Украинское подлесье, город Глухов. В Троицком соборе 9 ноября 1708 года собралась достаточно представительная публика. Епископ Переяславский Захарин (Корнилович), святой архиепископ Черниговские и Новогород-Северский Иоанн (Максимович) и... сам царь Петр I. Говорить о том сколько в этот момент присутствовало других людей, самых разных сословий, достаточно тяжело, по причине прошедших даже не отдельных годов, а целых столетий, но вполне можно предположить, что в храме было довольно многолюдно. Причиной для такого сборища была инициированная царем процедура предания анафеме, то есть отречению от Бога и преданию вечному проклятию, гетмана войска Запорожского Ивана Мазепы.
В этом же городе, через несколько часов была совершена и символическая казнь Мазепы. Почему символическая? Да попросту по причине отсутствия самого гетмана, который, по-видимому, понимая что его ждет, заранее ретировался. Сначала к шведам, а позже и вовсе к извечным врагам христиан - в Османскую империю.
Но с чем связан гнев царя, толкнувший его на самые крайние меры? Ведь в те времена анафема считалась даже более строгим наказанием чем казнь. После казни ведь погибает только тело, а вот, в случае отречения церковью от Бога «погибала и душа». И для православного люда тех времен это было страшным наказанием. Для того чтобы до конца понять причину произошедшего в начале ноября 1708 года необходимо вспомнить события, происходившие несколько раньше.
Практически сразу после занятия трона Петром I, Иван Мазепа, умеющий вилять во всех политических игрищах (чего только стоит объединение им под своей власть Левого и Правого берега нынешней территории Украины), взялся, если можно так выразиться опекать царя. Он часто, к примеру, советовал царю как в той или иной ситуации вести себя с поляками. Со временем Петр I и Мазепа сблизились, вплоть до близкой дружбы.
Да и в военном плане гетман отличился на службе у царя. Он успешно подавил восстание на малороссийских землях Петрика (или Петра Иваненко), который противился как гетманской власти, так и власти русской короны. Участвовал Иван Мазепа и в обоих походах Петра I к Азову. Поэтому, наверняка, не было ничего удивительного, что в тысяча семисотом году царь лично вручил Мазепе орден Андрея Первозванного. К слову, этот орден был учрежден Петром. В документах к ордену, врученному гетману значилось: « за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы».
Но пришел 1706 год. Мазепа клялся в верности своему другу, царю Петру, а сам рассчитывал отдаться под власть поляков. Причиной тому были недавние неудачи русских. Вернее, даже не так: неудачи эти были как бы не самих русских, а потеря ими союзников. Дело в том, что Польша, после отречения Августа II получила на трон нового короля — ставленника шведов Станислава Лещинского. Вот он то, как раз сразу и разорвал с Россией все союзы. Вот Иван Мазепа и рассчитывал за свою лояльность к полякам получить некие плюшки для своей вотчины: Малороссии. То есть, территории находящейся под его властью. Той самой территории, которая на современных картах обозначена как Украина.
В середине сентября 1707 года Мазепа получил письмо от польского короля. Лещинский просил гетмана «намеренное дело начинать», то есть поддержать шведов в их войне с Россией, когда шведское войско подойдет к территории, находящейся во власти гетмана. И... Мазепа согласился не только предоставить шведам еду и «зимние квартиры», но и склонить на сторону шведского короля казаков: как запорожских, так и донских. Как следствие, гетман-предатель, а он на этот путь, как понимает читатель уже встал обеими ногами, сразу после получения приглашения от Петра I осенью 1708 года присоединиться к русским войскам у Стародуба, сослался на болезненное состояние и... никуда не поехал. Мазепа, то ведь дожидался с распростертыми объятиями шведского короля Карла, а посему ему «не к лицу» было присоединяться «какому-то там» русскому войску. Предательство, впрочем, вскрылось после решения сподвижника русского царя Александра Меншикова навестить больного гетмана. Мазепа, прознав что к нему едет Меншиков, тут же схватил гетманскую казну и полторы тысячи казаков и отправился на юго-восток от Новгорода-Северского, в стан Карла XII. Чуть позже к шведскому войску присоединился и атаман Константин Гордиенко с частью запорожцев. Под стяги Карла XII пришло порядка десяти тысяч казаком.
Сказать, что Петр I был зол на изменников, значит не сказать ничего. И поэтому к маю 1709 года русские войска не просто захватили Сечь, вольницу запорожскую, но и полностью ее сожгли, разрушив под корень. Многих казаков убили, некоторых повесили на плотах, а затем в назидание другим плоты с висельниками пустили сплавляться по Днепру.
Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы
Что касается бывшего ближайшего друга, то резиденцию Мазепы, крепость Батурин, кстати, подготовленную под зимовку для шведского войска, русские взяли штурмом еще раньше чем Запорожскую сечь, в 1708 году. Ну, а в ноябре, 12 числа, когда стало ясно что Иван Мазепа подался в бега, то и была проведена процедура анафемы. Гетмана лишили всех пожалованных ему наград и грамот.
Характерно, что Петр I даже учредил специальный орден для Мазепы - орден Иуды. Орден представлял из себя пятикилограммовый серебряный круг с изображением Иуды Искариота, повесившегося на осине. Внизу имелась надпись: Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Царь рассчитывал вручить этот орден Мазепе вместо ореда Андрея Первозванного, но это так и не случилось. Турки Мазепу русскому царю так и не выдали, и он, в последствии скончался в городе Бендеры.
Орден "Иуды" Петр I так и не вручил Мазепе
Ну, а что касается шведского войска, то оно, как известно русскими было разбито под чистую.
В качестве P.S. В нынешней современной Украине Ивана Мазепу буквально возвели в ранг героя. Военным вручают ордены имени Мазепы, его именем называют воинские подразделения, его «подвигами» восхищаются украинские историки. А что думаете Вы читатели? Кем был Мазепа? Героем, пытавшимся выторговать для Украины преференции, или обычным предателем и клятвопреступником? Пишите свои мысли по этому поводу в комментариях.
Опубликовано: от латника до ратника
Оценил 1 человек
1 кармы