Мастерица комедии и любительница экранных драк

22 1072

6 ноября 1940 г.  родилась Алла Сурикова – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог, народная артистка России.

ФОТО : кадр из фильма «Суета Сует»,1979 г., Реж. Алла Сурикова, Мосфильм

"Кино – это диагноз, – говорит она. – Снять трагедию, драму или мелодраму гораздо легче. Но только самые смелые и отчаянные, я бы сказала – сумасшедшие и чокнутые – берутся за комедию".

У Аллы Суриковой получается феерическое кино. Это она собирает вокруг себя самые звездные актерские коллективы. Это она в далекие 70-е придумала детский киножурнал "Ералаш". Это ей Юрий Никулин в шутку пожаловал шесть гектаров земли на малой планете, которая была названа его именем.

Воровские куплеты и шпионская романтика

Алла Сурикова (в девичестве Заславская) родилась в Киеве. Ее мама Софья Ясиновская была врачом, а папа Илья Заславский работал киноинженером. "Это были очень светлые люди, они любили музыку, смех, танцы, и сколько я помню, папа всегда шутил, а мама хохотала", – рассказывала Сурикова в одном из своих интервью. Она вспоминает своих родителей с необыкновенной теплотой и нежностью. Говорит, что мама была очень красивая, с тонкой талией, и очень нравилась мужчинам. "Но папа ей совершенно доверял, и потом я поняла, что он правильно делал", – рассказывала Алла Сурикова. О маме она вспоминала, что как-то, когда они вдвоем ехали в поезде, то с ними в купе ехал летчик в очень красивой форме, который заявил, что, если мама не выйдет за него замуж, он выбросится из поезда на полном ходу. И даже попытался это сделать. "И мы с мамой вдвоем удерживали его, это было очень страшно и весело", – вспоминает Сурикова.

По словам режиссера, все ее детство было таким: было весело и немножко страшно, потому что все вокруг были "больны шпиономанией", так что жизнь имела приключенческий оттенок. Искали шпионов, всех подозревали – как в кино. В этом была даже какая-то романтика.

С самого детства Алла Сурикова была погружена в мир театра и кино. Отчасти из-за работы отца, а отчасти благодаря его двоюродным братьям: народному артисту Леониду Ясиновскому и другому – Якову Заславскому, который сыграл Фильку-анархиста в фильме "Интервенция". Да так, что одесские воры подарили ему за эту роль именные часы. Оба они работали в Одесском театре, но часто приезжали на гастроли в Киев.

Из-за них Аллу Сурикову чуть не выгнали из 4 класса, так как она притащила в школу воровские куплеты, услышанные от взрослых актеров, и вся школа потом их подхватила и с удовольствием распевала, приводя в ужас учителей и директора.

Математическая лингвистика как путь к журналу  "Ералаш"

Фото: ТАСС / Григоров Гавриил

В детстве Алла Сурикова мечтала стать актрисой, но после окончания школы решила, что это несерьезно, и подала документы в Институт легкой промышленности. Правда, там она провалила экзамены, поэтому устроилась работать слесарем-сборщиком на авиазавод. Через год она поступила уже на филологический факультет Фрунзенского университета.

Как вспоминала потом будущий мастер комедии, именно в университете она по-настоящему вкусила "творческого яду": в студенческих капустниках, в поэтических перепалках с друзьями, в попытках самостоятельного стихотворчества.

Однако потом Алла Сурикова совершила новый крутой вираж: увлеклась математической лингвистикой и перевелась на механико-математический факультет Киевского университета, на курс знаменитого профессора Льва Калужнина. И хотя диплом по математической лингвистике она защитила на "отлично", но работать по специальности не стала.

Окончив вуз, Алла Сурикова решила поступать в аспирантуру ВГИКа. Она послала туда свою работу по теории кино, с опорой на матлингвистику "К проблеме слова на экране". Работа понравилась, и Сурикову вызвали на экзамены во ВГИК. Но их Алла, по ее собственному признанию, "с треском провалила". После чего устроилась работать корреспондентом на киевское телевидение. Однако кино по-прежнему влекло ее, поэтому в конце 60-х годов молодая женщина пришла работать на киевскую Киностудию художественных фильмов имени Александра Довженко – ассистентом режиссера.

Съемочный процесс под руководством режиссера Александра Муратова оказался настолько увлекательным, что Сурикова решила поехать учиться в Москву, где в 1971 году поступила на Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров. Она училась на отделении режиссеров-постановщиков детского фильма у Александра Алова, Владимира Наумова и Георгия Данелии.

Еще на режиссерских курсах Алла Сурикова сняла две курсовые работы: короткометражки "Девочка и Солнечный зайчик" и "Живая шляпа". После чего у нее созрела идея снимать детский юмористический киножурнал, состоящий из коротких смешных миниатюр, по аналогии со взрослым киножурналом "Фитиль". В Союзе кинематографистов эту идею горячо поддержали Ролан Быков и Кира Парамонова. Поэтому вскоре на Киностудии имени Горького родился знаменитый "Ералаш", который сразу стал популярным, причем не только у детской аудитории, но и у взрослой. По правде говоря, его полюбили куда больше, чем излишне назидательный, скрипуче-сатирический "Фитиль".

На съёмочной площадке. Фото: ТАСС

Мастер комедии и любительница экранных драк

Курсы Алла Сурикова окончила в 1973 году. Ее дипломный фильм "Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности" получил приз Госкино УССР "За лучшую режиссуру". Ее пригласили работать на киностудию Довженко, но там она сняла всего два фильма, после чего окончательно переехала в Москву.

Известность пришла к режиссеру в конце 70-х, когда она сняла на "Мосфильме" мелодраматическую комедию "Суета сует" с Галиной Польских и Фрунзиком Мкртчяном. Критики высоко оценили картину, а в кинотеатрах ее посмотрели более 30 миллионов зрителей.

Эта первая комедийная работа определила дальнейший стиль Аллы Суриковой. После нее режиссер снимала светлые и яркие комедии одну за другой. "Мой принцип: этого не было, но могло бы быть", – говорит Алла Сурикова. А коллеги вспоминают: "Когда Алла начинала работу, она была отважная, в ней чувствовался запал решимости и творческая смелость".

Все последующие работы режиссера имели не меньший успех, чем "Суета Сует", а позже вошли в золотую коллекцию советского кино. Так, безусловным шедевром оказался фильм Аллы Суриковой под названием "Ищите женщину". Это полный восторг и море положительных эмоций, хотя в нем нет никаких спецэффектов, сложных съемок и многого другого. По сути – телеспектакль, ведь все действие происходит в одном и том же помещении. Но сколько в нем души, обаяния, юмора.

кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов» (1987). Режиссер Алла Сурикова. Производство Мосфильм

Именно в фильме "Ищите женщину" Алла Сурикова впервые сняла постановочную драку. После этого без драк не обходилась ни одна ее картина. "За что меня крепко полюбили каскадеры и еще крепче полюбила их я", – говорила Алла Сурикова.

Больше всего зажигательных драк и эффектных трюков было в фильме "Человек с бульвара Капуцинов". Никто в отечественном кинематографе не снимал до Суриковой вестерны, так что она оказалась пионером этого жанра.
На съемках картины собралось сразу несколько каскадерских групп, причем каскадеры не только придумывали и выполняли трюки, но и снимались в массовке.

Позже актеры вспоминали, что пока под Феодосией строили ковбойский городок, они пересмотрели огромное количество вестернов, и в итоге придумали массу ярких сцен: что-то позаимствовали, а что-то изобрели сами. Например, для драк отлили бутылки из смолы: они выглядели натурально, но бились очень легко, не причиняя вреда дерущимся. В результате фильм Аллы Суриковой получил среди прочих премий приз "За лучшую драку между советскими актерами", а киноведы называли его самым зрелищным фильмом отечественного кино.

Всего Алла Сурикова сняла более 30 фильмов, самый новый из которых "Любовь и сакс" вышел на экраны совсем недавно – всего два года назад.
Она не только режиссер, но еще и много лет работала преподавателем сразу трех вузов, причем всегда говорила, что работа со студентами – это не формальное общение, а взаимно обогащающий процесс.

А еще она мама и трижды бабушка, причем все ее внуки зовут ее просто "Аллочка", так уж повелось в семье: "это подружка Аллочка, это советчик Аллочка, это бабушка, звездочка и талисман на счастье. Она как облачко, которое всегда где-то надо мной и показывает мне правильный путь", – говорит о ней младший внук. А сама она вздыхает, что сейчас бы откинуть лет так 25-30, и с теперешним опытом да с новыми силами – на съемочную площадку, снова творить кино, и конечно, комедию – вот было бы здорово.

 Источник  

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Замечательный режиссёр и талантливая женщина! :thumbsup: :clap: :clap: :clap: Люблю все её фильмы, особенно "Ищите женщину" и "Суета сует". Cпасибо за интересную статью, Анатолий!
  • "Сдаётся мне, джентльмены, что это была комедия "
  • очень интересно узнать о режиссере.. смотрел столько фильмов.. Ералаш! и видел Сурикова, Сурикова.. а сейчас вот это Сурикова!!! :thumbsup:
  • Спасибо, очень интересно и познавательно. Талантливый человек талантлив во всем. А ведь она еще и незаурядная актриса
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :hand: :blush: