"Мы не рабы Министерства образования!" — решили в 2015 году учителя Новосибирска

49 14738

Чем эта история закончилась тогда для учителей, я так и не смог узнать. Однако, факт остаётся фактом, русские учителя восстали против возглавляемой евреем Дмитрием Ливановым системы оглупления российских детей и прежде всего русских детей, потому как еврейские дети в России учатся большей частью в специализированных еврейских школах, где действует совсем другая система образования. 

Агентство АКСИО при поддержке РВС провело социологический опрос на тему образования. 83% опрошенных высказали недовольство существующей системой. Даже среди педагогов и преподавателей вузов только 20% верят в эффективность современного российского образования.

Андрей Фурсенко, бывший глава Минобра, один из главных реформаторов, говорил, что главная цель образования – «вырастить квалифицированного потребителя». Фурсенко и его команда почти выполнили задачу, поставленную перед ними заокеанскими разработчиками российских реформ – вырастили поколение потребителей рекламных клипов, интернет-ресурсов, поп-корна и презервативов.

Тем не менее, как показывает опрос, 81,5% населения России не утратили здравого смысла и не хотят видеть своих детей «квалифицированными потребителями». Они считают, что задача системы образования – воспитать человека-творца. Участники опроса высказались за увеличение количества школьных часов по литературе, истории, физике, химии. А вот основы религиозных культур и светской этики 56,5% россиян считают лишним предметом, так же как мировую художественную культуру. 

Источник.

Если история умалчивает, чем этот протест учителей в Новосибирске закончился для них лично, то доподлинно известно, чем эта история закончилась менее чем через год лично для министра образования Дмитрия Ливанова.

Источник.

Теперь, чтобы было понятно, почему российская система образования нацелена на оглупление государствообразующего русского народа, есть смысл рассказать про еврейские специализированные школы, действующие в Москве, в которых готовят будущих гениев и потенциальных руководителей Российской Федерации.

Евгений Филатов, директор школы для одаренных детей «Мир интеллекта».

Евгений Филатов (фото: Евгения Потах).

Одаренные и мотивированные дети

Одаренные дети — это дети с высоким познавательным интересом и умением легко выдавать собственные оригинальные решения. Мотивированные дети хорошо усваивают чужие идеи, а одаренные генерируют свои. И последним, как правило, некомфортно в общеобразовательных школах.

Гениальные дети

Гениальные дети могут быть полусумасшедшими, многие из них асоциальны. Такого ребенка вообще не надо учить, ему нужно дать возможность учиться самому, но ни в коем случае не дома. Он должен жить в доброжелательной среде, среди людей.

Технология создания вундеркиндов

Во-первых, у нас маленькие классы и с каждым ребенком можно работать индивидуально. Во-вторых, мы придаем огромное значение индивидуальному образованию. На тройку каждый ребенок обязан знать все, но что-то должен знать на пять с плюсом.

О пользе соревнований

В обычных школах конкурсы и олимпиады проводятся, только если на это остается время, если они не мешают учебному плану. А у нас это один из основных показателей нашей работы.

Про отбор в школу

При отборе детей в нашу школу мы выясняем главное — хочет ли ребенок учиться. Есть такие дети (по моим оценкам, это примерно 20%), которым вообще ничего не интересно, они хотят только играть и общаться. Им у нас будет некомфортно.

О возможности конфликта с внешним миром

Если ты уже знаешь, что ты хороший и талантливый человек, тебе не надо самому себе ничего доказывать, ты себя ведешь уверенно. И эта уверенность передается даже на расстоянии. Легко унизить человека, который готов к унижению, и очень трудно того, кто знает себе цену.

Тест на вазу

В нашей школе престижно быть умным, не престижно кому-то мешать или совершать асоциальные поступки. Если мы где-то разместим картину или вазу, никому даже в голову не придет их испортить или разбить. Если такое случится нечаянно, дети будут переживать, но сделать такое сознательно для них дикость. А в обычной школе все будет раздавлено и разбито за один день.

Без агрессии

Я замечал, что, когда ребенок сидит на кожаном кресле, он автоматически начинает ковырять его пальцем, и через некоторое время в кресле образуется дырка. На самом деле он так проявляет подсознательную агрессию: «Все, что здесь находится, мне тяжело, противно». А в нашей школе у детей нет таких чувств, все пронизано позитивными эмоциями.

За школьной оградой

Важно, чтобы дети не оставались постоянно в стенах школы, они должны знакомиться с окружающим миром. Поэтому мы регулярно устраиваем экскурсии в музеи и библиотеки.

О школе

Школа «Мир интеллекта» светская, но она еврейская, то есть мы придаем значение еврейской традиции, у нас есть уроки иврита, возможность помолиться, мы соблюдаем еврейские праздники, стараемся, чтобы в школе присутствовал дух еврейской культуры.

О причинах школьного шума

Если зайти в нормальную среднестатистическую школу, там во время перемены ничего не слышно: дети орут, выпускают энергию. А у наших детей нет потребности орать, нет избыточной агрессии или энергии, ведь они реализовали себя в учебном процессе

Юлия Ясинская, директор Школы лидерства «Лаудер Эц-Хаим» №1621

Юлия Ясинская

Движущая сила лидерства

Одним из самых часто повторяемых слов после «ок», «мама» и «почему» сегодня стало слово «лидерство». Идея лидерства захватила весь мир! Большие корпорации вкладывают в организацию и проведение тренингов и семинаров серьезные средства, воспитание лидера рассматривается как инвестиция в будущее компании, сообщества, мира. Поэтому наша школа понимает потребность развития лидерских качеств в обществе.

Внутренний Эверест

Мы вовсе не ставим перед собой цель вырастить из каждого маленького ребенка топ-менеджера или генерала. Наша главная задача — научить детей управлять своей жизнью.

Тридцатилетние подростки

Как показывает статистика, большинство людей в мире пассивны по отношению к собственной жизни. Даже обладая замечательными способностями и талантами, они зачастую разрешают манипулировать собой, не готовы отстаивать свои убеждения, не умеют планировать свою жизнь, ставить долгосрочные цели, правильно применять умения.

Обезличивание общества

По моему убеждению, самое ужасное обезличивание в нашем обществе происходит не с экономикой, а с молодежью. Сегодня на детей постоянно давят сверстники и средства массовой информации, заставляя их быть не такими, какими они хотят быть в глубине души. Для того чтобы стать «крутыми», они должны вести себя определенным образом — носить одежду определенного вида или «тусоваться» с определенными людьми. Все это ведет к обезличиванию, но внимательный, восприимчивый учитель может предотвратить это.

Чего хотят родители

Современные родители озабочены не только успеваемостью своих детей, но и их эмоциональным благополучием: многие считают социальные навыки детей не менее важными, чем хорошие знания по математике или естественным наукам. Взрослые хотят, чтобы дети умели отвечать за себя.

О самоконтроле

Мы учим детей контролировать собственный прогресс, например, с помощью динамических графиков успешности.

Три кита педагогики

Высокопрофессиональные педагоги в нашей школе строят свою работу на трех китах, или формуле «Правильное, доброе поведение / Darah eretz — Высокое качество обучения — Радость/Simha» — эти названия на иврите служат опознавательным знаком многим добропорядочным евреям.

Первая часть относится к развитию эмоционального интеллекта, то есть творческих навыков, умению работать в команде, взаимодействовать с людьми разного происхождения, уважать другую сторону.

Без второго «кита» — качественного образования — школа не может быть востребованной и нужной обществу.

Ну а третий «кит» — радость, но это вовсе не праздное веселье, это интерес, помноженный на уверенность в собственной способности справиться с любой учебной задачей.

Право на ошибку

Ученики должны понимать, что у них есть право на ошибку, ошибка — это всего лишь способ интеллектуального и личностного развития. И, когда дети окружены безоговорочной верой в свои силы, даже те, кто испытывает трудности в обучении, обретают уверенность в том, что они способны дотянуться до небес! 

Раввин Элияу Исраэли, директор хедера «Решит Хохма»

Рав Элияу Исраэли (фото: Илья Иткин)

Родился и вырос в Иерусалиме, учился в ешиве, служил в армии в должности «солдат-учитель». Прошел курсы по линии Министерства просвещения, преподавал в школе в Иерусалиме.

Учитель в военной форме

Во времена моего обучения в ешиве стало ясно, что у меня есть способность к преподаванию. И когда после свадьбы я пошел в армию, моя служба в должности «солдат-учитель» заключалась в том, что я помогал преподавательскому составу в школах на периферии. Мне казалось, что после службы я вернусь домой и займусь каким-то обычным делом. Но в Иерусалиме мне неожиданно предложили должность преподавателя!

Посланник

Когда мне исполнилось 27 лет, я сказал самому себе: «Годы идут, и если появится возможность куда-нибудь поехать, быть посланником, надо ей воспользоваться». И вот я оказался в Москве, прошел очередные курсы и стал учителем в «Решит Хохма». Через несколько месяцев директор, тоже израильтянин, передал мне целый ряд полномочий, и я незаметно для себя стал главой отдела воспитания и образования, а затем и директором.

Школа: знания или воспитание?

Мне кажется, в России школа воспринимается как место для передачи информации. Мы, конечно, даем детям необходимые знания по школьной программе, но главным считаем все-таки воспитание. Мы воспитываем учеников каждую минуту, каждую секунду.

Река иудаизма

Для нас приоритетным является иудаизм, мы постоянно прививаем детям нужные привычки, жизненную философию. Это как река, в которой наши ученики плавают целыми днями. Люди любят напоминать: «Маймонид был врачом!» Да, но прежде всего он был религиозным евреем, который соблюдал субботу. Такое сочетание вполне возможно.

Светские и религиозные дисциплины

Борьба между светскими и религиозными дисциплинами существует исключительно в Израиле. Когда религиозные евреи поняли, что сионизм сопряжен с ассимиляцией, появилась группа раввинов из «Агудат-Исраэль», которые решили превратить школы в место, где преподаются исключительно религиозные дисциплины. Однако в России такой проблемы нет.

(Здесь на правах автора этой статьи я считаю своим долгом сделать вставку в чужой текст и рассказать, что скрывается за словами рава Элияу Исраэли: "Для нас приоритетным является иудаизм, мы постоянно прививаем детям нужные привычки, жизненную философию. Это как река, в которой наши ученики плавают целыми днями..."

В еврейских школах помимо того, что еврейским детям даётся исключительно лучшее образование, какое только можно сегодня представить, чтобы потом, уже будучи взрослыми, эти евреи могли доминировать над остальными гражданами Российской Федерации по праву самых умных, им ещё даётся установка, что они, евреи — сверхчеловеки в буквальном смысле! В рамках религиозного воспитания и обучения раввины объясняют еврейским детям, что у них две души, одна животная, как у всех, а другая душа — божественная! И это наличие у евреев божественной души выделяет их из всего сотворённого Богом мира!

  

Источник.

А эту информацию я привожу, чтобы было понятно, почему мы имеем то, что имеем:

Комментарий — А.Б.).

Кошерность школьного образования

По терминологии раввина Бен-Иш-Хая, есть вещи разрешенные и запрещенные. Разрешенные — это информативные дисциплины. Запрещенные — мнения, противоречащие идеологии Торы. Иногда их приходится изучать. Мы не делаем из детей роботов, школьная атмосфера помогает понять, что надо изучать «для сердца», а что — потому что так требует программа. Можно сформулировать наш подход следующим образом: мы передаем информацию в смягченном варианте.

Об отборе учеников

У нас нет критериев для отбора учеников, мы берем всех, кто записывается. Вам нужна религиозная атмосфера? Добро пожаловать. Но есть, конечно, и минусы — сложно подстраиваться под каждого, дети приходят из разных семей, с разным уровнем соблюдения.

О конкуренции между школами

Есть люди, которые хотят, чтобы их дети учились в обычных школах и иногда знакомились с иудаизмом, это один уровень. Есть родители, которые отдают детей в еврейские нерелигиозные школы. А есть те, которые отводят детей к нам, — ради упомянутого сочетания секулярного и религиозного. 

<...>

Софья Александровна Розенблюм, руководитель психологической службы гимназии №1540 (ОРТ).

Софья Розенблюм (фото: Евгения Потах).

От информатики к психологии

Я начинала работать в школе ОРТ 20 лет назад учителем информатики, потом получила специальность психолога и стала заниматься инклюзивным образованием. Это направление возникло само собой: у нас в школе активно преподают информационные технологии, а там, где есть компьютеры, есть и дети с аутистическими расстройствами. На информатике они обычно звезды, а на других урокам им приходится сложно.

Мотивация

Когда-то со всей Москвы к нам ехали учиться в первый в городе компьютерный класс с интернетом, у детей было желание узнать что-то новое, а сейчас компьютеры у всех есть дома.

Разрыв между поколениями

Сейчас происходит большое поколенческое непонимание между детьми и родителями, этот разлом произошел из-за скачка информатизации, интернета, появления гаджетов. Родители не понимают, что это действительно другие дети, да и мы еще не до конца поняли, в чем именно они другие.

Семья и школа

Школа не может вырастить детей вместо семьи, она может лишь помочь семье или как минимум не навредить ей, не сломать ребенка. Основную работу должны выполнять родители, но некоторые просто перекладывают воспитательную работу на учителей. Единственное усилие, которое они предпринимают, — приводят ребенка в хорошую школу. А ведь школа не может, например, привить ребенку любовь к чтению, если этого не сделали дома.

Школа не бизнес

Сейчас в Москве идет реформа образования под названием «оптимизация». Но педагогика — это не сфера услуг, такой тезис порочен. Нельзя воспринимать школу только через призму экономической эффективности. Те требования, которые сейчас предъявляются к школе, не совсем согласуются с педагогической задачей.

ЕГЭ

Введение ЕГЭ, наверное, неплохая идея, но она плохо реализована. Из-за этого учителя находятся в состоянии стресса и неминуемо передают это состояние детям, а дети отвечают на это отсутствием мотивации.

Про тепличную атмосферу

Нет ничего страшного в том, что в нашей школе дети растут в более мягкой атмосфере, чем в других школах. Если ребенка напитать любовью, он не станет избалованным, он просто получит ресурс на всю жизнь. Родители, которые хотят, чтобы их дети с самого раннего возраста умели жить в волчьей стае, кусаться и царапаться, имеют возможность найти в Москве другие учебные заведения.

Инклюзивное образование

В основном в нашей школе по инклюзивной программе занимаются аутичные дети, есть также слабослышащие и слабовидящие. Эту программу мы ввели в 2006 году при поддержке еврейских организаций «Джойнт» и «Сохнут».

Национальный вопрос

Наши дети не считают нужным стесняться своей национальности. В 90-е они могли, например, заклеить израильскими флажками стекла станции метро «Новослободская», и понятно, что это не нравилось окружающим.

О смысле

Психолог — это одна из профессий, в которых можно видеть результат. Я вижу, с какими проблемами к нам приходят дети, какими людьми они выпускаются из школы. Есть люди, которым реально удается помочь, и это придает смысл моей работе. 

Алла Товстопят, психолог школы для мальчиков «Месивта».

Алла Товстопят (фото: Евгения Потах).

Шоковое собеседование

Когда я приехала на собеседование в «Месивту», директор и его шофер встретили меня у метро, чтобы подвезти до школы. Я до сих пор не понимаю, что заставило меня сесть в тонированный джип с двумя мужчинами — один был с бородой, а другой с длиннющими усами. Но я все-таки села, хотя и попросила их не блокировать двери. Ну а после общения с директором согласилась остаться в школе и работаю там уже 10 лет.

Дети vs взрослые

Если конфликтная ситуация, возникшая между педагогом, требует моего профессионального вмешательства, я стараюсь поддерживать ребенка, даже если он провинился, поскольку в конфликте между ребенком и взрослым взрослый всегда сильнее.

Страшилка для родителей

В последние время много детей с минимальной мозговой дисфункцией. Когда родители слышат эти слова, им чудится нечто страшное, но это присутствует у многих людей, с этим нужно учиться жить.

Родительские ошибки

Один из моих университетских преподавателей говорил: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок знал пять языков, играл на трех музыкальных инструментах и занимался пятью видами спорта, родите хотя бы пятерых».

Отношение к школе

Однажды наша завуч сказала: «В этой школе есть Б-г». И, наверное, это действительно так. У нас настоящий коллектив единомышленников, мы на уровне интуиции чувствуем людей, которые у нас приживутся.

Дети новой эпохи

10 лет назад в ответ на какие-то мои утверждения дети просто кивали головой и соглашались, потом наступило время, когда мне нужно было объяснять детям, почему то, что я говорю, истинно. Мне недавно пришлось подробно изучать биографию Муаммара Каддафи, чтобы вести диалог с мальчиком, который считал его своим кумиром.

Пансион: плохо или хорошо?

Если вокруг мальчика все время мама, бабушки, учительницы, то его принадлежность к мужскому полу часто определяется только тем, что он носит штаны. Мальчиков должны воспитывать мужчины, а у нас в школе 90% мужчин.

Про антисемитизм

Мне кажется, наши ребята сейчас практически не сталкиваются с проявлениями антисемитизма, хотя ходят по городу в цицес и кипах. Раньше бывали драки, но в последние годы такого нет.

Давление на детей

Все дети должны знать, что в 1812 году в Россию пришел Наполеон, но совсем не обязательно запихивать им в голову ненужные даты и подробности, если им они не нужны для экзамена. В нашей школе мы стараемся избегать лишнего давления на детей.

Про грубость

Бывает, что дети грубят учителю, их за это наказывают. Но ни одному учителю в нашей школе не придет в голову нагрубить ребенку, как это происходит в обычных школах. И учитель не имеет права срываться на детях, например, потому что у него плохое настроение или он считает свой предмет главным.

Усталость от работы

За 10 лет работы в «Месивте» возникали моменты, когда хотелось уйти, изменить что-то в жизни, здесь все казалось слишком знакомым. Но каждый год меня в школе что-то задерживает, например, появляется такой мальчишка, которому мне непременно хочется помочь. Я уже не могу без наших ребят, и, мне кажется, им тоже будет меня не хватать. 

<...>

Марина Исааковна Грушевская, учитель иврита и традиции в «Лаудер Эц-Хаим».

Марина Грушевская (фото: Евгения Потах).

Когда-то я работала учителем русского языка и литературы, но затем прошла двухгодичный курс по преподаванию Торы, организованный МЕРО. После этого моя жизнь кардинально изменилась: преподавать иврит можно, и не разговаривая на этом языке, но, преподавая традиции, нельзя их не соблюдать.

Даже если школьникам он не кажется важным, я по опыту знаю, что посеянные в школьные годы зерна часто потом прорастают.

Современные дети очень компьютеризированны, если учитель не слишком обучен компьютерной грамотности, ему сложно с этими детьми говорить на одном языке.

Хочу, чтобы ученики на уроке откровенно высказывали свое мнение, мне будет не интересно, если они станут говорить только то, что я хочу услышать.

Возможно, не все заповеди, которые мы изучаем, сейчас понятны детям. Мы им объясняем, что они не обязаны ничего делать, но должны знать свои традиции, знать, что у них есть возможность их исполнять.

Многие дети поначалу воспринимают требования к одежде, принятые в нашей школе, например, ношение кипы, как ограничение своей свободы. Но постепенно все понимают, что эти правила просто дисциплинируют.

Есть ашкеназские, сефардские, горские евреи, у всех имеется свой местный колорит, и это, конечно, нужно учитывать при преподавании.

С девочками мы более подробно изучаем темы еврейского дома, еврейской семьи, воспитания детей. А с мальчиками акцент делаем, допустим, на то, что связано с еврейским законом.

Наш коллектив работает как одна команда, когда за какой-то проект берутся все учителя, завучи, директор, ты чувствуешь, что не «один в поле воин», и это огромная поддержка. 

Марина Владимировна Рубцова, учитель начальных классов в «Решит Хохма».

Марина Рубцова (фото: Илья Иткин).

Моя мама, преподаватель русского языка, всегда настраивала меня на то, чтобы я стала учителем — она считала, что лучшей профессии для девочки нет.

Тот, кто учит мальчиков, может всё. В обычных школах больше дисциплины, детей приучают слушаться, правильно сидеть. У нас другой подход: важно не то, сколько правил или теорем ученики освоят, а какими людьми они вырастут.

Один ученик дал сестре почитать свое сочинение, а та оставила его тетрадку дома. И я спрашиваю — поставить мне ученику двойку или простить, поскольку он не виноват? Один ребенок предлагает поставить двойку, а другой понимает, что то же самое может произойти и с ним, поэтому он против двойки.

Мой сын на экзамене в девятом классе сдавал то, что я изучала в институте на высшей математике. Даже дети замечают, что время как будто быстрее бежит.

Я эмоционально очень устаю за день, и когда прихожу домой, обычно сажусь за пианино. Чаще всего играю Рахманинова, выбираю произведения в зависимости от состояния.

У меня четверо детей, и никого из них я не хотела бы обучать дома — как бы хорошо я ни знала их склонности и таланты. Ведь в школе дети получают не только знания, но и общение, учатся вести себя в социуме.

В первом классе детей можно завлечь только игрой, а в четвертом классе мне нравится прием «вопрос на засыпку». Тот, кто на этот вопрос отвечает, сразу получает пятерку в журнал.

У нас есть возможность совместить свободу самовыражения и дисциплину. Потому что в маленьких классах каждый успевает и по теме ответить, и не по теме, и о своем рассказать, и разобрать проблемы успеваем.

Источник: http://www.moscow-jerusalem.ru...  

Вернёмся сейчас к историческому факту, о котором я упомянул в самом начале статьи: 

"В Новосибирске учителя начальных классов одной из школ отказались учить детей по современным учебникам, разработанным российским Министерством образования. Педагоги взяли советские "Букварь", "Математику" и "Природоведение". Они объяснили, что нынешние учебники рассчитаны на детей с очень низким уровнем интеллекта. Нормальных детей они отупляют".

Ниже объяснение учёного, почему современные учебники той же математики отупляют нормальных детей, и почему в Израиле, а не только в еврейских школах Москвы, детей обучают по старым советским учебникам.

Почему в Израиле учатся по старым советским учебникам?

В начале 30-х годов прошлого века лучшие в мире учебники по Математике "устаревшего" "дореволюционного" Киселёва, возвращенные социалистическим детям, мгновенно подняли качество знаний и оздоровили их психику. И только в 70-х годах иудеям удалось поменять "отличное" на "плохое".

"Я бы вернулся к Киселеву". Академик В. И. Арнольд

Призыв "вернуться к Киселеву" раздается вот уже 30 лет. Возник он сразу после реформы-70, изгнавшей из школы прекрасные учебники и запустившей процесс прогрессивной деградации образования. Почему не утихает этот призыв?

Кое-кто объясняет это "ностальгией" [1, с. 5]. Неуместность такого объяснения очевидна, если вспомнить, что первый, кто еще в 1980 г., по свежим следам реформы, призвал вернуться к опыту и учебникам русской школы, был академик Л. С. Понтрягин. Профессионально проанализировав новые учебники, он убедительно, на примерах объяснил, — почему это надо сделать [2, с. 99-112].

Потому что все новые учебники ориентированы на Науку, а точнее, на наукообразие и полностью игнорируют Ученика, психологию его восприятия, которую умели учитывать старые учебники. Именно "высокий теоретический уровень" современных учебников — коренная причина катастрофического падения качества обучения и знаний. Причина эта действует более тридцати лет, не позволяя хоть как-то исправить ситуацию.

Сегодня усваивают математику около 20% учащихся (геометрию — 1%) [3, с. 14], [4, с. 63]. В 40-х годах (сразу после войны!) полноценно усваивали все разделы математики 80% школьников, учившихся "по Киселеву" [3, с. 14]. Это ли не аргумент за его возвращение детям?

В 80-х годах призыв этот был проигнорирован министерством (М. А. Прокофьев) под предлогом, что "надо совершенствовать новые учебники". Сегодня мы видим, что 40 лет "совершенствования" плохих учебников так и не породили хорошего. И не могли породить.

Хороший учебник не "пишется" в один-два года по заказу министерства или для конкурса. Он не будет "написан" даже в десять лет. Он вырабатывается талантливым педагогом-практиком вместе с учащимися в течение всей педагогической жизни (а не профессором математики или академиком за письменным столом).

Педагогический талант редок, — гораздо реже собственно математического (хороших математиков тьма, авторов хороших учебников — единицы). Главное свойство педагогического таланта — способность сочувствия с учеником, которая позволяет правильно понять ход его мысли и причины затруднений. Только при этом субъективном условии могут быть найдены верные методические решения. И они должны быть еще проверены, скорректированы и доведены до результата долгим практическим опытом, — внимательными, педантичными наблюдениями за многочисленными ошибками учащихся, вдумчивым их анализом.

Именно так в течение более сорока лет (первое издание в 1884 г.) создавал свои замечательные, уникальные учебники учитель Воронежского реального училища А. П. Киселев. Его высшей целью было понимание предмета учащимися. И он знал, как эта цель достигается. Поэтому так легко было учиться по его книгам.

Свои педагогические принципы А. П. Киселев выразил очень кратко: "Автор... прежде всего ставил себе целью достигнуть трех качеств хорошего учебника:
точности (!) в формулировке и установлении понятий,
простоты (!) в рассуждениях и
сжатости (!) в изложении" [5, с. 3].

Глубокая педагогическая значительность этих слов как-то теряется за их простотой. Но эти простые слова стоят тысяч современных диссертаций. Давайте вдумаемся.

Современные авторы, следуя наказу А. Н. Колмогорова, стремятся "к более строгому (зачем? — И.К.) с логической стороны построению школьного курса математики" [6, с. 98]. Киселев заботился не о "строгости", а о точности (!) формулировок, которая обеспечивает их правильное понимание, адекватное науке. Точность — это соответствие смыслу. Пресловутая формальная "строгость" ведет к отдалению от смысла и, в конце концов, полностью уничтожает его.

Киселев даже не употребляет слова "логика" и говорит не о "логичных доказательствах", вроде бы неотъемлемо свойственных математике, а о "простых рассуждениях". В них, в этих "рассуждениях", разумеется, присутствует логика, но она занимает подчиненное положение и служит педагогической цели — понятности и убедительности (!) рассуждений для учащегося (а не для академика).

Наконец, сжатость. Обратите внимание, — не краткость, а сжатость! Как тонко чувствовал Андрей Петрович тайный смысл слов! Краткость предполагает сокращение, выбрасывание чего-то, может быть, и существенного. Сжатость — сжимание без потерь. Отсекается только лишнее, — отвлекающее, засоряющее, мешающее сосредоточению на смыслах. Цель краткости — уменьшение объема. Цель сжатости — чистота сути! Этот комплимент в адрес Киселева прозвучал на конференции "Математика и общество" (Дубна) в 2000 г.: "Какая чистота!"

Замечательный Воронежский математик Ю. В. Покорный, "болеющий школой", установил, что методическая архитектура учебников Киселева наиболее согласована с психолого-генетическими законами и формами развития юного интеллекта (Пиаже-Выготский), восходящими к Аристотелевой "лестнице форм души". "Там (в учебнике геометрии Киселева — И.К.), если кто помнит, изначально изложение нацелено на сенсо-моторное мышление (наложим, т.к. отрезки или углы равны, другой конец или другая сторона совпадают и т.д.).

Затем отработанные схемы действий, обеспечивающие начальную (по Выготскому и Пиаже) геометрическую интуицию, комбинациями приводят к возможности догадок (инсайту, ага-переживанию). При этом наращивается аргументация в форме силлогизмов. Аксиомы появляются лишь в конце планиметрии, после чего возможны более строгие дедуктивные рассуждения. Не зря в когдатошние времена именно геометрия по Киселеву прививала школьникам навыки формально-логических рассуждений. И делала это достаточно успешно" [7, с. 81-82].

Вот где еще одна тайна чудесной педагогический силы Киселева! Он не только психологически правильно подает каждую тему, но строит свои учебники (от младших классов к старшим) и выбирает методы соответственно возрастным формам мышления и возможностям понимания детей, неторопливо и основательно развивая их. Высший уровень педагогического мышления, недоступный современным дипломированным методистам и преуспевающим авторам учебников.

А теперь хочу поделиться одним личным впечатлением. Преподавая во втузе теорию вероятностей, я всегда испытывал дискомфорт при разъяснении студентам понятий и формул комбинаторики. Студенты не понимали выводов, путались в выборе формул сочетаний, размещений, перестановок. Долго не удавалось внести ясность, пока не осенила мысль обратиться за помощью к Киселеву, — я помнил, что в школе эти вопросы не вызывали никаких затруднений и даже были интересны. Сейчас этот раздел выброшен из программы средней школы, — таким путем Минпрос пытался решить созданную им самим проблему перегрузки.

Так вот, прочитав изложение Киселева, я был изумлен, когда нашел у него решение конкретной методической проблемы, которая долго не удавалась мне. Возникла волнующая связь времен и душ, — оказалось, что А. П. Киселев знал о моей проблеме, думал над ней и решил ее давным-давно! Решение состояло в умеренной конкретизации и психологически правильном построении фраз, когда они не только верно отражают суть, а учитывают ход мысли ученика и направляют ее. И надо было изрядно помучиться в многолетнем решении методической задачи, чтобы оценить искусство А. П. Киселева. Очень незаметное, очень тонкое и редкостное педагогическое искусство. Редкостное! Современным ученым педагогам и авторам коммерческих учебников следовало бы заняться исследованиями учебников учителя гимназии А. П. Киселева.

А. М. Абрамов (один из реформаторов-70, — он, по его признанию [8, с. 13], участвовал в написании "Геометрии" Колмогорова) честно признает, что только после многолетнего изучения и анализа учебников Киселева стал немного понимать скрытые педагогические "тайны" этих книг и "глубочайшую педагогическую культуру" их автора, учебники которого — "национальное достояние" (!) России [8, с. 12-13].

И не только России, — в школах Израиля всё это время без комплексов пользуются учебниками Киселева. 

Этот факт подтверждает директор Пушкинского Дома академик Н. Скатов: "Сейчас все чаще специалисты утверждают, что, оказывается, учебник Щербы по русскому языку все-таки перекрывает все новейшие учебники, и, кажется, пока мы (?) бесшабашно (?) предавались математическим экспериментам, умные израильтяне обучали алгебре по нашему хрестоматийному Киселеву." [9, с. 75].

У нас же все время придумываются препятствия. Главный аргумент: "Киселев устарел". Но что это значит?

В науке термин "устарел" применяется к теориям, ошибочность или неполнота которых установлена их дальнейшим развитием. Что же "устарело" у Киселева? Теорема Пифагора или что-то еще из содержания его учебников? Может быть, в эпоху быстродействующих калькуляторов устарели правила действий с числами, которых не знают многие современные выпускники школ (не умеют складывать дроби)?

Наш лучший современный математик, академик В. И. Арнольд почему-то не считает Киселева "устаревшим". Очевидно, в его учебниках нет ничего не верного, не научного в современном смысле. Но есть та высочайшая педагогическая и методическая культура и добросовестность, которые утрачены нашей педагогикой и до которой нам никогда больше не дотянуться. Никогда! Термин "устарел" — всего лишь лукавый прием, характерный для модернизаторов всех времен. Прием, воздействующий на подсознание. Ничто подлинно ценное не устаревает, — оно вечно. И его не удастся "сбросить с парохода современности", как не удалось сбросить "устаревшего" Пушкина РАППовским модернизаторам русской культуры в 20-х годах. Никогда не устареет, не будет забыт и Киселев.

Другой аргумент: возвращение невозможно из-за изменения программы и слияния тригонометрии с геометрией [10, с. 5]. Довод не убедительный — программу можно еще раз изменить, а тригонометрию разъединить с геометрией и, главное, с алгеброй. Более того, указанное "соединение" (как и соединение алгебры с анализом) является еще одной грубой ошибкой реформаторов-70, оно нарушает фундаментальное методическое правило — трудности разъединять, а не соединять.

Классическое обучение "по Киселеву" предполагало изучение тригонометрических функций и аппарата их преобразований в виде отдельной дисциплины в X классе, а в конце — приложение усвоенного к решению треугольников и к решению стереометрических задач. Последние темы были замечательно методически проработаны с помощью последовательности типовых задач. Стереометрическая задача "по геометрии с применением тригонометрии" была обязательным элементом выпускных экзаменов на аттестат зрелости. Учащиеся хорошо справлялись с этими задачами. А сегодня? Абитуриенты МГУ не могут решить простую планиметрическую задачу!

Наконец, еще один убийственный аргумент, — "у Киселева есть ошибки" (проф. Н. X. Розов). Интересно, какие же? Оказывается, — пропуски логических шагов в доказательствах.

Но это же не ошибки, это сознательные, педагогически оправданные пропуски, облегчающие понимание. Это — классический методический принцип русской педагогики: "не следует стремиться сразу к строго логическому обоснованию того или иного математического факта. Для школы вполне приемлемы "логические скачки через интуицию", обеспечивающие необходимую доступность учебного материала" (из выступления видного методиста Д. Мордухай-Болтовского на Втором Всероссийском съезде преподавателей математики в 1913 г).

Модернизаторы-70 заменили этот принцип антипедагогическим псевдонаучным принципом "строгого" изложения. Именно он уничтожил методику, породил непонимание и отвращение учащихся к математике. Приведу пример педагогических уродств, к которым ведет этот принцип.

Вспоминает старый новочеркасский учитель В. К. Совайленко. "25 августа 1977 г. проходило заседание УМСа МП СССР, на котором академик А. Н. Колмогоров анализировал учебники математики с 4-го по 10-й классы и рассмотрение каждого учебника заканчивал фразой: "После некоторой корректировки это будет прекрасный учебник, и если вы правильно понимаете этот вопрос, то вы одобрите этот учебник". Присутствовавший на заседании учитель из Казани с сожалением сказал рядом сидящим: "Это же надо, гений в математике — профан в педагогике. Он не понимает, что это не учебники, а уроды, и он их хвалит". В прениях выступил московский учитель Вайцман: "я прочитаю из действующего учебника геометрии определение многогранника". Колмогоров, выслушав определение, сказал: "Верно, все верно!". Учитель ему ответил: "В научном отношении все верно, а в педагогическом — вопиющая безграмотность. Это определение напечатано жирным шрифтом, значит, для обязательного заучивания, и занимает полстраницы. Так разве суть школьной математики в том, чтобы миллионы школьников зубрили определения в полстраницы учебника? В то время, как у Киселева это определение дано для выпуклого многогранника и занимает менее двух строк. Это и научно, и педагогически грамотно." 

О том же говорили в своих выступлениях и другие учителя. Подводя итоги, A. Н. Колмогоров сказал: "К сожалению, как и прежде, продолжалось ненужное критиканство вместо делового разговора. Вы меня не поддержали. Но это не имеет значения, т. к. я договорился с министром Прокофьевым и он меня полностью поддерживает." Данный факт изложен B. К. Совайленко в официальном письме в адрес ФЭС от 25.09.1994 г.

Еще один интересный пример профанации педагогики специалистами-математиками. Пример, неожиданно приоткрывший одну поистине "тайну" Киселевских книг. 

Лет десять назад присутствовал я на лекции крупного нашего математика. Лекция посвящалась школьной математике. В конце задал лектору вопрос, — как он относится к учебникам Киселева? Ответ: "Учебники хорошие, но они устарели". Ответ банален, но интересно было продолжение, — в качестве примера лектор нарисовал Киселевский чертеж к признаку параллельности двух плоскостей. На этом чертеже плоскости резко изгибались для того, чтобы пересечься. И я подумал: "Действительно, какой нелепый чертеж! Нарисовано то, чего быть не может!" И вдруг отчетливо вспомнил подлинный чертеж и даже его положение на странице (внизу-слева) в учебнике, по которому учился почти сорок лет назад. И почувствовал связанное с чертежем ощущение мускульного напряжения, — будто пытаюсь насильственно соединить две непересекающиеся плоскости. Сама-собой возникла из памяти четкая формулировка: "Если две пересекающиеся прямые "одной плоскости параллельны -..", а вслед за ней и все короткое доказательство "от противного". Я был потрясен. Оказывается, Киселев запечатлел в моем сознании этот осмысленный математический факт навечно (!).

Наконец, пример непревзойденного искусства Киселева сравнительно с современными авторами. Держу в руках учебник для 9-го класса "Алгебра-9", изданный в 1990 году. Автор — Ю. Н. Макарычев и К0, и между прочим, именно учебники Макарычева, а также Виленкина, приводил в качестве примера "недоброкачественных, ... безграмотно выполненных" Л. С. Понтрягин [2, с. 106]. Первые страницы: §1. "Функция. Область определения и область значений функции".

В заголовке указана цель — разъяснить ученику три взаимосвязанных математических понятия. Как же решается эта педагогическая задача? Вначале даются формальные определения, потом множество разношерстных абстрактных примеров, затем множество хаотичных упражнений, не имеющих рациональной педагогической цели. Налицо перегрузка и абстрактность. Изложение занимает семь страниц. Форма изложения, когда начинают с невесть откуда взявшихся "строгих" определений и затем "иллюстрируют" их примерами, трафаретна для современных научных монографий и статей.

Сравним изложение той же темы А. П. Киселевым (Алгебра, ч. 2. М.: Учпедгиз. 1957). Методика обратная. Начинается тема с двух примеров — бытового и геометрического, эти примеры хорошо знакомы ученику. Примеры подаются так, что естественно приводят к понятиям переменной величины, аргумента и функции. После этого даются определения и еще 4 примера с очень краткими пояснениями, их цель — проверить понимание ученика, придать ему уверенности. Последние примеры тоже близки ученику, они взяты из геометрии и школьной физики. Изложение занимает две (!) страницы. Ни перегрузки, ни абстрактности! Пример "психологического изложения", по выражению Ф. Клейна.

Показательно сравнение объемов книг. Учебник Макарычева для 9 класса содержит 223 страницы (без учета исторических сведений и ответов). Учебник Киселева содержит 224 страницы, но рассчитан на три года обучения — для 8-10 классов. Объем увеличился в три раза!

Сегодня очередные реформаторы стремятся уменьшить перегрузку и "гуманизировать" обучение, якобы заботясь о здоровье школьников. Слова, слова... 

На самом же деле, вместо того, чтобы сделать математику понятной, они уничтожают её основное содержание. Сначала, в 70-х гг. "подняли теоретический уровень", подорвав психику детей, а теперь "опускают" этот уровень примитивным методом выбрасывания "ненужных" разделов (логарифмы, геометрия и др.) и сокращением учебных часов [11, с. 39-44].

Подлинной гуманизацией было бы именно возвращение к Киселеву. Он сделал бы математику вновь понятной детям и любимой. И этому есть прецедент в нашей истории: в начале 30-х годов прошлого века "устаревший" "дореволюционный" Киселев, возвращенный "социалистическим" детям, мгновенно поднял качество знаний и оздоровил их психику. И, может быть, помог одержать победу в Великой Отечественной войне.

Главным препятствием являются не аргументы, а кланы, контролирующие Федеральный комплект учебников и выгодно размножающие свою учебную продукцию. Такие деятели "народного просвещения", как недавний председатель ФЭС Г. В. Дорофеев, который поставил свое имя уже, наверное, на сотне учебных книг, выпущенных "Дрофой", Л. Г. Петерсон [12, с. 102-106], И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, А. В. Шевкин (см. сайт "www.shevkin.ru"), и пр., и пр. 

Оцените, к примеру, современный педагогический шедевр, нацеленный на "развитие" третьеклассника: "Задача 329. Для определения значений трех сложных выражений учеником выполнены такие действия: 320-3, 318+507, 169-3, 248:4, 256+248, 231-3, 960-295, 62+169, 504:4, 256+62, 126+169, 256+693. 1. Выполни все указанные действия. 2. Восстанови сложные выражения, если одно из действий встречается в двух из них (??). 3. Предложи свое продолжение задания." [13].

Но Киселев вернётся! В разных городах уже есть учителя, которые работают "по Киселеву". Начинают издаваться его учебники. Возвращение незримо грядёт! И вспоминаются слова: "Да здравствует Солнце! Да скроется тьма!"

Справка:

Принято считать, что известную реформу математики 1970-1978 гг. («реформа-70») придумал и осуществил академик А.Н. Колмогоров. Это заблуждение. А.Н. Колмогоров был поставлен во главе реформы-70 уже на последнем этапе ее подготовки в 1967 г., за три года до её начала. Его вклад сильно преувеличен, — он лишь конкретизировал известные реформаторские установки (теоретико-множественное наполнение, аксиоматика, обобщающие понятия, строгость и др.) тех лет. Ему предназначалась роль стать «крайним». Забыто, что всю подготовительную к реформе работу вел в течение более 20 лет неформальный коллектив единомышленников, образовавшийся еще в 1930-х гг., в 1950—1960-х гг. окрепший и расширившийся. Во главе коллектива в 1950-х гг. был поставлен академик А.И. Маркушевич, добросовестно, настойчиво и эффективно выполнявший программу, намеченную в 1930-х  гг. математиками: Л.Г. Шнирельманом, Л.А. Люстерником, Г М. Фихтенгольцем, П.С. Александровым, Н.Ф. Четверухиным, С. Л. Соболевым, А.Я. Хинчиным и др. [2. С. 55—84]. Как математики очень способные, они совершенно не знали школы, не имели опыта обучения детей, не знали детской психологии, и поэтому проблема повышения «уровня» математического образования казалась им простой, а методы преподавания, которые они предлагали, не вызывали сомнений. К тому же они были самоуверенны и пренебрежительно относились к предостережениям опытных педагогов.

Костенко И. П.

Журнал "Математическое образование". Источник.

Андрей Петрович Киселёв

В 1938 году Андрей Петрович Киселёв сказал:

Я счастлив, что дожил до дней, когда математика стала достоянием широчайших масс. Разве можно сравнить мизерные тиражи дореволюционного времени с нынешними. Да и не удивительно. Ведь сейчас учится вся страна. Я рад, что и на старости лет могу быть полезным своей великой Родине

Моргулис А. и Тростников В. «Законодатель школьной математики» // «Наука и жизнь» с.122.

Учебники Андрея Петровича Киселёва:

«Систематический курс арифметики для средних учебных заведений» (1884)[12];
«Элементарная алгебра» (1888)[13];
«Элементарная геометрия» (1892—1893)[14];
«Дополнительные статьи алгебры» — курс 7-го класса реальных училищ (1893);
«Краткая арифметика для городских училищ» (1895);
«Краткая алгебра для женских гимназий и духовных семинарий» (1896);
«Элементарная физика для средних учебных заведений со многими упражнениями и задачами» (1902; выдержала 13 изданий)[5];
«Физика» (две части) (1908);
«Начала дифференциального и интегрального исчислений» (1908);
«Начальное учение о производных для 7-го класса реальных училищ» (1911);
«Графическое изображение некоторых функций, рассматриваемых в элементарной алгебре» (1911);
«О таких вопросах элементарной геометрии, которые решаются обыкновенно с помощью пределов» (1916);
«Краткая алгебра» (1917);
«Краткая арифметика для городских уездных училищ» (1918);
«Иррациональные числа, рассматриваемые как бесконечные непериодические дроби» (1923);
«Элементы алгебры и анализа» (чч. 1—2, 1930—1931).

Источник.

Учебники в продаже

СКАЧАТЬ Учебники Киселева (Арифметика, Алгебра, Геометрия).

Большая подборка других советских учебников:

СТАРЫЕ СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ

13 июля 2017 г. Мурманск. Антон Благин

Ссылка для желающих "ПОМОЧЬ" автору с продвижением этой статьи в Интернете.

Комментарии:

Ardjyna: буржуины добрались до власти и чтобы её не отдать, решили готовить в школе неучей, то есть квалифицированных потребителей. Чем глупее народ, тем им легче управлять. Недаром религию везде проталкивают, а она как раз и есть способ управления угнетёнными, порабощёнными массами.

Антон Благин: всё верно! Религия в России проповедует неравенство: все христиане — это "рабы божьи", а евреи — "богоизбранный народ", а значит евреи и должны властвовать над "рабами божьими". В ж*пу такую религию! В соответствии с этим религиозным и социальным НЕРАВЕНСТВОМ мы имеем и разные системы образования: одну — для "рабов божьих", другую — для "богоизбранных".

Виталий Вольф:  Антон, а в чём конкретно выражается у вас неравенство русского русской национальности и русского еврейской национальности?

Антон Благин: очень хороший вопрос! Спасибо, Виталий! Проблема скорее не столько в неравенстве, сколько в равенстве! 

В России, которая всегда была сильна Русским Православием, уравняли добро и зло, христиан и иудеев, хотя до 1915 года иудеи были под запретом в России, для них существовала "черта оседлости". И монархам, и простым гражданам Российской империи было понятно, что иудаизм несёт в себе зло, о чем собственно и написано в Библии: "злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское" (Откровение 2: 9). Поэтому это "сборище сатанинское" и содержалось в "черте оседлости" на территории Украины и Белоруссии как социально опасное сборище. При этом крещённые в православную веру евреи могли свободно жить и трудиться на территории Российской империи! Ныне же всё перевёрнуто с ног на голову: и в современной России, и в мире вообще это "сборище сатанинское" находится в привилегированном положении! Это оказывается "богоизбранный народ", и к нему надо относится с должным почтением. У иудеев в связи в этим на территории РФ в 60 городах имеются свои Раввинские суды, свои школы, свои детские садики! О как! И в них еврейских детей воспитывают в духе иудаизма, учат быть иудеями, продолжателями дел тех иудеев, которые когда-то распяли Христа-Спасителя.

Sergey_L: в 50-60-х годах прошлого века было послевоенное непростое время. Родители практически не помогали детям в учёбе. В то время не было ни репетиторов, ни логопедов, школьники учились самостоятельно! Они учились по учебникам Киселёва и других советских авторов. И получали лучшее в мире образование.

Дырка в полу или в головах?

Каждый раз, когда где-то пишут о достижениях России, любых – об успехах «Роскосмоса», о спуске на воду нового ледокола или о создании АЭС нового поколения – обязательно в к...

Свобода! Свобода? Свобода…
  • Barrys
  • 3 апреля 18:33
  • Автор рекомендует

Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, кто мнит себя свободным от оков — Иоганн Вольфганг Гёте. Каждый божий день, да ещё и по нескольку раз в наш информационный век, м...

Очередное "стыдно быть русским".

В одном он прав, предки наши для Грузии сделали очень много. Для начала - спасли от полного истребления турками. Потом сделали эту дыру самой процветающей и богатой республикой СССР, пр...

Обсудить
  • + Очень много рекламы кашерной школы. Я считаю. что в израиле еще более кошерные. пусть тут закрываются и все дуют на свою землю.
  • И не запарило же писать столько бреда автора.. " потому как еврейские дети в России учатся большей частью в специализированных еврейских школах, где действует совсем другая система образования" дальше читать не стал. Таких школ на всю Россию всего 70 штук. И там действует та же самая система образования.
  • :thumbsup:
  • ""Мы не рабы Министерства образования!" — решили в 2015 году учителя Новосибирска "Напишу ка я про это" - решил Антон в 2017 году... перед выборами может срублю чего)))
  • Буржуины добрались до власти и чтобы её не отдать, решили готовить в школе неучей, то есть квалифицированных потребителей. Чем глупее народ, тем им легче управлять. Недаром религию везде проталкивают, а она как раз и есть способ управления угнетёнными, порабощёнными массами.