Вчера посмотрел и послушал по музканалу Mezzo оперу Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в постановке Брюссельского оперного театра Ла Монне. Более русофобского «воплощения» великого произведения придумать сложно.
Здесь надо разделять впечатление на «смотреть» и «слушать».
Если только слушать, то всё нормально. Даже хорошо. Оркестр прекрасно исполнил партитуру. Возможно, только в «Полёте шмеля» темп был взят несколько медленноватый. Но в целом музыка, как и положено, великолепна. Отличные голоса. Вполне неплохой и даже понятный русский язык. Всё как написал классик.
Но ведь просто слушать невозможно. В театр приходят чтобы и смотреть тоже.
А вот в том, что касается постановки, театр Брюсселя – этой новой столицы Европы – сделал всё, чтобы вызвать у зрителей искреннее отвращение к героям показанной на сцене русской оперы.
Главный постановочный трюк заключается в том, что «князь Гвидон» - всего лишь пациент психиатрической больницы. И всё происходящее с ним – плаванье в бочке по морю с матерью, чудесное спасение, возникший из ниоткуда «град с златоглавыми церквами», белка с золотыми орешками, богатыри и даже царевна Лебедь – всё это лишь плоды его больного воображения.
"Гвидон" показывает своих 33 богатырей
Бедный юноша одет вовсе не в парчовые кафтаны, которыми мы так восхищались в одноименном советском фильме. На протяжении всего действия на нем помятый серый свитер бомжа. Руки его постоянно нервно подрагивают, лицо искажается гримасами от тика. Он часто безучастно стоит лицом к огромной стене клиники. Ведёт себя неадекватно. Бедная мать в водолазке и юбке делает всё, чтобы как-то его успокоить и вернуть к реальности.
Конечно, сам материал оперы вынудил постановщиков ввести некоторые сказочные персонажи. Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой, купцы, шуты в первых картинах одеты, конечно, в гротескные костюмы, но, казалось бы, вполне органичны. Только и они, бедняжки, существуют лишь в больном мозгу идиота-Гвидона.
Развязка наступает, когда по сюжету в «город» приезжает его батюшка – царь Салтан.
Выясняется, что никакой он ни царь. Это «нормальный» такой европеец в костюме, посещающий больного в психушке. И хор свиты Салтана – это лишь толпа «цивилизованных» друзей и знакомых, как будто только что с вечеринки. Все поют прекрасные ноты Римского-Корсакова, но в промежутках между партиями хохочут и издеваются над убогим «князем» из палаты номер 6.
Вот она какая, чудо-белка
"Гвидон" и его 33 богатыря
А эту девушку "Гвидон" представляет себе как царевну-Лебель
В заключении, после апофеоза радостных хоров, посвященных «воссоединению» семьи, психика больного не выдерживает, он падает на пол и бьётся в апоплексических конвульсиях. Свет гаснет, занавес, аплодисменты, поклоны. Финал. Приплыли.
Вон там, в правом углу на полу
С точки зрения здравого смысла в таком решении можно даже узреть некую логику. Ну, действительно, как это может быть, чтобы по морю, в бочке, золотые орешки с изумрудными ядрами, мужики в кольчугах выходят из моря и возвращаются обратно. Ну бред же сумасшедшего.
Если бы не маленькое «но». ЭТО СКАЗКА! Об этом даже в названии для досужих креативных креативщиков однозначно указано. А в сказке всё происходит как в сказке.
Давайте теперь и «Золушку» Дж. Россини вызовем на ВТЭК в больницу Кащенко. Что за больные фантазии с каретой-тыквой и кучерами-мышами. Да и Алисе с её неадекватными навязчивостями неплохо бы обследоваться.
Мораль сей басни.
Ненависть к России воспитывается на Западе давно и в самых разных формах. В том числе через произведения искусства. Вспомните хотя бы карикатуры XIX - начала XX века с русским медведем, образы русских ванек в ушанках или злобных русских мафиози из американских фильмов, постановки о Екатерине с чернокожими русскими дворянами. По моему мнению, так отвратительные и опасные замарашки рудокопы из страны Оз (Волшебника изумрудного города) – это такой образ советского пролетарского государства. Ну, это ладно, личное мнение.
В данном случае с царём Салтаном коллективный Запад, поместивший героя сказки в сумасшедший дом, сам себе поставил
Диагноз: МАНИАКАЛЬНАЯ ВИСЦЕРАЛЬНАЯ РУСОФОБИЯ
Почему маниакальная? Потому что плохие русские везде и во всём. В крике «Русские идут!» американского банкира-самоубийцы, в протестах дальнобойщиков в Канаде и сепаратистов в Испании, в «отравлениях» в Англии, в сообщении Блумберга о вторжении России на Украину, в коллективной вине спортсменов целой страны, лишённой на Олимпиаде флага и гимна и так далее без конца. Маниакальность не знает границ, она не может вдруг закончится, прекратиться.
Почему висцеральная? От латинского viscera – внутренности. Это что-то имманентно присущее, на уровне генотипа, из секреции кишок и жёлчного пузыря. Что-то, с чем рождаются и с чем умирают. Вытравить эту ненависть не может даже гениальная музыка и литература русских классиков. Думаю, всё это от страха перед нами, страх, ведь, он тоже бывает животным.
Цель
В любом случае, через искусство задаётся стереотип отношения к русским.
Да, да, вы – великая нация, и история у вас сказочная, и богатыри у вас что надо, и лидер – ну, прям, князь. Только всё это понарошку, на самом деле вы – больной Европы, а мы – нормальные цивилизованные люди в костюмах и галстуках, мы вам даже подпоём, чтобы не буянили, но потихоньку будем подталкивать к признанию реальности, а в этой реальности вам надо выздоравливать (менять поведение), мы же вас будем всему учить.
А русский народ всё равно будет любить сказки, где добро побеждает зло, где торжествуют красота и справедливость. Недаром, больше всего произведений на сюжеты сказок написали именно русские композиторы. Не понять, господа, вам России. В Россию можно только верить.
Оценили 0 человек
0 кармы