«Страсти по государству» А Путин ? Путин — с нами?

73 5287

 

«Страсти по государству» - под таким названием на канале «Россия 24» 1-5 января прошёл пятисерийный документальный фильм Александра Проханова (сценарист и шеф-редактор фильма Валерий Рокотов, режиссёр Владимир Баранов, режиссёр монтажа Евгений Зайченко), посвящённый становлению современного государства российского. Фильм можно посмотреть на сайте www.vesti.ru, также все пять серий будут показаны по каналу «Россия 24» в воскресенье 14 января.

Посмотрел по телевидению фильм Александра Проханова "Страсти по государству". Вновь пережил эти десятилетия сиротства, отчаяния, собственного отступничества, стыда и боли. Десятилетия жизни после смерти моей Великой Родины. Десятилетия приспособления и выживания в том урезанном пространстве, которое мне дозволили называть Россией. Как много созвучий, близких переживаний у меня и Александра Андреевича… И как много отличий.

Вспоминаю последние годы жизни Советского Союза, которые мне выпало прожить в Молдавии. Там я на собственной судьбе почувствовал и осознал глубину и масштабы предательства, совершённого в Москве, ощутил свою незащищённость и беспомощность. Вокруг меня бурлила ещё вчера близкая, знакомая и дружелюбная людская масса, сегодня ставшая враждебной и накалённой в стремлении к чуждым мне целям. Одни стали врагами, другие с циничной ухмылкой готовились к жизни в других странах, предоставляя "укоренённым" всех мастей ненавидеть друг друга и уничтожать государство. В этом кипящем котелке мне не было места, а Родина моя меня уже предала. Впору отчаяться — но появился огонёк, лучик света: газета "День". Ну, и "Наш современник". В общем — "антиперестроечные силы". От них шёл русский дух, в том числе — и "красный русский дух". И это было спасением! Проханов не только зажёг эту лампаду, но и дал надежду сотням и тысячам таких, как я, — оболганным, отринутым, испуганным, близким к отчаянию, но ещё не сломившимся, не сдавшимся на милость врага, не променявшим мечту на выживание любой ценой.

В фильме Проханов говорит: "Я видел, как рушится, гибнет моё государство, и ничего не мог сделать". Нет, не так! Александр Андреевич мог и сделал: осуществил прививку Духа! Государство погибло, но дух его был жив — и в этом прямая заслуга газеты "День".

В пяти сериях фильма год за годом разворачивается история страны в её узловых моментах, когда меняется сама судьба народа и государства. Следуя за мыслями и — что важнее! — чувствами автора фильма, мы постигаем многое из того, что было нам явлено, но не было осознано так, как это осмыслил и сформулировал Проханов. Великого прозрения исполнены его слова: четыре вероисповедания у русского человека: православие, природа, русская словесность и — государство! Да, среди наших светских сакральных сущностей и язык, и природа, и русское государство. И в этом важное отличие, особенность русских. Многие скажут: все народы любят и свой язык, и природу, и страну, что же тут особенного? А я отвечу так: да, многие — но не все; да, любят, но не возводят это в ранг святыни, за которую готовы отдать жизнь. И ещё скажу: есть также люди — их немало, и становится, к сожалению, всё больше и больше — для которых всё это: и религия, и язык и государство и даже природа — инструменты, средства и предметы потребления и достижения "успеха". Государства для них ранжированы по потребительским свойствам: в этом жить лучше, а в том — хуже, надо бы перебраться в то, где "лучше", и потреблять уже его.

В нашей земной жизни мы, русские, спасаемся через язык и государство. Мы не только разумом, но и инстинктами ощущаем, что государственность как таковая, её существование и сбережение — это то, без чего жизнь невозможна. Государственность может принимать разные формы, наполняться разным содержанием, и мы боремся друг с другом, брат с братом и за форму, и за содержание, ощущая благотворность одних и губительность других… Боремся со всею страстью, на которую каждый из нас способен. Проханов способен на такие страсть, мужество, стойкость и целеустремлённость, которые сродни подвижничеству.

Советский Союз — "Красная империя", как его метафорически называет Александр Андреевич, — был величайшей драгоценностью всей мировой цивилизации. Об этом надо помнить, это понимать и не только сохранять в душе чувства, но и опираться на это знание, как на фундамент в своей системе ценностей. Советский Союз погиб, но Проханов напоминает: "Нельзя сказать, что Советская эра уходила спокойно, что не было сопротивления. Это не так!". Сам Проханов и многие тысячи граждан были и до сих пор остаются теми, кто боролся, сопротивлялся, отстаивал эти ценности. Очагами сопротивления были и газета "Завтра", возникшая вместо закрытого гауляйтерами новой власти "Дня", и Союз писателей России. Мы пережили страшные годы, когда государства фактически не было, когда страной правила банда мародёров — ненасытных, алчных, циничных. А за пределами страны (да и внутри неё) началась вакханалия "полного доминирования" Америки — хозяина мира. И некому было встать на защиту добра, ибо государство Российское было мертво!

О том, как в кажущемся мёртвым государстве вдруг проклёвываются ростки живого, как ровная линия уже остановившегося сердца на мониторе вдруг начинает заново вздрагивать, Проханов теми или иными словами говорит в каждой серии фильма. Он с прозорливостью провидца улавливает эти импульсы живого и указывает нам на них, давая сперва надежду, а потом и уверенность в том, что мы выжили и можем вновь развиваться.

Первым таким всплеском, признаком не до конца убитого государства Проханов называет знаменитый бросок в Приштине, когда всеми оболганная, разбомбленная Югославия погибала, а её главная надежда, "русские братья" — тоже предали, поскольку их мародёрское правительство от суверенной государственной воли отказалось. И вдруг, среди этого кошмара предательства и позора, как последняя вспышка угасающего уголька — марш-бросок в Приштину, захват аэродрома Слатина! Что это было? "Первый толчок нового сердца только что народившегося младенца", то есть будущего возрождения России, — вот что увидел в этом Проханов. Важно и нам научиться такому видению, умению распознавать сигналы, всплески жизни, зародыши добра и света в царстве тьмы и зла. Дважды в пяти сериях фильма Проханов цитирует строки Мандельштама: "Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки и своею кровью склеит двух столетий позвонки?". Да, именно так говорит и ощущает мир тот метафорический, метафизический орган ощупывания реальности, который есть у поэтов. Мандельштам ощущал "разрыв позвоночника" на рубеже ХIХ-го и ХХ-го веков, Проханов различает то же самое в наш век, на переходе из века ХХ-го в век ХХI-й. Я возьму на себя смелость продолжить цитату: "Чтобы вырвать век из плена, чтобы новый мир начать, узловатых дней колена нужно флейтою связать". Мандельштам написал эти строки в 1922 году, когда голос флейты за грохотом, скрежетом и стонами Гражданской войны ещё слышен не был. Его услышат потомки, его сегодня слышит Проханов, сбирая вокруг себя всех, кто любит Россию, любит её целиком, во всей полноте трагической и славной истории. А полнота предполагает в том числе и примирение прежде враждовавших "красных" и "белых", примирение "в Духе".

В страшных событиях октября 1993 года, в которых Проханов принял непосредственное участие, которые он пережил и как личную трагедию, и как государственную катастрофу, — даже в них его обострённое чутьё смогло различить тот самый "голос флейты", те признаки зарождения здоровой государственности, которые не дали погибнуть надежде. Там, на пепелище Дома Советов, и после — в гноище пагубной культуры "победителей", захлестнувшей страну, Проханов увидел, услышал ростки новой культуры — культуры сопротивления, культуры России, которой ещё предстоит возродиться. Он вспоминает и Егора Летова, и группу "Любэ", и — наконец! — вновь зазвучавший Гимн СССР. И Знамя Победы! Эта мистическая, животворящая музыка способна остановить распад государства. И она его остановила. Над нами вновь реет алый стяг! А на авансцену истории — нет, в авангард её движения! — вышел Путин. Началась новая эпоха, эпоха новой борьбы, в которой Россия или сгинет окончательно — или возродится.

Почти двадцать лет мы живём "с Путиным", "при Путине". Разные чувства он лично и его правление вызывают у меня: от гнева и пристрастия до молчаливого согласия и осторожного удовлетворения. Обжёгшись на молоке, дуют на воду. С одной стороны, мы за преемственность власти, с другой — не забываем про тяжёлую наследственность. Такими нас сделала история: быть зоркими и недоверчивыми, развить в себе способность к множественности тактических реакций на происходящее. При этом мы должны осознавать, что наш или кем-либо произведённый как бы рациональный анализ, выявление причинно-следственных связей — инструмент весьма неточный. Объект — реальная жизнь сверхсложных систем — живёт и дышит "как хочет", а не так, как мы ожидаем или указываем ему. "Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуда приходит и камо идет". И здесь орган поэтического зрения и слуха порой оказывается более точным измерителем и прогнозистом: "Всем сердцем слушайте музыку Революции".

Проханов улавливает и продуцирует эмоции, чувства… Это большая редкость. Умственных рефлексий — полным-полно. Маститые и немаститые учёные, политологи, эксперты-аналитики тщатся всё объяснить, предсказать и дать указания. Проханов же улавливает другие флюиды, его мир — это мир ощущений, прозрений, видений… Чистая эмоция, однако, передаётся разве что музыкой и хотя бы частично — языком поэтическим, буде он в прозе или в рифмованной форме…

Несколько событий из жизни Путина вспоминает Проханов, учуявший в них то, чего не уловил я. Одно из них — гибель подводной лодки "Курск". Она могла и, по замыслу могильщиков страны, должна была стать ещё одним признаком и символом паралича и кончины государства. И многие смотревшие на произошедшее глазами телевизионщиков, осмыслявшие его мозгами и речами толкователей, так это и восприняли: кто со злорадством, кто с горечью. А Проханов, сопереживая этому огромному горю, вновь увидел ростки грядущего сплочения народа. И ещё он увидел Путина — Путина, пришедшего в зал, где собрались вдовы и сироты, отцы и матери погибших моряков. Здесь всё их горе, всё накопившееся за многие годы отчаяние захлестнуло его. Совсем недавно ставший президентом России, он должен был утонуть в этой людской трагедии, как серая тень Ельцина. Но произошло иное, и Проханов увидел и рассказал нам об этом в фильме. Это было крещение Путина, его инициация! Он вошёл в этот зал горя, как восходят на Голгофу. Он прошёл это Чистилище, осознал себя как человека, призванного к служению.

Быть может, главное, чем с нами делится в этом фильме Александр Андреевич, — это его уникальная способность разглядеть ростки живого в том, что кажется уже умершим! Увидеть проявления жизненных сил государства, которые рождаются в народе, когда государство не подаёт признаков жизни, когда наступила "смерть мозга". Его мужественная, животворящая эмоция передаётся и нам, маловерным, отказавшимся от борьбы и от надежды! И мы вновь — надеемся и верим, вновь готовы засучить рукава и оживить народ и его державу!

Этим фильмом Проханов изменил моё отношение ко многим вещам. К нашему нынешнему государственному флагу, например. Этот триколор не был для меня не то что сакральной ценностью, но хотя бы чуть-чуть уважаемым объектом. Красный флаг СССР — да, это святое, это в сердце. Триколор же — просто три цветные полоски. И не потому, что он, как часто любят подчёркивать, был — всего лишь — флагом торгового флота при Петре Великом или флагом власовцев (одного этого в моём мироощущении было бы достаточно для ненависти). Но это всё — от ума, не от личного переживания, а следствие каких-то фактов из истории. Сердечную же неприязнь этот флаг вызывал у меня из-за Ельцина и всей его камарильи: это было пережито сердцем. Проханов, поделившись своими схожими чувствами и тем, как произошла в его сердце перемена, смог и во мне произвести нечто подобное. Я не только осознал, но и ощутил ту метафизику преображения профанного в сакральное, которую произвели честь, слава и героизм воинов, отдававших свои жизни за этот флаг в чеченских войнах!

Благодаря Проханову я, кажется, начал улавливать и флюиды другого преображения — преображения Путина! "Не только Путин строит государство Российское, но оно, государство, строит Путина" — слова Проханова, которые помогли мне иначе взглянуть на то, как Путин изменяется. И если раньше я объяснял замечаемые мною перемены какими-то адаптивными процессами, в которых высший государственный чиновник вынужден существовать, побеждать своих оппонентов и врагов, то теперь я ощущаю, что и с иными силами находится во взаимодействии Путин, что он их видит. Быть может, ему бывает внятен ход Истории?

Четыре ступени становления (или Преображения?) Путина видит Проханов. Первая — менеджер, управитель, который должен создать зачатки управленческих структур разрушенного, разъедаемого государства. Второй этап — когда он ушёл с поста президента, не послушался тех из нас, включая самого Проханова, кто ратовал за "третий срок", опасаясь термидора "реформаторов". Он продолжал своё Дело, работая главой правительства, но его дух витал над Цхинвалом. Третий этап духовного роста Путина выражен в его ответе на вопрос Проханова о существовании "проекта Россия" в ходе заседания "Валдайского клуба в сентябре 2013 года: "Россия это не проект, это — судьба!". Наконец, четвёртая ипостась Путина, свидетельствующая об осознании им своей роли в сплетённых воедино судьбах его и России, — это слова, сказанные в "крымской речи" о возвращении в Россию её сакрального центра — Херсонеса, места и символа крещения Руси.

В пяти сериях фильма говорится ещё о многом, причём всегда о самом важном. О двух чеченских войнах и подвигах на этой войне, о роли Ахмад-хаджи Кадырова, который "спас не только свой народ, он спас и Россию" и завещал правителям "любить народ и бояться Бога". Вспоминает Проханов и о народном святом Евгении Родионове, жертвенном отроке, показавшем, что раз есть люди, готовые за свои ценности, за свою страну отдать жизнь, то есть и страна, есть государство! Говорит он и о "сирийском периоде русской истории", о возвращении государства Российского в Сирию, на Ближний Восток. И не просто говорит, а показывает нам, что такое "духовный рост" и как он осуществляется. Проханов вновь едет на передовую, всем своим телом, всеми своими органами чувств проникая в реальную жизнь, вступая в общение с сирийскими бойцами и командирами. Он не только вспоминает 25-летнего российского офицера Александра Прохоренко, корректировщика огня наших войск в Сирии, вызвавшего огонь на себя и геройски погибшего, — Проханов едет на его могилу в двухстах километрах от Оренбурга, чтобы пережить эту духовную связь с небесным воинством России. Поэтому у Проханова и есть иное видение реальности, другой взгляд на кажущееся очевидным и даже банальным. Олимпиада в Сочи — коммерция и нажива, политика и манипуляция сознанием? Нет, говорит Проханов. Это град Китеж! Это технология возвращения народу его пассионарности: только пассионарная энергия, заполнившая душу России, способна выстроить государство Российское.

Проханов видит глубинную — она же небесная! — взаимосвязь между теми, кто строит, и тем, что созидается: "Не только Путин строит государство Российское, но и оно его строит". А мы, осознавая Россию как явление духовно-историческое, божественное, призваны понять: кто ты, государство Российское, в чём сакральный смысл твоего появления, в чём состоит твоя проповедь справедливости?

Проханов говорит о духовном проекте Изборского клуба, о двух рубежах обороны: "алтари и заводы". Каждый воссозданный монастырь — это симфония, это вторая христианизация России. Все восстановленные заводы и монастыри — это "плод величайшего подвига, это сбережение кладов русского сознания"!

Пять серий фильма шаг за шагом ведут нас к новому пониманию и ощущению прожитого нами и страной.

"Страсти по государству" — что это: исповедь? Да, исповедь. Проповедь? В чём-то и проповедь, но на самом деле гораздо больше, глубже и ценнее, чем проповедь. Проповедь чаще всего говорит о чужом опыте, приводит примеры нравственного и должного. А этот фильм — ещё и собственная жизнь, превращённая в учебник, урок, заповедь. Немного есть на свете людей, способных собственную жизнь, свой опыт осмыслить, выделить важнейшие моменты судьбы и превратить их в заповедь, урок для других.

Проханов не только прожил и, слава Богу, проживает свою яркую, насыщенную, азартную, искреннюю жизнь, — он ещё и способен опознать, зафиксировать главное в бушующем океане своих эмоций и раздумий, найти слова и образы, наделить их собственной жизненной силой и отпустить их в мир, к людям, к их сердцам и душам. 

Да, Проханов — солдат империи, а я — тот кого он защищал и защитил… 

В пространстве духа он — победитель, а я — спасённый.

                 Теперь мы — вместе!

                                                           А Путин? Путин — с нами?

Сергей Белкин  http://zavtra.ru/blogs/strasti...

Пора домой. Домой в СССР.

Путин ! Выйди к народу ! Пора нам всем домой ... в СССР.



Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • Праздники... Прошедшие. Не самый удачный период для просмотра таких серьёзных вещей. Сейчас - время. Обязательно посмотрю. :exclamation:
    • Makks
    • 12 января 2018 г. 10:19
    :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :exclamation:
  • Путин строит капиталистическое государство, после того как его предшественник развалил социалистическое. А до этого горбачев расшатал СССР. Это единая цепь переформатирования страны от одного строя к другому и непонятно откуда возникает мысль, что Путин будет строить социализм...  
  • А ещё «Почти двадцать лет мы живем» с Абрамовичами и Соловьевыми. И ещё дцать лет жить будем, долго и счастливо. Мы умрем, а они останутся.