"Самый результативный русский православный миссионер 20 век — это Андрей Рублев. Его светлые большеглазые иконы оспаривали советский миф о «мрачном средневековье» и порождали интерес к миру, в котором могли людей рисовать вот такими.
«Троица» была во всех школьных учебниках. И как заведомая «классика» завлекала зрителей в свой зал в Третьяковке. Это был миссонерский форпост русского православия.
Теперь его не будет.
Вместо миллионов посетителей Третьяковки его увидят лишь десятки тысяч в Лавре. Точнее — не увидят.
Во-первых, в Троицком соборе все время читается акафист преп. Сергию. Это означает, что рассказ экскурсовода перед иконой невозможен. Рассказывать о ней придется на улице, под дождем и снегом. Аудио- и видео- ряды будут радикально не совпадать по времени и пространству: придется рассказывать о еще невидимой иконе на улице и потом в храме показывать икону, о которой ничего рассказать уже нельзя.
Во-вторых, к иконе туристы не смогут подойти. Ее место в том углу тесного Троицкого храма, где стоит рака с мощами Сергия, и в этом углу всегда стоят молящиеся. Приветствовать туристов и уступать им пространство они не настроены. Значит, смотреть на нее можно будет с расстояния не ближе трех метров. На нее нельзя будет взглянуть с разных сторон и углов зрения, как можно сейчас в музее:
В-третьих, в храме будет постоянный сумрак, и икону нельзя будет разглядеть так, как в музее.
В-четвертых, футляр, в который для сохранности погружена икона, будет выламываться из иконостаса и разрушать целостное впечатление храма.
В-пятых, компетенция гидов ТСЛ много ниже компетенции гидов Третьяковки.
В-шестых, для вип-паломников монахи открывают раку с мощами и позволяют целовать череп Преподобного. Устоят ли они перед просьбами ВЫСОКИХ ГОСТЕЙ и личных друзей открыть им икону Рублева для горячего поцелуя? Раннее утро. Каждое утро. Братский молебен. И вся братия по окончании прикладывается к открытой иконе и открытым мощам... А братия сейчас в изрядной части молдавская и не очень склонная к разговорам о «культурной ценности и сохранности». Тут все просто: святыню надо целовать. Без физического контакта не сработает."
От себя, недостойного, в пандан.
1. Конечно, икона писалась именно для монастыря. Представляется логичным ее возврат. Но не вышла ли она за рамки первоначального применения? Не стала ли она главной иконой страны и народа?
2. Рублевский слой был открыт именно в советское время. До этого зачастую перед очередной коронацией делались "поновления". Теперь при хорошем освещении мы можем восхищаться не только гениальностью общей композиции, но и, например, "просвечиванием голубой ткани через розовую". Помню, кто-то из экскурсоводов даже "разъяснял" это чудо тем, что "при расчистке слишком сильно тёрли". Ан нет, это всё писаная прозрачность. Подойдите поближе - увидите тонкие мазки белой краски.
3. При этом. Предыдущий перенос важной для России иконы - Владимирской Богоматери - был в 1999 году. Правда, ее перенесли в храм при самой галерее, и посетители Третьяковки могут пройти к иконе по специальному проходу. Да и расположена икона не в иконостасе, а в зале перед солеей. К ней можно приблизиться.
Но, в целом, похожий случай. Если верить в символы, то относительно того, как изменилась Россия после 1999 года, каждый может составить собственное мнение.
Оценил 1 человек
3 кармы