Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Шуруппак... I

4 288

Как шумеры представляли мир, каким богам они поклонялись, почему верили, что людей создали только для того, чтобы служить высшим силам?

Как их мифология повлияла на все последующие культуры, от Вавилона до библейских текстов.

Анунаки, загадочные боги, которых сегодня некоторые связывают с теориями о древних пришельцах. Правда это, или всего лишь фантазия?

Постараемся найти ответы на эти вопросы.

Шумеры — это древний народ, который в IV тысячелетии до нашей эры создал одну из первых в мире цивилизаций. Они проживали в южной части Месопотамии, на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат. Эти земли известны как плодородный полумесяц, поскольку здесь были богатые почвы, позволявшие шумерам выращивать зерно и содержать крупные поселения.

Первые поселения в этом регионе появились ещё в V тысячелетии до нашей эры, но именно шумеры превратили их в настоящие города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур и Шуруппак. Это были независимые государства, каждое со своим правителем, армией, законами и богом-покровителем. В центре каждого города возвышался зиккурат — огромный многоступенчатый храм, где жрицы проводили ритуалы и жертвоприношения богам.

Шумеры не оставили письменных свидетельств о своём происхождении, и до сих пор неизвестно, откуда они пришли. Их язык не похож ни на один другой древний язык, что делает их ещё более загадочными. Возможно, они были местными жителями междуречья, а возможно, пришли из других регионов.

Шумеры были не только строителями городов, но и изобретателями. Они создали первую в мире письменность — клинопись. Их тексты писались заострёнными палочками на мягких глиняных табличках, которые потом высушивали на солнце или обжигали. Благодаря этим табличкам мы знаем, как жили шумеры, какие у них были законы, сказания и даже хозяйственные записи.

Именно шумеры придумали 60-ричную систему для обозначения времени, которой мы пользуемся до сих пор. Они создали первую финансовую систему, вели учёт налогов, придумали колёсные повозки и первые примитивные механизмы для орошения полей.

Но главное их наследие — это мифология. Их боги были реальными правителями Вселенной, управляющими судьбами людей.

Они верили, что боги создали мир, а затем подарили его людям, но не из добрых побуждений, а чтобы люди выполняли тяжёлую работу вместо богов. Шумеры не просто создали одни из первых мифов в истории человечества, их религиозные представления стали основой для верований народов, пришедших им на смену. После упадка шумерской цивилизации их земли заняли вавилоняне и ассирийцы. Они переняли шумерских богов, изменили их образы, но не забыли самих мифов.

Вавилонский бог — Мардук — это главный бог пантеона, изначально он был лишь одним из шумерских богов второго ряда. Но позже его сделали могущественным творцом мира, отодвинув прежних богов. Этот процесс хорошо виден в «Энума Элиш», вавилонском мифе о сотворении мира, который основан на шумерских представлениях, но придаёт им новую форму. В ассирийской религии боги стали ещё более воинственными. Энлиль, шумерский бог бурь и судьбы, у вавилонян отошёл на второй план, но у ассирийцев его место занял бог Ашшур, грозный и беспощадный владыка, связанный с военными победами и государством.

Самым удивительным является влияние шумерских мифов на библейские тексты. История о всемирном потопе, описанная в книге Бытия, почти полностью повторяет сюжет шумерского мифа «Атрахасис», в котором главный герой выжил во время великого наводнения, построив ковчег. Этот же сюжет перекочевал в "Эпос о Гильгамеше", где главный герой встречает Утнапиштима, человека, получившего бессмертие после того, как боги решили уничтожить человечество потопом. Разница лишь в деталях. В Ветхом Завете спасителем людей стал Ной. В вавилонской версии это Утнапиштим, а в шумерском оригинале — Зиусудра.

И даже в Древнем Израиле представления о загробном мире имеют отголоски шумерских верований. В шумерской мифологии души мёртвых уходят в подземное царство, где обитают в пыльном мраке, а их судьба зависит от погребальных обрядов, совершённых живыми. Позднее еврейские представления о Шеоле, безрадостном месте, куда уходят все души, перекликаются с шумерским миром мёртвых.

Библейские образы героев тоже могут уходить корнями в шумерские тексты. 

Например, Нимрод, Могучий Охотник и Царь, которого Библия связывает со строительством Вавилона, может быть отголоском реальных шумерских правителей или мифического Гильгамеша, правителя Урука, который, по преданию, совершал подвиги, противостоял богам и искал бессмертия.

Знания о шумерских мифах дошли до нас не через устные предания или поздние пересказы, а благодаря одной из величайших технологических революций древности — изобретению клинописи. Шумеры первыми в истории начали записывать свои тексты на глиняных табличках. Для этого они использовали заострённую тростниковую палочку, которой выдавливали клиновидные знаки на мягкой глине. После этого таблички сушили на солнце или обжигали в печи, чтобы сохранить текст. Это позволило шумерским мифам пережить тысячелетия.

Древние писцы занимались не только фиксацией религиозных текстов, но и их копированием, создавая тем самым хранилище знаний. В результате многие шумерские сказания были переписаны шумерологами и ассирийцами, что позволило им дойти до наших дней.

Одним из наиболее значимых источников шумерской мифологии стала библиотека Ашшурбанипала, представляющая собой грандиозное собрание клинописных табличек, обнаруженное в руинах древнего Ниневийского дворца. В этой библиотеке археологи нашли тексты, в которых были пересказаны шумерские предания, но уже в вавилонской интерпретации.

Самым известным текстом шумеров является «Эпос о Гильгамеше», древнейшая литературная поэма, повествующая о приключениях царя Урука, его поисках бессмертия и встрече с героями прошлого. В ней рассказывается о боге Энки, о Потопе, о богине Инанне, о Царстве мёртвых. Это делает «Эпос о Гильгамеше» важнейшим источником по шумерской мифологии.

Для шумеров мир не возник из ничего. Он не был создан по воле единственного божества, как это происходит в более поздних религиях. Мир родился из хаоса, из первозданных сил, которые существовали задолго до появления богов, земли и даже самого времени.

В начале времен существовал только бескрайний океан пресной воды, который назывался Обзу. Он был воплощением первозданной энергии мироздания и представлял собой хаотическую стихию. В нем таилась сила, из которой могли появиться боги, но сам он оставался неподвижным и неизменным.

Ссылка на данные геологов

В глубине океана скрывалась еще одна бездна — Нун, таинственные подземные воды. Шумеры представляли ее как место, скрытое от глаз смертных и даже богов. Это представление позже отразилось в мифах Вавилона и библейских историях о водах Бездны.

Однако мир не мог оставаться в этом состоянии вечно. Из вод Обзу появились первые боги. Их рождение не было результатом чьей-либо воли или замысла — они просто возникли, как искра из огня. Среди них были Ан, олицетворяющий небо, и Ки, олицетворяющий землю. Они еще не отделились друг от друга и были единым целым, заключенным в хаосе.

Чтобы мир мог существовать, необходимо было разделить небо и землю и привести хаос в порядок. Когда Ан и Ки разъединились, появилось пространство, но земля оставалась пустой и бесплодной, как кусок глины без формы.

Именно здесь вступила в действие одна из важнейших богинь шумерской мифологии — Нинхурсаг.

Имя Нинхурсаг имеет значение «Госпожа Гор» и в древних текстах описывается как великая создательница ландшафтов. Она слепила первые холмы и возвышенности, отделила сушу от воды и создала места, где могли протекать реки. Именно её труд подготовил мир к появлению жизни.

Шумеры не представляли сотворение мира как мгновенный акт, как это описано в библейской традиции. Их космогония больше похожа на ремесло, длительный процесс, требующий усилий и мастерства. Нинхурсаг буквально создала Землю, превращая хаос в упорядоченное пространство. Однако этого было недостаточно. Мир всё ещё оставался неустроенным. Воды могли затопить сушу, а сама Земля оставалась бесплодной. Необходимо было установить порядок, создать структуру мироздания, определить, кто будет править этим миром и как он будет существовать.

Ан — Бог-Небо, бесконечный, холодный и отстранённый. Он существовал над всем сущим, был источником Божественной Силы, но редко вмешивался в дела мира.

Ки — богиня Земли, твёрдая, плодородная, наполненная жизнью. Вместе они образовывали основу мироздания, но пока оставались единым целым. Их разделение не произошло само собой.

Это было проявлением силы, решительным действием, которое имело свои последствия. В этот момент в шумерской мифологии появляется новый важный персонаж — Энлиль.

Энлиль был сыном Ана и Ки, но, в отличие от своего отца, он не был отстранённым. Он был олицетворением силы ветра, бурь и движения. Энлиль не мог переносить неподвижность и не мог находиться в замкнутом пространстве между разделёнными небом и землёй. Он разорвал связь между Аном и Ки, поднял небо вверх и прижал землю вниз.

Продолжение следует...

Служилые люди Засечных черт России

Служилые люди Государства Российского века XVII (Засечные черты от поляков, крымчаков, ногаев и османов), века XVIII (Карл XII и его "сборная" Европы), века XIX (Наполеон и "сборная" Ев...

Про Глинище на Медведице и его обитателей

ПРО ГЛИНИЩЕ НА МЕДВЕДИЦЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ "Игорь Растеряев — наше национальное достояние. Он сам по себе — целое явление русской культуры. Как когда-то Василий Шукшин, Виктор Астаф...

Песни сильных духом Николая Емелина

«Мое творчество говорит о наших могучих и великих предках, и я бы очень хотел, чтобы мы были достойны их памяти. Я хочу, чтобы мои дети и внуки ходили с правильной осанкой и гордились и...

Обсудить