Солидарное Государство.ч2. Государево тягло и служба.

4 1773

Солидаризм. Часть 2 (Государево тягло и служба).

В истории России (начиная с московской Руси) было два периода, когда наше

государство можно было по праву назвать солидарным: времена действия системы

"государева тягла и службы" и сталинский солидаризм.

О первом периоде хорошо написал В.О. Ключевский: "Московское государство

зарождалось в XIV в. под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось в XV и XVI

вв. среди упорной борьбы за свое существование... Оно складывалось медленно и

тяжело. Можно отметить три его главные особенности. Это, во-первых, боевой строй

государства.

Московское государство - это вооруженная Великороссия, боровшаяся на два

фронта... Вторую особенность составлял тягловый, неправовой характер внутреннего

управления и общественного состава с резко обособлявшимися сословиями...

Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределенными.

Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, то

есть кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, солдаты и работники, не

было граждан, т.е. гражданин превратился в солдата и работника, чтобы под

руководством командира оборонять отечество или на него работать. Третьей

особенностью московского государственного порядка была верховная власть с

неопределенным, т.е. неограниченным пространством действия..."

То есть в отличие от европейского феодального солидаризма, в российском именно

права прилагались к обязанностям. Тут местная специфика. Набор геополитических,

климатических и исторических факторов требовал от российских феодалов больше чем

от их европейских коллег. В Европе все их обязанности были ограничены и

закреплены договорами и неписаными правилами.

В Англии ХIII века срок военной службы вассала колебался от 21 до 40 дней в

году. Например, был такой обычай. Отправляясь в поход, рыцарь брал с собой

копченый окорок. Кончался окорок кончалась и служба. Феодал сворачивал шатер,

делал королю ручкой и чувством исполненного долга отправлялся домой.

А если король начинал качать права и нести всякую ахинею, мол, военная компания

в самом разгаре и тому подобное, то оскорбленный в лучших чувствах барон со

своей дружиной просто отъезжал на службу к более покладистому государю.

В России такие штуки не проходили. Из-за перманентно-тяжелой ситуации на

границах и существенно более низкой продуктивности сельского хозяйства (вспомним

Милова и Паршева) от элиты требовалось куда большее напряжение сил, а привилегий

ей полагалось существенно меньше. С четырнадцати лет на коня и в поход, и так до

безвременной кончины или полной инвалидности. Объемы и сроки службы без

ограничений. Сколько царь-батюшка прикажет столько и паши. Царские воеводы

могли писать челобитные в Москву с просьбой распустить по домам отощавшее от

голода войско, но этот вопрос решался только в Кремле.

Иван III, когда ему доложили, что несколько детей боярских самовольно на

несколько дней покинули ряды войска, велит виновных бить кнутом на рыночной

площади.

Фельдмаршал Шереметьев, перешагнув за семидесятилетний рубеж, несколько раз

обращается к царю со слезной просьбой отпустить его на покой в подмосковную

вотчину, которая разоряется без хозяйского присмотра. Петр эти прошения

игнорирует.

Ясное дело, значительной части российской элиты данная ситуация представлялась

совершенно нетерпимой. Тем более, рядом Европа. Польша под боком с ее шляхетским

гонором и одноименными вольностями. Завидно ведь. А мы чем хуже? Живут же люди,

как сыр в масле катаются. И никаких тебе "нагрузок". Кто виноват? Царь-деспот и

ленивое быдло, которое неспособно обеспечить "красивую" жизнь своему

руководству.

А народ? Уж он-то хорошо знал, к чему в России приводят боярские вольности:

голод, смерть, вторжение иноземных войск и прочие прелести жизни. И ставил

свечки за здоровье государей, которые давали окорот аппетитам проглотов-бояр и

заставляли их заниматься делом.

Увы, Иван Грозный и Иосиф Сталин вошли в писанную прикормленными летописцами

историю как кровавые деспоты и тираны.

Ну, как же, ведь они покусились на самое "святое": на право элиты бить баклуши и

при этом жрать в три пуза. А вот в народной памяти напротив: как идеальные

государи.

Ликвидация системы "государева тягла и службы" началась с "Манифеста о

даровании вольностей российскому дворянству" Петра III и "Грамоты на права,

вольности и преимущества благородного российского дворянства" Екатерины II,

которые отменили большую часть обязанностей для благородного сословия. Плюс

реформа ("Белая революция") 1861 года, которая сняла с дворянства остатки его

ответственности перед обществом.

Основной смысл вольностей сводился к следующему: Если раньше дворянство, получив

от государства поместья и освобождение от податей, было обязано постоянно их

отслуживать (собственной кровью и выставлением по требованию соответствующих

вооруженных отрядов), то теперь эта обязанность ликвидировалась. То есть, если

раньше у нерадивого дворянина (не выставившего на очередной смотр ополчения

нужного количества оружных воинов) поместье могли запросто отнять, то теперь оно

поступало ему в полную собственность. Вместе с крестьянами, разумеется. Его

можно стало продать, завещать, подарить и тому подобное. Дворяне теперь служили

Родине не за свой счет, а за жалование. Угадайте на кого расписали увеличившиеся

накладные расходы? Правильно! На податные сословия (дворяне в их число не вошли,

естественно). А нагрузка эта была довольно приличной. Мало того, что налоги

платить, так ведь еще и бар содержать приходилось.

Ключевский В.О. сообщает, что к концу царствования Анны на 100 податных душ

приходилось:

Дворян потомственных 7.5

Дворян личных и служащих 3.0

Духовенства 4.5

Пятнадцать ротастых паразитов на сотню работников, черт побери! Кстати о

духовенстве. В православных губерниях его было в шесть раз больше, чем в

католических привислинских, и в почти в шесть раз больше, чем протестантских

остзейских.

Неудивительно, что сразу крестьянские восстания начались. Я бы на месте крестьян

тоже впал в недоумение от такого вопиющего хамства. Ведь для обеспечения

"вольностей" пришлось резко ужесточить крепостное право и распространить его на

ранее свободные группы населения. Так и хочется провести параллели в наши

времена. Стоит ли право бар свободно ездить за границу (раньше было нельзя) и

околачивать груши в имении ужесточения крепостного права и расширения

рекрутских наборов? Зато, говорят, культура и искусства расцвели. От скуки и

безделья, надо думать. А народу оно надо? Тем более за такую цену.

У бар масса досуга появилась: можно стишки и романы писать, о Высоком думать,

театры с балетами заводить. До этого на все эти штуки просто времени не

находилось, дворяне обходились пьянками, скоморохами и дворовыми девками, чтобы

стресс от Службы снять. Для удовлетворения новых "культурных" интересов

потребовалась соответствующая инфраструктура: актеры, антрепренеры и прочие

деятели культуры. Да и число дворни пришлось увеличить: всех этих камердинеров,

мажордомов и прочих лакеев. Должно быть, здорово барствовать в собственной

усадьбе без особых забот, как Лев Николаевич Толстой, да еще и мнить себя

светочем свободы и нравственности. Последнее особенно важно, в смысле, что

дворянство наше, утратив смысл своего существования, в качестве компенсации

собственной бессмысленности придумало миф о своем "Высшем Предназначении". Мол,

будем мы "Высокие Идеалы" в народ продвигать, свободу и демократию пестовать+ Но

пожалуйста без ответственности за результат претворения в жизнь наших идей. Эта

проза жизни нас не интересует, слишком мелка. Кстати, так и родилась на свет

российская интеллигенция.

А эпопея с отменой крепостного права и решением земельного вопроса? Это же

просто спектакль ужасов какой-то. В отчете III отделения за 1858 г. говорилось:

"Одни [помещики] переносили крестьянские усадьбы на новые места или переменяли у

них земляные участки, иные переселяли крестьян в другие свои имения, уступали их

степным помещикам не только за бесценок, но и даром, третьи отпускали крестьян

на волю без земли и вопреки их желанию; сдавали их в рекруты в зачет будущих

наборов, отправляли в Сибирь на поселение одним словом, вообще употребляли

разные средства, чтобы избавиться от излишнего числа людей и чтобы сколь

возможно меньшее их число наделять землею".

Неудивительно, что дело, в конце концов, кончилось революцией.

Можно конечно утешаться мыслью, что именно введение "вольностей" стало началом

конца дворянства, само существование которого потеряло всякий смысл. Но

народу-то от этого не легче. Думается, что, и февральская революция была затеяна

вовсе не для того, чтобы облегчить народу жизнь. Ее основной целью было избавить

российскую элиту от последней ответственности перед собственным народом, которая

на тот момент еще оставалась моральной.

Ну не может, блин, Россия обеспечить своей элите такую же вольготную жизнь как

за бугром. Просто не в состоянии. По вполне объективным причинам. А элита как

раньше не понимала этого печального факта, так и сейчас не понимает. Отсюда и

все коллизии с взаимным "непониманием" народа и элиты.

В начале прошлого века "не поняли" дело кончилось революцией. А чего ждали?

Что можно загнать на экспорт хлеб, которого не хватает собственному народу и

спокойно кайфовать в Ницце или в Швейцарии? Поставлять на фронт солдатам сапоги

с картонными подметками и на вырученные деньги гудеть в роскошных кабаках? Не

получилось!

Ходов Андрей. http://samlib.ru/h/hodow_a/hhh...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Обсудить