Война в объективе: Реальная история легендарного снимка

0 369


Бескрайняя украинская степь... Череда окопов разрезает этот бескрайний пейзаж. В окопах в нервном ожидании сидят красноармейцы. Все ждут команды идти на штурм, все в полной боевой экипировке, все застыли в томительном ожидании. И вот в какой-то момент из блиндажа, находящегося прямо в окопе, выходит замполит. Он поворачивается к солдатам Красной армии, достает из кобуры свой пистолет, поднимает его высоко над головой, и в патриотическом порыве выкрикивает призыв к бойцам, и все красноармейцы начинают выскакивать из окопа.

На входе из блиндажа, как раз в этот момент, находился еще один человек: известнейший военный фотограф Макс Владимирович Альперт. И именно этот момент и был им запечатлен, именно это фото получило огромнейшую известность, и этот момент не единожды обыгрывался в самых разных фильмах о Великой Отечественной войне.

Кадр из фильма "Мы из будущего"

Но, как это ни парадоксально будет звучать, несмотря на то что известен фотограф, запечатлевший этот момент, долгое время вокруг снимка ходило масса легенд и домыслов. Самым главным домыслом, к примеру, являлось то, что на фото изображен командир батальона. Да и с личностью изображенного командира были нестыковки. Вернее даже не стыковки, а именно смысловые ошибки: личность «комбата» долгое время была не известна, как и место и обстоятельства его гибели. И, что интересно главной причиной, породившей все эти не стыковки был сам фотограф Макс Альперт.

Для начала, ну, чтобы убрать основные домыслы, определимся с местом съемки. Тут историки говорят однозначно: снимок был сделан где-то неподалеку от нынешнего Луганска, а в годы Великой Отечественной, Ворошиловграда. А вот, что касается с личностью человека, запечатленного на снимке, то сам фотограф рассказывал, что это командир батальона, разрешившего ему неотлучно находиться с подразделением во время боев.

«В те секунды, когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель «Лейки». Я оставался в блиндаже, у его входа. С той «нижней точки съемки» и сфотографировал комбата в момент его большого душевного порыва», — цитировали Альперта советские журналисты в 1962 году.

Но... многое сказанное известным фотографом имело свои изъяны. К примеру, он утверждал, что в руках у «комбата» был револьвер, а на снимке четко виден пистолет Токарева. Впрочем, это все можно «списать» на военную суматоху , окружавшую в те секунду фотографа, и именно это и породило массу неточностей в его рассказах. Интересно, что сам автор этих строк, зачастую сталкивается с тем, что многие события периода начала войны на Донбассе, в памяти несколько «смылились», порой даже имена и позывные участников тех событий уже забыты, а сами обстоятельства перемешались между собой. Но, все-таки вернемся к легендарному снимку.

Впервые о то, что на фото изображен не командир, а замполит подразделения в советской печати прозвучало в 1972 году. В интервью журналисту Александру Авраменко Макс Альперт рассказал, что снимок был сделан то ли в 1942 год, то ли в 1943, ну и конечно о факте ошибки комбат-замолит. Немного позже, уже другому журналисту Альперт стал утверждать о другой дате, мол это уже события 1941 года. Сам Альперт это объяснял просто: мол, анализ военной формы запечатленного на снимке человека внесли эти коррективы.

Опять же автор сделает ремарку: подобные ошибки вполне возможны, поскольку во время войны событий происходит очень много, и часто, спустя время, накладываются одно на другое. Но вернемся теперь к личности героя снимка.

Десятилетиями, что интересно, фотографу Альперту, который не знал имени и фамилии героя снимка, приходили массы писем от советских женщин, ставших вдовами во время войны, которые на снимке якобы узнавали своего мужа. Бывали случаи, но они были более редкими, когда на снимке себя узнавали и живые ветераны войны. Все эти кривотолки «разбили» журналисты «Комсомольской правды» и челны луганской молодежной организации «Молодогвардейцы». Они совместными усилиями выяснили: на снимке фотограф запечатлел младшего политрука Алексея Гордеевича Еременко.

На момент съемки за плечами тридцати шестилетнего политрука Еременко, который был родом из предместий Луганска (ну, или Ворошиловграда, на тот момент), был уже значительный опыт управленческой работы. Перед войной он был председателем колхоза в селе Терсянка, а на фронт пошел добровольцем. Чисто теоретически, занимаемся должность могла позволить Еременко избежать призыва в Красную армию, но он в патриотическом порыве выбрал другой путь и пошел на войну добровольцем. Погиб герой снимка, младший политрук Еременко, летом 1942 года.

И даже с самой гибелью Еременко имеются не стыковки. По одной из версий Еременко якобы погиб чуть ли не сразу после съемки фото, буквально через несколько мгновений. В пользу этой версии, кстати говорят и воспоминания красноармейцев, которые были в тот момент возле политрука. Однако имеются свидетельства и того, что запечатленный на фото политрук погиб несколько позже: при схожих обстоятельствах, правда, но в другой день.

Как бы то ни было, но легендарность снимка это ни в коей мере не меняет. Фото действительно эпохальное. И, что интересно даже первоначальное его название «комбат» после «вскрытия» настоящей должности Еременко менять не стали. Под этим названием этот снимок был известен в годы СССР, и под этим же названием он известен уже и после развала Советского Союза.

Опубликовано: От латника до ратника

«Возможна в любое время». Чем опасна гражданская война в США?

Политолог Ищенко прокомментировал опасность гражданской войны в СШАПолитолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и объяснил опаснос...