• РЕГИСТРАЦИЯ

Освальд Шпенглер. ПЕССИМИЗМ ЛИ?

Annelise
Провинциальный учитель
5 января 2018 г. 22:02 2 2476

Написанное в начале 20 века, это размышление о закате цивилизации в Европе, задаче человека живущего в эту эпоху и роли искусства и людей, сегодня именуемых "креативным классом" и претендующих на право указывать обществу пути и решения, нисколько не устарело. но напротив становиться всё современнее.

Правда всё написанное относилось к Англо - Франко - Германскому миру, но увы, сегодня всё относится и к нам, в полной мере.

И хотя сам Шпенглер, видел в нас возможную цивилизацию - преемника, он же говорил и том, что будущую цивилизацию, могут подстрелить на взлёте извне. или она может подцепить заразу и погибнуть от "естественных" причин. Изнутри, так сказать.

Думаю, полезно будет почитать это и нам, россиянам начала 21 века.


Отрывки из статьи О.Шпенглера.

...Однократность, непоправимость, невозвратимость всего совершающегося есть та форма, в которой судьба является человеку.

 Новой не является эта мысль и сама по себе. Не может быть ни одной действительно новой мысли в наше позднее время. На протяжении всего 19-го века нет ни одной мысли, которая не была бы уже открыта схоластикой, как одна из ее проблем, продумана ею и блестяще формулирована.

...Первое, что неотвратимым роком стоит перед человеком и чего не может постигнуть никакая мысль и не может изменить никакая воля, есть время и место его рождения: каждый рождается внедренным в какой-нибудь народ, религию, сословие, время, культуру. Но этим уже все сказано.

..."Исторический взгляд" есть нечто, возможное только для западно-европейского человека, да и для него лишь с сегодняшнего дня; еще Ницше говорил об исторической болезни. Он имел при этом в виду то, что видел тогда повсюду вокруг себя: чуждающуюся жизни романтику литераторов, мечтательное погружение филологов в какое-нибудь далекое прошлое, робость патриотов с их постоянной оглядкой на предков, прежде чем решиться на какой-нибудь шаг, сравнение за недостатком самостоятельности.  

Мы, немцы, после 1870 года страдали от всего этого больше, чем какой-нибудь другой народ. Не мы ли стучались во все двери - к древним германцам, к крестоносным рыцарям, к грекам Гельдерлина, когда нам хотелось узнать, как нужно действовать в эпоху электричества?

...Мы, и немцы больше, чем какой-нибудь другой народ, видели до сих пор в прошлом образцы, по которым следует жить. Но образцов не существует. Существуют только примеры, - примеры того, как развивается, достигает своего завершения и склоняется к своему концу жизнь отдельных людей, целых народов и целых культур, как относятся друг к другу характер и внешнее положение, темп и продолжительность жизни. Мы видим в них не то, чему мы должны подражать, а ход развития, который учит нас, как из наших собственных предпосылок разовьются наши собственные дальнейшие пути.

...Но, действительно, в вопросе о "цели человечества" я - принципиальный и решительный пессимист. Человечество для меня - зоологическая величина. Я не вижу нигде прогресса, цели, пути человечества, кроме как в головах западно-европейских филистеров прогресса. Я не вижу даже никакого духа и уж во всяком случае никакого единства стремлений, чувств и понимания в этой простой массе населения, именуемой человечеством. Осмысленную направленность жизни к некоторой цели, единство души, воли и переживания я вижу только в истории отдельных культур. Это есть нечто ограниченное и фактически существующее, но именно поэтому оно содержит в себе сознательные цели, достижения и затем новые задачи, состоящие не в этических фразах и общих принципах, а в осязаемых исторических целях.

....Кто это называет пессимизмом, тот руководится банальной мудростью своего затверженного идеализма. .... Если кто-нибудь протестует, то он - пессимист.

Я постыдился бы жить с такими дешевыми идеалами. В них есть трусость прирожденных затворников и мечтателей, которые боятся посмотреть действительности в лицо и в двух-трех трезвых словах поставить себе действительную цель. Им непременно нужны всеоб'емлющие принципы, сияющие им из каких-то далей. Это успокаивает тревогу тех, кто утратил способность к дерзновению, к отваге, ко всему, что требует силы действия, инициативы, личного превосходства. 

Что на них такая книга, как моя, может подействовать уничтожающе, это я знаю. Из Америки мне писали немцы, что она действует, как холодный душ, на тех, кто исполнен решимости быть чем-нибудь в жизни. .... Я знаю этих "юношей", которыми кишат все литературные и художественные кварталы и все высшие учебные заведения; от обязанности быть энергичными их освобождал сначала Шопенгауер, а потом Ницше. Теперь они нашли себе нового освободителя.

Нет, я не пессимист. Быть пессимистом значит: не видеть впереди никаких задач. Я же вижу так много задач еще не решенных, что боюсь, что у нас не хватит для них времени и людей....

 Но наши идеалисты ищут другого: они ищут удобного миросозерцания, системы, которая обязывает лишь к тому, чтобы иметь убеждение, морального оправдания для своей бездеятельности. Они ведут бесконечные дебаты, сидя в своих углах, для которых они рождены. Пусть они в них остаются.

...И здесь я открыто выскажу мою мысль, какой бы крик ни поднялся по этому поводу: у нас переоценивают искусство и абстрактное мышление в их историческом значении.

 Как ни существенна была их роль в их великие периоды, всегда существовало нечто более существенное. Вопрос о ценности науки поставил Ницше. 

Наступает время поставить вопрос также о ценности искусства.

 Эпохи без истинного искусства и философии все-таки могут быть могучими эпохами; этому нас научили римляне. Но, конечно, для идеалистов это есть вопрос жизни и смерти.

Но не для нас.

 Мне говорили, что без искусства не стоит жить; я отвечаю вопросом: для кого не стоит? Я лично не хотел бы прожить свой век в Риме Мария и Цезаря скульптором, моралистом или стихотворцем, или членом какой-нибудь секты, которая, сидя в своем углу, литературным жестом выражала презрение римской политике.

...Бах и Моцарт для меня превыше всего; но отсюда вовсе не следует, что необходимо называть художниками и мыслителями тысячи пишущих, рисующих, философствующих обитателей наших столиц. 

Нам грозит опасность, как бы все эти бессильные, женственные, ненужные "движения" не были приняты за действительную потребность и даже более того - за потребность времени. 

Я называю это художественно-ремесленным миросозерцанием.

 Архитектура, живопись и поэзия, как художественное ремесло, религия, как художественное ремесло, политика, как художественное ремесло, даже миросозерцание, как художественное ремесло, - вот что поднимается зловонным туманом над всеми этими кружками и союзами, кафе и аудиториями, выставками, редакциями и журналами. 

И все это требует не просто терпимого отношения к себе, это притязает на господство, это называет себя немецкой культурой; это стремится указывать пути будущему.

Но даже и здесь я еще вижу задачи, только не вижу людей, - людей, которым они были бы по плечу.

 Создание немецкого романа есть одна из задач нашего века; до сих пор мы имеем только Гете. 

Но для романа нужны личности, выдающиеся по энергии и широте кругозора, выросшие среди крупных дел, люди с возвышенным взглядом на вещи и с большим тактом. 

.... Что когда-то, когда существовало живое искусство, было общепринятой нормой, было тактом жизни, который пронизывал художников, художественные творения и публику и заставлял каждого творить и воспринимать именно так, как это было нужно, так что великие и малые художники отличались друг от друга не строгостью формы, а только глубиной своих концепций, - то теперь уступило место рассудочной схеме, самому презренному, что только может быть.

 Все, в чем угасла жизнь, строится по схеме.

 Они строят по схеме личную культуру с теософией и культом великих учителей, личную религию с изданиями Будды на веленевой бумаге, они набрасывают схему построения государства из эроса.

 Со времени революции они хотели бы строить по схеме сельское хозяйство, торговлю и промышленность.

Эти идеалы нужно разбить вдребезги; чем громче будет треск, тем лучше. Твердость, римская твердость - вот что начинает господствовать в мире. Ни для чего другого скоро не останется места. Искусство? - Да, но из бетона и стали. Поэзия? - Да, но поэзия людей с железными нервами и неумолимой глубиной взгляда. Религия? - Да, но в таком случае возьми свой молитвенник в руки, а не Конфуция на веленовой бумаге, и иди в церковь. Политика? - Да, но политика государственных мужей, а не исправителей мирового порядка. Все остальное не в счет. А главное - никогда не забывать, что мы, люди нашего века, имеем за собой и что перед нами. Другого Гете у нас, немцев, больше не будет, но будет - Цезарь. 

Провинциальный учитель

Итоги года: Россия побеждает в гибридной войне

                       Совсем недолго остается до боя кремлевских курантов, которые возвестят нам о наступлении нового 2020 го...

Страшная космическая ракета, дырявые скафандры и новый робот ARTEM

✔ На этой неделе в мировой космонавтике произошло три важных события, которые напрямую связаны с соперничеством ведущих держав за лидерство в космосе. В настоящее время это соперничеств...

Главный итог 2019 года – Россия сломала МВФ

На этой неделе разрешилась, пожалуй, главная интрига 2019 года – Правительство решилось распечатать «кубышку» резервного фонда и направить средства на внутрироссийские ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Annelise 10 сентября 16:34

    Красавицы серебряного века.

    ...
    570

    Как греки живопись изобрели.

     Часть первая, вступительная, про то, как досужие люди о прошлом узнавали, попутно приспосабливая разные науки и занятия к изучению прошлого. Откуда есть пошла она, древнегреческая живопись? Если потрясающе жизнеподобная скульптура греков ещё имеет учителей и предшественников в Египте, то живопись её настолько отличалась от искусств окружающих нар...
    2038
    Annelise Здравомыслие.
    9 апреля 16:22

    Стекольная мануфактура в Сен-Гобене.

    В этой статье, https://cont.ws/@annelise/674740 было рассказано о становлении стекольного дела в Европе. В частности, о мануфактуре Сен-Гобен. В фильме, который я не сумела вставить, а  потому даю ссылку на него (снабжён субтитрами на русском) в деталях, с применением технических средств того времени,  раскрывается процесс работы мануфактуры от дро...
    4800
    Annelise Здравомыслие.
    4 декабря 2018 г. 10:12

    Что может человек когда очень захочет

    70 лет назад, в одном из штатов США  родился парень. жизненный путь которого вроде не предвещал славы и долгой памяти в потомках. " Он менял места работы в буквальном смысле как перчатки: почтальон, фермер, охранник, уборщик и, наконец, в 1985 году в Диксоне - экскаваторщик. Вот эта последняя работа, совсем не творческая, как кажется, пришлась ему по душе – он пр...
    17644
    Annelise 15 ноября 2018 г. 20:37

    Богиня разума Французской революции.

    И.БунинБогиня разумаЯ записал этот день: «Париж, 6 февраля 1924 г. Был на могиле Богини Разума». IIБогиня Разума родилась в Париже, полтора века тому назад, звали ее Тереза Анжелика Обри. Родители ее были люди совсем простые, жили очень скромно, даже бедно. Но судьба одарила ее необыкновенной красотой в соединении с редкой грацией, в отрочестве у нее обнаружился точны...
    3501
    Annelise Здравомыслие.
    1 июля 2018 г. 19:32

    Выдержки из учебника В.И. Матющенко "Древняя история Сибири". Появление и расселение предков человека в Сибири.

    Посвящается погрязшим во тьме невежества поклонникам завиральных идей альтов. Познайте истину, и истина освободит Вас....Вопрос о первом появлении человека в Сибири чрезвычайно сложен и интересен. Но необходимо договориться о терминах. Так, если говорить о появлении человека в Сибири в строгом соответствии с понятием «человек», то есть подразумевая человека совре...
    3161
    Annelise Здравомыслие.
    16 июня 2018 г. 19:54

    Чай и русская живопись.

    Начнём с чая: В старину в России не было привычного нам чая, это растение не наших краёв. А обычай пить разного рода взвары да отвары был. Только  вместо чая заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы..Русские, особенно простолюдины,предпочитали ароматные травяные сборы и в пору победного шествия чая по России. Особен...
    3833
    Annelise 26 мая 2018 г. 17:18

    А что дальше? - или стоит ли побеждать тёмного властелина.

    Для любителей революций сказка с просторов инета. Тёмный Властелин сопротивлялся отчаянно. Да и меч у него был тоже не из простых. Но похуже светлого. «Какое счастье, что добрый волшебник Бамбрус дал мне перед путешествием этот меч, - думал сэр Арчибальд, наращивая темп ударов. – Тёмный Властелин прекрасно сражается. Пожалуй, равным оружием, на турнирном поле я м...
    6026
    Annelise Здравомыслие.
    18 мая 2018 г. 10:31

    Случай из музейной практики или как работает "официальная история" и её сотрудники.

    Предлагаю вашему вниманию  рассказ о работе  сотрудника музея, профессионального историка, раскрывающий кухню непростого музейного дела в стране  пережившей революцию, гражданскую, эвакуацию предметов искусства 41- года и сумевшую сохранить множество предметов искусства трудами энтузиастов и подвижников, посвятивших жизнь спасению исторической памяти св...
    4036
    Annelise Здравомыслие.
    16 мая 2018 г. 09:12

    Меткое московское слово.

    Что Вы знаете о жизни улицы Царской России  конца 19 века? О жизни лавочек и парикмахерских стоящих вдоль неё? Разносчиков на ней, лотошников и прочего люда?  Видели фотографии, читали Горького, Гиляровского? А как говорила эта улица? Чем она жила? Из чего складывалась повседневная жизнь людей?Что это вообще было - Российская Империя?  Ностальгическая с...
    4268
    Annelise Здравомыслие.
    14 мая 2018 г. 10:05

    Ленский расстрел. О роли частной инициативы в крушении империи

    Иван Зацарин.104 года назад, 17 апреля 1912 г., на золотых приисках «Ленского золотопромышленного товарищества» была расстреляна рабочая забастовка.Существует мысль, в поэтической форме выраженная так: «Я тщетно силился понять, как ты могла себя отдать на растерзание вандалам, Россия». В наукообразных вариациях это иллюстрируется фразой французского экономиста Эдмона ...
    3400
    Annelise Здравомыслие.
    12 мая 2018 г. 08:09

    Россию назвали родиной токарного станка

    Первые изделия, сделанные на токарном станке, появились не в Древнем Египте, а на реке Чусовой, причем еще в каменном веке. 08.05.2018 16:25Юрий Сериков из Российского государственного профессионально-педагогического университета (Нижнетагильский филиал) провел анализ ранее найденных у святилища на реке Чусовой биконических костяных стрел каменного века и пришел ...
    3223
    Annelise Здравомыслие.
    20 марта 2018 г. 20:31

    Пороемся там, где собака порылась… или любопытству только повод дай!

    Всё началось с фразы сказанной ученицей – а! вот где собака порылась. Зарыта – машинально поправила я.Увидав непонимание на лице, пришлось пояснять, что фразу эту, оговорившись, употребил как то Горбачёв. Потом все над ним смеялись, повторяя её по Горбачёвски. Кончилось тем, что многие правильной  версии и вовсе не слышали. Правильно же – так вот где собака за...
    5813
    Annelise 7 января 2018 г. 03:56

    Караул грабят, офшоры и Россияне беднее Китайцев или как делать исследования по России перед выборами.

    Выборы на носу!Пошла писать копипаста!Теперь муссируется жвачка про выводимые из страны триллионы.Как всегда никаких ссылок, чьи это миллионы, кто выводит и куда, одни хлёсткие обвинения и требования немедленно, прям сейчас дать ответ как это так?По поводу выводимых из страны денег в инете имеются  следующие данные:Деньги из России перечисляются по двум основным ...
    3023
    Annelise 28 декабря 2017 г. 17:42

    Немного информации на тему о земледелии у древних монголов.

    Земледелие у монгольских народовАвтор:Доржи ЦыбикдоржиевМонгольские группы, населявшие в X-XIII веках территорию по рекам Онон, Керулен, Аргунь, а также к северу и востоку от них, т.е. собственно монголы (нируны и дарлекины) и татары, как считается, происходят от многочисленных племен раннего средневековья, объединяемых китайскими летописцами под общим наименованием ш...
    4038
    Annelise Здравомыслие.
    26 декабря 2017 г. 15:55

    Как НЕ надо писать научно-популярные статьи, дабы не плодить альтернативноверующих граждан.

    Для граждан, прочитавших интересную информацию, и пожелавших поделится ею с окружающими, дабы не впасть в прелесть диа...ой... Левашовско-Фоменковскую, и не толкнуть ближнего на мрачную дорогу альтхисторика, необходимо соблюдать несколько правил:1. Никогда не ограничиваться информацией из одного источника( то есть не выкладывать чужую статью или фрагменты её, восхитяс...
    3039
    Annelise Здравомыслие.
    21 декабря 2017 г. 09:20

    Откуда есть пошли кочующие по инету тексты по истории Даарий,Тартарий и прочих великих, но никому не ведомых цивилизаций.

    Привожу обращение предтечи родноверских сказаний, автору "Волкодава" Марии Семёновой (каковая к слову ОООчень уважает историков Ран, поскольку имеет и ум и совесть) к читателю, написанное ею к книге творчески обработанных ею же скандинавских мифов."Уважаемый читатель!Весной 1991 года ленинградские (тогда ещё) писатели задались вопросом: почему в западноевропейских кни...
    5111
    Annelise Здравомыслие.
    20 декабря 2017 г. 21:35

    НАСЛЕДИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КАРТОГРАФИИ XV-XVIII ВВ.

    Есть такой журнал. "Золотоордынское обозрение".http://goldhorde.ru/RU/1-2013/В нем учёные, археологи, историки публикуют результаты своих трудов. Это вообще интересное чтиво, для того, хочет побольше узнать о том времени.Что особенно ценно, хотя бы полиставший его, несколько номеров подряд, ну хоть содержание почитавший, поймёт, какой огромный материал нарыт теми самы...
    3188
    Annelise Здравомыслие.
    19 декабря 2017 г. 17:49

    О картах Тартарий замолвите слово или несуществующие страны и острова на старинных картах.

    Почему вновь и вновь приходится объяснять любителям Тартарий, почему на картах нет ГОСУДАРСТВА Тартария, а есть пространства, просто территории, населённые родственными друг другу по языку или образу жизни народами, скопом относимых соседями к татарам или тюркам? Причём сами они себя татарами не называли и это ныне их собирательное имя – татары, а в те времена каждое...
    4455
    Annelise 1 декабря 2017 г. 21:34

    Стихотворный ответ горделивым размножителям стиха "мой бог меня рабом не называл".

    В очередной раз наткнулась на гордые плевки новородноверов в сторону "убогих и забитых" христиан создавших самую большую страну мира!Как надоело это пафосное .... воспевание  древних деяний, мягко выражаясь, не красящих ни один народ. И добро бы больше гордиться нечем было! Ладно - предки гордились, в те времена все кругом не лучше были, но когда начинают хвастат...
    4502
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика