The Edinburgh Philosophical Journal, 1821 год, стр. 349
Notice regarding the Working and Polishing of Granite in India, A. Kennedy (выдержки)
Следующие наблюдения являются дополнением к превосходной статье о храмах Фив, недавно прочитанной полковником Стратоном в этом обществе. В своей статье он имел возможность упомянуть очень качественную полировку, все еще сохраняемую гранитными статуями, колоннами и другими древними египетскими памятниками; и в качестве иллюстрации большой твердости материала, из которого они изготовлены, он отметил те трудности, которые возникли при реставрации одной из гранитных статуй в Британском музее, и то количество инструментов, которые были испорчены в процессе замены одной из рук статуи. Среди искусств, которыми в настоящее время занимаются индусы, искусство обработки и полировки гранита, по всей вероятности, не претерпело изменений со времени его первого появления в этих краях. Скорее всего, эти процессы могут быть такими же, как и те, с помощью которых обрабатывался материал для грандиозных храмов Египта; и так как эта тема таким образом приобретает дополнительную степень любопытства и интереса, я присоединюсь к описанию лично увиденного мною способа обработки гранита, применяемого индусами.
Единственные инструменты каменотесов индусов - это маленькое стальное зубило и железный молоток. Зубило короткое и небольшое, думаю, наиболее вероятно, что такое зубило изготовлено из короткого прутка стали вутц, описанной доктором Хейном в его трактатах об Индии. Но это всего лишь моя догадка.
Зубило имеет коническое острие, как у карандаша для рисования. Молоток так же сделан из железа. Он несколько длиннее, чем зубило; его вес колеблется в пределах несколько фунтов. Голова, установленная под прямым углом к рукоятке, может иметь длину от двух до трех дюймов. У молотка есть только одна рабочая поверхность и она выполнена в форме вогнутой полусферы, которая заполнена свинцом. Без сомнения, это сделано для того, чтобы ослабить удар, когда эти два инструмента вступают в контакт.
После того, как с помощью этих инструментов каменотесы обработали камень до гладкой поверхности, они смывают накопившуюся пыль и крошку водой, как обычно это делают и наши каменотесы. Теперь осталось только нанести черный блестящий лак, и это делается следующим образом. Берется блок гранита значительных размеров, грубо округленный и напоминающий форму навершия большого пестика. Нижняя, рабочая поверхность этой терки имеет полость, которая заполнена массой, состоящей из толченого корунда, смешанного с расплавленным пчелиным воском. Этот блок перемещается с помощью двух палок или кусков бамбука, размещенных по одной на каждой стороне вдоль терки, и связанных вместе шнурами, скрученными и затянутыми палками. Два человека легко управляются с этой теркой. Они садятся на камень или размещаются по обе стороны от камня, который они должны отполировать, и, перемещая терку назад и вперед, таким образом полируют обрабатываемую поверхность.
Гранит, обработанный таким способом, является наиболее распространенным материалом, из которого построены надгробия принцев и великих людей в Индии. Своим красивым глянцевым черным блеском он едва ли уступает дорогому черному мрамору; и, ссылаясь как на древнеиндийские памятники , так и на наблюдения полковника Стратона, можно было бы сказать, что полировка гранита, полученная таким образом, может быть названа такой же нетленной, как и сам материал, к которому она применяется.
Я имел возможность наблюдать за всем этим, занимаясь установкой одного из гранитных монументов, украшенного пилястрами из черного отполированного гранита.
Несколько лет назад [в 1805 году – авт.] в окрестностях Серингапатама был установлен обелиск, выполненный из цельного куска гранита. Высота обелиска, как мне достоверно известно, составляет более 22 метров, он воздвигнут в память о покойном Иосии Уэббе, эсквайре. Камень для обелиска был добыт неподалеку, перемещением и обработкой монолита занимались индийские рабочие.
Journal of the Royal Asiatic Society, том 7, 1843 год, стр. 122
Processes of Quarring and Polishing Granite in India, G. Wilkinson (выдержки)
Индийские мастера по работе с камнем используют следующие инструменты - зубила, молотки, клинья и рычаги. Зубила, как правило, маленькие и имеют форму карандаша, из стали или из железа с закаленным наконечником*.
* - Опытные каменотесы стараются закалить только самый кончик зубила, чтобы в случае поломки было потеряно как можно меньше металла. Для этого зубило охлаждают после нагрева, опуская его в канавку, проделанную в камне и заполненную водой не более чем на 2,5 см. (С. Кларк, Р. Энгельбах "Строительство и архитектура в Древнем Египте")
Клинья и рычаги из железа. Мой друг лейтенант Смайт из «Инженеров Мадраса» сообщал мне, что клинья, которые он видел, имели длину не более двух с половиной или трех дюймов, и около трех четвертей квадратного дюйма, а верх чуть более квадратного дюйма; нижняя часть чуть меньше верхней. Молотки использовались из дерева. Также используются железные молотки, на ударной поверхности которых находится полость, заполненная свинцом, или куском мягкого железа. делалось так для того, чтобы сохранить кромку зубила при работе, уменьшая вибрацию, а также сохранить сам молоток, так как свинец или мягкое железо в полости могут быть быстро заменены по мере износа.
Мне известны два способа полировки, которые практикуются у индусов.
При первом - гладкий, тяжелый приплюснутый цилиндрической формы кусок гранита или диорита, у которого слегка шершавая нижняя сторона покрывается для этого смесью порошкообразного корунда с предварительно расплавленным обычным шеллаком (common laс). Охладившись, смесь накрепко прилипает к камню, который затем прочно крепится между двумя гибкими ветками, соединённые концы которых с обеих сторон образуют двойные рукояти, за которые камень двигают взад -вперед по подлежащей шлифованию предварительно слегка сглаженной поверхности плиты. Иногда, чтобы уменьшать трение и предотвратить нагрев лака и прилипание к плите, разбрызгивают воду. Полирующийся камень обычно обрабатывается двумя сидящими друг напротив друга мужчинами или женщинами.
Во втором типе процесса, к которому они прибегают при полировке идолов, карнизов, молдингов и других элементов, где требуется тонкость обработки, применяются куски дерева разных размеров и формы, так же «вооруженные» смесью корунда и лака. Корунд на различных этапах имеет разную степень помола, крупнозернистую вначале и более мелкую на финальных этапах.
Оценили 24 человека
38 кармы