Несмотря на многочисленность выставленных экспонатов и весьма внушительные размеры выставочного зала меня, как будто магнитом тянет к манекену, облаченному в маскхалат. Сам манекен, облаченный по армейски (с фотоаппаратом «мыльницей» на шее, соседствующим с военной разгрузкой), тут же навевает многочисленные воспоминания. Воспоминания о нынешней войне на Донбассе… Да оно и не удивительно. Само название выставки «Остановись, время, в кадре каждом», открывшейся в Донецком республиканском музее, тому способствует.
Уникальность выставки заключается, если можно так выразиться, «во временном разбросе».
Здесь можно увидеть и фотоаппараты еще начала уже прошлого XX века, и уже относительно современную фото технику.
«Момент» — шкальный фотоаппарат одноступенного процесса, выпущенный Государственным оптико-механическим заводом с 1952 по 1954 год в количестве 9000 штук. Фактически первый "Polaroid"
Пусть пленочную, но уже более привычную для современного человека среднего возраста.
Данная выставка, посвященная истории фотоискуства и фотожурналистика охватывает достаточно широкий спектр направлений: от фронтовой журналистики в годы Великой Отечественной войны до фотоанималистики и детской любительской фотографии.
И это не удивительно! Имена Халдея, Виткова, Азриеля, прославленных фотографов, уже давно вписаны даже не в историю Донбасса, а в мировую. Чего только стоит фотография Евгения Халдея с бойцом, вывешивающим знамя над Рейхстагом, которую знают во всем мире.
Но все-таки, давайте вернемся к современности. Тем более что меня, как автора, к «современной экспозиции» просто притягивало, стоило мне пересечь порог выставочного зала.
В глаза сразу бросилась газета «Новороссия» с фотографией Всеволода Петровского.
Фотограф запечатлел Всеволода жизнерадостным, он держит в руках котенка, одет в «горку», в руках держит котенка. Впрочем, таким я его и запомнил: будучи военкором отдела военных корреспондентов информационной службы политотдела Министерства обороны ДНР таким он и был. Рядом с газетой можно увидеть и различные документы Всеволода, медаль «За боевые заслуги» и даже его вещи.
Здесь же рядом, как напоминание, о тяжелых днях и кровавых днях 2014 года находятся и документы военкора Эллина.
Афанасий Коссе, а именно так и зовут уроженца греческого Приазовья военкора Эллина.
Перед началом войны на Донбассе Афанасий жил в Греции, однако после того как приехал навестить маму в село Раздольное Старобешевского района принял единственно правильное для себя решение: взять в руки фото аппарат и видео камеру и показать всему миру все те ужасы, которые принесла Украина на донбасскую землю. С видео камерой в руках Эллин и погиб 18 ноября 2014 года. Об этом бое я уже не только писал, но и даже делал видеоролик.
Выставлен, кстати, в экспозиции и мой личный бронежилет-самопал. И у него достаточно интересная история.
Этот бронежилет, являющийся кустарной переделкой из милицейского бронежилета, изначально принадлежал моему брату. Тогда, в уже таких далеких 2014-2015 с бронезащитой у ополченцев были явные проблемы, и вот такой переделкой и стал этот бронежелет. Мой брат поменял в нем плиты, добавил несколько слоев кевлара, и получил то изделие, которое и представлено на выставке. Он конечно не мог предоставить защиту сравнимую с бронежилетом сделанным на специализированном предприятии, но когда у тебя нет никакой брони, то и такая вполне сгодится. В какой-то момент я его у брата выменял на полноценный бронежилет германского производства. Ну, как выменял… Попросту понимал: это брат, и ему на передовой нужна полноценная и надежная защита. И вот эту свою кустарнику переделку он мне и отдал, как бы за ненадобностью. Но… подаренный ему мною бронежилет, как оказалось долго у него «не прожил». На передовой, в районе города Горловка, ему в спину прилетела пуля из пулемета Калашникова. И… «бундесверовская» броня выдержала: правда, посыпалась задняя плита. Впрочем, я абсолютно не жалею! Жизнь брата важнее!
Что касается всей выставки, то она, как я уже писал, охватывает достаточно большой временной промежуток. В выставочном зале музея можно увидеть достаточно большую коллекцию фототехники, использовавшуюся фотографами в ХХ веке.
Здесь есть и уже откровенные раритеты начала XXвека, так и более поздние модели. фотоаппараты «THAGEE» «КОМПУР», «Фотокор», «ФЭД», «Смена», «Зоркий», «Вега», «Любитель», «Киев», «Момент», «Polaroid», «Konica», «Excel» – это лишь часть списка всех фото аппаратов выставленных на обозрение работниками краеведческого музея.
Кстати, работники музея отмечают, что выставка «Остановись, время, в кадре каждом» является чуть ли не первой за почти столетнюю историю, которая столь подробно раскрывает историю фото документалистики.
Опубликовано: От латника до ратника
Оценил 1 человек
1 кармы