Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала...

8 5386


«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». из Петербурга в Москву..

Более двухсот двадцати лет назад была напечатана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», вызвавшая резкую оценку царицы Екатерины II и привилегированного класса, то есть дворян и помещиков. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком похуже Пугачёва», обвинив его в том, что он «ищет… всё возможное к умалению почтения к власти… и приведению народа в негодование противу начальников и начальства».

 Произведение было запрещено, автор сослан в Сибирь, но Россия узнала, что и среди дворян есть люди, чьи сердца способны страдать при виде угнетения, унижения и бесправия простого человека, крестьянина.

Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала, – сообщил соотечественникам Радищев. Он хотел сказать своим современникам, что каждый должен видеть не только личные проблемы и интересы, но и открывать глаза на реальную жизнь вокруг, чтобы «быть соучастником во благоденствии себе подобных».

Показать жизнь русского крестьянства без прикрас в эпоху крепостного права было делом опасным. Екатерина II уверяла Европу, что «лучше судьбы наших крестьян нет во всей вселенной». 

И вдруг путешественник из произведения Радищева, дворянин по происхождению, описывает преступления помещиков по отношению к тем, кто на них работает. Для лицемерного общества и правящих кругов это было подобно взрыву, бунту тех, кто веками не имел права голоса, кто должен был только благодарить господ за своё «благоденствие». И рисует этот ад на земле дворянин, один из тех, кто и сам должен бы держать крестьян в повиновении. Такое простить Радищеву не могли, поэтому он понёс суровое наказание.

А герой произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» в дороге не дворцами и пейзажами любовался, его внимание приковано к людям, их быту и труду. Он отмечает в своих записях, что крестьянин лишён всех гражданских прав: его могут избить, продать или отправить на каторжные работы. И что удивительно: читателям нашего времени положение крестьянства в XVIII веке уже не кажется таким уж ужасающим. 

Неужели потому, что в жизнь народов России (и других бывших республик Советского Союза) неожиданно вернулись в XXI веке те самые понятия бесправия, произвола, унижения и угнетения личности? Странно и страшно сопоставлять столь отдалённые друг от друга эпохи, но примеров нынешнего ада на земле можно найти не меньше, чем видел путешествующий дворянин. В погоне за наживой некоторые граждане теряют человеческий облик и готовы лишать других не только имущества, денег, но и жизни. Бесконечный «передел» собственности, грабежи и насилия, убийства – это реалии современной жизни. Людей потрясают известия о сращивании криминала с властью, когда милиция, чиновники и даже судьи за большие деньги сотрудничают с теми, кого надо бы судить и сажать в тюрьмы. 

Примером могут служить не столь давние события в станице Кущёвской Краснодарского края, где группа преступников под прикрытием местных властей держала население в страхе несколько лет. И это не единичный случай из того, что стало хроникой нашей жизни, о чём ни слышать, ни говорить не хочется.

А.Н. Радищев не идеализировал крестьян и их детей, противопоставляя народ помещикам. Он рассказал и о развращённых нравах некоторых крестьянских девок, приученных господами к бесстыдству или же к позорному «ремеслу». В наши дни также есть девушки, добровольно избравшие проституцию как способ заработка и выживания в новых условиях. Но известно и то, что есть невольницы, которых обманным путём, через мошенничество и насилие принудили обслуживать сауны, прочие заведения и сделали рабынями.

Алчность, жадность, желание быстро разбогатеть за счёт рабского, низкооплачиваемого труда превращают людей, возомнивших себя господами, в чудовища. 

Поневоле вспоминаешь слова, являющиеся эпиграфом к произведению Радищева: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Возвращаясь в век XVIII, вспомним, что Радищева упрекали в подстрекательстве крестьян к бунту, но ведь он всего лишь показал, как нельзя относиться к людям, если действительно не хочешь гнева народного. 

В главе «Зайцово» есть эпизод убийства крестьянами помещика и его сыновей. А вызван этот бунт долгими издевательствами, надругательством и презрением к человеческому достоинству. Годами сдерживаемые гнев и ненависть к помещикам, желание защитить себя и близких вылились в жуткую месть. Молодой парень не смог покорно и молча смотреть, как будут до полусмерти забивать розгами его отца. И он же, спасая невесту, которую сыновья помещика тащили в сарай, чтобы изнасиловать, сумел отобрать девушку, но при этом не рассчитал удара и проломил голову барского сына деревянным колом. И вот в драке с нападавшими на него господами парень неожиданно получил поддержку. Крестьяне (соседи) пришли ему на помощь, все вместе они дружно добили своих палачей. Это можно считать невольным протестом против произвола хозяев, но бунтовщики по решению суда должны быть казнены.

Наверное, современным господам (олигархам, бизнесменам, чиновникам и прочим богатым людям) стоило бы знакомиться с трудами великих классиков о подневольном труде и унижении человеческого достоинства. Тогда бы они помнили, что «зверский обычай порабощать себе подобного человека» ещё Радищев предлагал искоренить в русском обществе, так как «порабощение есть преступление». 

Труд человека может быть выгоден как работодателю, так и работнику. Радищев называл крестьянина кормильцем, спасителем Отечества и удивлялся, что земледельца и труженика те, кого он кормит, держат в неволе, морят голодом, избивают и убивают, как будто хотят от него избавиться, будто желают остаться без кормильца. По мнению писателя, землёй должен владеть тот, кто на ней работает: пашет, сеет, урожай собирает. Почему земля принадлежит барину, который трудиться не желает? И если «принуждённая работа» выполняется не так качественно, как работа для себя и семьи, то почему не сделать труд выгодным для работника?

Многие вопросы, поднятые Радищевым, остаются злободневными и сейчас. Писатель как будто смотрел далеко вперёд, говоря о разумном ведении сельского хозяйства, о поддержке крестьянского труда государством. Рисуя образы крестьян, которыми могла бы гордиться Россия, Радищев высказал мечту о просвещённом государстве, где гражданам будет обеспечена достойная жизнь, и законы подтвердят равенство всех людей, одинаковые права для всех. Писатель верил в «преславный» русский народ, в его способность к великим делам, в его трудовую энергию и творческие силы, в умение вырастить и воспитать молодое поколение. И нам, потомкам мудрых наших соотечественников, предстоит осуществить всё то, к чему стремились люди ещё двести лет тому назад.

Актуальность некоторых мыслей А. Н. Радищева Зоя Орлова

 

ВЫ ХОТЬ ПОНИМАЕТЕ  ТЕПЕРЬ - ЧТО ВЫ НАТВОРИЛИ ! 


ДЕБИЛЫ ПРОСЛАВЛЯЮЩИЕ КАПУТАЛИЗМ ! ВЫ ПОЛНЫЕ ДЕБИЛЫ.

Они действительно полные идиоты, если до сих пор не поняли, что глобальной системой их грабеж и уничтожение были предусмотрены изначально. Причем, при любой попытке сопротивления вместе с капиталами они потеряют и головы, а если не будут сопротивляться, то головы им оторвет уже сам ограбленный народ.

....уже с начала 90- х идет банальный ЗАБОЙ и ЗАЧИСТКА последних очагов сопротивления победившей властью глобализировавшихся упырей капитализма.
Это такая одностороняя Гражданская бойня (средствами финансовой узурпации и ИП-дрессировки и реже физическими репрессиями) , в которой победившая сторона тупо укрепляет незыблемость и устойчивость своих (в т.ч. идейно-религиозных) порядков.
И все те, кто плывет как г...внно по этому течению, игноря сопротивление - являются соучастниками построения глобал-фашистского стойла для своих детей и внуков.
....эти слова надо выжигать на лбу дебилов.... пока оне еще живые .


Я ещё раз хочу подчеркнуть, что отстаивая приватизаторскую сволочь, верховная власть потеряет Государство Российское. И не нужно кругам, близким к нацлидеру, утешать себя тем, что «пипл схавал» и приватизация прокатила.

История учит, что мысль о невыносимой несправедливости может жить в массах многие десятилетия и приобретать маниакальный, сверхценный характер. 1917 года не начал, а завершил многие десятилетия просьб, ходатайств, хождений с хоругвями, подачи челобитных и т.п.

То, что пока приватизация 90-х в силе – вовсе не значит, что нанесённая ей страшная рана зажила и перестала гноиться изнутри национального организма.

ПЕРЕСМОТР ПРИВАТИЗАЦИИ БУДЕТ.
или сверху ...или снизу....
снизу пойдет как новый праздник.... с гуляньми ..с украшением фонарей...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
    • ginn
    • 29 октября 2018 г. 08:31
    "И нам, потомкам мудрых наших соотечественников, предстоит осуществить всё то, к чему стремились люди ещё двести лет тому назад." Строго говоря,эта мечта Радищева и была осуществлена в 1917 году. А сейчас корректнее было бы говорить о второй попытке построения социалистического государства,более успешной.
  • В душе мы каждый носим монстров [инок59] Версия для печати Добавить в «Избранное В душе мы каждый носим монстров, Перебороть их,- жизни суть. Они же с яростным упорством, Соблазном преграждают путь. Их имена, мы с детства знаем. Коварство, ложь и суета. Так,- равнодушье добавляем, И страх,-не знающий креста. Сюда же отнесём гордыню, Прелюбодейство и обман. Жадность и алчность, что отныне, В России, опийный дурман. Безмерной славы, жажду власти. Высокомерье и снобизм. И хуже нету той напасти, Что нарекают атеизм. Увы,- бороться всё труднее, Антихрист правит праздный пир. А люд всё плоть свою лелеет, Теперь иуда наш кумир. Мы продаёмся как дешёвки, Уже за медь, не серебро. За миску жалкую похлёбки, Готовы растоптать добро…
    • marina
    • 29 октября 2018 г. 19:39
    :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Книга А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", как никогда современна и идеально описывает сегодняшний путинский режим. Будем надеяться, что ПЕРЕСМОТР ПРИВАТИЗАЦИИ БУДЕТ.или сверху ...или снизу.... снизу пойдет как новый праздник.... с гуляньми ..с украшением фонарей... :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :point_up: