Советское авангардное фото: уникальное, феноменальное, неповторимое

25 693

Ранняя советская фотография – явление без сомнения уникальное и самобытное. В силу огромных исторических сломов, а также последовавших за ними вынужденной изоляции и целенаправленной самоизоляции страны, она развивалась, не просто опережая современников со всего света, но создавая нечто совершенно иное.

Наиболее родственным для советской фотографии было советское же кино, которое эволюционировало в схожих обстоятельствах и служило выражением схожих смыслов и идей. Именно поэтому некоторые кадры из картин Дзиги Вертова или Сергея Эйзенштейна легко принять за снимки Бориса Игнатовича или Александра Родченко и наоборот.

Атланты. У входа в Эрмитаж, 1931. Фотограф Борис Игнатович

В чём же их очевидное сходство? В первую очередь бросается в глаза необычная ракурсность, которая заставляет взглянуть на привычные вещи по-новому. Это может быть просто необычный угол съёмки – наклон или поворот камеры («Портрет Лилии Брик» Родченко, «Пионервожатая» Шагина, «Орошение» Пенсона);  подобный приём способен придать статичному кадру динамику. Это может быть взгляд снизу («Новые дома на Усачевке» Шайхета, «Сейчас и навсегда» Маркова-Гринберга, «Подключение телеграфных кабелей» Рюмкина), позволяющий продемонстрировать возвышенность устремлений советских граждан и советской власти, её желание замахнуться на великие дела. Взгляд сверху (как на безымянных снимках Прехнера, Фридлянда и Липскерова) позволяет в том числе передать масштаб запечатлеваемого события.

Пионервожатая, 1934. Фотограф Иван Шагин

Деталь, казалось бы, несущественная, но выведенная фотографом на передний план, гораздо более ярко передаёт идею снимка («В дозоре» Халипа, «Игрок в бильярд» Лангмана, «Винтовки к ноге!» Игнатовича). Порой из этих деталей снимок состоит целиком, превращаясь практически в паттерн, с повторяющимися элементами («Радиатор. Валы» Родченко, «Контроллеры» Игнатовича, «Севанские форели» Клепикова).

В дозоре, 1936. Фотограф Яков Халип

Исследуются самые разные возможности фотографии – игра со светом и тенью («Встреча в колхозе» Зельма, «На стройках первой пятилетки» Скурихина, «Девушка с Лейкой» Родченко), съёмки в отражении («Автопортрет» Лангмана, «Портрет шофера» Родченко), фотомонтаж («карикатуры» на Родченко и Дебабова от Петрусова), ночные съёмки («Строительство метро» Игнатовича, «Девушка с веслом» Маркова-Гринберга, «Ночная жатва» Фридлянда), фотографы демонстрировали не только важность того, что ты показываешь зрителю, но и как показываешь.

«Девушка с веслом», ночью в ЦПКиО им. Горького, 1930. Фотограф Марк Марков-Гринберг

Впрочем, смысловое наполнение снимка было неразрывно связано с эпохой больших перемен, новых технологий, строек, масштабных прорывов. Фотографы спешили открыть согражданам по прежним меркам диковины – сложные конструкции («Шуховская башня» Родченко, «Плотина Днепрогэса» Альперта, «Крымский мост» Грановского), машины и механизмы («Самолет Максим Горький» Петрусова, «Экспресс» Шайхета, «Стальные кони» Шагина), заводы и города («Харьковский тракторный завод» Халипа, «Строительство Магнитогорска» Дебабова, «Завод Серп и молот» Родченко).

Сейчас и навсегда (Подъем звезды на Спасскую башню Кремля), 1935. Фотограф Марк Марков-Гринберг

Но технические изменения ничего не стоят без новых людей, будь то представители героических профессий («Парашютист» Зельма, «Торпедист» Халипа, «Изобретатель» Шагина) или простые труженики («Комсомолец за штурвалом» Шайхета, «Рабочий» Халдея, «Сталевар» Шагина). Новые люди могут представляться зрителю портретно («Пионер» Штеренберга, «Комсомолка» Зельма, «Колхозница» Петрусова), но также замечательно, если будет продемонстрирована их сплочённость, для чего лучше всего подходят спортивные мероприятия («Физкультурный парад» Васина, «Зарядка» Микоши, «Гимнасты» Зельма).

Колхозница, 1934. Фотограф Георгий Петрусов

С середины 1920-х по конец 1930-х советская фотография проходит огромный путь, неразрывно связанный с жизнью страны. Это время искренних надежд, экспериментов и поисков, подарившее мировой фотографии ряд выдающихся мастеров, обогатив её опередившими время приёмами и техниками. Благодаря снимкам из нашей подборки (150 фото) можно на несколько мгновений перенестись в давно ушедшую эпоху, почувствовать её неотвратимое величие.

Зарядка, 1937. Фотограф Владислав Микоша


Девушка с Лейкой, 1934. Фотограф Александр Родченко

Девушка-курьер, 1928. Фотограф Александр Родченко

Прыжок в воду, 1932. Фотограф Елеазар Лангман

Купальщицы, 1928. Фотограф Борис Игнатович

Плотина Днепрогэса, 1932. Фотограф Макс Альперт

На стройках первой пятилетки, 1932. Фотограф Анатолий Скурихин

Сбор на демонстрацию, 1928. Фотограф Александр Родченко

Метание копья, 1933. Фотограф Иван Шагин

Вперед и выше, 1935. Фотограф Иван Шагин

На опытном поле академика Лысенко, 1936. Фотограф Аркадий Шайхет

Фотограф Макс Альперт

Пожарная лестница, 1925. Фотограф Александр Родченко

Физкультурники, 1933. Фотограф Иван Шагин

Новые дома на Усачевке, Москва, 1928. Фотограф Аркадий Шайхет

Фотограф Михаил Прехнер

Физкультурники, 1928. Фотограф Аркадий Шайхет

Студентка, 1934. Фотограф Елеазар Лангман

Кафе, Москва, 1930. Фотограф Аркадий Шайхет

Утро на Триумфальной площади, 1930-е. Фотограф Семён Фридлянд

Посмотреть всю подборку авангардных советских фотошедевров (150 фото) можно на Cameralabs.org.

Источник https://zen.yandex.ru/media/ca...

Украинка, уехавшая в Россию, дает смачный ответ всем хейтерам, уехавшим в Европу

Попалось видео, записанное украинской дивчиной, которая после начала конфликта уехала в Россию. И вот уже два года пытается "донести правду". Ее постоянно атакуют хейтеры, называют кучей...

«Такого еще не было»: ВКС РФ сбросили на ВСУ сверхмощную бомбу

С утра 6 мая в телеграм-каналах Незалежной паника: Россия сбросила на позиции ВСУ сверхмощную бомбу. Противник в шоке, в соцсетях боевики и украинские чиновники пишут, что такого еще он...

Фолкленды, Гибралтар, базы в Африке: западные эксперты озвучивают версии относительно британских военных объектов, которые могут стать целями для ВС РФ
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Мировые СМИ подхватили известия о том, что по время «вызова на ковёр» посла Британии в России Н.Кейси дипломату была доведена однозначная позиция Москвы по поводу возможного применения У...

Обсудить
  • Интересный ракурс! Чёрно-белые фото - это супер! :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: ........... :musical_note:
    • Andr
    • 21 сентября 2021 г. 23:32
    Очень крутые фото.
  • Дух и мощь государства чувствуются... :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Одни евреи ... Я не против ....