Разнообразие исторических, политических, географических, экономических аспектов разночтения двух мировых держав рассмотрены в неимоверном количестве научной литературы, эссеистики, на информационных порталах. Блоггеры, «обыватели» интернет ресурсов, ежедневно размышляют по данному вопросу. Модус их размышления не выходит за пределы сущего. Нивелируя значимость философско-культурологического анализа всеобъемлющая картина, увы, не складывается.
Открытие непотоённого.
Либеральные умы чтят вклад Запада в наше так называемое технократическое просветление. Ратуя за спасительное в виде созданных в Америке лифтов, эскалаторов, смесителей, душевых кабинок, миксеров и тостеров, кофеварок, смартфонов, флешек и дисков, компьютеров, роутеров, микроволновок, хлебопечек, стиральных машин и так далее. Не покидает вопрос - как же мы жили без тостеров, как мы пекли хлеб в простых печах, и как стирали руками? Отнюдь, не претендуя на аскезу и не отказываясь от «великих совершений» Запада, Русский дух величевствует оным. Наука не мыслит. Истина не в научном методе. Истина во встрече субъекта с субъектом. Русский человек не мыслит в дихотомии субъект – объект, полярно своим соседям. «Новый западноевропейский человек ощущает себя… как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее – лишь как данное для этого сознания или воспринимаемое через его посредство.»[ Франк С.Л. Русское мировоззрение. – СПб., 1996. – С. 169.]
Исток творения.
Напомним всем известный факт, что открыт был Новый Свет в 1492 году, Христофором Колумбом. После смерти Колумба, в начале 16 века, другие конкистадоры в поисках наживы и рабов продолжали расширять колониальные владения Испании в Америке. Далее Фернандо Магеллан продолжил дело, начатое Колумбом, достигнув западным путём азиатского материка и Молуккских островов, открыв новый морской путь из Европы в Азию.
Итак. «Миссией» европейцев если и было внедрение цивилизационных основ, то все мы знаем какими путями. Следует только осмыслить мировоззренческие прерогативы «первых американцев». Сам Колумб писал в своем дневнике «Я делаю всё возможное, чтобы попасть туда, где мне удастся найти золото и пряности...». «Золото — это совершенство Золото создаёт сокровища, и тот, кто владеет им, может совершать всё, что пожелает, и способен даже вводить человеческие души в рай» [Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский. 1956—1965.]. Если так называемые «верхи» гнались за властью, территорией, золотом и рабами, то дальнейшая колонизация затронула бежавших от забот, от голода, или в угоду приключениям людей. Отсюда и философия прагматизма, и «американская мечта», и мессианский пафос.
Русская идея.
Бескрайность русской мысли нашла (не теряя) своё практическое выражение в быту огромной страны. Россия всегда олицетворяла духовное всеединство. Исторически Россия возымела и сохранила икону от византийцев, самодержавие – от татар и самосознание личности – от европейцев. Триединство нашего «Я» умопостигаемо и ино. «Для постижения России нужно применять теологальные добродетели веры, надежды и любви. Эмпирически столь многое отталкивает в России.» [Бердяев Н.А. Русская идея… – Париж, 1934. – С. 5.] Идея справедливости у русских второстепенна по отношению к любви. Русский человек богат духовно, он не ищет богатства в тленном. «Русские моральные оценки определяются по отношению к человеку, а не к отвлеченным началам собственности, государства, не к отвлеченному добру. У русских иное отношение к греху и преступлению, есть жалость к падшим, униженным… Русские … ищут не столько организованного общества, сколько общности… У русских – иное чувство земли, и самая земля иная, чем у Запада…»[Там же. – С. 254–255.]
Констатация иного пути Российской Федерации укреплена в речах В.В. Путина. Россия – это «цветущая сложность», обращает президент к философии евразийцев. И только «упрочив свою национальную самобытность, укрепив свои корни, оставаясь открытыми и восприимчивыми к лучшим идеям и практикам Востока и Запада, мы должны и будем идти вперёд».
Идея свободного созерцающего сердца И.А. Ильина, идея самобытности евразийцев, «всемирной отзывчивости» русской души Ф.М. Достоевского, «Всеединство» В.С. Соловьева мысли классиков – отдельное, не маловажное, исследование.
Вместо вывода.
Онтологически укоренен в каждом народе топос его истины. Выходя за пределы своего существования в попытке навязать исконные константы другим народ увядает в неисполнимом. Да, Россия не Запад. Но никто не Запад, кроме Запада. Проблема в другом. В сохранении.
«Ибо идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. – М., 1989. – Т. 2. – С. 220.]
Автор: Марина Матвеева
Оценили 18 человек
47 кармы