Актерское амплуа "травести" чаще всего используется, когда речь идет о театрах – некоторые постановки идут годами и десятилетиями, детей-актеров пришлось бы менять слишком часто, и в таких случаях часто на помощь режиссерам приходят актрисы. Алиса Фрейндлих в 23 года играла на сцене юного пионера, а в 35 лет справилась с ролью Малыша в спектакле Театра имени Ленсовета, а Тамара Мурина играла того же Малыша в московском Театре Сатиры целых 35 лет – и завершила эту эпопею лишь когда ей исполнилось 58!
В кино же чаще случалась обратная история – все помнят Александра Калягина в образе тетушки Чарли из Бразилии (где в лесах много-много диких обезьян) или Олега Табакова, сыгравшего злую няню мисс Эндрю в советской экранизации истории Мэри Поппинс. Но это было сделано для усиления комического эффекта и обеспечения простора для различных гэгов и трюков – как и в американской комедии "В джазе только девушки". Впрочем, и актрисам в кино иногда дозволялось переодеваться в мужчин – особенно если речь шла про классические сюжеты, исторических персон или детей.
Клара Лучко – "Двенадцатая ночь", 1955
Клара Лучко была в том самом знаменитом "военном" наборе вгиковского курса Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, который чуть ли не целиком потом прославился после съемок в фильме "Молодая гвардия". Правда, у Лучко в фильме была роль второго плана, и её дебют прошел относительно незаметно.
Но уже после второй роли – в фильме Ивана Пырьева "Кубанские казаки" – актриса получила Сталинскую премию и, можно сказать, путевку в жизнь. В 1950-е она была в зените славы – и тогда же сыграла двойную роль в экранизации шекспировской пьесы режиссером Яном Фридом, изобразив одновременно брата и сестру Себастьяна и Виолу.
Мария Виноградова – "Звёздный мальчик", 1959
Актриса была типичной "травести" – и, возможно, поэтому её карьера в кино сложилась очень странным образом. Она окончила ВГИК во время войны, снималась в эпизоде "Молодой гвардии", да и вообще её приглашали в кино очень часто, но обычно – на роли второго плана. Она много занималась озвучкой мультфильмов – именно её голосом говорит, например, Дядя Федор из мультфильмов про обитателей Простоквашино.
А в самом конце 1950-х она сыграла заглавную роль в сказочном фильме-спектакле по произведениям Оскара Уайльда – мальчика, который должен отказаться от жестокой стороны своей натуры, чтобы воссоединиться с матерью.
Лариса Голубкина – "Гусарская баллада", 1962
Пожалуй, самая известная советская картина про переодевания. На роль Шурочки Азаровой в фильме Эльдара Рязанова претендовали многие популярные актрисы – та же Фрейндлих, уже работавшая с режиссером Людмила Гурченко, Светлана Немоляева. Но Рязанов выбрал Голубкину, которая тогда ещё училась в ГИТИСе – именно ей и пришлось сыграть девицу Азарову и храброго корнета Азарова, которого уважают товарищи по службе.
Любопытно, что в отдельных сценах зрители всё-таки видят в этой роли настоящего мужчину, а не переодетую Голубкину – её дублером был каскадер Василий Роговой, который и выполнял самые опасные трюки.
Зоя Евсеева – "Подранки", 1976
Этот тот самый случай, когда режиссер Николай Губенко не нашел нужный типаж среди тысяч отсмотренных кандидатов-мужчин (вернее, подростков, поскольку отбор шел среди воспитанников детских домов) и взял на "мужскую" роль девушку. Зоя Евсеева не была профессиональной актрисой, но с ролью воспитанника детского дома и бывшего узника концлагеря Вальки Ганьдина справилась блестяще – Губенко даже не пришлось убирать реплики этого персонажа, как он собирался поначалу. Но после "Подранков" Евсеева так и не стала развивать кинокарьеру, стала швеёй, вышла замуж, сменила фамилию; доподлинно про её судьбу ничего неизвестно, но на форуме портала "Кино-Театр.Ru" один из пользователей сообщил, что в 1980-е она работала на швейной фабрике в Москве.
Инна Степанова – "Про Красную Шапочку", 1977
Этот случай, наверное, можно отнести к кинематографическим парадоксам. Капризного мальчика в сказке Леонида Нечаева сыграла 3-летняя на момент съемок юная актриса; впрочем, в конце фильма этот персонаж признается, что он на самом деле – девочка. Но у Инны Степановой вскоре была ещё одна "мужская" роль – она снова сыграла мальчика в фильме 1978 года "Поговорим, брат...". А в 1979-м ей доверили и "женскую" – в картине "Задача с тремя неизвестными" она играла девочку, дочь одной из героинь второго плана. В кино Степанова больше не снималась, потом уехала в Израиль и много лет живет там.
Валентина Кособуцкая – "Труффальдино из Бергамо", 1977
Ещё одна экранизация классического произведения – пьесы Карло Гольдони "Слуга двух господ". Здесь героиня переодевается в мужчину вынуждено – её брат убит на дуэли, в его смерти обвиняют её же жениха, и она, замаскировавшись, пытается найти этого самого жениха, чтобы сообщить ему об ошибке. Конечно, это комедия дель арте, где всё очень условно – и, в принципе, актрисе даже не приходится делать вид, что она мужчина, поскольку остальные герои и так верят; эту роль она играла и в спектакле ленинградского театра музыкальной комедии. Ну а основная интрига закручена вокруг способности хитрого Труффальдино (самая известная кинороль Константина Райкина) услужить двум господам.
Оценили 35 человек
63 кармы