Слово «апокалипсис» вызывает в воображении страшные картины будущего, наполненного катаклизмами, безнравственностью, предательством и массовыми убийствами. В этих видениях мы видим, как земля разрушается, а человечество скатывается в бездну, но затем, после победы Бога над дьяволом, происходит второе пришествие Иисуса. В новом мире, где Бог будет пребывать среди людей, а Иисус — править вместе с ними, создаются новые небо и земля, а на их месте возводится новый Иерусалим.
Однако христиане редко задумываются о том, что такое апокалипсис на самом деле. Они не осознают, с чем имеют дело, не понимают, что такое откровение Иоанна Богослова, как оно было создано и в чем его истинный смысл.
Давайте вместе разберемся с запутанными и спорными моментами, которые вводят в заблуждение тех, кто пытается найти в апокалипсисе нечто подлинное. Мы обсудим, как и для кого была написана эта книга, и как страх, порождаемый ею, должен управлять людьми, согласно идеям церкви.
Что значит «апокалипсис»?
Слово «апокалипсис» происходит от греческого «новые знания, раскрытие, откровение». Однако именно после пугающего откровения Иоанна Богослова за ним закрепилась репутация слова, несущего в себе негативный подтекст. В этой книге описываются события, предшествующие второму пришествию Иисуса Христа на Землю, и эти события будут сопровождаться катастрофами и катаклизмами планетарного масштаба.
Кто такой Иоанн Богослов?
Первые вопросы, которые возникают при изучении апокалипсиса, связаны с личностью Иоанна Богослова. Существовал ли он на самом деле? Вряд ли. Все указывает на то, что это скорее собирательный образ, составленный из нескольких Иоаннов. Имя Иоанн было очень распространено в то время.
Ситуация напоминает историю со святым Николаем Чудотворцем, когда люди спорят о том, кто написал «Апокалипсис», но так и не могут прийти к единому выводу. Некоторые считают, что этот Иоанн был одним из апостолов Христа, но нет никаких реальных подтверждений, что это был именно тот Иоанн.
К тому же, согласно Евангелию от Иуды, Иисус не всегда хорошо относился к своим апостолам. Он часто обвинял их в глупости и непонимании того, кому они молятся, и упрекал их за то, что их Бог — это Отец Иисуса. Поэтому, если бы Апокалипсис написал действительно апостол, он, вероятно, исказил бы для читателей понимание Откровения.
Датировка и текстология
Следующая проблема связана с датировкой и текстологией Откровения Иоанна Богослова. Одни отцы церкви утверждают, что оно было написано с 54 по 68 год, другие говорят, что это произошло в 81–96 году. Однако самый древний манускрипт, в котором присутствует это откровение, датируется только II–III веком. Поэтому попытки определить точную дату создания — это всего лишь догадки, основанные на косвенных признаках и ссылках из других источников, что в данном случае невозможно.
Оригинальные части Откровения Иоанна Богослова начали появляться в различных списках только со II века, но они не соотносятся с серединой I века и долгое время не относились к каноническим текстам. Апокалипсис часто ассоциируется исключительно с внебиблейскими текстами, в которых обнаруживаются ошибки и нестыковки. Это подтверждает версию о том, что Откровение писалось разными людьми, с разным уровнем грамотности и в разное время, по частям.
Однако это не смутило церковь, так как Откровению была отведена особая роль в Новом Завете. В 397 году на Карфагенском соборе его добавили в канон в более-менее приемлемой форме, собранной по фрагментам из различных источников, отредактированной и дописанной.
После этого откровение Иоанна Богослова неоднократно редактировалось и переводилось. Уже в XVIII–XIX веках ученые пытались исследовать его, ставили под сомнение отдельные отрывки. В те времена костры инквизиции уже остыли, так что можно было заняться наукой. Правда, это не принесло ничего хорошего. Текст претерпел множество изменений, поэтому назвать его оригинальным и достоверным уже не получится.
Пробелы и путаницы
Давайте обратимся к самому Откровению Иоанна Богослова, чтобы увидеть, сколько в нем нестыковок и слабых моментов, которые не смогли бы заставить образованного человека поверить в подобные предсказания о будущем. Даже цитировать его полностью нет смысла, так как с самого начала возникают пробелы и путаницы, которые сразу же дают представление о качестве этого фантастического произведения.
Откровение начинается со следующих слов: «Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам своим, чему надлежит быть вскоре. И он показал, послав оное через ангела своего рабу своему Иоанну, который свидетельствовал слово божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел».
Вас ничего не смущает? Вроде бы откровение было дано Иоанну от самого Иисуса Христа, но здесь говорится: «И он показал, послав оное через ангела своего рабу своему Иоанну». То есть получается, что откровение дал не Иисус Иоанну, а некий ангел. Здесь напрашивается параллель с Енохом, который делился откровениями от Бога, но самого его так и не увидел, общаясь только с различными архангелами.
Думаю стоит отметить, что в Апокалипсисе часто встречается слово «раб», что подчёркивает, что, согласно этому тексту, все люди, кроме Иисуса и Бога, являются рабами. В небольшом отрывке это слово используется 14 раз.
И эти рабы должны позаботиться о своем будущем, а значит, послужить некоему Богу, который будет заботиться о них, но только чуть позже. Богу, кстати, скорее всего, не очень доброму. Он так и норовит кого-то наказать, убить, допустить дьявола к совершению различных нехороших дел. Получается, что Бог занимается попустительством и так и ждет, когда же зло восторжествует, чтобы появиться в самый подходящий, по его мнению, момент и всех спасти.
Очень странный подход, но в целом свойственный библейскому Богу. А теперь самая интересная часть откровения – снятие печатей. Здесь интересны не те идеи, которые описаны в апокалипсисе, а трактовки, которые додумываются и используются сторонниками церкви сегодня. Большая часть текстов на религиозных и церковных сайтах и каналах начинается со слов, что в откровении Иоанна Богослова собраны, цитата, «самые точные пророчества будущего». Что с книги, которая находилась в руках у сидящего на престоле, кстати, не названного как Бог, а названного просто «Сидящий», снимал печати сам Иисус, хотя сам Иисус Иоанну так и не явился, а все пророку показывал некий ангел.
"И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее".
"И один из старцев сказал мне, не плачь; вот лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее".
"И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, семь очей, которые суть семь духов божьих, посланных во всю землю".
"И он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле".
"И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых".
"..Фимиама, в которой суть молитвы святых". Агнец с семью рогами и семью очами больше смахивает на персонажа фильма ужасов, чем на Иисуса. Почему же ангел не показал Иоанну конкретно Иисуса? Но идем дальше и переходим к снятию печатей с той самой загадочной книги, которая была в руках у некоего сидящего. Это интересный процесс, во время которого появлялись всадники апокалипсиса.
Здесь все очень сомнительно и сейчас вы поймете почему. По версии христиан, после снятия первой печати в мире проявляется сатана, антихрист. Но в откровении Иоанна Богослова он описан как обычный всадник на белом коне с луком в руках. Нет никаких конкретных имен и отсылок. Сатаной или антихристом его называют только священники в своих комментариях.
Скорее всего, работает простой принцип - чем страшнее, тем лучше. После вскрытия второй печати появляется всадник на рыжем коне с мечом. Этот всадник якобы возвещает великие войны.
Третья печать - и третий всадник на вороном коне с мерой в руке, якобы предвещающий голод, хотя в самом тексте об этом ничего не сказано - опять за тебя все додумывают священники. Четвертая печать и четвертый всадник на бледном коне, и имя тому всаднику была смерть - этот всадник предвещал болезни и эпидемии которые несут с собой еще больше голода и войн.
Здесь описание более конкретно: после снятия пятой печати Иоанн увидел жертвенник с душами убиенных за слово божие. После снятия шестой печати Иоанн увидел землетрясение, мрачное солнце, кровавую луну, а также другие природные катаклизмы. После снятия седьмой печати Иоанн увидел безмолвие в небе.
Снятыми печатями, которые якобы предвещали миру тот самый апокалипсис, которым пугают всех и по сей день. Все, кому не лень. И здесь есть уточнение, почему эти предсказания не что иное, как фантазия автора или точнее авторов, которые сотни лет переписывали откровения Иоанна Богослова. Вся идея апокалипсиса, весь его сюжет рассыпаются, ведь в нем говорится буквально следующее - "вскоре".
Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам своим, что надлежит быть вскоре.
Вы можете резонно заметить, что "вскоре" - понятие достаточно растяжимое, и все в нашем мире относительно. Но не в этом случае. В своем откровении так называемый Иоанн Богослов делает не что иное, как создает негативный сатанинский образ существовавший на тот момент Римской империи и императора. Рассказывает о войнах, голоде и гонениях христиан. Очень нелестно отзывается о гностиках, но это уже в других главах и стихах. По факту, в Апокалипсисе описаны всего лишь происходящие в тот исторический момент события и ожидания от их развития.
Никакого предсказания далекого будущего в нем нет. Сегодня верующие все высасывают из пальца. Нынешние предсказания и отсылки к откровению Иоанна Богослова – это домыслы и фантазии.
Откуда же взялись страшные картинки, которые сегодня мелькают на наших экранах, когда в прокат выходит очередной фильм о конце света и в котором есть отсылки к апокалиптическому библейскому откровению?
Постарались художники и писатели, которые создавали так называемые иллюминированные рукописи. Книги с иллюстрациями, в которых и появились те самые всадники и злыдни, приходящие вместе с ними. Эдакий средневековый аналог комиксов.
Естественно, не отставала и иконография, куда же без нее…
Страшные, мрачные, ужасные иконы на тему апокалипсиса писались с 10-11 веков. Именно все это творчество и заставляет авторов сценариев создавать современные визуализации конца света, а простых смертных трепетать перед страшным и неизбежным судом.
Интересно и то, почему откровения Иоанна Богослова долго не включали в канон
Оказывается, с самого момента его обнаружения некоторые части текста были больше гностическими, чем христианскими. Гностики тоже были озабочены апокалипсисом, но в менее катастрофичной форме. Они размышляли о нем, как об освобождении души, которое дает гностик Иисус. Апокалипсис у гностиков всегда существовал и трактовался в положительном контексте, а не в таком негативном, как это делают христиане.
Для гностиков апокалипсис – это духовный процесс, когда человек переживает второе рождение, очищается от ошибок, иллюзий, человек переживает второе рождение, очищается от ошибок, иллюзий, перестает вязнуть в материальном мире с его страхами, переживаниями, суевериями и в конце концов возвращается к своему божественному источнику.
Второе пришествие для гностиков это духовное просветление, когда человек обретает контакт с божественным, исповедуя трансцендентный подход, получая откровения и инсайты только для себя в прямом контакте с создателем поэтому естественно что христиане долго не хотели канонизировать подобные тексты.
Но потом несколько переписчиков решили эту проблему и вот духовный путь с легкой руки писателей фантастов тех времен превратился в катастрофический процесс в буквальном смысле.
Теперь нас не удивляет, почему откровение, которое втянули за уши в разряд канонических, завершает Новый Завет и является его последней книгой? Думаете, все дело в надежде, которое сие произведение должно посеять в сердцах верующих?
Нет, все дело в догматической функции страха
Одной из основных причин, по которой устрашающие элементы присутствуют в канонических текстах, является попытка религии создать структуру, которая бы удерживала верующих в послушании и дисциплине.
Страх перед наказанием или страданиями после смерти или в процессе жизни служит инструментом социального контроля. Для того, чтобы поддерживать моральные нормы, религия могла использовать концепцию Божьего суда как мощное средство мотивации. Устрашающие эпизоды в книгах вроде Откровения Иоанна или в некоторых частях Ветхого Завета могли быть интерпретированы как способы показать, что гнев Божий может настигнуть тех, кто уклоняется от заповедей, веры или моральных норм.
Таких образом, наличие апокалиптических образов и страшных пророчеств не только предупреждает о последствиях, но и укрепляет чувство покорности перед высшими силами. В этом смысле религиозный страх может играть роль в поддержке религиозной власти и дисциплины среди последователей.
Для многих религиозных традиций, включая христианство, идея наказания связана с понятием очищения.
Через страдания или наказания человек может быть очищен от греха, обрести покаяние и в конечном счете прийти к спасению.
Апокалипсис, как он описан в библии, часто трактуется как процесс не только разрушения, но и обновления мира, когда все грешное будет уничтожено а праведные вознаграждены.
Некоторые религиозные лидеры и философы утверждали что через такие образы люди могут быть побуждены к личной трансформации, исправлению своих моральных слабостей и обретению праведности.
Страх от наказания может быть воспринят как средство для того, чтобы привести верующего к смирению, покаянию и преодолению гордыни.
Следующий фактор - контроль через страх перед непостижимым
Еще один аспект заключается в том что многие религиозные тексты включают мистические и устрашающие элементы потому, что они играют на идею непостижимости высших сил.
Страх перед непознанным перед всемогущим богом, перед теми силами которые не поддаются человеческому контролю, является мощным инструментом для формирования чувства смирения. Эта идея присутствует в Библии на протяжении всей ее истории.
От грозного и ужасного бога в Ветхом Завете до образа Божьего Суда в Новом Завете. Тексты вроде Откровения Иоанна или описания гибели городов в Ветхом Завете, например, уничтожение Содома и Гоморры, служат примером того, как через ужасающие образы и пророчества можно передать идею божественного могущества и праведного суда.
Таким образом, элементы мистики и страха могут быть использованы для того, чтобы утверждать человеческую непостижимость божественного порядка и побуждать людей к рабской преданности религии.
И ее проповедником, кроме религиозных факторов, следует учитывать и социально-политические причины по которым христианские лидеры или институты использовали устрашающие тексты в древности.
Христианская церковь, как и другие религиозные организации, часто была связана с властью, и власть имела интерес в том, чтобы держать массы в страхе и подчинении.
Церковь была не только духовной, но и политической, законодательной силой. Идея о "конце света" или неизбежном наказании за грехи помогала поддерживать социальный порядок и усиливать власть церкви. В средние века церковь активно использовала концепцию страшного суда и вечного мучения в аду, как средство для того, чтобы сохранять контроль над людьми, которые жили в условиях социальной и политической нестабильности.
При этом важно отметить, что церковь не всегда использовала эти страхи исключительно для духовного блага, а зачастую в целях консолидации своей власти.
Стоит упомянуть и о роли страха в личной духовности. Страх как часть личной духовности также играет свою роль. Многие люди обращаются к религии в поисках смысла и ответов на глубокие вопросы о жизни и смерти.
В этом контексте религиозные учения о суде и спасении могут давать ощущение спокойствия и защиты для верующих, которые боятся неизведанных аспектов существования и жизни после смерти. Страх в таких случаях может быть компенсирован обещанием спасения или наградой для тех, кто будет жить праведно.
Но что мы имеем сегодня?
Сегодня происходит процесс перевода страха в более утешительные интерпретации. В современном христианстве подход к этим страшным текстам немного изменился, хотя и формы этой любви Божьей достаточно странные. Многие христианские течения и учителя трактуют апокалипсис и наказание в контексте любви и милосердия Бога, где даже гнев Бога воспринимается не как акт жестокости, а посыл, в котором верующим дается возможность осознать важность соблюдения моральных норм.
И когда эти самые верующие начинают вписываться в определенные нормы церкви, исполняя требуемые церковью хотелки, начинается гонение на конкурентные религиозные направления, что собственно и происходило с гностиками сразу же после раскрытия Иисусом тайн о человеческой сущности и его реальной цели пребывания на земле.
Правда, делается это, что называется, огнем и мечом, используя тактику выжженной земли, на которой можно переписывать историю, принимать новые каноны и "вершить судьбы" истинных знаний, скрывая их от людей и оболванивая порабощенные массы, которые можно использовать в будущем в своих манипуляциях и в целях личной материальной, и не только, выгоды.
Оценили 7 человек
21 кармы