Местные власти разрешили шествие и митинг в годовщину Слуцкого восстания
Слуцкий райисполком одобрил заявку на проведение 24 ноября в райцентре шествия и митинга в честь 98-й годовщины Слуцкого вооруженного восстания.
Участники шествия соберутся у городского стадион, откуда пройдут до городского парка культуры и отдыха, где пройдет 45-минутный митинг.
В прошло году в Слуцке в акции в годовщину восстания приняло участие до ста человек.
Слуцкое вооруженное восстание 1920 года было попыткой защиты независимости Беларуси. В течение месяца, в ноябре — декабре, военные отряды, сформированные в Слуцком районе преимущественно из местных сельчан, оказывали сопротивление войскам Советов.
PS
О настроениях населения Слуцка во время Слуцкого восстания 1920 года
Слуцкое вооруженное восстание 1920 года — попытка создания независимости Белоруссии (Белорусской Народной Республики), которая вызывает неоднозначную реакцию в кругах историков.
Часть белорусских историков рассматривает Слуцкое восстание как одну из героических страниц истории белорусского народа - первое самостоятельное вооруженное выступление белорусов за свою независимость. Другие историки негативно оценивает восстание, утверждая, что оно было инспирировано и поддержано польскими оккупационными властями. По мнению военного историка О. Романько, события восстания в значительной степени мифологизированы белорусскими националистами (источник - Wikipedia).
Почти каждый год в ноябре белорусские оппозиционные партии БНФ и БНФ КХП проводят в Слуцке митинг, посвящённый памяти Слуцкого вооруженного восстания. Высказываются идеи против «российской оккупации» и антироссийские лозунги вроде «Россия - это война». Из года в год, митингующие, как правило, испытывают большие симпатии к западным соседям: Литве, Польше и в целом к Европейскому союзу.
Однако, до сих остаётся много белых пятен и противоречий, связанных с историей Слуцкого вооруженного восстания, в том числе открытым остаётся вопрос: на самом ли деле местные жители были настроены против «москальских оккупантов»?
Группа Вконтакте «Мы патриоты Белой Руси», которая выступает за дружбу восточно-славянских народов, приводит выдержки из рапорта контролёра «Товарищества стражи кресовой» (польская организация, имела целью защиту польских национальных интересов) по Слуцкому повету Яна Сушыньского, которые рассказывают о настроениях населения. Представляем их вашему вниманию:
Рапорт Слуцкого повета за январь 1920 г.
"Слуцк "непоколебимый" и "непобежденный" - такими эпитетами русско-церковная общественность окрестила свой Слуцк. И в этом есть доля правды. Ещё во времена Петра и Екатерины эти места считались своим плацдармом, дальше всего выдвинутым на запад. Отсюда наносились наиболее ощутимые удары по Польской Речи Посполитой (дело ликвидации унии).
Наконец, здесь глубоко укоренились идеалы Сусаниных, Мининых и Пожарский. Деревенская молодежь здесь сильно пропитана идеей идти по следам "героев"...
Православные крестьяне, подстрекаемые жидами, верят, что вскоре "польские паны" отсюда уйдут, и тогда настанет крестьянско-православный рай, а панам-католикам будет "крышка".
Молодежь клонится преимущественно к Москве, и этому нечего удивляться, потому что она была воспитана в русских школах, потому вздыхают по Деникину и великой независимой России. Кроме того, здесь видна агитация социал-революционеров.
Православное население, особенно бывшие чиновники, не могут смириться с современными условиями, и потому тянутся не только к Москве, но и по большевикам вздыхают - "это всегда своё".
Подчёркиваю ещё раз: мы должны обратить особое внимание на подрыв доверия до всего русского и стараться пробудить уважение к Польше распространением демократических идей, искренними разъяснительными беседами. Про историю Польши они не имеют никакого представления, и это нужно сильно учитывать. Тем более, что они имеют большое уважение к польской культуре, говорят, что "она всегда деликатная". Только что они нас боятся и не доверяют нам.
Рапорт Слуцкого повета за февраль 1920 г.
"Католическое население за очень небольшим исключением безоговорочно предано нашим (польским) солдатам. Зато православное население, особенно молодежь, является нашим убежденным врагом. Оно клонится к большевикам. Одним ухом ловят шорохи во время сна, слушают, идут ли большевики. Если бы наши польские солдаты не допускали выходок, православное население не имело бы аргументов, чтобы жаловаться и обижаться на давление со стороны властей и армии. К сожалению, в этих отношениях многое оставляет желать лучшего. Правда, и плохое обеспечение армии влияет на слишком частые реквизиции. Ореол Деникина в последнее время возродился. Много говорят про то, что с Деникиным идут и большевики, а с ними японцы и китайцы - за немецкие и жидовские деньги. Потому с жидами, несмотря на расовую ненависть, живут в большом мире. Выработалось некое странное понятие, что Польша уже не сильная, потому не нужно её боятся, а служить только жидам, ибо те имеют деньги".
Источником обоих рапортов называется библиотека Варшавы, в каталоге которой действительно можно найти соответствующие документы.
Выходит, жители Случчины и её окрестностей испытывали симпатии к «российским оккупантам»? Или кто-то создал на почве Слуцкого восстания большую ложь в угоду своим интересам? Выводы предлагаем сделать самостоятельно.
Оценили 0 человек
0 кармы