О правде и справедливости России.

1 1467

О правде и справедливости России.

Хотя более 20 лет нас учили, что хватит жить по понятиям, чувствуется, что вопрос о понятиях возвращается снова.

В той установке говорилось, что надо жить не по понятиям, а по закону. И это вроде было правильным. Но оказалось, что если закон не соответствует принятым в обществе понятиям, его просто никто не выполняет, так как эти понятия говорят о справедливости.   

Понимание справедливости для русского человека — это вопрос его жизнеспособности в настоящем и основа формирования образа его будущей жизни. Поиск справедливости, как воплощения в миру «высшей правды», живёт в нас из поколения в поколение, являясь движущей энергией всех социальных трансформаций. Ф.М. Достоевский чётко это сформулировал: «Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её». Осиротевший поиск некогда принадлежавшей по праву человеку истины, но изъятой из окружающей реальности; по замыслу, подлежащей возвращению в человеческий мир, но через колоссальную борьбу.

Поиск и стремление к справедливости как правде, истине, должному порядку вещей, объединяет все вехи исторической Руси: Киевско-Новгородский этап, Московскую Русь, Романовскую империю, Красную советскую империю. (Несмотря на то, что само слово «справедливость» появилось в нашем языке в XVII веке, его семантика позволяет это понятие транспонировать).

Свою жажду справедливости и построения её царства на земле мы получили от предков.

Смысл правды в древней Руси сводился, прежде всего, к обычаю, правилу, исходящему от Бога. Это предположение подтверждают практики средневекового судопроизводства, воплотившиеся в «Божьем» или «праведном суде». Требование справедливости, неотделимой от любви, пронизывает Священное Писание. Одно из проявлений милости — закон справедливого суда. Вспомним о том, что «суд — дело Божие» (Втор.1:17), «суть справедливости — в любви: весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14)

«Правда» в нашей культуре всегда играла ведущую роль: от «Русской Правды» Ярослава Мудрого до небезызвестной советской «Правды», но оставалась всегда скорее космогоническим высшим идеалом, чем ощутимым фактом реальности.

Земная реальность — это сражение «Правды» и «Кривды», как гласят старинные русские апокрифы. «Правда живет у бога. Правда у бога, а кривда на земле». Во многовековой борьбе этих двух энергий жизнь на Земле протекает по законам искажённым, земное царство — это вотчина «Кривды». Идеал справедливого миропорядка всё не приближается, как писал русский философ Вл. Соловьёв:

«Жизнь — только подвиг,
и правда живая
Светит бессмертьем в истлевших гробах…»

Правда невозможна без справедливости. Стремление к справедливости определяет вектор устремлений человека, государства, человеческого порядка на земле, потому что правда и справедливость являются в православии высшими религиозными ценностями. Согласно православному учению о Боге и сотворенном им человеке, Бог есть Истина и Любовь, Христос — Путь, и Истина, и Жизнь. Соответственно, без правды и справедливости жизнь невозможна, нарушение справедливости — это вызов Богу, соответственно, самоотрицание человека.

Замысел Божий о нашем мире велик, конечной его целью является обожение человека. Как учат святые отцы, «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Поэтому игнорирование божественного принципа справедливости, вытекающего из той аксиомы, что «Бог есть любовь», является вызовом Богу и человеку. Исходя из этого, нужно ответить на ключевой вопрос: на Земле живёт семь миллиардов человек с этническими, национальными, ментальными различиями, разными способностями и возможностями, возможна ли гармонизация их интересов? Как определить универсальные критерии справедливости, и построить общественную жизнь не на иллюзорной законности, которая не есть, по сути, справедливость, а на высших началах всеобщей Правды?

Эти критерии, по сути, определены за нас, они складывались на протяжении всей истории из миллионов и миллионов диалогов, ситуаций и человеческих выборов. Природа, Божественная природа справедливости во всех случаях одна. Понятие «справедливость», появляясь в разных языках в разное время, неизменно означает одно и то же. Справедливость от несправедливости одинаково отличит древний грек, индеец, иранец или англичанин. Но ценностное значение этой категории для разных обществ, в разные исторические эпохи — не одинаково.

В основе жизни русского человека первично представление о «русской правде», в отличие от «римского права», «юстиции» заложившей основы жизнеустройства западного общества. Поэтому у нашего народа, сформированного православной традицией, отношение к писаному закону иное: «суд людей, не божий. Бог на правду призрит», «хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили», «законы святы, да судьи супостаты», «не бойся закона, бойся судьи», «кто законы пишет, тот их и ломает». Отсюда и русский идеал — это воплощение высшего замысла Бога о нас, строительство царства небесного на земле.

Воспроизводимая надежда в народном сознании на торжество Правды и Справедливости не только на небе, но и на земле, она была, есть и будет, вне зависимости от эпохи, и от наших различий. Главное, чтобы стремление к справедливости не вело к обострению противоречий и расколу в обществе, а служило гармонизации общественной жизни, совершенствованию системы права, норм и возможностей. Удержание этого русла — задача государственной власти.

Жажда справедливости нам дана не просто так. Россия, с её историческим поиском справедливости способна создать такую справедливую модель жизнеустройства, которая станет привлекательна для остального мира так, что все с удовольствием будут считать её частью своей культуры. Что это, как не мессианская роль русского народа?

Когда человек задаётся вопросом справедливости? Когда чувствует несправедливость. Справедливо или несправедливо — он определяет, соотнося происходящее с внутренними морально-духовными критериями. В жизни страны особо остро несправедливость чувствуется в переломные моменты, когда сложившуюся традицию нарушают новые законы мироустройства.

Российское общество всё ещё живет в ощущении жуткой несправедливости того, что с ним сотворили. Век двадцатый — эта страшные мировые войны, гражданская война, многотрудное послевоенное восстановление. Все эти испытания пройдены, выстраданы народом-победителем, народом-созидателем. Но, как показала история Советской державы, вслед за этим, казалось бы, могущественная страна начинает движение в небытие. Конец двадцатого века ознаменовала роковая трагедия для сотен миллионов людей — падение великой страны, огромной империи, построенной благодаря православному цивилизационному выбору святого князя Владимира, казалось бы, искупившей право своего существования кровью Священной войны. Но государство проваливается в никуда, а вслед за ним в никуда уходят вера, достоинство, державная воля и самосознание народа. Наступает апатия и забвение былой силы и величия. Приходят новые, «чужие» времена, которые сопровождаются чувством отчуждения, страха и отчаяния. Русский народ становится самым большим разделенным народом мира и смиряется с этой несправедливостью. Очень важно пояснить, что христианская добродетель смирения означает мир с Богом, но не «мир» с дьяволом, или «смирение» перед злом. Последнее — это вражда с Богом.

Проблема примирения с вопиюще несправедливой реальностью обострилась как никогда раньше, и в этой связи кажется, уже и глупо взывать к справедливости. «Человек человеку — волк», «Что выгодно — то и правда», «У кого нет миллиарда, могут идти…», да и «бороться за справедливость тем труднее, чем проще её купить».

Опыт мира показал, что полного равенства быть не может и не должно. Пропадают любые стремления к движению, развитию духовному и материальному, к труду. Однако, если уровень несправедливости, социального неравенства зашкаливает, то неминуемо наступает время социальных потрясений, а то, как показывает наша история, и кровавых революций.

Особая роль в стремлении к построению в России справедливого общества ложится на элиты. Эти люди, в силу своего высокого достатка, уровня жизни, позволяющего иметь значительное влияние, должны осознавать и высокую степень ответственности. В том числе, за создание и поддержание, так называемой, социальной справедливости. Если вы причисляете себя к элите, но не как к абстрактному понятию, а элите своей Родины России, чувствуете себя частью страны, то, будьте добры, проявите благородство, и позаботьтесь о ней. Сама несправедливость в отношении «верхушки» и «народа» заключается не в социальном имущественном расслоении, оно неизбежно. Недопустимыми являются укоренившиеся русофобские настроения нашей элиты, для которой русский народ — это только препятствие в реализации удобного для них порядка вещей.

Русский философ Иван Ильин писал, что справедливость не требует равенства, она требует предметно-обоснованного неравенства. «Справедливость есть искусство неравенства». А строиться она должна на «живой совести и живой любви к человеку». Без «человечного» отношения к простому человеку государство теряет свой смысл, превращаясь в амбар природных и промышленных богатств, ключ от которого в кармане «мохнатой руки». Поэтому без совестливого и внимательного отношения к человеческим различиям, без осознания общих интересов элиты с интересами государства и народа, строительство «Русской империи», «империи духа» не состоится, и мы снова и снова будем проходить витки революций и социальных потрясений.

В этой связи принципиально важно одинаково понимать справедливость на уровне государства, и на уровне простого человека. Социологи и политологи пытаются объяснить феномен высочайшего рейтинга президента Путина. Этому есть простое объяснение. Абсолютное большинство россиян поддерживает курс президента, потому что возвращение Крыма в состав Российской Федерации справедливо.

Путин восстановил историческую справедливость, и за это народ готов простить высшему политическому руководству неэффективную и ущербную экономику, коррупцию и другие пороки, присущие современной российской государственности.

Жизнь меняется в стране, меняется уровень решаемых задач, меняется и сам президент. Функция властвования формирует сущность властителя. Само представление о будущем страны у Путина трансформировалось. Мы наблюдаем смещение акцентов по Путину — от идеальной корпорации к государству справедливости: «Общество будет успешным, только когда у наших граждан не будет сомнений в его справедливости». Эта формула наибольшим образом соответствует внутренним кодам русского человека, становому хребту его истории и культуры.

Для гармоничного существования нашей страны государству необходимо чётко понимать интересы общества. И ответственность за выстраивание общего понимания лежит на государстве и на государственной элите. Как никогда актуально то, о чем писал Иван Ильин: принципом принадлежности к элите является служение, элиту должны составлять те, кто воспринимает власть и богатство как служение, а не привилегию. Служение является религиозной ценностью и категорией: «Возьми Крест и иди за мной».

Приняв принцип «верховенства закона», мы должны понимать, что этот закон в первую очередь должен быть основан на нашем историческом понимании справедливости, иначе он не будет работать. Пока социальный паритет в России зачастую проявляется как в анекдоте: бедные умирают от не сделанной нужной операции, а богатые — от сделанной ненужной. Поэтому политика сокращения социальных расходов через пенсионную реформу, через сбрасывание обязательств перед учителями и врачами на дефицитные региональные бюджеты, безусловно, приводит к крайне болезненному состоянию общества. Защищать свою страну, говорить о высших смыслах может только человек, не находящийся в бедствующем положении, за гранью полноценной человеческой жизни. Человеческая нищета ведёт его к умственной неполноценности и духовной несостоятельности. Голодный человек не может быт справедливым.

Что касается современной российской властной элиты, которая, во многом, под прикрытием перестройки сколотила своё положение за счёт разворовывания Советского Союза, то её помощь российскому обществу главным образом заключается даже не в том, чтобы платить более высокую ставку подоходного налога, а в том, чтобы не воровать.

Невозможно убедить нашего человека в легитимности неравенства, в основе которого лежат воровство и коррупция. Общество чувствует себя разочарованным и обманутым, когда топ-менеджеры госкомпаний зарабатывают за один календарный день два, а то и три млн. рублей. Для среднего человека это 10 лет упорной ежедневной работы. 

Принципиально неприемлемо, что допускается подобное в госсекторе, где государство имеет право и обязанность регулировать эти диспропорции, но принципиально этим не занимается. Когда царит такая явная экономическая несправедливость, неизбежно изменение настроений от критической реакции, апатии долготерпения к отторжению государственнического начала и разрушению всей системы. Мир не знает абсолютно справедливых порядков, и если современная российская система будет сломлена, пришедшая ей на замену новая, вероятнее всего, не станет справедливее, но главное, что должно учитываться как ключевой принцип, это тот факт, что эффективно может работать только государственная система, в основе которой лежит доверие граждан.

В своём либеральном выборе государство самоустранилось от регулирования отношений между элитой и народом, что, по сути, является миной замедленного действия. Мост над этой битвой за справедливость мы можем построить только на любви к своей Родине. 

Неразрывность понятий «истина» и «Родина» гениально показал русский пророк Ф.М. Достоевский, раскрывая религиозную, вероотступническую и, как следствие, антинациональную суть «русского либерализма». Достоевский писал, что русский либерал тем отличается от европейского, что европейский порядки в своей стране критикует, а русский либерал «всю Россию ненавидит». «Либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать».

https://skeptimist.livejournal...

Справедливость. https://cont.ws/@anddan01/7855... https://cont.ws/@anddan01/7856... 

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
    • feiy
    • 5 декабря 2017 г. 09:23
    :thumbsup: