Речь пойдет о картине художника В.А. Тропинина «Старик-каменщик», которая находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени в Москве и называется портретом С. К. Суханова. Портрет был приобретен в 1966 г. московским собирателем Ф.Е. Вишневским (1902—1978), будущим основателем и главным хранителем указанного музея. На портрете есть подпись Тропинина, год написания (1823), но отсутствуют название и место создания. Первоначально фигурировал как в Старик-каменщик» и «Каменщик». Судьба портрета почти неизвестна. . Самое раннее упоминание относится к 1823 г. — году его создания. Это записка барона Менгдена на обороте карандашного рисунка Тропинина "Молодой купец, выходящий на улицу", датируемого тем же годом, с просьбой прислать ему картину "Старик-каменщик". Именно так картина называлась в 1823 году. Второй раз картина упоминается скульптором и художником Н. Рамазановым в 1859 г. в списке наиболее значительных работ Тропинина.
В 1968 году искуствовед Т. Буевская атрибутирует "Старика.." как Самсона Суханова, без какого-либо обращения к архивным документам. В своей публикации Буевская описывает жизнь Суханова и приходит к выводу, что "внешность, возраст и осанка портретируемого" соответствует характеристике, данной ему П. Свиньиным. Однако в публикации П. Свиньина нет описания внешности С. Суханова. Обращение же к архивным документам позволяет усомнится в такой атрибуции.
В 1823 году В. Тропинин получил вольную от графа И. Моркова и находился в Москве. Свидетельств, говорящих о его поездке в Санкт-Петурбург в это время, нет. О назначении Тропинина в Академию Художеств хлопотал П. Свиньин. 20 сентября 1823 года комиссия, при отсутствии самого Тропинина, рассмотрев три его работы, определила того в "назначенные" и попросила Свиньина уведомить о том художника, поскольку "не имею никакого сведенья о его местопребывании" (из письма А. Оленина П. Свиньину).
По правилам, для получения звания, художнику требовалось написать портрет кого-либо из членов комиссии, для чего Тропинин и был вызван в Санкт-Петербург лишь весною 1824 года.
Для Самсона Суханова 1823 год был очень тяжелым. С 1819 года он значился комиссионером при строительстве Исаакиевского собора, жил в Петербурге, отлучаясь только в связи с организацией работ, но не в Москву, о чем свидетельствуют документы Комиссии для окончательной перестройки Исаакиевского собора.
Подряды, которые брал Суханов с января 1819 года, не приносили дохода, он оказался вдолгах и был почти нищим. Весь 1823 год состоял в переписке с Комиссией в попытках получить хоть какие-то деньги и восстановить свое материальное положение. В марте 1823 года Суханов в своем прошении на имя члена Комиссии графа Милорадовича писал, что находится в бедственном положении, просил об отсрочке до 1 июня 1823 года по поданным на него взысканиям. 29 марта 1823 года Комиссия постановила выдать Суханову 1,5 тыс. руб., а 6 июля 1823 года член Комиссии по художественной части генерал-лейтенант Бетанкур был в мастерской Суханова для "освидетельствования двух камней для баз колонн".
В августе 1823 году Суханов участвовал в торгах на заключение контракта по перекатке четырех колонн портиков собора, дав цену в 900 руб. за колонну и не выиграв его. 4 ноября 1823 года состоялась приемка у Суханова последних подготовленных им баз колонн Исаакиевского собора. Позировать для портрета ему не позволяли дела, в Москву, где писалась картина, Суханов не ездил, да и портрета его никто не заказывал. Проживание Тропинина в год написания портрета (1823) в Москве, а Суханова в Петербурге, исключает возможность портретного сходства. Контакта между ними, учитывая обстоятельства, не было, жизненные пути их не пересекались. Знакомство обоих со Свиньиным не привело к личному знакомству между ними. Суханов был «героем» очерка Свиньина в 1818 году, иллюстрировав собой патриотическую концепцию издателя. Подрядчик каменных работ к тому времени еще «крепко стоял на ногах», в поддержке не нуждался. О тяжелых его обстоятельствах, начавшихся в 1819 году, Свиньин не знал.
Следует отметить, что в 1823 году Тропининым было создано два похожих портрета: "Старик- каменщик" и " Нищий старик ".
Персонажи похожи по возрасту и одеянию, сходен и общий антураж. Нищий опирается на посох, каменщик - на молоток, фон - крупная кирпичная кладка. Возможно, на портретах изображен общий типаж человека, виденного художником или даже позировавшего для наброска.
Одно можно сказать наверняка, портрет "Старик - каменщик" - не портрет Самосна Суханова.
Источник: Н. Столбова, "Писал ли Тропинин портрет Суханова?( ошибка одной атрибуции)"
Оценили 11 человек
28 кармы