Икона XV века «Троица» Андрея Рублева перевезена в Троице-Сергиеву Лавру.
Вчера, в день праздника Пресвятой Троицы эта икона была выставлена на территории Лавры для всеобщего поклонения.
Какие мысли могут возникать в связи с этим событием?
1. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что выставлять средневековую икону под прямые солнечные лучи – это варварство. Даже современные изделия разного рода зачастую не рекомендуется подвергать воздействию прямого солнечного света. А здесь – тончайший красочный слой дошедшего до нас через полтысячи лет шедевра. Кроме воздействия ультрафиолета, который, как известно, свободно проникает через стекло, происходит еще и мощный нагрев иконы под стеклом. Музейные работники, следящие за (не дай, Бог) повышением температуры хранения иконы на каждый градус, не дадут соврать.
Не лучше и будущее место хранения творения А. Рублева – маленький Троицкий храм, где она будет находиться в полумраке, наполненном теплом горения свечей и ладана, влажным дыханием монахов и паломников.
2. Конечно, главный аргумент сторонников помещения иконы в Лавру – она же была написана для этого монастыря. Этого, и не совсем этого. XV век – это несколько другая церковь – до никоновско-алексеевской реформы. Перед иконой тогда крестились двумя перстами, как на суриковской картине «Боярыня Морозова».
3. Но, скажут, она же находилась три века в этом храме уже пореформенной церкви.
Находилась, но с должным ли пиететом и поклонением? Икону «Троица» неоднократно «поновляли», то есть попросту закрашивали «для большей яркости» рублевские краски, обычно перед очередной коронацией Романовых. «Безбожным» большевистским реставраторам потребовались годы, чтобы расчистить мазню и открыть России и миру великолепие прозрачности рублевских покровов и чистоты ликов. Не примутся ли снова улучшать классика иконописи?
4. Некоторые видят в событии перевоза «Троицы» в Лавру мистический смысл. Икона, очевидно писавшаяся не без присутствия Духа Святого, - есть зримое воплощение Бога. РПЦ вернула его в «родную гавань», теперь «наступит божья благодать» для церкви и для страны.
Если рассуждать в этих категориях, то день «перенесения иконы в Лавру» и первое «престольное» празднование, 23 июня, совпали в России с серией трагедий. В Севастополе по асфальту набережной текла в том числе детская кровь, в Дагестане сожжена церковь, убиты двое прихожан, охранник
и настоятель отец Николай, 40 лет верой и правдой прослуживший в древнем Дербенте. В Крыму и в Дагестане объявлен траур. В Дагестане – трехдневный.
Согласитесь - странные знаки божьи.
5. Третьяковку, где ранее находилась икона Рублева, посещает в год 2 миллиона человек. Здесь и православные, и иноверцы, и атеисты, и иностранцы. И для всех совершенство рублевской «Троицы» было зримым подтверждением красоты и гармонии, в том числе, русской души, того самого «русского мира». Как мадонны Леонардо притягивают симпатии людей к итальянскому гению.
Теперь этого не будет. В сумраке храма на созерцание «одной из главных икон Руси» у желающих будут лишь немногие секунды. Правда, судя по первым кадрам из Троицкого храма, будет возможность приложиться к образу (через стекло, конечно). Но ведь все образы любой святыни благодатны в равной мере. Это же только икона – изображение первообраза.
Оценили 0 человек
0 кармы