Уж простите меня, ещё три дня назад я даже не знал, что в Российской Федерации и вообще на планете Земля проживает такой малочисленный народ — шорцы.
На гербе Советского Союза, в котором я родился и прожил половину своей жизни, было указано только 15 союзных республик и надписи были сделаны на русском, украинском, узбекском, грузинском, литовском, латышском, таджикском, туркменском, белорусском, казахском, азербайджанском, молдавском, киргизском, армянском и эстонском языках. Поэтому факт существования в России ещё и шорцев явился для меня культурным открытием! И открытием, увы, не радостным, но печальным, хотя и не удивительным...
Ну правда, чему удивляться?! Если в отношении государствообразующего народа — русских — в 21 веке кое-кто устраивает так называемый "прививочный геноцид" (про это даже главный санитарный врач Г.Онищенко рассказывал недавно, то почему этот многоликий кое-кто должен относится к малочисленным шорцам как-то лучше, чем к русским?
Испокон веков этот малочисленный народ жил на территории юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность шорцев немногим более 12 тысяч человек. Делятся шорцы на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория), и северную, или лесостепную (так называемые абинцы). По языку шорцам наиболее близки алтайцы и хакасы, по культуре — алтайцы и чулымцы. До 1926 года общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и других) было тадар-кижи (человек-татарин). Название тюркоязычного населения Южного Кузбасса «шорцы» было закреплено властями во всех официальных документах с учётом высказываний академика В. Радлова об этнокультурном единстве так называемых мрасских и кондомских татар. Современными самоназваниями являются как тадар-кижи, так и шор-кижи.
Большинство шорцев говорит на русском языке, свыше 60% считают русский язык родным; в шорском языке до недавнего времени было принято выделять два диалекта — мрасский (хакасская (кыргызо-уйгурская) группа восточно-тюркских языков) и кондомский (северноалтайская группа западно-тюркских языков), каждый из которых в свою очередь распадался на ряд говоров. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/...
Так шорцы жили в дореволюционной России:
Эта и другие чёрно-белые фотографии, представленные ниже, были сделаны в 1913 году во время землеустроительной экспедиции Г.И.Иванова. Экспедиция проходила по реке Мрассу от Кузнецка и где-то до улуса Усть-Кабырза. Её целью было нанесение местности на карту, ознакомление и изучение местных поселений и народностей.
Старуха-шорка заготовляет дрова. 1913 г.
Молодой шорец в традиционной национальной одежде:
Способ передвижения по дорогам Горной Шории. Люлька.
Источник информации: http://myski.su/forum/16-53-1
Жизнь шорцев в царской России:
В 17-18 веках русские называли Шорцев "кузнецкими татарами ", "кондомскими и мрасскими татарами", абинцами. Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый и др.), волостей и управ (Таяш-Чоны — Таяшская волость) или рек (Мрас-кижи — мрасские люди, Кондум-чоны — кондомский народ), за пределами территории проживания — аба-кижи (аба — род, кижи — люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распространилось и было введено как официальное в 20 веке.
В 1925 был образован Горно-Шорский национальный район с центром в селе Мыски, потом — в селе Кузедеево. Район был упразднённый в 1939 году. Численность шорцев в 1926 году была — 14 тыс. человек. (В 2002 году численность шорцев составляла 13975 человек, в 2010 году уменьшилась до 12888 человек. Налицо вымирание в современной России этого малочисленного народа. Комментарий — А.Б.)
До 19 века одним из основных занятий Шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере. Они платили дань тюркским каганам железными изделиями. Обменивали их у кочевников на скот, войлок. С 18 века сбывали железные изделия русским купцам. Русские называли их "кузнецкими людьми", а их землю — "Кузнецкая земля".
Пришедшие в начале XVII столетия на юг Западной Сибири посланные российским царем казаки были так поражены развитием кузнечного дела у местного населения, что назвали этот край Кузнецкой Землей, а её коренных обитателей — кузнецкими татарами.
Согласно традиционному мировоззрению шорцев мир разделён на три сферы: небесную, где находится высшее божество Ульгень, среднюю — землю, на которой живут люди, и обиталище злых духов — подземный мир, где властвует Эрлик.
В земной жизни древние шорцы занимались выплавкой и ковкой металлов, охотой, рыболовством, скотоводством, примитивным ручным земледелием, собирательством.
Изделия из железа, сработанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь. Ими они платили дань (албан, алман) джунгарам и енисейским киргизам, однако, с приходом казаков на эти «стратегические» ремёсла (выплавку и ковку железа) был наложен запрет, чтобы ещё не покорённые сибирские народы не смогли заказать себе воинские доспехи и снаряжение у местных оружейников.
Постепенно профессиональное мастерство шорцев — железных дел мастеров — было утрачено, и даже отдавать ясак московскому царю «кузнецкие татары» стали пушниной. Так основным занятием шорцев стала охота.
Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя (олень, лось, марал, косуля), позднее — пушной промысел (белка, соболь, лисица, колонок, выдра, горностай, рысь) — до 19 века с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Охотой занимались от 75 до 90% хозяйств Шорцев (в 1900 году). Промышляли зверя в пределах родовой охотничьей территории артелями по 4-7 человек (первоначально — из родственников, потом — из соседей). Жили в сезонных жилищах из ветвей и коры (одаг, агыс). Пользовались лыжами (шана), подшитыми камусом. На ручной нарте (шанак) или волокуше (суртке) тащили груз. Добычу делили между всеми членами артели поровну.
Основным источником питания служило рыболовство. В низовьях рек оно было основным занятием, в других местах им занималось от 40 до 70% хозяйств (в 1899 году). По реке передвигались с помощью шестов на лодках-долблёнках (кебе) и берестянках.
Дополнительным занятием было собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика. Корни и клубни выкапывали корнекопалкой-озуп, состоявшей из изогнутого черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце. Собирали много орехов и ягод, в 19 веке — на продажу. За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, живя в тайге по нескольку недель. В лесу строили временные укрытия, из дерева и бересты делали орудия и приспособления для сбора орехов — колотушки (токпак), тёрки (паспак), сита (элек), веялки (аргаш), лукошки. Издавна было известно бортничество, у русских заимствовано пчеловодство.
До прихода русских на южных пологих склонах было распространено подсечно-огневое мотыжное земледелие. Для этого семья поселялась во временном жилище на пашне на несколько недель. Землю взрыхляли мотыгой (абыл), боронили суком. Сеяли ячмень, пшеницу, коноплю. Возвращались на пашню осенью для уборки урожая. Зерно молотили палкой, хранили в берестяных чанах на сваях, мололи на ручных каменных мельницах. С развитием контактов с русскими на севере в степных и горных районах распространились пашенное земледелие и русские земледельческие орудия: соха, иногда плуг, борона, серп, водяная мельница. Засевали значительные площади, главным образом пшеницей. От русских же Шорцы усвоили стойловое разведение лошадей, а также упряжь, телегу, сани.
Шорцы жили общинами (сеоками), управлявшимися вполне демократично: старосту (паштыка) выбирали на родовом собрании, которое считалось высшим органом власти. Здесь же происходили и судебные разбирательства, во время которых в помощь паштыку выделялось шесть человек, чаще всего — многоопытных старцев. Своё решение судьи выносили на всеобщее обсуждение, они спрашивали соплеменников: «чарар ба?» (согласны ли?), если большинство говорило «чарар» (согласны), то приговор вступал в силу, если нет, дело рассматривалось снова. Все принятое на родовом собрании подлежало обязательному исполнению.
Источник: https://yarodom.livejournal.co...
Теперь я расскажу о печальном факте: шорцы медленно, но уверенно вымирают! С 2002 по 2010 годы превышение смертности над рождаемостью составило почти 8% от общего числа шорцев за 8 лет! И вымирают шорцы со скоростью 1% в год не в силу каких-то естественных причин, налицо, по мнению самих шорцев, "предумышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы". А это, между прочим, один из пунктов описания преступления против человечества, не имеющего срока давности, под названием ГЕНОЦИД.
"Геноцид (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём:
- убийства членов этой группы;
- причинения тяжкого вреда их здоровью;
- мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
- изъятия детей из семьи;
- предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы. С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением". Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/...
Когда лично я слышу где-либо слово ГЕНОЦИД, я всегда вспоминаю трагедию северо-американских индейцев, которых переселенцы из Европы и Англии истребляли на протяжении почти 500 лет физически и опосредованно, путём именно такого "предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы", пока от почти 20 миллионов индейцев не осталось всего несколько тысяч человек.
"Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. В северных района индейцы охотились на морского зверя.
Первоначально индейцев вообще не считали людьми, так как о них ничего не было сказано в Библии, которой руководствовались переселенцы-колонизаторы из Европы и Англии. Для решения вопроса о "человеческом статусе" коренного населения Америки потребовалась специальная булла (указ) Папы Римского, которая была издана в 1537 году и формально признала индейцев людьми.
Несмотря на это, завоеватели Америки применили против индейцев изощрённые мертоды геноцида: стали уничтожать огромные стада бизонов, охота на которых была для степных племён основой жизни, индейцам "дарили" зараженные оспой одеяла, после чего среди них вспыхивали катастрофические по последствиям эпидемии. Всё это приводило к тому, что целые племена индейцев вымирали.
Почему северо-американские колонизаторы так настойчиво стремились буквально стереть коренное население с лица земли?
Причина проста: абсолютно разные понятия о том, что такое "хорошо" и "плохо".
Поскольку весь окружающий мир индейцы считали творением Великого Духа, то землю они называли священной. Священным было и всё то, что существовало на этой земле: животные, растения, силы природы.
Известны слова вождя Сиэттла: "Земля — наша мать. Всё, что происходит с землёй, происходит и с сыновьями и дочерьми земли. Земля не принадлежит нам, мы принадлежим земле. Мы это знаем. Все вещи связаны — как кровью, которая соединяет семью. Мы в мире со всем, что нас окружает".
Подобное отношение к природе никак не могли понять европейские колонисты и американские поселенцы. Они воспринимали как "дикость и язычество" то, что индейские охотники смотрели на лес, землю, воду, как на живых существ, что они считали себя не хозяевами мира, а детьми природы.
В свою очередь индейцев шокировало потребительское отношение белых к окружающей среде, их приводили в ужас вырубки лесов, бессмысленное уничтожение бизонов и других животных.
Индейцам казалось, что пришлые европейцы ненавидят саму природу, живые леса с их птицами и зверями, покрытые травой долины, воду, почву, сам воздух..." Источник.
Очень похожая ситуация сложилась и в современной капиталистической России, только в роли индейцев у нас оказался шорский народ!
Голос диктора: "Летом 2012 года Такмагашева Алла Борисовна, человек с уникальными способностями, таких людей в народе называют целитель, приехала на свою малую родину в посёлок Казас вместе с тележурналистами для съёмок программы об экстрасенсах. Посещение родной деревни после длительного отсутствия повергло её в шок: "Практически речку не видно стало, и вода в ней течёт чёрная, угольная, не питьевая", — говорит Такмагашева. Стоит ли рассказывать, что значит для шориянки видеть уничтоженные священные родовые места?! Ведь по мировоззрению шорцев и горы, и вода, являются живыми организмами! Телевизионщиков же смутила и выбила из колеи реакция местных жителей на телевизионную группу. Они мешали снимать, требовали взять у них интервью. А во время интервью говорили только об одном: оказывается, угольное предприятие, подобравшееся к посёлку на недопустимо близкое расстояние, не только вторглось на территорию ведения традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа, но и осквернив и разрушив священные для жителей места, создали невозможные для проживания условия в самом посёлке!.." (А это не что иное, как признаки геноцида! Комментарий — А.Б.).
Об этом и многом другом рассказал Вячеслав Кречетов в своём документальном фильме "Цена":
Цинизм и подлость пришлых местных властей оценил и испытал на себе житель Кузбасса Юрий Бубенцов, который не остался в стороне от постигшей шорцев беды и решил стать их правозащитником:
Как местная власть отреагировала на такую инициативу шорцев, можно узнать из следующего видео "Спецоперация мысковской полиции, с целью лишить возможности избирателей встретиться с депутатами ГосДумы":
Вопли возмущения шорцев и их мольбы в 2015 году смогли дойти до представителей Организации Объединённых Наций (ООН), основанной при участии СССР в 1945 году.
О том, что уже и в ООН обеспокоены многочисленными сообщениями о геноциде, проводимом местной российской властью в отношении кузбасских шорцев, говорит вот этот документ:
Этот документ датирован 2015 годом, только, как говорится, "воз и ныне там"!
Угольные олигархи после всего содеянного ими теперь просто обязаны построить для оставшихся в живых шорцев, а это всего немногим более 12 тысяч человек, несколько комфортабельных посёлков в экологически чистом месте Сибири! И пока этого не случится, россияне имеют полное право бить в набат и кричать на весь мир о факте ничем не прикрытого геноцида, творимого в современной России!
5 августа 2018 г. Мурманск. Антон Благин
Комментарий Юрия Бубецова:
Сегодня в этом Богом забытом регионе, где несметные природные богатства снесли "крышу" не одному олигарху, добыча природных ископаемых производится с чудовищными нарушениями экологических норм, и что особенно печально — права жителей области на достойную жизнь, признаны олигархами и аффилированными с ними властями ничтожными! Жалкие попытки жителей отстоять свои права жестко подавляются правоохранителями — бдительно стоящими на страже интересов олигархов. Я испытал это на своей шкуре. Вся вина и беда шорцев в том, что они проживают на богатой полезными ископаемыми земле. Дошло уже до того, что вековые национальные посёлки шорцев поджигают, а людей фактически изгоняют со своих земель! В этой связи примечательна судьба шорского поселка Казас. Угольные олигархи-бандиты сначала отравили воду, воздух, запугали людей, но и тогда шорцы мужественно отказались покидать родную землю. И лишь потом, убедившись, что народ будет стоять до последнего, претенденты на богатую землю сожгли поселок дотла. (Совершили массовые поджоги!) Правоохранительные органы возбудили десятки уголовных дел, но ни один преступник не был найден, ни одно дело не было доведено до суда. Хочется акцентировать внимание на циничное отношение к бедам жителей депутатов всех уровней, властей, СМИ и конечно же неугомонных правозащитников, кричащих со всех трибун о нарушении прав своих соплеменников.
С большим трудом и риском для жизни некоторым шорцам удалось достучаться до ОНН и международных правозащитных организаций. Приезжали аккредитованные эксперты, которые установили нарушения прав малочисленного народа шорцев, а значит и других народов, проживающих на этой территории. На заседании комитетов ОНН была принята резолюция, требующая от российских властей остановить геноцид малых народов. То есть, признаки геноцида были таки выявлены! А европейские правозащитники даже начали требовать от своих властей остановить импорт кузбасского угля, "пропитанного слезами и кровью народов проживающих в Кемеровской области".
Как-то к выступающему перед депутатами города Мысков генеральному директору разреза "Кийзасский" Николаю Зарубину, кстати, входящему в холдинг "Восток-уголь", аффилированному с "Арктик-логистик", я обратился с вопросом: "Если вы русский человек, то почему не уважаете права жителей, не цените родную природу?" На что он мне с гордостью ответил: "А я не русский!".
P.S.
Отдельная тема, но связанная с территорией, на которой проживают шорцы — Горной Шорией:
Оценили 2 человека
97 кармы