Как греки живопись изобрели.

29 4017


 Часть первая, вступительная, про то, как досужие люди о прошлом узнавали, попутно приспосабливая разные науки и занятия к изучению прошлого.

Откуда есть пошла она, древнегреческая живопись? Если потрясающе жизнеподобная скульптура греков ещё имеет учителей и предшественников в Египте, то живопись её настолько отличалась от искусств окружающих народов, что по сей день выделяется в истории, словно одинокий маяк. Причём, долгое время было вообще непонятно, как сформировалось это искусство. Уже в эпоху Рима, римские историки воспринимали данный факт, как некие исключительные особенности, свыше дарованные богами исключительному народу. Так прямо и писали, перечисляя, что замечательного дали боги «ДРУГИМ», на тот момент другими были именно эллины, перехватившие первенство во всех видах наук у более древних цивилизаций:

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,

Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,

Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней

Вычислят иль назовут восходящие звезды…

Мы фантазировать на тему: откуда взялись шедевры древней живописи не будем. А просто и честно расскажем, что накопать успели археологи вкупе с историками и прочими людьми науки, и какая на сегодняшний день складывается картинка изо всего, что успели узнать о живописи древней Греции, начиная с эпохи возрождения, сформировавшей любопытство к прошлому в науку историю, и до 2018 года.

Кстати, находки последних десятилетий позволяют своими глазами взглянуть на уровень живописного искусства греков времён Александра Македонского. Вот вам фото (и реконструкция ) росписи, на фронтоне над входом в македонскую гробницу Вергины под номером два, 320г. до н.э. Учитывая, что хоронили там самого Филиппа Македонского, приглашали для росписи явно нерядового художника. Судя по стилю, это был тот же человек или группа художников, которые написали картину «Бой Дария и Александра». Известна она нам по копии, тщательно сделанной в технике мозаики в Помпеях.

Вот что бы Вы поняли, как же греческие художники от горшков с кружочками дошли до жизни такой, и написана эта статья.

Но мы не станем излагать Вам одни сухие выжимки и факты, прыгая через этапы и знакомя лишь с итогами, как это сделано в учебниках, а сначала расскажем кратенько (на всю первую статью) как до этих выводов народ дошёл.

Начнём с описания того, как вообще Европейцы открыли для себя искусство Эллады.

А открывать его Европе пришлось таки заново, поскольку от эллинского искусства, да и от знаний об истории мира вообще, к периоду Возрождения остались в основном невнятные упоминания самих империй, имена отдельных городов, да сказания о деяниях апостолов и святых.

Нет, имелись случайные и разрозненные книги античных историков в монастырских скрипториях и некоторых частных библиотеках, но и сами владельцы подчас не знали, что там, за толстой коркой находится. Стоит/лежит тут с давних времён, и пусть себе, солидности прибавляет. Учебников истории тоже ещё не было написано. Да и зачем, в Библии всё что надо сказано, и вот-вот конец света настанет?

К эпохе Возрождения в Италии, Эллада была глухими и бедными задворками мира, переходящими из рук одних чужеземных завоевателей в руки других не первое столетие.

Про великую живопись эллинского мира помнили единицы, и те уже не представляли наглядно, а как собственно всё это выглядело? Нет, в Элладе остался тоненький слой монастырей, землевладельцев и купцов, хранящих кое какие книги, иконы, но большая торговля, подпитывавшая культуру и искусство деньгами, давно рухнула, рынки сбыта были перехвачены другими, а всё новым грабителям и захватчикам остались разве камни уцелевших построек. Да ведь и те… как начали растаскивать после завоевания Римом, так это и продолжалось вплоть до 20 века.

Казалось, ничего от прошлого этой земли не осталось. Особенно от живописи. Но… так нелюбимые народами во все века олигархи и диктаторы, заботясь собственно не об искусстве, а о себе любимых, спасли и донесли до нас дело рук древнегреческих мастеров кисти и резца. Нас именно кисть больше интересует. И образцы живописи преимущественно именно греческих, а не греко-римских мастеров мы Вам и продемонстрируем в дальнейшем, в виде фотографий. Ну, ещё чуток росписи великой Греции (то бишь, греческими мастерами в греческих колониях Италии и ими же у этрусков сделанные) для ясности добавим.

И даже имена великих мастеров живописи прошлого назовём.

Хотя, не будь среди христианских монахов и арабов – мусульман высокообразованных людей, считавших изучение древнегреческих и римских трактатов полезным для дела и души, и тем как бы легализовавших труды знаменитых язычников, не переведи и не переписывай энтузиасты в византийских и европейских скрипториях ( https://otherreferats.allbest.... ) или в восточных домах мудрости (они же библиотеки  https://howlingpixel.com/i-ru/... )  построенных по примеру Багдадской в различных городах халифата, знали бы мы об эллинах и эллинском искусстве примерно столько же, сколько сами эллины знали об искусстве критоминойского периода.

То есть - почти ничего, кроме самого факта существования в прошлом неведомо где находящихся населённых пунктов и ремесла в них.

Так, что скажем спасибо многочисленным ранне средневековым монахам и улемам, а так же библиофилам, среди войн и волнений сохранившим для нас крупицы знания.

Хотя новое открытие прошлого Эллады началось вовсе не в ней, а в Италии. А все потому, что это итальянцы, а не греки в 14-15 веках заново открыли для себя древнеримское, а с ним и древнегреческое искусство.

Оно ведь как бывает? Меняются времена, мода меняется, и то, что было признаком крутости и прогресса в предыдущую эпоху, у новых поколений уже считается глубоким отстоем. Зато капитально позабытое предшествующим поколением, опять входит в моду.

Вот и обзавёдшиеся жирком и стабильностью за стенами своих торговых городов жители Италии, почуяли стеснение от власти старой земельной аристократии. Осознали себя гражданами, возжелали сами рулить политикой своих городов, и соответственно стали искать образец, для более справедливых с их точки зрения порядков. И нашли. В прошлом земли, на которой жили.

Луи-франсуа Касас. Середина-конец 18 века. Италия

Неважно, что этнически это было уже не вполне то же население, и даже не тот язык. Итальянцы лингвистическими, этническими и генетическими вопросами в те времена не задавались. Они просто начали превозносить древнеримскую республику, существовавшую некогда на их территориях, как образец идеального устройства государства. Идеализируя её в меру своих знаний и идейных пристрастий, ибо считать себя потомком великих завоевателей (с весьма сомнительным правом на это) очень приятно для самолюбия и самоутверждения. Уже вроде и делать самому ничего не надо, и так молодец и особенный весь, просто по факту рождения (см. русское переложение римской басни «Гуси» Крылова).

Правда, утопистов и гуманистов эпохи возрождения не настолько заносило как наших современных фриков от истории. Они честно писали на своих мечтаниях – утопия! Дабы не вводить народ в заблуждение. Выдавать свои фантазии за древние подлинники им пока не приходило в ум. Ну, наивные же ещё были, да и враки эти приходилось за свой счёт издавать и распространять себе в убыток. А это было ужас как недёшево. Ибо зарубежного спонсора в виде фондов по поддержке всего хорошего в те времена ещё не было, а большого числа охотников тратиться на их издания, среди собственного народа как то не находилось. В отличие от дней сегодняшних.

Да… Однако именно этими разрозненными мечтателями о справедливом государстве (пословица – чёрного кобеля не отмоешь добела так и не вразумила граждан, не понимающих, что никакие, самые справедливые законы и устройства государства, не отменят того, что несовершенные изначально люди, у каждого из которых СВОИ понятия о справедливости по отношению к себе самому и к окружающим, всё испортят и будет то же, что и было, только на ступень ближе к ненавидимой тирании. Одно слово – утописты!) так вот именно этими идеалистами всё, бывшее после Рима, было объявлено жестокой ошибкой в развитии общества. Образованные идейные граждане того времени, вроде Филиппа Брунеллески, начали, в поисках выражаемого в материале идеала своих мечтаний, измерять и обследовать развалины древнеримских зданий. Издавая в виде альбома результаты своих измерений и зарисовок, где пытались представить себе как в прошлом могли выглядеть величественные постройки времён Империи. И сами пытались строить в «Римском стиле».

Из альбома Брунеллески. Этюд Пантеона.

Получалась у них сперва забавная смесь готики с греческим ордером, и романо-византийской декоративностью, принятой за собственно Римский стиль. Но граждане не сдавались, накапливая знания и обследуя уцелевшие здания. Создавая альбомы с чертежами и измерениями, а так же реконструкциями.

Попутно, в раскопанных подвалах Рима были обнаружены фрески дворца Нерона и вилл древнеримских граждан, некогда стоявших на Палатинском холме. Увы, хорошо сохранившиеся вплоть до 15 века, фрески не пережили доступа влажного воздуха и перемен температуры, а так же наплыва любопытных и начали осыпаться уже в 15 веке. Так, что до наших дней дошло немного. Но…фурор они произвели.

Фрески дворца Нерона. Палатинский холм. Рим.

Тут совпали сразу два фактора. К началу Возрождения в Италии, в 1453 году произошло падение Константинополя. Оно должно было случиться гораздо раньше, в 1396 году, но вмешался Бог в виде карающей длани Божьей – Тамерлана, и туркам на 50 лет стало не до кого. Однако, уже всем было понятно, что это – вопрос времени. Началась эмиграция. Чаще в Италию. Этими эмигрантами и был произведен вторичный (после ограбления крестоносцами в1204 году) впрыск образцов высокого византийского искусства. Ибо среди ввозимого, как дорогое имущество и символ веры, были иконы высокого художественного достоинства и религиозные и светские книги с великолепными иллюстрациями, сохранившими многое из живописного искусства Римских времён. 

Когда же выяснилось, что в самой Италии некогда умели писать не хуже, а пожалуй, что и лучше, в среде художников, дотоле остававшихся безымянными слугами Господа, вспыхнули особые настроения, подпитываемые рассказами о высоком положении и почтении оказываемом в Эллинские времена людям искусства.

Плюс к настроениям художников, задетых в своём профессиональном самолюбии, сама ситуация очень напоминала время Эллинского расцвета. Имелись экономически преуспевающие, соперничающие меж собой ремесленно-торговые города-республики, объединённые более-менее общими историей, религией, культурой, языком, основами судопроизводства, территорией. Соперничество их требовало зримого выражения превосходства, отсюда – начавшееся переманивание и поощрение зодчих, скульпторов, художников.

Если были средства, незачем было лично ехать в дальние края, что б увидеть и измерить, или проситься в частную библиотеку на предмет сделать нужные выписки. Можно было купить альбом с готовыми чертежами древних строений, заказать его копию, целиком или постранично, собрать сведения у купцов и торговцев, состоящих в переписке меж собой и со своими агентами, через них списаться с известным кружком просвещённых людей в некоем городе на предмет обмена сведениями. Нет кружка - с нотариусами этого города и за плату дать поручение договориться с владельцем необходимого труда и снять с него копию. Прообраз нашего интернет общения.

Гуманисты эпохи Возраждения

Быстрее пошло накопление данных. Известиями о находках книг, сделанных в частных и монастырских библиотеках и частенько позабытых самими владельцами, обменивались. Из частных состоятельных библиофилов и их помощников складывался класс будущих библиотекарей, архивистов и историков, не жалеющих сил и личных или патрона средств на систематизацию имеющихся в наличии книг различных авторов. С непременным указанием, сколько и где экземпляров имеется, какие есть разночтения, в какой степени сохранности, в чьих руках находятся. За судьбами отдельно взятых книг и произведений искусства следили, устанавливали их происхождение, дальнейшую судьбу. Создавались, а с появлением печатного станка и издавались каталоги собраний частных и государственных. Целые расследования устраивали в поисках искомого труда/предмета. Обычными стали целенаправленные путешествия эмиссаров Ватикана, или иных правителей по монастырским и частным библиотекам, с целью выкупить или снять копию с редкой книги.

Итог - мода на покровительство художникам, учёным и собирательство предметов старины захватила все владычные дома Италии. А за ней и Европы. Узнавать прошлое оказалось заразительно интересно, и для получения образования уже не надо было уходить в монастырь.

Лоренцо Медичи в окружении философофов

Первые искатели сокровищ, раскопавшие Палатин и Помпеи и варварски уничтожавшие произведения искусств, постепенно трансформировались в археологов. Началось с Франческо ля Вега человека с высоким чувством ответственности и отменным здравым смыслом, ставшего родоначальником археологической науки. Преображению его в предтечу археолога, послужил ужас, испытанный этим милым человеком, когда он, поставленный во главе изыскателей в Помпеях, ознакомился с итогами деятельности предшественников. Винкельман рассказывает, как поступили с одной надписью из Геркуланума, составленной из медных букв: буквы эти сорвали со стены, не потрудившись предварительно списать надпись, и, бросив в корзинку, отправили в музей, где их как попало повесили на стенку: «каждый мог доставить себе удовольствие составлять из них разные слова по своему усмотрению». Однажды нашли все части бронзовой позолоченной колесницы с четверкой лошадей: ее перелили в бюсты короля и королевы, а из остатков, прибавив нового металла, сделали большую лошадь, которую и выставили во дворе музея.

Гравюра 19 века. На раскопках Помпей.

Впрочем к истории археологии мы вернёмся в другой раз.

Главное, что историю начали изучать систематически и всесторонне, поначалу делая грубейше и дичайшие ошибки, за неимением метода работы, но… по мере работы эти самые методы и вырабатывая. Сравнивая сведения, полученные из книг с итогами розысков на местности и всё больше убеждаясь, в точности дошедших из трактатов сведений.

А в этих трактатах … В них, за что не возьмись, всё упиралось в эллинов. Мало того, сами древнеримские философы, литераторы и историки прямо указывали – позаимствовали они искусства и науки из Эллады.

А Эллада была на тот момент недоступнее Индии. Поскольку там правили Османы и пускать к себе христиан вовсе не собирались. Они напротив, собирались прихватить ещё и Австрию. Долгое время было неясно, чем дело кончится, и угроза над Европой висела нешуточная. И только новое оружие, и новые принципы войны позволили австриякам отбить натиск и начать оттеснять турок.

Луи-Франсуа Касас. Середина-конец 18 века. Парфенон

Время шло, запад обзаводился академиями, колониями, обплывал по морю усевшуюся на путях в Индию и Китай Турцию и вечно воюющих меж собой в Средней Азии наследников Чингиса и Тимура.

Искусство достигутых Индии и Китая сменило моду в Европе и породило прихотливое искусство барокко. А торговля через территорию Турции заглохла, с нею заглохла и её наука и развитие ремёсел и экспансия на Запад. Зато на её территорию стали пускать европейцев.

Так, первые моряки и дипломаты 17-18 века попали на земли древней Эллады. Лежащие во прахе храмы, овеянные славой и легендами произвели на них мощное впечатление и начался контрабандный грабёж произведений искусства вывозимых втихаря и за взятки в Англию, Австро-Венгрию и Францию. А в Европу во второй раз вернулась мода на античность в виде классицизма.

Добыча артефактов в Парфеноне.

Прошлое вызывало недоумение - Как так? Мы же вот только-только достигли в искусстве уровня, который они УЖЕ имели пару тысяч лет назад.

Откуда?

Вплоть до раскопок Шлимана непонятно было, как оно возникло и развилось – искусство древней Эллады?

Занавес приоткрылся к началу 20 века.

После открытия Критских и Микенских городов показалось было, что вот оно - исток! Да какой!

Ан нет.

Уже вполне сформировавшаяся наука археология обломала надежды – обнаружив провал между Критомикенским периодом и собственно греческим.

Дальше, к выпытыванию истины из прошлого подключились химики, биологи, геологи, вулканологи, физики, лингвисты, генетики… Словом, как только наука открывала нечто новое и создавала аппараты для измерения и исследования чего бы то ни было, так их и подключали к изучению материалов полученных из мест раскопок, из институтов по изучению языков, городских архивов, медицинских центров и пр., пр., пр.

Помогали постигать причины происходившего в прошлом геологи, интересующиеся жизнью земной коры, с вполне бытовыми целями, но краем помогающие палео и археологам определиться с временем находок.

А по мере подключения государств Балканского и Пелопонесского региона к Европейской системе образования с её историческими и археологическими институтами, началась систематическая работа по археологическим раскопкам. Работа дала интереснейшие находки образцов древнегреческой живописи в разнообразных могильниках и гробницах разных эпох, отражавших становление этого искусства в Элладе.

Вход в Македонскую гробницу в Амфиполе

321657.html?thread=3808121

И умозрительный ворох разнообразных данных из свидетельств древних историков, рассказывавших о знаменитых художниках Эллады, начал не только выстраиваться в стройную картину, но и наполняться зримыми образами.

Вот эти то образы, вместе с хронологией мы Вам и представим в следующих статьях.


Удар и союзники
  • pretty
  • Сегодня 12:18
  • В топе

ДМИТРИЙ  ЕВСТАФЬЕВСегодня довольно жесткий пост. Много обсуждалось, какова будет реакция наших союзников на удар «Орешником» по Днепру, не испугаются ли они, не ухудшит ли это наши отношения с Ки...

ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ «ЮЖМАША»?

  ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ «ЮЖМАША»?Вопрос не праздный – Южмаш нам самим нужен, жителям Новой России. Азовсталь уже угробили, царство ему небесное… Такими производствами «не швыряются», стро...

Обсудить
  • Не знаю. в чём дело. ссылки на гробницы не грузятся или не отражаются, попробую в комментарии их включить. https://galeneastro.livejournal.com/321657.html?thread=3808121 http://rec.gerodot.ru/vergina/andronikos01.htm http://www.restbee.ru/guides/ekskursii/frakiiskiie-ghrobnitsy-v-bolgharii.html
  • Любопытно почитать. НО.. Средневековые художники и скульпторы не взялись из не откуда. Это были наследники античных мастеров, которые передали свое мастерство наследникам. Я это точно знаю, потому что сравнивал античные образцы изображения животных со средневековыми. Так вот - они последовательны. Так что художественные школы, что европейская, что византийская (это наша русская иконопись) все ведут начало из одного античного источника.
  • Вот это материал!!! Огромное спасибо Вам :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Замечательно :thumbsup: Почему-то многие считают древних людей дикарями от культуры. Однако уровень смекалки, бытовых навыков и творчества, например, кроманьонцев (не говоря уж об эллинах) ничуть не уступает тем же критериям современного человека. Разница заключается исключительно в накопленном за тысячелетия коллективном опыте. Как пример могу привести 15000-летние изображения в пещере Ласко. Уверяю, что и сегодня далеко не каждый сможет достичь в изображении животных такой экспрессии и цветопередачи ...
  • Спасибо за прекрасную лекцию, Аннелизе! Так и представляю вас перед группой экскурсантов, с указкой в руках... :blush: Такой большой отрезок времени обрисовали живо, наглядно, доходчиво!