Эту статью о Ленине опубликовал для евреев 4 февраля 2019 года израильский сайт Jewish.ru. Я подумал, что будет весьма неплохо, если и остальные россияне тоже ознакомятся с ней. Всё-таки Владимир Ильич Ульянов-Ленин-Бланк и наше наследие тоже!
Автор публикации Алёна Городецкая. Текст ниже – её.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2020/1/images_cms-image-000008334.jpg)
Ульяновск пытается раскрутить идею «красного туризма»: хочет наладить прямые рейсы из Китая, где Ленина чтят до сих пор, и обновляет экспозиции Ленинского мемориального комплекса. Теперь там и таз для варенья, и документы, подтверждающие, что Ильич был на четверть евреем.
Ленинский мемориальный комплекс был построен к марту 1970 года. Там есть, собственно, мемориал, музей Ленина, большой киноконцертный зал, площадь имени 100-летия со дня рождения Ленина и Парк дружбы народов. В советский период этот комплекс посещали по миллиону туристов в год. Но после распада СССР, когда партийные деньги на содержание закончились и поток туристов сам собою иссяк, комплекс выживал, раздавая помещения в аренду.
В последние несколько лет интерес к Ленину заметно возрос. Теперь мемориал посещает порядка 200 тысяч человек ежегодно – не прежний миллион, конечно, зато интерес естественный. В прошлом году было много гостей из Китая: там Ильича по сей день горячо почитают – в этой связи есть даже планы организовать прямые перелёты из Поднебесной в Ульяновск. По оценке старшего научного сотрудника Ольги Шалёвой, в принципе от 40% до 50% гостей мемориала – иностранцы: из Китая, Германии, Франции, Вьетнама и Ирана.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2020/1/get_img.jpg)
Экспозиции мемориала тоже претерпели изменения – теперь там не только о победах «Великого Октября», но и поражениях в виде зэковских роб гулаговских узников. Домашний музей Ульяновых тоже теперь украшают «новинки»: кофемолка и таз для варенья, которые пропагандистам КПСС казались неуместными. На стенах появились иконы, чтимые отцом Ленина, и копии орденов, полученных им же от императора.
Еврейская четвертинка в крови Владимира Ильича сенсацией давно не является. Ещё в 1924 году сестра Владимира Ленина, Анна, нашла в архиве документы, свидетельствующие о существовании евреев по материнской линии великого вождя – прадеда матери Ленина звали Моше Ицкович Бланк. Но когда по этому поводу Анна написала письмо Иосифу Сталину, тот распорядился убрать документы в спецхран и больше о них не вспоминать.
Спустя восемь лет Анна снова попыталась убедить Сталина в уместности еврейских подробностей в биографии Ленина, даже писала, что это поможет снизить усиливающийся в СССР антисемитизм. Шёл как раз 1938 год, и ответа она не получила.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2020/1/get_img%20%281%29.jpg)
За попытку пролить свет на еврейскую составляющую родословной Ильича в романе того же 1938 года «Билет по истории» Мариэтта Шагинян накликала на себя хулу ЦК КПСС и президиума Союза писателей. Говорили, что «применяя псевдонаучные методы», Мариэтта «даёт искажённое представление о национальном лице». В обновлённой редакции роман вышел в 1970 году, а в 1972-м получил Ленинскую премию. Поиски Шагинян продолжила, впрочем, раньше, в начале 1960-х. Параллельно с ней работал и Михаил Штейн, будущий профессор Петербургского института иудаики. Их изыскания привели к изъятию из государственных архивов всех документов, касающихся Бланков: должностные лица, допустившие утечку столь секретной информации, лишились своих мест, а сами документы поместили в Главное архивное управление СССР в отпечатанном виде – они не копировались и никому на руки не выдавались.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2020/1/get_img%20%282%29.jpg)
Штейн писал, что был составлен целый список лиц, которые брали на руки или выдавали материалы из архива. Александр Петров для Музея истории Ленинграда уточнял последний адрес Ульянова, правнучка Бланка Жакова-Басова восстанавливала родословную своей семьи, Бурман писал пьесу о юности Ленина. Все они были в списке причастных к документам еврейских родственников Ленина и потерпели за это разные взыскания. Ближе к началу марта 1965 года Штейн оказался в кабинете заведующего отделом агитации и пропаганды Ленинградского обкома КПСС Сапожникова. Тот требовал от Штейна перестать интересоваться Бланками: «Мы вам не позволим позорить имя Ленина!» – говорил он. Штейн оскорбился и спросил: «А что, евреем быть позор? Как же тогда быть с Марксом?! Он же тоже еврей!»
– К сожалению, – вздохнул Сапожников, а потом спохватился. – Я вам рекомендую лучше заняться поисками героев войны. А со своей стороны мы посоветуем руководству архивов документы, касающиеся предков Ленина, вам не выдавать.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2020/1/get_img%20%283%29.jpg)
Моше Ицкович Бланк до 1809 года жил в Староконстантинове Волынской губернии, где был членом местного еврейского общества, а потом с семьей переехал в Житомир. У него было два сына – Абель и Исраэль – и дочь Любовь, о которой известно только, что она была повитухой. Моше Ицкович обладал весьма неуживчивым характером – сохранились всевозможные свидетельства его судебных тяжб и жалоб. Против него тоже выдвигались обвинения: в краже чужого сена, продаже некошерной водки и даже поджоге Староконстантинова – впрочем, это обвинение с него было снято, хотя под следствием по этому делу он провёл целый год. Он доносил властям об утайке еврейской общиной ревизских душ и якобы вымогал у кагала деньги за своё молчание. Он даже подал жалобу на сына Абеля за словесные оскорбления и телесные побои, но тут дело закончилось оправданием сына и наложением штрафа на отца.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2020/1/get_img%20%284%29.jpg)
Моше Ицкович крестился в 86 лет – по этому поводу он даже написал письмо императору Николаю I, в котором оправдывался, что сделать это смог лишь после смерти своей «чрезвычайно набожной жены». После крещения он взял имя Дмитрий. Ефим Меламед, автор публикаций по русско-еврейской истории и генеалогии, писал, что в Государственном архиве Житомирской области им было найдено «Дело о просвещении св. крещением жителя г. Житомира Мошка Исаковича Бланка». В нём имелось прошение Бланка на имя епископа Анатолия Могилёвского от 27 сентября 1844 года, где проситель объяснял, что не приемлет талмудического толкования о пришествии Мессии и опасается, что ввиду преклонных лет и слабого здоровья может умереть без душеспасения. Там же содержалась справка житомирского полицмейстера, свидетельствующая, что 86-летний мещанин Мошко Бланк является человеком «поведения добропорядочного, под судом и следствием не состоит».
Два сына Моше крестились раньше него – это позволило им поступить в Петербургскую медико-хирургическую академию. Абель стал Дмитрием, а Исраэль – Александром. Дмитрий Бланк погиб во время холерного бунта 1831 года, когда толпа ворвалась в Центральную холерную больницу в его дежурство и выбросила штаб-лекаря с третьего этажа. Александр, дед Марии Ульяновой, после этого печального инцидента был вынужден подать в отставку и только весной 1833 года вернулся к работе. Он устроился ординатором в Городскую больницу святой Марии Магдалины для бедных и служил в морском госпитале. Есть даже легенда, что он лечил Тараса Шевченко. Позже он работал врачом при больнице в Перми, а в 1847 году получил дворянский титул в Казани. В отставку он вышел с должности главного лекаря больницы при Златоустовской оружейной фабрике на Урале. В почтенных годах приобрёл сельцо Кукушкино в Казанской губернии, где и умер 17 июля 1870 года. Своего революционного правнука он успел увидеть младенцем.
Алёна Городецкая
Источник: https://jewish.ru/ru/stories/c...
Оценили 30 человек
44 кармы