время работ не должно было останавливаться. Для трамваев, например, пришлось сооружать временные мосты. Не менее сложной была ситуация под землёй. Здесь строителей ждали электрические кабели, канализационные и водопроводные коммуникации, а также труба, в которой протекала река Ольховка.

Строительство станции "Комсомольская" около Ярославского вокзала, 1933-1934.

Кроме того, требовалось обеспечить сохранность вокзалов и других зданий. Чтобы ничего во время строительства не обвалилось. Ведь котлован должен был располагаться всего лишь в двух метрах от фундамента Казанского вокзала. Добавляли проблем строителям и плывуны. Они залегали на небольшой глубине и были очень опасными. Существующие на тот момент технологии не позволяли бороться с ними на 100%. Именно вода стала главным врагом метростроевцев.

Строительство станции "Комсомольская", 1933-1934.

Однажды рабочие не дорыли 10 см грунта перед тем, как забивать туда сваю. Оказалось, что там была водопроводная труба. Естественно, во время работ её сломали. В результате Комсомольскую площадь немного затопило. А вокзалы и близлежащие дома остались в 20-градусный мороз без воды. На ликвидацию аварии ушла целая ночь.

Не стройка, а мучение

Все эти работы отнимали много времени и сил. Поэтому бригады отставали от графика. Наступил 1934 год, а строители ещё даже близко не завершили выемку грунта для котлована. За небольшой срок требовалось избавиться от 100 тысяч кубометров земли. Чтобы подготовить всё для размещения будущей станций. Работали в основном руками. Из технических средств (если так можно сказать) был только скрепер. Это ковш, соединённый с помощью троса с лебёдкой. Он тогда активно применялся в угольных шахтах. Но на строительных площадках до этого не использовался никогда.

Л.М. Каганович и Н.С. Хрущёв беседуют с молодыми метростроевцами, 1934. Фото отсюда: https://humus.livejournal.com/6654978.html?thread=141557250

Но в те времена не было принято жаловаться. Требовалось сделать максимум, пользуясь тем, что имелось в наличии. Мало-помалу рабочие приближались к поставленной цели. И вот летом 1934 года случилось страшное. #москва стала жертвой сильных ливней. Разгулом стихии воспользовались плывуны и рванули наружу.

Встреча пробного поезда на будущей станции "Комсомольская", 1934. Фото отсюда: https://humus.livejournal.com/6654978.html?thread=141557250

При поддержке речки Ольховки, которую на время работ подвесили в деревянном коробе, вода начала затапливать стройку. Лишь героические усилия метростроевцев не позволили разрушить всё то, что с таким трудом было сделано. Далее #строительство шло без особых происшествий. В итоге в поставленные сроки бригады уложились. И 15 мая 1935 года #московское метро приняло первых пассажиров.

Уникальная для Московского метро на долгие годы

Сама по себе станция "Комсомольская" весьма необычная для первой очереди. Речь, конечно же, о боковых балконах над путями. Их придумал архитектор Дмитрий Чечулин, когда работал над проектом станции. Они предназначались для распределения пассажиропотока. Предполагалось, что народу на станции будет много из-за трёх вокзалов и крупного транспортного узла. "Комсомольская" также одна из самых украшенных станций первой очереди. Чтобы гости столицы, попадая туда с вокзалов, сразу видели размах и масштаб Московского метро.

Станция "Комсомольская", 1947.

Два ряда колонн облицованы крымским мрамором "Чергунь". Оттенки варьировались от жёлтого до светло-коричневого. Сверху украшения на сельскохозяйственную тематику с пятиконечными звёздами и аббревиатурой КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи). Это своеобразная дань уважения многочисленным комсомольцам, которые участвовали в строительстве первой очереди метро. Им же посвящено майоликовое панно художника Евгения Лансере. Оно располагается ближе к северному выходу в город. Интересно, что Лансере лично приезжал на строительный участок, чтобы создать эскизы. Кстати, изначально планировали сделать четыре панно. Но в итоге появилось только одно.

То же панно, 1979.

Потолок украсили кессонами (квадратами). В каждом разместили светильник. По центральной оси свода расположили оригинальные люстры с трубчатыми лампами. Позже их заменили на более привычные нам огромные светильники-шары.

Оригинальные люстры на станции "Комсомольская", 1935.

Кессоны на сводах станции, 2021

Путевые стены отделали жёлтой керамической плиткой. Балконы оформили в более светлых тонах. Колонны и стены облицованы кремовым мрамором. Пол станции изначально был с асфальтовым покрытием. В наше время он выложен гранитом красных и чёрных оттенков.

Куда подевался красивый вестибюль

Изначально у станции #комсомольская было два вестибюля. Один сохранился до наших дней и встроен в здание Казанского вокзала. Второй находился на том месте, где сейчас располагается наземный павильон одноимённой станции Кольцевой линии. Именно это строение и считалось основным, то есть парадным входом на "Комсомольскую".

Северный вестибюль станции "Комсомольская" между Ярославским и Ленинградским вокзалами, 1935.

Архитекторы А.М. Рухлядев и В.Ф. Кринский придумали здание кубической формы с четырьмя колоннами. Отделали сооружение мрамором. Внутренне оформление также получилось богатым. Лестницы с торшерами и фреска художника А.Т. Иванова, на которой были изображены комсомольцы, рабочие, метростроевцы и спортсмены, которые несли знамя.

Панно художника Т.А. Иванова в старом вестибюле, 1935.

Интересная тематика была и в оформлении потолка - в центре изображён авиационный парад. А в квадратах, располагавшихся рядом - фигуры рабочих, метростроевцев и горняков. Автором композиции был известный художник Владимир Фаворский. К сожалению, в конце 1940-х годов вестибюль разобрали, чтобы построить на его месте более масштабное сооружение - вход на станцию "Комсомольская" Кольцевой линии.

Интерьеры несохранившегося вестибюля, в том числе панно на потолке работы Владимира Фаворского, 1935.

Сегодня "Комсомольская" продолжает оставаться довольно-таки загруженной станцией. Интересно, что до 2005 года она была единственной платформой в Москве с такой конструкции (с балконами). Пока не открылась станция "Бульвар Дмитрия Донского" на Серпуховско-Тимирязевской линии. Конечно, большое количество людей, которые приезжают на вокзалы и заходят в метро, несколько мешает насладиться обликом станции. Но если у вас будет время, то советую остановиться на пару минут и разглядеть её поподробнее. Ведь с момента открытия она практически не изменилась, а её оархитектура так не похожа на остальные станции.

Станция "Комсомольская", 2016. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com/198460.html

Спасибо, что дочитали до конца!

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Обсудить
  • Спасибо, лчень интересно!
  • был у буржуев раз сто, ихнее метро против советского курит бамбук.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :wave:
  • Поражает, как в раззоренной револиционным лихолетьем стране, когда необходимо было почти с нуля создавать тяжелую промышленность и готовиться к неизбежной новой войне, можно было создать такую красоту под землей! Ведь это требовало дополнительные немалые расходы на отделку и оформление станций.
  • А Сталинские высотки! Смотришь на МГУ и чувствуешь гордость за свою страну, желание соответсвовать ей, тянуться к неведомым великим вершинам! А потом... Борьба с "архитектурными излишествами", безликие однотипные хрущевки и брежневки, красота ушла, чужое стало более привлекательным, образ страны поблек и она рухнула...