Всемирно известный театр Ла Скала открывает свой новый сезон 7 декабря, в день Амвросия Медиоланского - святого покровителя Милана. Тем, кто хоть немного знает Италию, известно, что премьера сезона в Ла Скала является одним из важнейших событий культурной жизни страны. В итальянской прессе ее даже назвали Супер Боулом в мире оперного искусства. Очень часто значение этого мероприятия выходит далеко за рамки чисто культурные, да и за национальные тоже. Так случилось и в этом году.
В программе театра стояла опера М. Мусоргского «Борис Годунов». Труппу предполагалось набрать из российских и украинских исполнителей. Как некий знак примирения. Украинская сторона отказалась участвовать, и состав исполнителей в итоге на 70% состоял из россиян. Но этим дело не ограничилось. Еще до начала репетиционного процесса консул Украины в Милане «потребовал» снять оперу с постановки как «пропаганду агрессора» (правда, никакой альтернативы в виде значимой украинской оперы предложить не смог ввиду отсутствия таковых). Однако руководство театра отказалось менять свои планы, проявив твердость в отстаивании решения о постановке именно русской оперы.
И вот позавчера премьера состоялась. День для театра начался обыденно. С утра экоактивисты облили фасад краской (видимо, суп, которым поливали картины в музеях, закончился). Затем около сотни представителей украинской диаспоры протестовали с плакатами о запрете «русского фашизма». Да еще по улицам итальянской культурной столицы прошли представители профсоюзов работников культуры, в том числе и самого театра Ла Скала, протестуя против присутствия на премьере самого премьера и по совместительству лидера правой партии «Братья Италии» Джорджи Мелони. Ее обвиняли в том, что она слишком правая и, главное, выделяет мало денег по статье «культура». Надо бы побольше.
Кстати, сама синьора-премьер, отвечая на обвинения в «поддержке русской агрессии», выразившейся в ее присутствии на опере русского композитора, заявила, что «не надо смешивать эти два измерения», что политика не должна влиять на культуру, что в Италии всегда с симпатией и уважением относились к русскому народу и что русская культура всегда была, есть и будет частью мировой культуры.
И, опять же кстати, плакаты протестующих «Мелони – вон из Ла Скала!» показывают, насколько большое значение придается в стране открытию сезона в театре, в окнах которого отражается стоящий напротив памятник Леонардо Да Винчи.
Итак, премьера. Ложи блещут. В главной, королевской, - президент Италии С. Маттарелла, премьер Дж. Мелони и (кто бы вы думали?) Урсула фон дер Ляйнен, немецкий политик и врач, как пишет Википедия, в настоящее время являющаяся председателем Еврокомиссии – правительства объединенной Европы.
Милан не был бы Миланом с его славой центра мировой моды, если бы не отметил, что итальянский премьер была в черном бархате, а премьер всей Европы – в сиреневых пайетках.
В оркестровой яме появляется дирижер Риккардо Шайи, все встают, исполняются гимны Италии и Евросоюза. В зале стоячая овация, крики «Грацие, президенте!». Непонятно, правда, за что «спасибо», но единение народа и власти налицо.
Начинается спектакль. Газеты потом будут писать о «великолепном, восхитительном Абдразакове в роли Бориса», о том, что опера о проблеме власти и морали, о том, что датский постановщик поместил на сцену окровавленного царевича Димитрия для усиления темы «кровавых мальчиков», о силе и роли русского народа в судьбоносные для страны годы смуты, которая, роль, гениально выражена композитором через многочисленные хоры. В общем, в творческом плане – успех полный.
После спектакля президент С. Маттарелла приходит за кулисы, жмет руки российским, эстонским и прочим исполнителям (владение русским языком – очень важный аргумент при выборе кандидата на роль). Отдельные слова восхищения высказываются лично Ильдару Абдразакову, а дирижер Р. Шайи, поблагодарив президента страны за внимание и любовь к опере, долго восхищается уникальной партитурой, которая является первоначальной редакцией оперы, музыка которой особенно в конце «переносит слушателя в иное измерение» и так далее. Кстати, опять «иное измерение».
Что из всего этого великолепия следует? Конечно, Италия в военном плане полностью подчинена Америке. И недавно новый кабинет проголосовал за продолжение поставок оружия Украине. Но через миланскую премьеру русской оперы итальянское руководство посылает важный сигнал «народу и миру», идущий против течения, сигнал о том, что нельзя, да и невозможно делать ставку на изоляцию, «отмену» России как европейской и моровой державы. Учитывая авторитет театра Ла Скала в мире, являющегося своеобразным камертоном для всей западной культуры, миру предлагается по крайней мере задуматься о бессмысленности и бесперспективности русофобии, очернения образа страны, являющейся одним из форпостов европейской и мировой культуры. А где культура, там и, как бы это ни отрицали, да, политика. И присутствие в королевской ложе главного европейского чиновника тоже неслучайно. «В этом мире случайностей нет», как пелось в одной песне одного ранее почитаемого у нас автора. Конспирологи могут усмотреть во всем этом даже признаки определенного поворота Западной Европы от Америки к России. Конечно, ничего не происходит в одночасье. Инерция в политике так же неизбежна, как и в механике. Но все-таки что-то меняется. Тут вон Макрон после безрезультатной попытки убедить Байдена не убивать европейскую экономику законом о противодействии инфляции начал возмущаться преференциями, создаваемыми у себя Штатами в ущерб Европе. А как вам понравилось то, как Меркель дезавуировала бедного Шольца? Потомок эсэсовца только начал нудно зачитывать шпаргалку об ответственности Путина за срыв Минских соглашений, как Ангела, смелая женщина, призналась, что Минск изначально рассматривался Западом как передышка для наращивания военной мощи Украиной и налаживания каналов натовской помощи. Тем самым бывшая канцлер и гражданка ГДР признала вину Запада и сняла ответственность с России за провал мирного процесса. Да и сама фон дер Ляйнен успела уже отметиться критикой в адрес Белого дома. Особенно доходчиво планы Вашингтона были продемонстрированы подрывом ниток Северного потока - этой газовой пуповины, связывающей Западную Европу с российской Сибирью. Куда уж нагляднее? А зима то – вот она. Пришла, холода принесла. И газ уже по 1700 евро. И заводы встают. И всерьез обсуждаются перспективы отключений электроэнергии в Германии и Франции. И то ли еще будет.
Все начинается с культуры.
Оценили 15 человек
18 кармы