В наши дни много спорят о современном состоянии восточного славянства. Одни высказывают мнение о существовании в границах трех бывших Советских Республик – ныне суверенных государств, трех наций – русской, украинской и белорусской. Одновременно с этим мнением циркулирует представление о том, что белорусы, украинцы и русские представляют собой либо три братских народа, либо три ветви одного народа. Все эти мнения политизированы, а научное сообщество зачастую не преследует цель выявить истину, а обслуживает интересы той или иной политической силы. Такая ситуация крайне опасна. Очевидно, что во многом кровавые события на Украине стали результатом навязывания украинскому обществу ложных представлений о его происхождении и современной ступени его развития.
Белорусское общество в 2020 году с большим трудом избежало украинского сценария. При этом трудно не обратить внимание на тот факт, что дестабилизация общественно-политической ситуации в Белоруссии осуществлялась во многом с опорой на нерешенность проблемы генезиса белорусов. Белорусов убеждали, что они древняя европейская нация, которая всегда испытывала враждебность со стороны своей восточной соседки – России. Далее следовал весь джентльменский русофобский набор аргументов, направленных на формирование у белорусской молодежи непреодолимого желания уничтожить Россию. Учитывая известную последовательность русофобских сил, следует готовиться к новым атакам на Республику Беларусь, цель которых будет состоять в разобщении русских и белорусов, сеянии между ними даже не розни, а ненависти. Поэтому актуальным остаются вопросы о том, а, собственно, как появились белорусы и кто ни сейчас?
Как появились белорусы?
Прежде всего нужно отвергнуть все измышления о неславянском происхождении белорусов, а также рассуждения разного рода субстратах – балтском и финно-угорском – которые якобы послужили белорусскому этногенезу. Якобы смешение то ли балтского, то ли финно-угорского населения (т.е. европейцев) со славянами в VIII – IX веках создало особый белорусский этнос и обусловило его обособленность от восточного славянства. Эти концепции, по воле или против воли их авторов, направлены на формирование у белорусов чувства исключительности и превосходства над прочими русскими. Представляется более корректным говорить о том, что в исторической науке нет единства касательно ответа на вопрос о времени выделения белорусов из общей массы восточных славян. Во времена Древней Руси предки современных белорусов составляли органичную часть русской средневековой народности с естественными незначительными региональными особенностями. Политическая жизнь, культура, быт, нравы и религия населения западнорусских княжеств – Полоцкого и Туровского – были идентичны политической жизни, культуре, быту, нравам и религии населения других русских княжеств.
С вхождением будущих белорусских и украинских земель в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ) в XIII – XIV веках единая русская народность оказалась разделена государственной границей. В Северо-Восточной Руси, ставшей частью Золотой Орды, и в ВКЛ русское население оказалось в разных политических, правовых, социально-экономических условиях. Это послужило постепенному накапливанию различий в культуре, языке, народных традициях. Не осталась без изменений и религиозная жизнь. После Кревской династической унии ВКЛ и Польского королевства, по итогам которой на Литовском престоле утвердилась католическая династия, существенно изменились церковно-государственные отношения по обе стороны границы. В восточной Руси православие не испытывало давления со стороны монгольских ханов, поддерживалось князьями из дома Рюриковичей и рассматривалось обществом как духовный фундамент государственной жизни. В ВКЛ государственной религией стало католичество, а православная вера русского населения превратилась во второсортное исповедание. Православная Церковь в ВКЛ начала испытывать нарастающую правовую дискриминацию, которая иногда по политическим мотивам ослабевала, но никогда не прекращалась. Важнейшим шагом на пути разобщения религиозной жизни русских стало разделение в 1458 году. Киевской митрополии на Литовскую (оставшуюся в составе Константинопольского патриархата) и автокефальную Московскую части.
Всеобъемлющая обособленность русского населения ВКЛ от русских Северо-Восточной Руси, где по мере ослабевания Золотой Орды набирало силу и выступало с идеей собирания русских земель, как вотчины дома Рюриковичей, Московское Великое княжество (МВК), привела к тому, что во второй половине XV веке в правление великого князя Казимира Ягеллона сложились предпосылки для возникновения в пределах ВКЛ на современных белорусско-украинских землях новой русской этнической общности. Должна была возникнуть не белорусская и не украинская этническая идентичность, а некая общая этничность предков современных белорусов и украинцев. Однако в XVI веке эти предпосылки не были реализованы, поскольку русское население подверглось мощному этнокультурному давлению, особенно после создания Речи Посполитой. Апофеозом этого давления стало введение Брестской церковной унии в 1596 году, а главным его следствием явился отказ от православия и своих этнических корней западнорусской знати – шляхты. Учитывая то, что знать представляет собой культурообразующую элиту общества, ее утрата народом обрекла его культуру и религию на постепенный упадок. На этом этапе истории разошлись пути русского населения белорусских и украинских территорий. На Украине роль народной элиты взяло на себя казачество, хотя оно и не имело для этого ни культурных, ни интеллектуальных ресурсов. В Беларуси замены шляхте не нашлось, в результате чего основанные на православном духовном фундаменте культура и народные традиции были вытеснены в самый низ общества – крестьянскую крепостную среду, где выродились до состояния фольклора. Западнорусский язык, который иначе называют либо старобелорусским, либо староукраинским, утратил свои государственные функции, на нем перестали писаться литературные произведения.
В XVII – XVIII веках предки современных белорусов оказались в крайне неблагоприятных условиях. Они подвергались жесточайшей экономической эксплуатации, которая усиливалась этническим и религиозным гнетом. Энергия народа была направлена на выживание и сохранение самобытности, но не развитие. К разделам Речи Посполитой в последней четверти XVIII века белорусское население было отброшено в своем развитии на несколько столетий назад.
Перспектива выхода из подавленного состояния появилась у белорусского населения в связи с упразднением Брестской церковной унии. Этот церковно-политический феномен был призван вытеснить собой из русских земель (не только в Речи Посполитой, но и в российской державе) православие. Разрыв церковной унии в 1839 году по итогам Полоцкого объединительного Собора униатского духовенства открыл тот факт, что уния не сумела достичь поставленной перед ней цели вытеснения православия, превращения белорусов в католиков и навязывания им польского культурного кода. В неимоверно сложных исторических обстоятельствах под спудом унии белорусы сумели сохранить свой русский культурный код, православное мироощущение и те особенности культуры и народных традиций, которые они начали приобретать еще в XIV и XV веках. Поэтому после 1839 года белорусы не растворились в русском православном море, но во второй половине XIX века постепенно начали осознавать свои специфические народные черты. Совокупно с устранением давления на них полонизма, которое произошло под действием политики Российской империи, а также деятельности Русской Православной Церкви, не стремившейся унифицировать религиозную жизнь белорусов по великороссийскому образцу, это послужило предпосылки для возникновения белорусского национального проекта на рубеже XIX – XX веков.
Существует ли белорусская нация?
Имеется множество определений понятия «нация», которые часто противоречат друг другу. Так же имеют место разные подходы к рассмотрению путей национального строительства. Поэтому ответ на поставленный вопрос необходимо предварить краткими теоретическими рассуждениями.
По мнению большинства современных исследователей, формирование наций представляет собой объективный исторический процесс в буржуазный период развития Западной цивилизации. Проект создания наций возник как способ усиления государства и уменьшения влияния Христианской Церкви. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось в ходе Великой Французской революции, когда у буржуазии возникла необходимость построить социальную общность на новом фундаменте. До революции людей разных социальных слоев, разных этносов, разных конфессий объединяло понятие «подданства французской короны». Революция отвергла подданство монарху, его место заняло понятие гражданской нации. Согласно этому подходу, все граждане государства составляют нацию независимо от их этнического происхождения и религиозного исповедания. Но гражданскую нацию нельзя было построить без подавления Католической Церкви, на которую, как на идеологическое и духовное основание опиралась французская монархия. Отсюда проистекал антиклерикальный пафос революционеров. Надо отметить, что первыми нациями современного типа ученые называют латиноамериканские, возникшие в ходе борьбы за освобождение против «Испанской короны». Также процессу формирования американской политической нации положила начало война североамериканских колоний против «Британской короны». Во всех случаях нациестроительство сопровождалось падением роли религии в жизни новообразованных немонархических государств.
Формирование наций представляется как процесс, идущий параллельно в политическом и культурном измерениях. В политическом измерении он связан с возникновением современной формы европейского государства. В культурной он сопровождается формированием внесословного светского национального «культурного ядра», основу которого составляют национальная история и национальная литература. Соответственно, можно выделить два пути или типа создания национальных общностей.
В нациях первого типа ведущим является процесс установления государственных границ, внутри которых правящими кругами создаются компоненты национального «культурного ядра». К ним относятся национальная историческая память (во всех случаях историческая память формируется с помощью национальных мифов, удревняющих и героизирующих историю народа) и национальная литература (национальный литературный язык создается деятелями культуры на базе одного из народных говоров внутри проведенных государственных границ, где уже имеется один из диалектов, входящих в более широкую языковую структуру). В этом процессе можно выделить три фазы: 1) «монархическая», когда единство задаётся подданством королю, царю, великому князю и проч. и общей религией с региональным оттенком; 2) «государственная», когда государственность объявляется выше личности монарха, а культурное единство задаётся светской высокой культурой (как правило эта фаза наступает после полосы религиозных войн); 3) «национальная», когда после буржуазной революции место монарха занимает «народ», а «культурное ядро» через школьное образование и учреждения культуры распространяется в широкие массы. Таким путем формировались гражданские нации Британии, Франции, Испании и ряда других стран.
В нациях второго типа ведущим является процесс формирования «культурного ядра», вокруг которого начинается процесс политического объединения (примером могут служить Германия и Италия) или выделения (например строительство наций в границах Австрийской империи сопровождалось их обособлением внутри имперского тела). Процесс формирования национальных государств второго типа, характерный для XIX и XX вв., хорошо описывает трёхфазная схема: в первой фазе пробуждается интерес сравнительно небольшой группы образованных людей к языку и истории. За этой культурной фазой развития следует фаза национальной агитации. Вторая фаза характеризуется тем, что небольшая группа националистической интеллигенции преследует цель внедрения национального сознания в широкие слои населения, мобилизации этого населения и его интеграции в национальное сообщество. Если это достигнуто, национальное движение вступает в третью фазу – массовое движение, в котором большая часть общества охвачена идеями национального самосознания и стремится к такой цели как политическая автономия.
Россия сначала шла по первому пути, но прошла только первые два этапа. Внутри неё в различных её частях, в частности в Беларуси, в конце XIX и начале XX веков развивались процессы второго типа. Узкая группа национальных интеллектуалов-романтиков, собравшаяся вокруг периодического издания «Наша нiва», поначалу вела культурную пропагандистскую деятельность. В первые годы ХХ века постепенно начало оформляться белорусское национальное движение, но оно было крайне малочисленным и слабым. В ходе событий Первой мировой войны, Русской революции и Гражданской войны белорусские национальные деятели развернули политическую активность, направленную на государственное обособление белорусских территорий от России. Однако они не получили поддержки широких народных масс и запятнали себя коллаборационизмом во время немецкой и польской оккупации белорусских территорий. В результате попытка создания национальной белорусской буржуазно-демократической государственности провалилась. Повестка белорусского государственного строительства была перехвачена Советским правительством, которое пошло по пути создания белорусской социалистической государственности. В БССР Советской властью проводилась политика белорусизации, которая вывела белорусский народ в третью фазу первого типа нациестроительства, когда источником власти в государстве объявляется «народ», а «культурное ядро» через школьное образование и учреждения культуры распространяется в широкие массы.
Таким образом, приходится говорить о существовании белорусской нации. Ее возникновение нельзя отнести ко временам вхождения белорусских земель в состав ВКЛ и Речи Посполитой, поскольку в тот период процессы формирования наций еще не начались. В Российской империи в конце XIX – начале XX века в связи с постепенным смещением понятий от «подданства монарху» к главенству «державы» и превалированию светской культуры над религией, возникли предпосылки для создания «культурного ядра» белорусской нации. Сам процесс белорусского нациестроительства обрел реальное воплощение в связи с политикой белорусизации в БССР.
С превращением БССР в суверенную Республику Беларусь по итогам распада СССР процесс строительства белорусской нации обрел дополнительную мотивацию и получил мощный импульс к развитию. В то же время, не стоит забывать, что строительство наций представляет собой объективный процесс в капиталистическую эпоху. В наши дни, когда стали банальностью заявления о переформатировании мирового устройства в начале XXI века и исчерпании капиталистических отношений, судьба процесса строительства наций может быть печальной. Если мир распадется на макрорегионы по цивилизационному и экономическому признакам, то это может означать переход человечества к возрождению империй на новом историческом этапе. Формально макрорегионы империями не будут, тем более они не будут монархическими, хотя это не точно. В то же время можно предположить, что по сути макрорегионы будут строиться согласно с имперскими принципами. Если такое предположение верно, нас может ожидать фаза не продолжения национального обособления, а фаза стирания национальных различий внутри групп народов, принадлежащих одному историко-культурному типу. Впрочем, это так же не точно.
Иван Тихомиров https://naukaverakuljtura.com
Оценили 2 человека
5 кармы